Черепахи

Рита Форд
Так, как мы с мужем живём у озера в жарких субтропиках Луизианы, что на Юге США, то у нас периодически есть возможность наблюдать за моментами из жизни пресноводных черепах. У меня есть плюс по сравнению с владельцами черепашек, которые содежат их в домашних условиях: черепахи из природы вокруг меня сами заботятся о себе, а мне остаётся лишь наблюдать за ними.

Особенно часто можно было видеть черепах, когда у нас в саду на берегу озера был пруд, который мы задумали и сделали ради разведения нимфей и кои. Когда мысль о создании пруда поселилась в моей голове, то я опрометчиво не подумала о том, что к нам в пруд могут прийти черепахи из озера, которое находится рядом. А ведь, как оказалось впоследствии, черепахи могли запросто съесть наших маленьких рыбок. У нас были запущены в пруд такие рыбки, как золотые рыбки, шубункины, веерохвосты и кои. До сих пор не знаю, как так случилось, но черепахи, пришедшие в наш пруд из озера никого, к счастью, не съели, а все обитатели мирно соседствовали друг с другом. Жизнь в пруду просто кипела, а у нас с мужем была счастливая возможность наблюдать за этим бурным кипением.  Врагом из дикой природы гораздо серьёзней, чем черепахи для наших прудовых рыбок, как показало время оказались, к слову сказать, цапли, которые время от времени охотились и не безуспешно за нашими рыбками.

Черепахи же приходили погостить из озера в наш пруд, иногда задерживались, иногда отправлялись назад в озеро, по-видимому, смекнув, что в родном озере раздолья больше. Они с удовольствием, помню, кормились вместе с нашими рыбками сухим кормом для рыбок.

Когда я купаюсь в озере, черепашки обычно плавают где-нибудь поблизости около меня, иногда они выныривают и тогда на поверхности воды видно их головы.

С «нашими» черепашками в озере у меня есть мой собственный аттракцион.
Они обычно сидят группками в виде цепочки на корягах, торчащих из воды. Достаточно хлопнуть в ладоши или создать ещё какой-нибудь небольшой шум, они тут же, как по команде плюхаются в воду. Поразительно, но это факт: когда я кошу траву на мини-тракторе, а это довольно шумная штуковина, то черепахи сидят как ни в чём не бывало на коряге, не боятся шума от трактора и не плюхаются в воду. Как будто бы знают, что я для них в это время не представляю никакой опасности потому, как я занята другим делом и мне сейчас не до них. А вот от простого хлопка в ладоши они друг за другом плюхаются в воду, и я нахожу это забавным, поэтому время от времени таким образом развлекаюсь с черепашками.

У нас в наших краях на картинах у местных художников сидящие группой черепахи на корягах в озере – это очень популярный сюжет.

И морские, и пресноводные черепахи, как известно, откладывают яйца на берегу в песок или в землю. О том, как это делается, на примере наших красноушек и болоток я знаю не понаслышке. В разное время я заставала в саду черепах то, когда они выходили из озера и собирались откладывать яйца, то, когда они уже закончили кладку яиц и уползали назад в родное озеро. А однажды мне повезло, и я стала свидетельницей процесса по кладке яиц от начала и до конца. Дело было около нашего маленького патио в непосредственной близости от дома, куда я однажды утром вышла, села в кресло для того, чтобы понаслаждаться садом до наступления жары.

Дело было так. Одна черепаха, а это была черепаха-красноушка или, если быть точным, то красноухий слайдер пришла из озера отложить яйца прямо около моего патио.  Я до этого никогда не видела черепашьих яиц и, честно говоря, представляла их наподобие маленьких куриных. Но они, как оказалось продолговатые по форме и не твёрдые, а мягкие. Но тоже белые. Я наблюдала за всем с любопытством и умилением. С любопытством потому, что видела это воочию, а не как-либо ещё впервые. А с умилением потому, что… Задние лапы черепахи выглядели для меня, как очень ловкие руки. И она с их помощью, не видя глазами, а наощупь делала буквально чудеса. Сначала вырыла ими ямку. Потом отложила туда штук пятнадцать яиц. Я успела сбегать в дом, сделать себе чашечку кофе, вернуться, выпить, а она всё занималась кладкой яиц.

К нам с черепахой приблизился соседский терьер, я его прогнала. Он бы непременно начал тявкать на черепаху во время столь важного в её жизни занятия. Хотя, я думаю, что случись торнадо, она бы даже не сдвинулась с места. Я так чувствовала, глядя на неё, что она всё проделывала очень ответственно, слаженно и старательно, если можно так выразиться о черепахе. Она видела меня, старалась не обращать на меня внимания, как бы сознавая, насколько важным делом она сейчас занята. Когда я приближала к ней фотокамеру, чтобы сделать её снимок, она, как ребёнок, который думает, что стоит лишь закрыть глаза, и ты спрятался и больше не находишься в опасном месте, она тоже закрывала глаза.  Я отдалялась, и она открывала глаза. 

Одной из задних лап она время от времени проверяла глубину заполнения ямки яйцами. Но больше всего меня умилила её старательность во время закапывания ямки с отложенными яйцами. Как она старательно всё проделывала! Временами делала упор на задние лапы и тщательно утрамбовывала грунт.

А что меня больше всего поразило, что черепаха в самом конце, когда ямка была закопана, грунт утрамбован, не иначе как замаскировала место ямки под местность – она подгребла и уложила по поверхности сухие листочки, камешки.  Затем она отправилась назад в родное озеро. Путь её был не очень близкий – метров триста.

Я проводила её взглядом, а затем мне подумалось, что, может быть, вскоре, тоже сидя на моём патио, я увижу пятнадцать маленьких черепашек, и что-то мне подсказывало, что они точно будут знать, где находится их озеро.

Луизиана, США
2018