Коленька

Александр Чурсин 2
               

   Маленький Коленька рос самым обыкновенным ребенком, если бы не его кудрявые волосы - вот с них то, все и началось... Кудряшки и улыбчивое личико напоминали всем родным и близким образ маленького Володи Ульянова, а постоянное сравнение с ним подвигало маленького Коленьку брать с него пример - он рос послушным мальчиком и очень рано научился читать. Он читал все, что подсовывали ему родители, а когда чуточку подрос, то ставил табуретку, забирался на неё и брал с книжной полки всё сам - так, потихоньку и понемногу, привыкая к самообразованию. Ещё в садике его приучили читать стихи и заучивать их наизусть, а потом он их рассказывал на утреннике, как и все дети в группе... Когда Коленька читал стих про лошадку, то казалось, что вот она, лошадь, стоит рядом, а Коленька с любовью разглаживает ей гриву и того гляди оседлает и, согласно тексту Агнии Барто, поедет на ней в гости. В такие моменты даже повара приходили с кухни, чтобы посмотреть на удивительное чтение чудо-ребенка, порой напрочь забывая про обед, один раз даже запеканка подгорела.

   Однажды, на Новый год, пришел в дом Коленьки настоящий Дед Мороз, чтобы поздравить мальчика и вручить подарок. Как водится Николашу поставили на табурет и он прочитал стишок про ёлочку, Дед Мороз уже было развязал мешок с подарками, а Коленька начал второй стишок читать, да с выражением - пришлось и его слушать. После второго стиха, последовал третий, затем четвертый - Коленька, как будто бы вошел в раж. После восьмого стиха, умилительная улыбка на лице Деда, сменилась страдальческим выражением, а глаза излучали невыразимую тоску. После десятого стихотворения, Дед решительно рванул мешок, буквально всучил в руки мальчика подарок, буркнул поздравление родителям и стремглав выскочил из квартиры. Коленька закричал ему вслед:" Дедушка, куда вы?! Я ещё " Евгения Онегина" знаю"..." - Не-е-е-е-т",- раскатисто истошно, донеслось из самой глубины девятиэтажки. Больше ни один Дед Мороз к нему не приходил...

   В начальной школе, самым большим праздником для нашего мальчика был день принятия в октябрята. С какой большой гордостью все дети носили свои звездочки, но Коленка был горд больше всех. Постороннему человеку могло показаться каким-то наваждением, как будто мальчик носит свой портрет на значке - так сильно они были похожи. Явная двойниковая похожесть, налагала на школьника определённую ответственность, он не мог себе позволить учиться плохо или хулиганить - святой образ маленького Ильича нужно было нести достойно. Переходя из класса в класс, из октябрят, вступая в пионеры, Коленька не только имел отличную успеваимость и пятерку по поведению, но и продолжал радовать учителей и одноклассников своими декламационными способностями. Ни одно школьное мероприятие не обходилось без его участия. Он читал стихи, не только из школьной программы, но и поэтов, которых не проходили по литературе и всегда с успехом. Обладая удивительной способностью вживаться в образ, Коля оставлял незабываемое впечатление у слушателей, которые сходились отовсюду. Учителя, одноклассники, повара, охранники, уборщицы и все, кто случайно оказывался в нужном месте в нужное время, раскрыв рот, внимали выступающему, испытывая на себе эффект присутствия и сопричастности поэтической истории, неизбежно поддаваясь влиянию великой силы искусства.

   Второй страстью маленького Коли была любовь к рисованию, которая проявилась несколько позже тяги к стихам, причем совершенно случайным образом...Коля читал вслух про пушкинское Лукоморье, делая руками ритмичные пассы, сидя за письменным столом, на котором, на белом листе бумаги, отчаянно пробовал подремать семейный кот Мурзик - ну как же, уснешь тут, когда хозяин прямо в ухо орет - "... златая цепь на дубе том...". И когда Коля дошёл до слов про кота, Мурзик посмотрел на мальчика ошалелыми глазами, а Коленька вдруг стал обводить его по контуру маминой губной помадой - бедное животное выскользнуло из-под руки и спряталось под кроватью, но на листе бумаги остался его силуэт. Коленька дорисовал глазки, носик, ротик и штрихами изобразил шерстку - вышло как-то не очень, но папа, изрядно уставший от громких монологов сыночка, страстно читающего стихи, в надежде на перемену устремлений сына в более спокойное русло, похвалил, а мама сказала, что краски подойдут лучше, чем помада..., и понеслось.

   Все чаще родители видели свое чадо с кисточкой в руке и перемазанного краской. Вначале моделью выступал всё тот же домашний питомец. Хозяин властно укладывал бедное животное на лист бумаги и придавая различные положения лапам и хвосту, старательно обводил его разноцветными красками. Потом он дорисовывал свой шедевр, а бедный котик, отбежав на безопасное расстояние, принимался яростно вылизывать своё испачканое акварелью тельце. Но в конце концов терпению хвостатого пришел конец и ни на какие "кис - кис" он не отзывался, только Коленька брал в руки кисть, как Мурзик мгновенно забирался в такие потаенные места, что найти его было абсолютно невозможно, выбирался он уже поздним вечером, и как партизан, маленькими перебежками, чтобы не дай Бог его заметил юный "Рембрандт", прошмыгивал на кухню, где наскоро перекусив, прятался уже на всю ночь. Художнику пришлось перейти к моделям позговорчивее - он стал осваивать технику натюрморта. Многочисленные овощи и фрукты обводились и раскрашивались, маленький мастер стремился к абсолютной идентичности в передаче размеров и конфигурации предметов. Подобной скурпулезности позавидовал бы и сам Караваджо - автор самого первого натюрморта в мировой живописи. И вот уже и мертвая натура перестала удовлетворять растущим устремлениям живописца и решил он замахнуться на... ЧЕЛОВЕКА.

   Венец творения нельзя просто взять и положить - на помощь пришли свежеполученные знания из школьного курса физики. Коленька поочередно усаживал своих родителей, сестру и друзей, направлял на их лица источник света, ну прям как при допросах в далеком 1937 году, а потом обводил теневой контур, спроэцировавшийся на прикрепленный за ними лист бумаги. Дорисовка глаз, носа, губ, бровей не занимала много времени, потом ретушь и очередной шедевр пополнял домашнюю галерею, которая уже заполнила все свободные стены в квартире, красовалась на дверцах шкафов и межкомнатных дверях. Рассматривая эти рисунки, любой эксперт мог однозначно утверждать, что они выполнены в рамках "кубизма", того самого, в котором работал Пикассо, но только великий испанец пришел к своей знаменитой "Гернике", картине, написанной в кубической манере, через такие более простые свои полотна, как "Девочка на шаре", а Коленька сразу взял эту высоту. Его одноклассники и друзья, разбирая черты своих собственных изображений, находили нос, в одном месте, глаз, в совершенно другом, ну а рот, в третьем - ну форменный " кубизм", навевающий детям уважение и священный трепет к личности автора. Но совершенству нет конца и вот уже пришла пора осваивать пейзаж и жанровые сцены, к коим давно тянуло Коленьку. Слайды и диафильмы, диапроэкторы и фильмоскопы - вот очередные вехи на пути к художественному мастерству.

   И третьей страстью Коленьки стало пение. Как водится, впервые детки знакомятся с вовальным искусством в детском саду и наш герой не стал исключением. Как все дети он выводил до боли знакомое " Мы едем, едем, едем, в далёкие края...", стараясь образно, изменением тембра и громкости голоса, донести до слушателей, как он "едет", но все дети "ехали" по-разному, а некоторые вообще "стояли" на месте, так что приходилось нашему певуну держаться усредненного общего уровня и не выпендриваться. А скоро ему это даже понравилось и на протяжении всех последующих лет, и в школе, и позже, Коленька твердо придерживался хорового пения и к сольной карьере не стремился. Однако, справедливости ради, стоит сказать, что было несколько эпизодов, когда Коленька не выдерживал и давал себе волю, правда было это не на людях, а когда он ходил по грибы и углублялся далеко в лесную чащу.  Тогда раскатисто и мощно, сотрясая хрустальный октябрьский воздух, из самой глубины леса раздавалось:" Широка страна моя родная...", будто сам Шаляпин забавляется, совершая лесной променад. Была от таких метаморфоз и абсолютно реальная польза - многие грибники-потеряшки, ориентировались на его голос, как на маяк, и выходили из лесу...

   Прошли годы, Коленька вырос, возмужал, обзавелся семьей, родил дочь ( кстати, дочка его, Олеся, тоже имеет страсть к рисованию и у неё очень недурно получается) и стал уже именоваться Николаем Анатольевичем, но для своих родителей он по-прежнему остался Коленькой. Все свои детские страстные увлечения он не только не бросил, но развил и довел, если не до совершенства, то до очень приличного уровня. Не раз я, переключая телеканалы, встречался лицом к лицу с Николаем, читающим стихи и замирал, как кролик перед удавом, ибо оторваться было невозможно. Казалось ещё чуть-чуть и Николай шагнет с экрана к тебе в комнату и вытрясет из тебя всю душу - такова великая сила ИСКУССТВА! Живопись он тоже не бросил, часто выезжает на этюды, а готовые картины украшают стены его скромной квартиры, а самая большая его картина каждую неделю встречает христиан в церкви, ибо написана перед входом, на огромной стене храма. Однажды, он подарил мне свой этюд, а на заре нашего знакомства я даже имел честь быть увековеченым на портрете его кисти. И хоровому пению он также остался верен - стоит среди басов, хотя может петь и тенором. Не раз я имел счастье насладиться их мастерством и оценить по достоинству, ведь я и сам имел опыт многолетнего вокала, как сольно так и в хоре.

   Дорогой мой друг, Николай! Сим рассказом, написанном от души и с ироничным юмором, я хочу поздравить тебя с днем рождения. Мне скучно и неинтересно писать банальные поздравления, тем более для тех людей, которые мне дороги и которых я люблю, а к таковым ты безусловно относишься. Конечно написать нечто подобное можно только о хорошо знакомом тебе человеке, а мы знаем друг друга уже более 25 лет - ты самый старый ( не по возрасту, а по стажу) и один из самых близких мне друзей ( и географически тоже). Оставайся таковым и дальше, ибо старый друг лучше новых двух. Здоровья тебе, ибо это краеугольный камень всему, что есть в жизни человека. Материального достатка, ибо счастлив не тот у кого много денег, а тот, кому хватает. Обилия новых творческих замыслов с возможностью их реализации, ибо творчество, на мой взгляд, главная составляющая человеческой жизни. Хочу также пожелать тебе и всего того, чего ты явственно и сам пока не видишь, а зришь лишь как в туманном видении, как в первоначальном неясном наброске художника, что проявиться лишь в будущности. Обычно об этом человек просит у Бога интуитивно и неопределенно, но Господь, как Альфа и Омега, видит всё ясным образом уже сейчас.

   Поздравляю также с твоим рождением и жену твою, Ирину, от которой зависит ваш семейный комфорт и которая тоже является моим старинным и любимым другом. А также дочку твою, Олесю, которая выросла на моих глазах и является достойной продолжательницей отцовского призвания. Благослови Господь всех вас!

   За сим позвольте откланяться, дабы сильно не наскучить. С нетерпением жду личной встречи лицом к лицу. Ваш старый друг, Александр, просто Саша, просто пишущий прозу и стихи, просто любящий вас.

©                ( А.В.Чурсин)

P.S. Читатели мои, осилившие сей пост до конца, у вас тоже есть лучшие и ближайшие друзья, которых вы любите. Говорите им почаще добрые слова, делайте незабываемые подарки, не ограничивайтесь скаченными открытками и готовыми поздравлениями, которые быстро забываются, проявите выдумку и смекалку, ведь вы хотите порадовать своих самых близких людей. Вы можете написать прозу, стихи, сделать фотоколлаж, снять видео или спеть, главное - не скупитесь и подарите частицу своей души. Не опаздайте, ибо время лукаво, можно и не успеть... смерть опередит. "Вчера", уже прошло, "завтра", вам ещё не принадлежит, у вас есть только "сегодня" - сейчас ободряйте друг друга и помогайте по мере сил, в соответствии с нуждой ближнего своего.  Другие поздравления, написанные мной по-разному, все заинтересовавшиеся могут найти в каталоге моих произведений, который находится здесь https://vk.com/wall389303649_505. ,
под порядковым номером 7.