Смешанный авиационный полк 51-й Армии

Владимир Савончик
Смешанный авиационный полк 51-й Армии.

(краткая историческая справка)

Смешанный авиационный полк 51-й Армии предположительно сформирован на базе 146-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи связи.

Нахождение в строю:

С ? по 7 июня 1942 года.

В составе действующей армии:

С ? по 7 июня 1942 года.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С ? по 7 июня 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С ? по 19 мая 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил 51-й Армии Крымского Фронта.
С 19 мая 1942 года по 7 июня 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил 51-й Армии Северо-Кавказского Фронта.

Командир полка:

Капитан Дадиянц Николай Георгиевич – с ? по 7 июня 1942 года. Назначен на должность командира 932-го смешанного авиационного полка. Предположительно.

Военный комиссар полка:

Старший политрук Харитоненков Иван Николаевич. Назначен на должность военного комиссара 932-го смешанного авиационного полка. Предположительно.

Участие в операциях и битвах:

Битва за Крым – с ? по 19 мая 1942 года.
Битва за Кавказ – с 20 мая 1942 года по 7 июня 1942 года.

Потери:

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Закавказским Фронтом №029/н от 27 октября 1942 года.

Баскаков Константин Фёдорович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени. (в наградном листе стоит печать 146-й отдельной авиационной эскадрильи связи)
Кильговатов Олег Онуфриевич. Старшина. Лётчик. Орден Красного Знамени. (в наградном листе стоит печать 146-й отдельной авиационной эскадрильи связи)
Коровкин Пётр Петрович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(2) (в наградном листе стоит печать 146-й отдельной авиационной эскадрильи связи)
Тарасов Николай Николаевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(2) (в наградном листе стоит печать 146-й отдельной авиационной эскадрильи связи)

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Вооружение:

И-16
У-2

Дислокация:

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

7 июня 1942 года смешанный авиационный полк 51-й Армии переименован в 932-й смешанный авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку:

Путилин Михаил Тихонович – с марта 1942 года по 7 июня 1942 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Кильговатов Олег Онуфриевич – с мая 1942 года по 7 июня 1942 года. Побед в составе полка нет.
Тарасов Николай Николаевич – с мая 1942 года по 7 июня 1942 года. Побед в составе полка нет.

Личный состава полка:

Баскаков Константин Фёдорович
Габоев Султан Хатахцкоевич
Дадиянц Николай Георгиевич
Кильговатов Олег Онуфриевич
Коровкин Пётр Петрович
Путилин Михаил Тихонович
Тарасов Николай Николаевич
Харитоненков Иван Николаевич

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ

Источники информации:

http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
http://soviet-aces-1936-53.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 1 мая 2018 года.

Путилин Михаил Тихонович

Родился 15 ноября 1914 года в станционном посёлке Казинка Липецкого уезда Тамбовской губернии Российской империи (ныне одноимённый район в черте города Липецка Российской Федерации) в семье рабочего-железнодорожника Тихона Михайловича и крестьянки Ольги Гавриловны Путилиных. Русский. Окончил неполную среднюю школу и зоотехникум в селе Плеханово Грязинского района Воронежской области. До призыва на военную службу года работал в Воронеже инструктором Воронежского областного земельного управления.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии М. Т. Путилин был призван по спецнабору Воронежским городским военкоматом в сентябре 1935 года. Окончил 11-ю военную школу пилотов в Ворошиловграде в ноябре 1937 года. Военную службу М. Т. Путилин начал в Воронеже пилотом 41-й, с августа 1938 года — 76-й тяжёлой бомбардировочной эскадрильи 76-го отдельного авиационного полка. В феврале 1939 года Михаил Тихонович был переведён в Закавказский военный округ. Служил в 16-м отдельном авиационном полку, 5-й и 16-й санитарных авиационных эскадрильях, пройдя путь от младшего лётчика до заместителя командира авиационной эскадрильи.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший лейтенант М. Т. Путилин с 20 января 1942 года. Воевал Михаил Тихонович на самолёте У-2. В составе своей эскадрильи зимой 1942 года во время Керченско-Феодосийской операции он свершал вылеты преимущественно на эвакуацию раненых с Керченского полуострова. В марте 1942 года его перевели на должность заместителя командира авиационной эскадрильи 932-го смешанного авиационного полка, входившего в состав ВВС Крымского фронта. Выполняя боевые задачи по эвакуации во фронтовой тыл раненых, обеспечивая связь штаба Крымского фронта с боевыми частями, производя разведку войск противника и уточняя позиции своих наземных войск, старший лейтенант М. Т. Путилин к середине мая 1942 года совершил 58 боевых вылетов, при этом совершив 151 посадку в ближнем войсковом тылу.
После поражения войск Крымского фронта на Керченском полуострове Михаил Тихонович принимал участие в эвакуации командования фронта на Таманский полуостров. С июня 1942 года старший лейтенант М. Т. Путилин участвовал в Битве за Кавказ, обеспечивая связью и разведкой штаб 51-й армии. С июля 1942 года Михаил Тихонович был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи 932-го армейского авиационного смешанного полка. В этой должности с 15 июля 1942 года Михаил Тихонович руководил действиями эскадрильи в Сталинградской битве. За время сражения он совершал боевые вылеты на самые сложные и ответственные задания по разведке войск противника, всегда своевременно доставлял приказы в боевые подразделения. С 1 февраля 1943 года М. Т. Путилин сражался на Южном фронте. В марте 1943 года 932-й смешанный авиационный полк был расформирован, а М. Т. Путилин был переведён на должность командира эскадрильи связи 10-го смешанного авиационного корпуса (с июля 1943 года — 7-й штурмовой авиационный корпус) 8-й воздушной армии. Михаил Тихонович принял участие в Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской и Крымской операциях. В ходе освобождения Донбасса, при прорыве немецкой линии обороны Миус-фронт, ликвидации немецкого плацдарма на левом берегу Днепра и освобождении Крыма он произвёл 145 ночных боевых вылетов. К апрелю 1944 года на его боевом счету было 195 произведённых вылетов на самолёте У-2. В связи с переформированием смешанного авиакорпуса в штурмовой Михаил Тихонович освоил штурмовик Ил-2. В апреле 1944 года капитан М. Т. Путилин принял под командование 1-ю эскадрилью 74-го гвардейского штурмового полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.
Боевую работу в качестве лётчика-штурмовика гвардии капитан М. Т. Путилин начал на 3-м Белорусском фронте, куда 1-я гвардейская ШАД была переброшена в мае 1944 года. Уже в первые дни Витебско-Оршанской операции в составе групп штурмовиков Михаил Тихонович совершил 10 успешных боевых вылетов на штурмовку переднего края обороны противника и его военной инфраструктуры. Быстро освоив тактические приёмы ведения штурмовок, он начиная с конца июля 1944 года сам водил группы от четырёх до шести Ил-2 на штурмовки артиллерийских позиций и опорных пунктов немецкой обороны в ходе Вильнюсской, Каунасской и Мемельской операций, отражал контрудары немецко-фашистских войск и обеспечивал продвижение своих наземных частей к границам Восточной Пруссии. К 20 октября 1944 года на боевом счету гвардии капитана М. Т. Путилина значилось 36 успешных боевых вылетов на Ил-2. Особенно Михаил Тихонович отличился в боях в Восточной Пруссии. В ходе Гумбиннен-Гольдапской операции штурмовые удары эскадрильи Путилина неоднократно позволяли наземным частям вклиниваться в сильно укреплённую оборону противника на различных участках фронта. В этот период Михаилу Тихоновичу было присвоено звание гвардии майора.
13 января 1945 года войска 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусских фронтов начали решительное наступление в рамках Восточно-Прусской операции. Из-за плохих погодных условий наземным войскам приходилось прорывать вражескую оборону без поддержки штурмовой авиации. 14 января 1945 года противник крупными силами перешёл в контратаку в районе населённого пункта Тутшен. Несмотря на нелётную погоду Михаил Тихонович поднял 4 Ил-2 в воздух и лично повёл их на штурмовку немецких войск. Группа сделала 8 заходов на цель и вынудила немцев отступить с большими потерями. Лично гвардии майор Путилин в ходе боя уничтожил 1 вражеский танк и 2 автомашины с пехотой. В ходе дальнейшего наступления лётчики эскадрильи Путилина осуществляли воздушное прикрытие подразделений 2-го танкового корпуса, действовавших в тылу и на фланге немецких войск. Только 18 января 1945 года Михаил Тихонович трижды водил шестёрки Ил-2 на штурмовку узлов сопротивления неприятеля, препятствовавших продвижению танкистов к Кёнигсбергу. В конце марта 1945 года эскадрилья гвардии майора М. Т. Путилина участвовала в ликвидации окружённой юго-западнее Кёнигсберга группировки немецко-фашистских войск. Во время Кёнигсбергской операции эскадрилье Путилина была поставлена задача по уничтожению долговременных оборонительных сооружений немцев в Кёнигсберге и подавлению узлов сопротивления неприятеля в городе. В период штурма столицы Восточной Пруссии гвардии майор Путилин лично уничтожил 3 танка, 1 самоходную артиллерийскую установку и 7 автомашин с войсками и грузами, подавил огонь артиллерийской и зенитной батарей, истребил до 70 солдат и офицеров вермахта. После взятия Кёнигсберга Михаил Тихонович руководил действиями эскадрильи во время ликвидации Земландской группировки противника и несколько раз лично водил группы самолётов на штурмовку немецких укреплений на Земландском полуострове.
Всего к середине апреля 1945 года М. Т. Путилин произвёл 301 боевой вылет, в том числе 195 вылетов на У-2 и 106 вылетов на Ил-2. За период с июня 1944 года по апрель 1945 года он 80 раз водил группы Ил-2 на штурмовки скоплений войск противника, его переднего края и военной инфраструктуры. Под его командованием эскадрилья произвела 613 боевых самолётовылетов, уничтожив и повредив 79 вражеских танков, 415 автомашин, 25 бронетранспортёров, 56 железнодорожных вагонов, 10 паровозов, 121 подводу с военным имуществом, 36 артиллерийских и 39 зенитных батарей. Лётчиками эскадрильи взорвано 14 складов с боеприпасами и 3 склада с топливом, разрушено и сожжено 69 строений, превращённых немцами в опорные пункты обороны, создано на территории противника 116 крупных очагов пожара, в воздушных боях сбито 2 немецких самолёта. Потери неприятеля в живой силе от действий эскадрильи составили до 1500 человек. Большое внимание Михаил Тихонович уделял обучению лётного состава технике пилотирования, тактике нанесения штурмовых ударов и ведения воздушного боя. Он лично вёл занятия по тактике и штурманской подготовке. Результатом учебно-боевой работы стали низкие потери эскадрильи во время боевых действий. Ведомые лично гвардии майором М. Т. Путилиным группы штурмовиков восемь раз вступали в бой с истребителями противника и за счёт правильной организации боя потерь не имели. Другие группы эскадрильи потеряли 3 самолёта, 1 лётчика и 1 воздушного стрелка. Ещё один экипаж погиб в авиакатастрофе при выполнении учебно-тренировочного полёта. Лично гвардии майор М. Т. Путилин за 106 боевых вылетов на Ил-2 уничтожил 20 танков, 60 автомашин, 7 бронетранспортёров, 3 паровоза, 18 железнодорожных вагонов, 12 артиллерийских и 13 зенитных батарей, 3 склада с боеприпасами и 4 склада с горючим, 12 подвод с военным имуществом, 1 баржу, 3 моста, 5 самолётов на аэродромах и до 600 немецких солдат и офицеров. 16 апреля 1945 года командир 74-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор М. И. Смильский представил гвардии майора М. Т. Путилина к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан уже после окончания Великой Отечественной войны 29 июня 1945 года.
Последние боевые вылеты во время войны Михаил Тихонович совершил на штурмовку долговременных укреплений противника в порту города Пиллау. Благодаря эффективным штурмовым ударам шестёрок штурмовиков под командованием гвардии майора Путилина наземные войска овладели Северным и Восточным фортами. Всего за время участия в боевых действиях М. Т. Путилин совершил 312 боевых вылетов. Его эскадрилья до 5 мая 1945 года вела боевую работу по ликвидации немецких отрядов на косе Фрише-Нерунг.
После войны М. Т. Путилин продолжал службу в военно-воздушных силах СССР до 1956 года. В запас он уволился в звании подполковника с должности штурмана авиационного полка. Жил в городе Воронеже. Умер Михаил Тихонович 4 января 1985 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище города.