Немыслимое

Борис Мильштейн
По общепринятым меркам умственно я развит нормально. Более того, интеллект мне не чужд. Но заметил, что моему сознанию неподвластны два явления.
Перво-наперво не могу вообразить размеры Вселенной или хотя бы интуитивно прочувствовать, отвлечённо осмыслить всю её необъятность. Постичь это моим разумом не удаётся.
Да хотя бы мысленно представить себе то расстояние, которое проходит луч света за световой год, и то не могу. С какой скоростью движется этот прямой, словно рельс, луч в космосе, теоретически знаю, а вот пройденный им путь за наш земной год - это представляется с большим трудом.
Когда же в своих статьях астрономы свободно жонглируют десятками, сотнями, тысячами световых лет, то это для меня уже вообще за гранью возможного.
Для таких, как я, специалисты сопоставляют между собой размеры Солнца и Земли. Так Земля на фоне Солнца выглядит мелким зёрнышком пшена. И такой же еле видимой точкой наше Солнце выглядит на фоне другого Светила одной из Галактик. Вот такие вселенские размеры и соотношения!
И как же всё это умозрительно познать и осмыслить? Ведь пощупать-то невозможно!
Тут вычитал, что при помощи уникального телескопа «Хаббл» учёные обнаружили нечто, что обозвали Обителью Всевышнего! Один из еле видимых размеров этой Обители исчисляется миллиардом световых лет. Даже если бы он исчислялся миллиардом земных лет, то уже было бы за гранью неизвестности, а тут световых лет!
Каких же размеров должна быть сама Вселенная, если Обитель Всевышнего еле просматривается на её просторах?!
Вы можете себе вообразить эту необъятность? Я - нет.
Это первое, совершенно недоступное моему пониманию.
Есть и второе.
Вырос я в посёлке, что в двадцати километрах от Винницы. Прошедшая война напоминала о себе и массой неразорванных снарядов, и полузасыпанными блиндажами, и окопами, и торжественными открытиями мемориалов погибшим воинам.
Как-то, спустя пятьдесят лет, был в Виннице и случайно оказался на скорбном мероприятии, посвящённом памяти безвинно убиенных евреев, о чём раньше даже полслова никогда не было произнесено. Председатель еврейской общины города тогда поведал мне о тех страшных зверствах.
Из его рассказа уничтожение людей происходило просто: недалеко от заблаговременно вырытых рвов украинские полицаи на установленных деревянных лавках прилюдно, с извращённым садизмом насиловали девушек и женщин, а после этого вели их к яме на убой.
Вот так незатейливо, буднично и обыденно.

Немцы женщин не насиловали лишь потому, что им было запрещено прикасаться к еврейкам, как к низшей расе.
На сегодняшний день на том месте обнаружено два огромных могильника. Но не всё исследовано в этом запустелом лесочке. Предполагается ещё ни одно подобное захоронение.
А чуть в стороне от этого места есть могильник, где лежат пять тысяч детишек. Немцы подгоняли грузовые машины прямо к родильным домам, и украинские прихвостни вышвыривали из окон новорожденных детишек в кузова машин. А потом полуживых - в ров.…
Этот детский могильник после сотворённого (о какой слезе ребёнка можно рассуждать?) ещё несколько дней «дышал». Земля, за тысячелетия много сволочного повидавшая, от немыслимого изуверства долго содрогалась….
Все имеющиеся в человеческом лексиконе слова с негативным оттенком не могут передать гамму чувств, раздирающих от этого изуверства плоть нормального человека.
На том могильнике по сей день трава не растёт. Так Природа скорбит по безвинно убиенным ангельским душам.
Скажите мне, какое такое преступление эти детишки совершили?
И в чём вина была тех девушек и женщин?
Как вообще можно понять и осознать ту необузданную злобу и всё уничтожающую ненависть?
Для меня эти деяния не поддаются осмыслению так же, как и размеры Вселенной.
Сотворённое — чудовищно, не покаянное — многократно преступно.
Над теми заброшенными могильниками нет никакого памятного камня, ни тем более, хоть какой-то неказистой стелы.
Но зато в центре Винницы с почестями установлена бронзовая скульптура Петлюре, чьи люди (точнее нелюди) вдоволь пролили еврейской крови в Гражданскую войну.
Наверное, можно по-разному выразить своё отношение к тем событиям.
Поступок Канцлер ФРГ Вилли Брандта, опустившегося на колени перед памятником жертвам Варшавского гетто, разве это не достойный пример для подражания?