Петрович, Пушка и фашистский танк

Виктор Кирсанов 77
–Танки! Танки, впереди справа! – команда прозвучала так же неожиданно, как и появление бронированного врага. Команда звучала беспрекословным приказом, звучала мобилизующе, – продолжал свой рассказ Александр Петрович Ярыгин – в быту Петрович.– он задумался и замолчал.

А живём-то мы с Петровичем в одном и том же районе Москвы. Занимаемся одинаковой работой в Ветеранской организации. Ходим по школам. Беседуем с ребятишками о том, как трудно давалась Победа. Рассказываем правду о войне,  о неимоверно огромных страданиях и потерях, о нашем всенародном горе и о нашей гордости за героизм Советского народа. О том, кто Главный Победитель в этой войне. А вот друг о друге знаем мало.

Попросил Петровича рассказать, как он воевал.  Долго отнекивался, но однажды зашёл разговор о танках. На телеэкран выходит фильм  о нашей легендарной  Т-34. И Петрович рассказал, как он воевал, но не на  танке, а в дивизионе противотанковых орудий.

– Так вот. – продолжал свой рассказ Петрович, – появились фашистские танки в тот раз неожиданно. Батарея готовилась к завтрашнему бою, а они эти танки, уже сегодня тут как тут! Однако, опыт боёв научил артиллеристов быть готовыми к борьбе с танками  в любой момент.
И в этот раз пушки сразу, как только прибыли на указанное место, установили в боевое положение. А потом, не торопясь, расчёты с шутками, с перекурами готовили  «ровики» для себя,  для укрытия  бойцов расчёта в момент выстрела. Около пушки, когда из неё производят выстрел, остаётсяся  только наводчик.

Команда «Танки!» мгновенно преобразила всё. Подносились снаряды. Заряжались пушки. Расчёты находились на боевых местах.
Наводчик, младший сержант Ярыгин, – он хитровато улыбнулся тому, что называет себя, как кого-то другого и продолжил, – прильнул к прицелу. Ствол моей противотанковой пушки ЗИС-3 калибра 76,2 мм начал движение в сторону немецких танков. Представьте себе, как громадины, весом под двадцать пять тонн, выкатывались из-за  маленького перелеска и пытались спрятаться за длинной, низкой хозяйственной постройкой, вдоль которой лежал их путь. Они думали, что за этим кирпичным сараем, мы их не увидим.               

Я уже встречался в бою со  средним танком вермахта – «Т-4», видел такие немецкие машины, когда они ещё были живые и очень опасные.  Видел  их и вблизи, когда   они были уже не живые, а разбитые, сгоревшие. На моём счету к 1945 году уже были три уничтоженных таких зверя, то есть был опыт.

Сейчас до них оставлось несколько сотен метров.  Танки всё выкатывались из-за перелеска и выкатывались. Они прятались за кирпичной стеной сарая, накапливались там. Сколько же их?  Батарея ждала и я ждал. ждал. Вот появился  первый. За ним  второй. Танки вылезали из-за укрытия, разворачивались и шли фронтом на наши  позиции. Каждый бронированный монстр  прёт  на меня! целится в меня! да ещё и смертью плюётся!
 
– Петрович. А страшно было? – спросил его.
– Только в начале боя. Потом бояться некогда. Война научила главному правилу борьбы с танками. Оно запомнилось мне твёрдо и на всю жизнь: «если ты не убьёшь врага первым, то он убьёт тебя».

– Танки!  Вот один попал в прицел, другой. Выбрал последнего и ждал, когда же он чуть повернётся бочком к стволу моей пушки, Так удобней и надёжней развалить ему гусеницу. Ждал. Терпеливо ждал.

Молодец был наш командир дивизиона: он удачно и умело выбрал позицию  для пушек. Такой он был умница. Его очень любили бойцы. Опыт у него был большой. Умел он это делать. Было у него  какое-то внутреннее чувство  по выбору лучшей и нужной  позиции. И в этот раз он определил  каждому расчёту оптимальное  направление и сектор обстрела. Подобрал хороший рельеф  местности, чтоб бойцам  было легче обустроиться со своими любимыми орудиями.  Ну, чтоб меньше копать…  Ведь перед пушкой надо иметь надёжный бруствер. Он должен хорошо защищать и маскировать пушку и расчёт, но  ствол  пушки при этом должен свободно ходить вверх-вниз,  влево-вправо.

Бойцы расчёта и о себе обязаны  позаботиться.  Подготовить, то есть выкопать укрытие – «ровик», в котором можно и нужно укрыться от вражеских пуль, снарядов и осколков. А необходимость такая постоянно возникала. Вот, когда пушка готова к выстрелу, с ней остаётся только один из расчёта – наводчик  за прицелом. Он ждёт удобного ракурса танка по отношению к орудию.

Дождался. «Мой танк» повернулся ко мне боком, объезжал что-то.  Он   не заметил наш расчёт и пушку за бруствером не заметил. Выстрел! И танк закрутился на одной гусенице. Вторую – мы с пушкой разбили у него вдребезги! Смотрю в прицел, любуюсь своей работой. Сашка –  звали меня во времена Великой Отечественной войны. Я был самым  молодым наводчиком на батарее. Мне было – девятнадцать.  А был это четвёртый подбитый мною фашистский танк. И – последний. Начали стрелять другие пушки нашего дивизиона. И, вдруг крик: «Сашка!». Крик по интонации обозначающий: опасность. Я рыбкой, одним прыжком оказался в «ровике» на ребятах нашего расчёта, и… взрыв! И темнота… потерял сознание, – Петрович  замолчал.

Оказывается, другой танк засёк пушку наводчика Ярыгина  и выпустил снаряд. Ноги  Петрович не успел подтянуть в «ровик» – они остались  снаружи. Вот им и досталось.

Александр Петрович Ярыгин тяжело вздохнул и замолчал. Его приятное, интеллигентное  лицо девяностодвухлетнего мужчины стало нежным и печальным. Вероятно, вспомнил он свои ощущения в бою с танками.

Это случилось 14 февраля 1945 года за городом Восточной Пруссии Инстербургом  (ныне Черняховск)  на пути к старинному  прусскому городу Кенигсбергу (ныне Калининград).
 
Потом была Победа. Полгода госпиталей и служба  в Советской армии.
В 1953 году демобилизовался в звании лейтенанта.
Работал в Подмосковье и в Москве.  Окончил  Всесоюзный заочный строительный   институт по специальности инженер-технолог.
Участвовал в строительстве  аэродрома в Шереметьево, строил аэродром в Гвинее и домостроительный комбинат в Афганистане.
Александр Петрович четверть века руководил транспортным отделом в Президиуме Академии Наук СССР.

Находясь на заслуженном отдыхе,  Петрович много сил и своего времени  отдаёт работе  в ветеранской организации района. Он неоднократно избирался и сейчас вновь избран членом Совета  ветеранов нашего района. 
Сейчас, при подготовке к празднованию  73-ей годовщины   Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., часто встречается с учащимися  в школах,  в клубах, на торжественных мероприятиях.
 
Не стареют душой ветераны, ветераны  Второй Мировой!
С праздником, Петрович! Здоровья!