Лазоревый платок

Надежда 12
 Вчера сын с невесткой поздно вернулись из областного города Воронежа. Я долго гадала, за чем они ездили туда на этот раз. И вот дети на пороге. У нашей девочки глазки счастливо сверкают. В руках – огромная сумка, которую обычно выдают вместе с крупногабаритной покупкой. И вот молодая женщина распаковывает пушистое чудо благородного коричневого цвета. Она одевает шубку и весело крутится возле трюмо.
- А если вместе с шапочкой?-лукаво спрашивает она то ли меня, то ли обалдевших от этого действа мужа и свекра. Скорее всего, мужчин, ведь ради них мы стараемся быть красивее день ото дня. Хотя природа препятствует. И тогда мы прибегает к уловкам. Да-да, мы украшаем себя. Но столько морщин исчезает после очередной обновки! А сколько молодильных кремов остаются лежать недвижимы на туалетном столике!
 Наверное, во мне должно бы заговорить свекровское начало. Но улыбаюсь невестке и в тысячных раз одобряю ее желание склонять мужа на подарки. Я бы сказала именно так, потому что слово наряжаться слишком пошло для восприятия. А между тем две внучки прильнули к маме и ласкают мех шубки. Пусть и они научатся ценить себя и не убивать извечную женскую сущность.
 Я рассуждаю сейчас с высоты женского полета фантазии. И сейчас вы поймете почему. Однажды мы сидели с мамой на ее кровати. Стоял поздний вечер. Я приехала к ней по ее звонку, долго прогоняла совсем одолевавшую ее смерть. Еще час назад мне казалось, что мои силы иссякли, и она побеждает. Мамины губы начали синеть, а руки похолодели. Жизнь билась в ней маленьким, едва уловимым родничком. Но я «взяла в руки шпагу», и попробовала еще раз. Получилось! Как мы радовались, когда сумели поднять маме давление. Я обнимала ее, стараясь перекачать свою энергию родному человеку, вдохнуть в нее желание встретить еще одно утро с нами.
И вот мы сидим после очередной битвы «за Сталинград» и разговариваем. Мама вспоминает:
- Знаешь, как трудно мы жили с твоим отцом. На свадьбу его сестра привезла мне отрез штапеля на платье. Брат подарил ему свой костюм. Твоя крестная привезла издалека тонкую шаль. ..А потом…Потом стало как-то полегче. Люди справляли обновы. Мы - только детям. Вы же росли, как грибы после дождя. А мне так хотелось одеть на голову платок из шелка, тогда они были в моде. Я приглядела такой… лазоревый с маками . почти слезно просила мужа купить его, который висел в сельмаге целый год. Кажется, эта вещь долго ждала именно меня. Но он так и не разрешил. Вот скажи, твоего отца уже нет на свете. Значит, я так и не поношу этот платок лазоревый?
«Родная моя,- подумала я.- Я столько покупала тебе новых платьев и еще больше - платков разного цвета. Но ты одевала все это и становилась грустной. Я понимаю теперь, почему. Ты хотела хотя бы маленькой жертвы от любимого человека, которого ты не раз спасала от беды, знала все его болячки и боролась с ними до последнего. Наконец, ты родила ему дочек.
 Нет, мать с отцом прожили достойно, но как все. Это означает: не бил, все заработанное приносил в дом. Любил и жалел дочерей и тещу. Но ни разу не совершил подвига души, ради которого женщина и живет с ним. Не было в их жизни самого главного, о чем в тайне мечтают все девочки на свете и о чем они горько плачут в расцвете лет. И старятся, и уходят, не получив каждая своего лазоревого платка. Правда, иным и сказочный замок не в радость. А другие из гордыни не примут дорогой дар- сама заработаю и построю. Но вот третьи берут на себя столько забот и хлопот, связанных с близкими и родными, что мечтают хоть о какой-то компенсации трудов. Даже не так - о подпитке ее женской души, которая прежде времени умирает без ласки и нежности.
 Мама пережила отца на 10 лет. Часто просила привезти ее на могилу и ревниво осматривала окрестности: не легла ли рядом чужая женщина. Я даже шутила:
- Ты что, преждевременно готова лечь рядом с ним, лишь бы твое место не заняла другая?
 Мама серьезнела и вспоминала, что снилось ей перед уходом отца. В ее сне оживала все время одна и та же картина. Она взбирается на горку, за которой лежит подворье отца. Там резво бегают две женщины. Одна из них – свекровь, которая почему-то не любила свою невестку. Впрочем, в нашем селе это было на каждом шагу. Старушкам казалось, что если бы они взяли в невестки соседку, было б лучше. А тот факт, что сын не мог видеть эту девушку, не волновал. И вот сбылась мечта идиотки: по двору ходила другая женщина. А рядом с ней стоял мой отец. Я-то думаю, провидение просто готовило нашу мать к разлуке. И та другая - принаряженная старуха-смерть. Но тогда мама мыслила иначе.
 Как бежит время. Кажется, недавно я держала за руку маму и читала с ней последнюю молитву. Ей так хотелось, чтобы я была рядом в трудный час. А я, не в силах узнать этот миг, спешила по первому ее зову, боясь опоздать. Но Бог услышал мою страстную молитву и дал невидимый знак. За два дня я поняла: скоро ее не станет. Наверное, раньше было нельзя. Я читала в Библии, что Пречистая Мать тоже молила своего сына об этом. Но он подал ей знак за три дня до упокоения. Будто кто-то невидимый вбил в мою голову эту мысль. И я начала готовиться к дочернему подвигу уже подготовленной.
 Мы нарядили маму так, как она пожелала. Прочь серое и будничное. А на голову повязали красивый платок, подаренный ей когда-то внуком.
 И вот уже четыре года, как мама там, где все наши родные. Они похоронены в родном селе, о чем просили ранее. Откуда приехали в город, туда и вернулись. Сейчас мертвых на погосте в этом месте гораздо больше, чем живых. Наверное, это происходит не только в том селе - в каждой глубинке.
 Родители часто снятся мне просто так. Но редко - вместе. Неужели и там – у каждого своя жизнь? Но вот недавно мама показалась мне молодой - лет 45. Она находилась в торговых рядах, где продают платки. Перед ней стояло зеркало, в которое смотрела и едва заметно улыбалась. Я подхожу к ней и говорю:
- Мама, зачем тебе этот платок? Я тебе лучше куплю!
 Но она, заметив меня, делает знак: не надо. И смотрит куда-то в сторону, будто видит кого-то очень близкого и родного. Конечно, мужа.
 Я просыпаюсь и не могу ничего понять. Потом до меня доходит: наконец, он подарил ей лазоревый платок. Правда, он был цвета спелой вишни. А по нему разбросаны маки и какие-то удивительные лазоревые цветочки. Выходит,- вечность- это еще не конец чувствам. Может быть, только начало?