Доступная информация

Алёна Цами
       Жизнь полна неожиданностей: вдруг отключают электричество, заканчивается газ в баллоне, мониторы электронных носителей информации потухают. И мы остаёмся один на один с собою, домом, природой. XIX век или каменный?..
       День впереди и что-то да приготовил нам, и чего-то ожидает от нас. Ведь в долгой очереди на рождение, в череде прежних дней, он многое продумал.
       Достанем с книжной полки свои любимые, потёртые и с закладками, носители информации. Либо обойдём владенья. Будем слушать лесных птиц, речитативы Катуни, любоваться умытыми ею камнями, пока не скрыты они половодьем… Смотри: берёзы ещё в полусне, загрезились золотистой пыльцою серёжек, но внутренняя жизнь циркулирует полным ходом – это заметно по капающему в чью-то банку соку – чуть мутноватому, манящему сладостью детства. Лиственницы стесняются серой своей корявости и будто встревожены чем. Ели стряхивают пожелтевшую хвою, а яркою невольно красуются перед обнажёнными соседками. Но, укрытые узорной шалью светотени, все они прекрасны в своём апрельском пробужденье и ожидании скорого обновления. Этот пень в два обхвата – похоже, бывшая лиственница. Усохшие годовые кольца вещают нам, что крепкой и стройной, полною птичьих забот, была она не менее века назад. А сегодня – престол лесного храма. Кем-то брошены семена на его столешницу, светлое пёрышко, несколько еловых шишек да малая дранка берёзовой коры. «А вы с чем пришли?» – шуршит под ногами палая листва, и любопытные веточки курильского чая цепляются за одежду. В моём кармане нашлась «барбариска» и треугольничек яшмы – отдаю сии скромные дары. Есть ещё компас в потайном кармане, но с ним не расстанусь – это из детства моих сыновей – путеводный символ, что поможет найти их за пределами детства...
       Да, лесной храм сегодня по-апрельски прозрачен, гостеприимно-доверчив и богат птичьими службами. «Эй, кто там, на верхних регистрах воспевает зелёное цветенье?..» Легко отзываются галки, скворцы, слышны жаворонки. Думаю, скоро к ним присоединятся зяблики и овсянки… 
       Оглянись, информация живёт не только в компьютере. Мегабайты её вокруг – математически точной и художественно небрежной, доступной чуткому наблюдателю. Правда, информация эта застенчива и ненавязчива. Вот согнувшаяся черёмуха cломленными ветвями сокрушается о своей жизни. Количество прожитых ею лет, взращённых ягод и листьев, подслушанные птичьи секреты, замысловатые траектории насекомых в ветвях, большие и малые поломки – надёжно хранятся в ячейках её памяти. Интересна ли она кому? Растущая рядом лиственница, кажется, всеми помыслами устремилась в небеса. Там она черпает свет и тепло в капилляры будущей хвои и простор для мечтаний. Что ей согбенная старуха? Лиственница молода, стройна, у неё впереди десятки лет полнокровной жизни. Лишь бы гусеницы не наседали всей массой, да местный делец не облюбовал стройное и крепкое тело её для своих практических нужд. Даже при беглом взгляде – пять или шесть столбиков для забора!.. По всему маршруту наших прогулок лишь один тот внушительный пень, остальные – шириною заборных столбов. «Успевай красоваться, листвяга!.. – скрипит старая черёмуха. – Взращивай витаминную хвою, лелей птиц в своих мягких ветвях. Доживёшь ли до старости…» У каждого дерева, как и человека, своя судьба, которую оно готово поведать. Ждёт лишь нашего «родственного внимания» – как говорил Михаил Пришвин. 
       Наблюдая стать и характер деревьев, вспоминаем Пришвина, Бианки, размышляем о таланте, о талантливости в человеке. О вечной этой тайне. Чему может научить талантливый учитель: только ли методике ремесла? Или передаёт ученикам нечто большее – энергию своего таланта, «угол зрения» на вещи и явления. Способность черпать тонкие, незримые откровенья окружающего, проводить аналогии, сопоставлять. Необычное видеть в обычном. Несомненно, талантливый учитель и сам учится, всегда, в том числе у своих учеников. Он не боится быть смешным и немного странным, то есть выходить за рамки привычного, изумляться и искренне радоваться успехам других. Он открыт всему новому. Такой учитель вряд ли даст готовый ответ, скорее, поможет неожиданным вопросом.
       Значит, во всём новизна, и нет – повтореньям?.. Как в природе: каждая весна – новая. Трели птиц, траектории ветряных сквозняков и штрих-коды дождей, будущая листва в солнечной дымке, нежные младенцы-первоцветы и прогулки наши – всё новое! Сама Катунь – поток свежей информации с ледников величественной Белухи. Окунись и разгадаешь! Даже пригнувшаяся к земле черёмуха с треснувшим стволом и обломанными ветвями найдёт в себе силы для новой поросли, выпустит, где только возможно, молодую листву, пахучие кисти-соцветья, укроет ими свою старость и проживёт ещё лето. И душа её возблагодарит Создателя за это последнее, возможно, обновление, когда каждая пчёлка будет на особом счету, а чёрные гроздья ягод – крупнее и слаще прежних…
       Если что-то новое открывается нам именно сегодня, среди природы, и сок познания полнит нашу душу, значит, электричество отключают вовремя. И сегодняшний день доказывает это каждой своею минутой.

       *