II-5-2. Экклезиаст - исток философии

Екатерина Истоомина 2
                "Народ Мой не знает определения Господня.
                Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"?
                А вот, лживая трость книжников и его превращает в
                ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в
                сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же
                мудрость их?"  Иеремия. 8:7-9.   
               
                При первом моем чтении книги Екклесиаста начальные главы вызвали недоумение: умозаключения Соломона, одаренного Богом особой мудростью, я сначала восприняла как мудрствования неверующего или разочаровавшегося в вере обывателя. Из своих долгих наблюдений над жизнью мира сего царь сделал вывод: всё существующее бессмысленно, все человеческие дела бесполезны, познания умножают скорбь. И никакого света впереди.

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?». Екк. 1:2-3.
«И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!». Екк. 2:17.

«И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. …И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! ... И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня». Екк. 2:9,11,18.

«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. … и это — суета!». Екк. 8:14.

«Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем...». Екк. 9:3.

                И это пишет человек, которого Бог наделил мудростью для разумного управления Своим избранным народом?! Я к тому времени уже утвердилась в оптимистической евангельской вере. Печаль и разочарование, завладевшие царем, насторожили меня, и я поспешно закрыла Библию. Какое-то время пролистывала страницы Екклесиаста, не читая их. Позже все же подчеркнула много интересных мыслей из следующих глав. Но сознание мое уходило от анализа противоречия в высказываниях Соломона.

                Много в Библии встречается непонятного и неприятного человеку, который своей человеческой мудростью пытается искать в Писаниях ответ на вопросы бытия. Так было и со мной, когда получила, наконец-то, Библию и начала читать ее с предвзятостью, но и с настойчивостью докопаться до истины.

                Через несколько лет осознала, что произошло мое рождение свыше, — и с тех пор я стала открывать Библию только с молитвой о водительстве Духа Святого в понимании Слова Божьего. В последние дни я молилась Господу о теме, которую необходимо осветить, прежде всего для меня самой. А потом — и с другими поделиться в эссе на Проза.Ру.

                Дух Божий возвратил меня к книге «Екклесиаст или Проповедник» и попутно вывел на серьёзные исследования разных авторов по этому вопросу. Сейчас я придерживаюсь версии, что, возможно, и не Соломон писал эту книгу, а другой царь, из более поздней истории Израиля.

                История духовных колебаний Екклесиаста так же правдива, как жизнь всех библейских героев веры, и служит нынешним верующим предостережением и утешением. Каждый человек может оступиться в согрешении и ослабеть в вере, но Бог не отвергнет искреннего покаяния грешника.

                В первых шести главах рефреном проходит пессимистическое «суета сует и томление духа», а во всей книге слово «суета» повторяется 37 раз. Меланхолия одолевает автора, размышляющего о жизни его современников. И перспектива на будущее обрывается мыслями о неизбежной смерти человека. Ему, как и всему израильскому, народу еще не была открыта тайна воскресения верующих, спасенных для вечной жизни.

                Евангелие пришло в мир через Иисуса Христа, «спасшего нас и призвавшего званием святым. Не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников». 2Тим. 1:9-11.

                И хотя с израильским народом всегда были Божьи Пророки, говорящие непосредственное Слово Вседержителя, но не следует забывать, что по допущению Божьему им противодействовали дьявольские духи, увлекая людей в неверие и греховную жизнь. Екклесиаст и другие персонажи Ветхого завета не были рождены свыше и не могли понять многого в жизни. Поэтому страдали и разочаровывались в вере. Пророки  и герои веры — вовсе не идеальные люди. И в этом наша надежда…

                Никогда не забываю библейский принцип взаимосвязи Ветхого и Нового заветов: «Все это (В.З). происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (Н.З).». 1Кор. 10:11.

                Вся ветхозаветная и новозаветная история до дня Пятидесятницы — это Божье свидетельство о том, что только рождение свыше от Духа Божьего пробуждает в человеческом духе первородную, истинную веру в Бога. И только тогда постигается глубинный смысл, заключенный в Слове Божьем.

                Не все мысли Екклесиаста были Божьими мыслями. Как мудрец-практик он пришел к выводу, что человечество имеет мало подлинного удовольствия в жизни. Но извечная тоска о радостной жизни и присущее человеку желание найти Спасителя — явно ощущаются в его книге.

«Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это суета и томление духа!». Екк. 2:24-26.

                А в конце своей книги Екклесиаст высказывает главное, что он мог вывести из своих размышлений в то время: бойся Бога и помни день последнего Божьего суда.

«Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом». Екк. 8:11-13.

«Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля». Екк. 5:17.

«Я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого». Екк. 8:17.

                Мой вывод такой: «суета сует и томление духа» — это жизнь без Бога в сердце. А жизнь в Боге обретает высший смысл: здесь, на земле «возрастать в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), чтобы возвратиться в Отчий дом, в обители, которые готовит для детей Божьих Иисус Христос.

                Рожденные свыше имеют «помазание от Святого и знают все. … помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». 1Ин. 2:20,27.