Испанская лестница

Ольга Сергеева -Саркисова
 ( эссе)   
    Обожаю путешествовать. Ген путешествий во мне живёт с самого рождения и неустанно толкает меня в путь. Судя по моей страсти к путешествиям, думаю, что он    самый главный ген в моём организме. Я, как Близнец по гороскопу - неутомимый путешественник. Представьте себе, что у меня всё совпадает с гороскопом.  Мало того, что ты узнаёшь новый мир вокруг, ты и себя узнаёшь совершенно с неожиданной стороны, порой,с очень непредсказуемой.
 Я неоднократно убеждалась, что нет более радикального средства самопознания, чем путешествия. Признаюсь, что написав про фонтан Треви, я постеснялась написать, что тоже купалась в нём ночью, как герои фильма Феллини «Сладкая жизнь» - Марчелло и Сильвия...  Как это было сногсшибательно! Хотя вода была прохладной, но это не испортило моих впечатлений, и я рада, что решилась на это. Меня так и тянуло к этому «подвигу» не раз при посещении фонтана, вот и сложилось, я решилась, наконец.
Ночью там никого не оказалось. Тем не менее, купалась не я одна... Когда я увидела подобную сцену в фильме много лет позднее своего купания, то у меня закралась мысль, что за мной тогда кто - то подглядывал в ту ночь со стороны, когда я купалась, может сам Феллини? И потом внёс эту сцену в свой фильм.
    А возможно, что многие испытывают подобное желание, и иногда решаются его реализовать. Со мной всегда мысленно бродят и беседуют несколько друзей проводников. Я чувствую  их присутствие, вижу этих великих провожатых, гидов, наших попутчиков, направляющих нас по улицам городов, раскрывающих нам их тайны и провоцирующие нас, подталкивающие к безумствам.
Видимо, меня водил за руку сам Феллини у фонтана Треви, и не он один...  Да и здесь он не раз бывал, присаживался рядом со мной на ступеньках этой чудесной лестницы. По вибрациям я чую его присутствие. Всё, конечно, могло пойти и по другому сценарию. Мои знакомцы сегодня меня водили по этим местам, которые я описала, а завтра я бы уже ходила и встречала совсем других великих странников на этих улицах Рима и вела с ними беседу, сидя на ступеньках.
  Итак, монетка. Я держу в руках серебряную монету достоинством в 5 евро 2005 г, выпущенную к 85 -летию со дня рождения Федерико Феллини, всего в одном экземпляре. Её я случайно зачерпнула в фонтане Треви ночью, даже не взглянув, наугад, и просто на память себе об этом купании. Положила в карман и забыла, и только сейчас обнаружила, что у меня в руках за ценность. Как она могла попасть в фонтан? Загадка! Думаю, это не случайно. Это знак мне, привет от него, магия какая-то. Он говорит мне, что он рядом...
    На аверсе отчеканен портрет знаменитого итальянского кинорежиссера Федерико Феллини, помещенный в прямоугольную рамку. Надпись слева и справа по окружности: "Республика Италия" находится на всех итальянских монетах, как на монетах старого, так и нового образца.
На реверсе изображены режиссерский стул и, на заднем плане, завивающаяся спираль кинопленки.
 О! Великий Феллини (1920-1993) -    мальчик из маленького городка Римини. Теперь он обладатель всех премий на свете! Пяти премий "Оскар"  и "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля, "Золотой глобус", "Золотой лев" и других наград.  Дебютом режиссёра стал комедийный фарс - "Белый шейх" с Альберто Сорди в главной роли. С этого началось его триумфальное шествие по планете, как создателя киношедевров, а начало  было не столь радостным и блестящим. Обо всём мы узнаем из его фильмов. Феллини один из основоположников неореализма в кино и его фильм "Дорога"- о главном. Это драма Италии, где играла Джульетта Мазина и фильм имел грандиозный успех. Ну и, конечно, вспоминаются "Ночи Кабирии", сага о проститутке, драма... с Джульеттой Мазиной в главной роли. Её игрой Феллини был очарован и потрясён. Она стала его единственной Музой и женой на всю жизнь.
 Кабирия бродит по улицам Рима, обслуживая клиентов. Но, конечно, она мечтает о настоящей любви и лучшей жизни, как любая женщина. Её жизнь не сахар, но как бы жизнь её не била, она всегда находит в себе силы не унывать и жить дальше. Ведь «что нас не убивает, то делает нас сильнее». Как трагичен и пронзителен её образ. Режиссёр ищет некий  мистический смысл борьбы Добра и Зла в этом мире. Этот фильм остался  на все времена, как  признанный шедевр в киноискусстве.
Фильм "Рим" - школа выживания в огромном городе, где главный герой Рим и он, Феллини. Фильм без особого сюжета, просто погружение в его прошлое, настоящее, будущее, и анализ полотна жизни, как он выживал и развивался в этом городе. Как в нём жилось ему рядом с множеством таких различных жильцов, соседствуя с торговцами - китайцами, ворами и проститутками. Умение жить межу всеми струйками жизни и уцелеть - великое искусство. Вечно голодный, в поисках работы, он выживает в этом огромном организме мегаполиса. За свою худобу Федерико получил прозвище «Ганди». Он зарабатывает на жизнь свой трудный хлеб в разных местах и не только пером, всем и везде, - то в газете, то в журнале, везде, где платят, прежде, чем станет писать сценарии и зарабатывать этим. Этот город жесток, безнравственен и порочен, но именно он формирует мировоззрение будущего режиссера, шлифует и укрепляет его характер. Вспоминаю строчки А.Ахматовой …
«…Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.» - как верно. Этот фильм во многом автобиографичен.
     «Амаркорд» - ещё один шедевр, на диалекте курортного городка Римини, где вырос Феллини, означает «Я вспоминаю», почти как и на латыни «Мементо» - «Помни»… Этот фильм - потребность автора окунуться в детство, в воспоминания. Год воспоминаний режиссёра о своей жизни, о детстве в маленьком городке, о цирке, который он любил и играл в него, о жизни подростков на фоне расцвета фашисткой диктатуры Муссолини. Его фильм - это «его ощущение кризиса жизни, пустой мишуры балагана и магии творческих преображений». Во всех фильмах он незримо присутствует, видно его личное отношение ко времени и людям - добрым и злым,  и к  их поступкам, как в "Маменькиных сынках", так и в "Любовь в городе", В "Восемь с половиной", "Человек - оркестр". В "Сладкой жизни" - романтизм, иллюзия и реальность органично взаимодействуют, оставляя свой неизгладимый след. Это притча об итальянском обществе. Фильм воспринят был как вызов обществу. Хотя Федерико хотел сказать, что сладость жизни доступна каждому, только нужно её распознать, и у каждого она своя. Да, и Феллини досталась своя доля "сладости" - настоящая война... Поступали предложения - одно безумнее и нелепее другого. Например : Ватикан предлагал отлучать от церкви каждого, кто посмотрит фильм, предлагали сжечь фильм, плевали в лицо Феллини, обвиняли в излишней "сладости", в том, что так много бедняков, а он о сладости жизни ведёт разговор, о разврате, готовы были линчевать героев исполнителей ролей и режиссёра, и даже предлагали лишить Феллини гражданства. О! Время... великий судия... только надо научиться ждать.  И вот, вскоре этот фильм был уже признан непревзойдённым шедевром, как в Италии, так и во всём мире, и стал символом великой эпохи в итальянском кино. Вот как доставался Феллини тяжёлый хлеб и приходило признание к мастеру. Это пришлось на расцвет его творчества. Он всегда обожал всех своих актёров и восхищался ими, их талантом. Он говорил, что " Марчелло и я - одно целое", они любили и ценили друг друга.
Его гений коснулся и образа Казановы, который тоже бывал в Риме, скрываясь от долгов и преследований возлюбленных. Фильм «Казанова Федерико Феллини» (1976) — это скорее вольное переосмысление мемуаров знаменитого авантюриста XVIII века — вызвал некоторое разочарование у части критиков и зрителей : одним не нравился образ, созданный актёром, другим - излишняя фантазия Феллини. Однако, были и другие мнения и оценки. Этот фильм получил "Оскара" и другие награды в разных номинациях и за музыку Нино Рота, признан шедевром англичанами. Феллини с неохотой взялся за эту постановку и позже признавался, что Казанова вызывает у него отвращение, а мемуары «знаменитого любовника» кажутся телефонной книгой. Его можно понять, так как такой перебор с любовницами, как говорят - too much (Слишком много) не вызывает симпатий у Феллини. Всё - таки, каждый творческий человек говорит о себе в своих произведениях в первую очередь, о чём бы он не говорил и не снимал фильм. Просто у него другие нравственные принципы в жизни и предпочтения.  У него в жизни была лишь одна любимая женщина - Джульетта Мазина. Этим всё сказано.
   Какая бывает удивительная лестница жизни. Иногда тебе там подставляют подножку ... или выключают свет, и можно упасть в темноте, получить травму, но
 слава Богу она продолжается, так как ещё не перевелись Диогены, которые и в светлый день ходят по лестнице жизни с фонарём,  и Дон Кихоты, готовые прийти на помощь, даже если ты воюешь с мельницей. 
    "Джульетта и духи" -  фильм, рассматривающий проблему о подлинной свободе и независимости женщины. Его волнует судьба и положение её в обществе. Женщина не вещь, которой можно распоряжаться как захочется. Мистика приходит на помощь. "Женщина не должна быть ни мадонной, ни орудием наслаждения, и еще меньше — служанкой», — говорил сам Федерико Феллини.
В "Сатириконе" - на фоне мрачной, кровавой истории Римской Империи рассказывает нам о современности, ставит и решает главные вопросы, которые волнуют человечество сегодня, а фон фильма исторический. Феллини  - выдающийся режиссер, чей вклад в кинематограф невозможно переоценить. Ему всегда было что сказать людям  в своих фильмах -  то важное,  главное, над чем он работал всю жизнь. 
Именем Феллини назван аэропорт в Римини, куда я прилетала несколько раз, в Римини есть и его дом - музей, где они прожили с женой Джульеттой Мазиной 50 лет и один день.
Его не стало 31 октября 1993 г. В Риме было столпотворение, когда его хоронили,  перекрыли всё движение. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по всей дороге от Рима и до приморского городка Римини, где он родился и где находится его фамильный склеп. Люди стояли вдоль дороги  и аплодировали великому магу кино. Такое множество народа собрала лишь Анна Маньяни на свои похороны, величайшая итальянская актриса, первая обладательница "Оскара" среди итальянских актёров. Больше такого Рим не помнил. Последнюю роль она сыграла в фильме Феллини - "Рим" вместе с ним.   
И всегда я вспоминаю о нём, ступая на эту землю и попадаю в плен его героев из прекрасных фильмов, которые уже никогда не забудешь... так,сидя на испанской лесенке и держа монетку в руке я вспомнила о Феллини.
    
     Здесь, на этой прекрасной лестнице, наблюдая толпы влюблённых, целующихся на каждой ступеньке, подумалось о красавце Рафаэле и его булочнице - Форнарине, так и слышу - "Он умер от любви",... и о великом Микеланджело и Виттории Колонне - сколько любовных мадригалов и сонет прозвучало в её адрес от него!
   О влюблённых всех времён : Ромео и Джульетте, Тристане и Изольде, Петрарке и Лауре, Франческе и Паоло, Абеляре и Элоизе, Данте и Беатриче. О, Биче, - как он её любовно называл. Вечная загадка куртуазной любви. Он видел её всего дважды, а любил всю жизнь свою Даму сердца! Сколько влюблённых было, есть и будет всегда. Любовь рождает огонь творчества в душах художников, поэтов, музыкантов. Какие драгоценные подарки преподнесли эти влюблённые всему миру - божественные строчки "Божественной комедии" стали достоянием миллионов, он встречал её только дважды, а всё сложил к её ногам. Какие глубокие чувства и умение истинно ценить единственность каждого мгновения. За такие высокие чувства хочется самой признаться в любви Данте...:

Венецианское окно
украшено ажуром нежным
сон Данте не был безмятежным
он у окна стоял давно...   

 О Беатриче мысли были...
Любовь несла на крыльях их,
стихи изысканно гондолой плыли,          
переплавлялся в злато стих....
 
Стихи...  всё выше красоты...
и даже выше того Рая,
о чём писал не уставая
Сам гений в поисках мечты...

 А Франческа да Римини? Кто будет равнодушен к такой истории любви? И вот - об этом пишут - Данте, Китс, Байрон, Фрэнсис  Кроуфорд, д.Аннунцио, Чайковский, Рахманинов, и Лист посвящают произведения каждый своей Музе. Любовь-это воздух для творца, без неё он задохнулся бы, не сделав и одного шага, не написав ни одной ноты, ни одного стиха.
   
 И вот я бреду от фонтана Треви по направлению к Испанской площади, к её знаменитой лестнице и у её подножья вижу полузатопленную барку, фонтан  «Баркачча», работы известного мастера Пьетро Бернини, отца знаменитого Джан-Лоренцо Бернини, сумевшего использовать небольшую скорость струящейся воды, её перепады и реализовать свой замысел, создав подобие полузатопленной мраморной лодки.
Она появилась здесь раньше лестницы. Говорят, что прообразом фонтана стала лодка, которую нашли прямо на этой площади после того, как воды Тибра после наводнения вернулись в свое русло. Наверное, в былые времена Тибр был не таким мелким, а более полноводным, раз разбрасывал такие «подарки».
    Возле необычного фонтана всегда многолюдно, и среди туристов ходит миф, что именно здесь самый усталый путник заряжается энергией и силой от журчащей воды. Сразу пью и обливаюсь водой из этого фонтана, вспоминая его историю, а заодно и другие фонтанчики, в которых я ещё не купалась «фонтан четырёх рек», фонтан «Влюблённых»… - из него непременно надо попить воды. Фонтан- аллегория плодовитости  в прямом и переносном смысле.  Вот фонтан Пчёл - в нём можно искупать ступни ног, побултыхать ими - он, оказывается, строился для того, чтобы поить лошадей, он низкий, чтобы им легко было напиться и не тянуть шею вверх. Какая забота о путнике и животных!
  В этом городе никто от жажды не умрёт. Вода в Риме вкусная и течёт ещё по тем водопроводам, которые вспоминал В.В Маяковский - «сработаны ещё рабами Рима»… Присаживаюсь к фонтану и слушаю его журчание-песню.
   Как же родилась идея с лестницей?
По договоренности между французским королем и папой римским в конце XV века небольшой участок на холме Пинчо в Риме отдается под строительство храма и к нему шли всего лишь две узкие тропинки в первое время.
    Почти через сто лет Испания покупает участок, находящийся рядом с Тринита- деи- Монти, чтобы возвести там своё посольство. Французский посол в Риме Этьен Геффье постарался угодить своему королю, и предложил связать Испанскую площадь в Риме с церковью Тринита- деи - Монти лестницей, что, по его мнению, должно было показать всей Европе, насколько тесна связь между Францией и Испанией. Он обожал Рим и сам вложил большие деньги на устройство лестницы.
Церковь содержалась на деньги французских королей и имела огромное значение для подданных республики, которые жили в Риме. Наиболее знаменитый экспонат храма, его "жемчужина" – скульптурная группа «Снятие с креста», выполненная учеником Микеланджело Даниэле де Вольтерра, а площадью, на которой находилось дипломатическое представительство, владели испанцы.
    Поначалу две могущественных державы враждовали между собой, но всё спасла любовь...  В 1660 году  был заключен династический союз между дочерью короля Испании Марией Терезией и Людовиком XIV, "королём - солнце", он царствовал 72 года, дольше всех королей. Испанские Инфанты часто выходили замуж за французских монархов.
   У французов было желание поставить конную статую своему любимому королю Людовику XIV между пролётами лестницы ( это предлагал кардинал Мазарини). Такой "долгоиграющий" король, возможно, и достоин был своей статуи, но Римский папа оскорбился этим предложением, и проект Испанской лестницы был положен под сукно, так желание Мазарини сумели загасить. Начало строительства лестницы началось уже после смерти короля через некоторое время в 1723 году. Окончание строительства пришлось на 1725 год. В конкурсе на создание проекта лестницы победил архитектор- Франческо де Санктиса.
   Итак, лестница была построена практически три века назад, но и сегодня она хороша! Архитектор отказался от установки скульптуры Людовика, тем не менее, она соединила в своем убранстве геральдические символы Франции (лилии) и Италии (короны и орлы – атрибуты папы римского), а название за ней закрепилось- испанская, из- за посольства Испании. Главное,- это прийти к общему знаменателю с пользой для всех. Тень одинокого Людовика " Короля-Солнца" до сих пор беспокойно бродит по лестнице, поглаживая лилии... Он ещё надеется на что-то и жалуется облакам, которые строят ему гримасы...А ветер шепчет : "Всё проходит..."
 По первоначальному замыслу лестница должна быть украшена фонтанчиками и небольшими скульптурами, но от этого тоже отказались.
 
     На этой лестнице каждый находит своё место. По этой лестнице поднимались паломники и священники, прихожане разных национальностей и профессий. Святые отцы   всегда поднимаясь по ней к собору или спускаясь, задумываясь о вечном, о Боге, о смертном грехе, Рае и Аде. Они смущались, глядя на влюблённых, утопающих в объятиях друг друга, быстро отводили взгляд и торопливо проходили мимо, что - то унося в свою жизнь для раздумий им неведомое.
     Лестница сегодня - это мировой подиум. Многие знают эту лестницу, как лестницу модельеров, знаменитых кутюрье, домов моды. Ведь здесь проводят показ мод самых престижных модных домов мира : Valentino, Gucci, Dolce e Gabbana, это потрясающее шоу. Вот где красавиц вы встретите в большом количестве!
   Ночной показ от всемирноизвестных кутюрье просто незабываемое, феерическое представление с музыкой, фейерверками и иллюминациями. Prada, Dolce & Gabbana, Bulgari, Dior расположили свои магазинчики совсем рядом с лестницей, где всегда толпа...и деньги, и воры, конечно.
 
  Лестница с ранней весны начинает утопать в цветах - азалиях и петуньях. Она оживает ежегодно в день основания Рима- 21 апреля, а в декабре, ко дню католического Рождества, между пролётами ступенек Испанской лестницы устраивают вертеп, воспроизводя сцены рождения Христа… Её посещают все. Ведь это страна католиков! Да и туристам там всегда интересно. Кого оставит равнодушным  библейская  история самого Христа, какую бы ты веру не исповедовал? - Никого!
   И политические деятели проходили здесь. Иногда они быстро пробегали, спеша куда - либо по делам, иногда приостанавливались, любуясь панорамой города на самом верху лестницы, но вряд ли присаживались на ступеньки, разве что те, кто ещё не до конца превратился в "офисный планктон"... Но положение обязывает не расслабляться, ведь они на работе круглосуточно. На этой всем известной барочной Испанской лестнице многие бывали. 
  Её знают все влюблённые, это главные её обитатели, они вне конкурса! Там они назначают свидания и подолгу ждут друг друга. Итальянцы никуда и никогда не торопятся, словно у них сотни жизней впереди, поэтому можно на ней не только присесть, но и  прилечь, и помечтать, и никто тебя не примет за бомжа. Эта лесенка пропитана романтизмом и все приезжие туристы норовят попасть к ней, дотронуться, посидеть, поваляться, если удастся отломить кусочек от неё на память, погрызть мороженое - джелато, но есть здесь запрещено.
   Обычно все сто тридцать восемь травертиновых гладких ступеней этой лестницы заняты влюблёнными и туристами во все времена года,ведь каждый приезжающий в Рим хочет здесь отметиться. Это одна из самых известных лестниц во всей Европе, визитная карточка города, которая ведёт с площади Испании от испанского посольства к собору наверху, которому покровительствовал сам французский король. Туристический сезон длится вечно в вечном городе, так что толпа туристов всегда взбирается как на Эверест к вершине этой лестницы.
   Это ещё и лестница толерантности между Испанией и Францией, символ мира между державами - будем помнить об этом.
   На вершине холма Пинчо, куда ведут ступени Испанской лестницы, рядом с церковью находится пятизвездочный отель "Hassler". Англичане считаются первыми путешественниками и до сих пор ездят по миру, приезжают в Рим, часто в этот отель. Поклонники английской культуры приходят сюда, чтобы отдать дань памяти выдающемуся поэту Джону Китсу.
   Дом по правой стороне лестницы (если стоять к ней лицом) – это дом, где он окончил свои дни, безнадежно пытаясь справиться с туберкулезом, с самой роковой и распространенной болезнью того времени, не считая венерических заболеваний. Сейчас в этом здании находится музей Китса и Шелли, ещё одного великого английского поэта- романтика XIX века, четыре года прожившего и погибшего в Италии. Он утонул... и Байрон очень переживал смерть друга.
  Я тоже присаживаюсь на ступеньку около дома и вспоминаю прекрасные строки поэзии Китса, его знаменитую "Оду к соловью"... сколько откровения, неги, тайны ночи заключено в его гениальных строчках этому небесному созданию:

..."И вот уже мы рядом. Ночь нежна.
  Как здесь темно! Наверное, царицей
    По небесам средь звезд плывет луна,      
  А здесь твоя страна
  И тот лишь свет, что в силах просочиться
  Сквозь ставни леса и засовы сна. 

Не разглядеть во тьме цветы у ног,
Но воздух ночи так благоухает,
Что каждый маем призванный цветок 
По имени себя мне называет.
Здесь все они. Их словно вижу я:
  Боярышник, шиповник. Под листвою   
    Фиалка нежная утаена,
И в ожиданье дня
  С его неисчислимой мошкарою
     Спит роза, сока сладкого полна."      
(перевод Алекса Грибанова)
Ты словно пьёшь ароматы этого ночного сада под пение волшебника певца, как драгоценное вино... Возникает полное ощущение глубокого погружения в неземное, такое притягательное и прекрасное, и что это- реалия или сон?  Вот где фантазии всесилье… в этом волшебном саду с завораживающим соло соловья. Вот, что делает великая поэзия, когда дарит тебе бесконечную красоту и сказку.   

   Рядом с лестницей, в одном из домов с видом на площадь Испании, некогда жил Джузеппе Бальзамо, который называл себя графом Калиостро. Фамилию заимствовал у   своей тётки. А титул графа сам собой появился в его имени. У него было много имён... 
   Вспоминаю его заклинание: "Я, Джузеппе Калиостро - магистр и верховный иерарх всего сущего, взываю к силам бесплотным, к великим таинствам огня, воды и камня, для коих мир наш есть лишь игралище теней. Я отдаюсь их власти и заклинаю перенести мою бестелесную субстанцию из времени нынешнего в грядущее, дабы узрел я лики потомков, живущих много лет тому вперед".
     Так и кажется, что его тень присаживается рядом... и бормочет это заклинание... Я уже здесь ничему не удивляюсь.
Он родился в Палермо, город мафии и очень зажигательных мужчин. Набирался знаний в монастырских стенах. Приехал в Рим в двадцать пять лет и влюбился в самую красивую женщину Лоренце Феличиани, а она отвергла всех женихов и вышла за него замуж, хотя у неё было море богатых и знатных поклонников, а у него совсем тогда не было денег и богатства.
Говорят, что у него была потрясающая харизма, которая заменила всё! Он обучался гипнозу у Сен - Жермена, занимался магией и оккультизмом, изучал травы в монастырях, добывал золото и философский камень, составлял лекарства, глотал вилки, проводил сеансы с одушевлением скульптур, изгонял дьявола и вызывал духов-это была его "коронка".
Авантюриста пленила красота девушки, которую, затем он стал часто использовать в своих целях. Пара много путешествовала по Европе и Востоку. Они заморочили головы многим богатым людям, приторговывая эликсиром молодости и копя деньги. Ведь все хотят быть вечно молодыми, и вечно богатыми. Иллюзия, такая заманчивая и многообещающая штука...
  Про себя он говорил, что ему сорок лет, когда было двадцать, чтобы убедить всех в своей вечной молодости. А слуг заставлял всем рассказывать, что они служат ему триста лет. Известный алхимик и эзотерик, масон египетского толка, а возможно – просто оккультный аферист, сказочник , был арестован на ступенях Испанской лестницы, а его любимая быстро вышла замуж за другого.
   Тем не менее, 7 апреля 1791 года он был приговорен к смерти католической церковью. Калиостро был обвинен в различных и многочисленных преступлениях, самым главным из которых было то, что он масон, "иллюминат" и "чародей". Он был также обвинен в высмеивании святой Веры, в причинении вреда обществу, в ереси, в обладании большой суммой денег, полученных неизвестными способами, и в  подстрекании других людей делать то же самое.
   7 апреля 1791 года в церкви Санта- Мария состоялся торжественный ритуал покаяния  Калиостро. Босой, в простой рубахе, стоял на коленях со свечой в руках и молил Бога о прощении, а в это время на площади перед церковью палач сжигал все его магические книги и "волшебный инвентарь". Затем маг был препровожден в замок Сан-Лео в горы Тосканы на пожизненное заключение.
    В мрачной камере Калиостро провел четыре года. В 1795 году граф скончался. Разные версии существовали о его смерти. Никто не верил в простой уход.  Говорили, что простудился и умер от пневмонии, то от эпилептического удара, и вообще, исчез куда - то... Испарился. "Это он может..."- подумала я.
   Как - то, проезжая мимо этого замка, я вспомнила о Калиостро и сердце моё сжалось. Что - то в нём было незабываемое, трепетное и интересное. Авантюрист? -Да! Но такой обаятельный... Что - то заставляет нас возвращаться к его образу. И всю музыкально - литературную братию продолжает и сегодня волновать образ Графа.
  Однажды, это было в 1987 г., я увидела потрясающий спектакль, комическую оперу Микаэла Таривердиева, Московского камерного театра режиссёра Бориса Покровского- "Граф Калиостро" по мотивам повести Алексея Толстого и была просто очарована им. Либретто написал Н. Кемарский. Это был настоящий магический спектакль. Что - то происходило в зале, как будто действительно граф Калиостро ожил. Я с этим шлейфом и вышла из зала, сожалея, что спектакль закончился. Партию Графа пел - Анатолий Бойко,- красивый, импозантный, галантный, с таинственной харизмой и утончённым благородством.  А хозяйку имения Прасковью Петровну, сошедшую с древнего полотна к влюблённому работнику музея Алексею, - играла и пела Мария Лемешева. Спектакль имел грандиозный успех, как, впрочем, имели всегда спектакли у Б.Покровского. Больше я никогда не слышала эту комическую оперу, видимо, она редко исполняется, а жаль. Я сохранила впечатление на всю жизнь, как откровение.

 Рассматриваю ступени...с трещинками... Они гладкие, белые, прохладные... Столько тайн они знают, сколько слов любви было на ней произнесено на разных языках..., сколько любовных драм и трагедий здесь произошло! Ведь влюблённые всегда выясняют отношения.
    Взошла на лестницу и присела на ступеньках на самом верху. А внизу толпится народ у барки, и направляется потоком на самую дорогую улицу города - улицу Виа дель Корсо с бесчисленным множеством самых дорогих магазинов и ресторанчиков, они зазывают, приглашают к себе, и вы читаете, как вывеску на всём в этом районе, и на лбу у зазывал – « Приходите! Мы поможем Вам истратить Ваши деньги…». Это так просто, все идут, как под гипнозом на заклание, раскрывая свои кошельки. 
     Какая прекрасная панорама города с высоты этой испанской лестницы! Особенно интересно наблюдать, как садится огромное раскалённое и утомлённое за день солнце за купол  собора Святого Петра,собирая и унося с собой все пережитые впечатления за день,как дань, но оставляя многообещающий шлейф тепла и любви,который приведёт тебя к приятному вечеру и сказочной ночи. Здесь необыкновенно хорошо думается на этих ступеньках, к тебе мысленно подсаживаются твои любимые проводники, и рассказывают о городе и тех, кого уж обязательно ты любишь и помнишь. Когда панораму города рассматриваешь, то непременно вспоминаешь и события книг Дэна Брауна.Возможно, он тоже здесь обдумывал сюжеты своих романов.
    Этот район всегда считался модным и престижным, даже когда ещё здесь не было лестницы. Его облюбовали аристократы и творческая богема. Здесь разгуливал со своими полотнами совсем молоденький нидерландский художник Питер Пауль Рубенс, приехавший учиться у ярких колористов Италии Тициана и Веронезе. Раньше он был учеником Отто Ван Веена,(Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма. Рубенс числился его учеником до 23 - летнего возраста. В Риме Вениус был обласкан родом Фарнезе и получал папские заказы в Ватикане, был светским "львом", знатоком латыни и античной литературы, любителем древностей. Много зависит в жизни от учителей, от тех, кто рядом идёт. Именно он заразил Рубенса Италией, привил ему вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей. Питер быстро перерос своего учителя. Его интересовали динамичные, страстные работы,наполненные энергетикой и мощью, как масштабные работы великого маэстро Микеланджело и неугомонного Караваджо. Это была прекрасная школа виртуозов искусства- от них он многому научится, что чувствуется в его работах на библейские и мифологические сюжеты. Он найдёт свой неповторимый путь в искусстве и станет признанным художником, как на родине у себя, так и в других странах, плюс его дипломатическая деятельность будет всегда с ним. Умение находить со всеми общий язык - дорогого стоит. Не случайно он селился в этом месте, где будет стоять Испанское посольство и где воздвигнут самую дипломатическую лестницу - Испанскую… ведь он успешно состоял в качестве дипломатического агента на службе эрцгерцогини Изабеллы по вопросу о заключении мира в Мадриде и Лондоне, оставаясь всегда художником при этом, и очень толерантным человеком. Провидение везде… В Италии он прожил восемь лет, начал с Венеции, а потом был придворным художником при дворе герцога Мантуи. Тот и устроил ему дипломатический вояж ко двору Филиппа III, путешествуя, Пауль знакомился с шедеврами своих предшественников, учился у них мастерству.
 Каков он, Рубенс? Склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости, особенно женских фигур, гипертрофированность в каждом мазке – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, мифологии о героях, богах и Вакханического цикла. Этого нельзя не заметить, ведь плоть торжествует на его полотнах, просто брызжет с них.
     Одна Диана с охотничьими трофеями чего стоит! Как говорят в Одессе- "не так хороша, как много!". От средневековой аскезы он движется к полноте и радости жизни, наступает новое время, и человек начинает занимать иное положение в жизни и на полотне. Но Диана очень естественна, и, действительно, хороша, и вся картина завораживает. Иногда в сообществе с Ф. Снайдерсом,- мастером написания всякой живности и зверья, морских монстров и экзотических животных, Рубенс создаёт потрясающие работы с животными, удивляющие необычайной жизненностью, напряжением физических сил, глубоким драматизмом и бешеной энергетикой: «Охота на львов» и «Охота на лис и волков» среди них занимают самое видное место. В его полотнах много силы и страсти, желанной победы и заманчивых перемен.
     Достигнув известности и мастерства, его засыпали заказами со всех сторон. При громадном числе заказов Рубенс только успевал делать эскизы, исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, отдельные части, главные детали, особенно ответственные, проходил кистью сам. Так делали многие мастера.
    У него было много учеников. Самый гениальный ученик из них был- Ван Дейк - мастер лица, рук, восхитительных кружев, цепей, медальонов и других украшений.
   Вспоминаю посещение дома музея Рубенса в Антверпене, - роскошный солнечный дом, зелень сада, на мольберте портрет… Луч солнца касается его и лицо оживает….   После смерти Рубенса любители его живописи чуть не потеряли часть его коллекции- его вторая жена решила после его смерти сжечь все картины с обнажёнными натурами, очевидно, это синдром ревности сработал. Хотя для этого не было причин. Он женился второй раз в 1630 г на совсем юной семнадцатилетней красавице Елене Фоурмен, а ему было 53 года. Он её очень любил. Мы помним высказывание: "Ревнует, значит любит" . Видимо, и она его любила.
   С той поры его живописный язык изменился : обогатился новым чувственным лиризмом, нежностью, изяществом, что наиболее полно выразилось в портретах жены и детей. Ушла некая брутальность и мужественность женских тел, они стали более грациозны и утонченнее, акцент явно переместился на духовность. Если учесть, что много ещё было картин с полуобнаженными телами из предыдущего периода, которые, видимо, не нравились жене (их было немало), то многое было бы потеряно, её еле уговорили не сжигать картины, а просто продать их и заработать деньги. После смерти художника коллекция была распродана и перешла к владельцам в разные страны.
   Любуюсь лестницей. Она похожа на огромную бабочку по конструкции. Да ещё с весны она утопает в разноцветных цветах. Здесь просто настоящий ботанический сад, почти Эдем. А уж Адамов и Ев здесь столько! Хоть отбавляй! 
  Да, лестницы... по которым ходило столько знаменитых людей - писателей, поэтов, художников, режиссёров, артистов кино и театра, даже известных куртизанок...  Здесь снимали фильмы. Для многих кинематографистов Испанская лестница является одной из лучших съемочных площадок.
  Наиболее ярким примером этому можно считать фильм «Римские каникулы» Уильяма Уайлера с красавицей Одри Хепберн и жгучим красавцем - журналистом Грегори Пеком. Они сыграли замечательную мелодраму - мечту. Романтическая ночь, проведённая юной принцессой Анной на улице, и на этой лестнице, где она наблюдает за народом  и узнаёт много интересного. Недостойное поведение может вызвать скандал в обществе. Ведь не секрет, королевские персоны должны соответствовать определённому этикету, чтобы быть на высоте. Она была лишена  самого главного в жизни - свободы! Всё заканчивается благополучно для короны...
  Внизу здание испанского посольства и дом, где жили поэты романтики Китс и Шелли, а ещё Байрон тут останавливался.
    На удалении примерно 100 м по правой стороне находится широко известное кафе — Кафе "Греко". Оно расположено в доме 86. Основанное в 1760 году, это кафе раньше было местом встречи иностранных интеллектуалов и деятелей искусства, приезжавших в Рим. Здесь черпали вдохновение и Гёте, и Шопенгауэр, и датский скульптор Бертель Торвальдсен.   
   Здесь, на площади прогуливались и посещали кафе Оноре Бальзак, Кокто,- лелеяли свои планы о написании своих романов, Вагнер встречался с Листом и они беседовали о Данте и музыке, Байрон раздумывал над Дон Жуаном и делал наброски. Потом дописывал их в Венеции, так его и не дописал. И, конечно, Николай Васильевич Гоголь занимался написанием своих "мертвых душ", который жил на улице вверху Испанской лестницы в доме сто двадцать пять по улице Виа Сестина, а сейчас в этом доме кафе «Гоголь», но, к сожалению, даже работники этого кафе не знают, кто такой Гоголь.
   А он часто гулял по лестнице, спускался к любимому кафе, где встречался с друзьями и пил свой любимый кофе. Он обожал Италию. Восхищался Римом и Венецией, и именно в Риме он написал такие строки: «Вот мое мнение! Кто был в Италии, скажет  "прости"  другим странам. Кто был на небе, не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией все равно, что день пасмурный в сравнении с днем солнечным!».
 Замечательно сказано, Николай Васильевич! Нельзя не согласиться.
    О! А вот опять вижу силуэт великого мага и авантюриста графа Калиостро. Он рассказывает мне, что его забрали именно на этой лестнице в тюрьму, показывает ступеньки... Ещё бы! Жаль его немного. За ним столько всего числилось! Но особого вреда он никому не принёс, и даже исцелил действительно несколько человек своими мазями и травами. Кого я только здесь не встретила: наших художников, артистов, поэтов, княгинь. 
    Посещая итальянские города, я часто прихожу к мысли, что Италия существует для того, чтобы её увидеть, влюбиться раз и навсегда, и пронести эту любовь через всю жизнь. Да, Рим - город любви...посмотрите, любая ступень нам говорит об этом...
 С Испанской лестницы необыкновенно красивый обзор Вечного города, его жемчужин… Вот купол собора Святого Петра - детище великого Микеланджело. Великий мастер всех времен, имя которого знает практически каждый – Микеланджело Буонарроти – скульптор, архитектор, художник и поэт, и конечно , влюблённый...
   Несмотря на то, что большинство работ этого талантливого человека находятся во Флоренции и Болонье, в Риме тоже можно познакомиться с некоторыми из его произведений.  Первое своё большое произведение он создал в двадцать три года! Это была "ПЬЕТА" или "ОПЛАКИВАНИЕ".
Как мне нравится эта работа, от неё прямо благость струится. Красота и любовь в абсолюте. Эта работа установлена в соборе Святого Петра в Риме. (1498-1499 гг) Пьета является единственным собственноручно подписанным произведением мастера.  Почему? Тут вышла одна история... напомню:

"Пьета"...Прекрасная "Пьета"
Была сотворена тобою,
Божественная красота
Струилась скорбно предо мною.
Восторг вселенский посетил
сердца людей в соборе этом,
но что-то дрогнуло в душе -
и залегло обидой где-то...

Услышав восхищенья хор,
произносивших-
         чьё-то имя!!??
Его не названо...вот так-
другому Славу подарили...

И что-же?
Так, без лишних слов,
чтоб правду впредь уж не забыли
он той же ночью был готов
вернуть украденное ныне.

Впредь,чтоб не путали творца,
"Пьета" - его дитя родное,
пошёл он в этом до конца
оставив правду за собою.

Владея мастерски резцом,
своё на ленте выбил имя,
и гордость заиграла в нём
"Пьета"-  теперь его отныне!

С тех пор весь мир узнал о том,
с Буонароти шутки плохи.
Здесь истина всего одна :
"Пьета"- его! 
Плоть, от его же плоти.

Шедевр он создал в двадцать три!
Такое удаётся редко!
Но небывалой красоты
Судьбой поставлена так метка.
 
 Самый главный человек, повлиявший на творчество Микеланджело - был Лоренцо де Медичи. Он любил его как сына до конца своих дней, и пока был жив,- всячески поддерживал его в жизни.
   Лоренцо- был меценат, любил искусство, и искусство Микеланджело в первую очередь. Учился Микеле сначала у Доменико Гирландайо, который был живописцем и не занимался серьезно скульптурой. Через год ученик перерос своего учителя в мастерстве.
Он поступает в школу Бертольдо ди Джованни, которая находилась в садах Лоренцо Великолепного. Мальчика заметили при первой же работе "Фавн"- это был своеобразный экзамен в школу. Лоренцо сказал, что фавну чего - то не хватает, и Микеле решил - выбил один зуб... Это была очень выразительная деталь.
   Без дела он не сидел ни минуты. Он был рабом своего таланта и трудился круглосуточно, правда, его рабство было добровольным, потому, что больше всего он любил творить.
Заказы сыпались один за другим, папа Юлий II заказывает свою гробницу,- многофигурную композицию с "Моисеем", "Рабами" и другими фигурами. Изначальный проект  памятника так и не был реализован в полной мере, а возился он с этими работами сорок лет. Главная фигура, украшающая монумент и олицетворяющая Моисея, производит сильнейшее впечатление. Скульптура выглядит настолько реалистично, что в полной мере передает характер и настроение библейского персонажа.
    Папы следовали чередой со своими заказами, не платя денег чаще всего, а требуя работы. Юлий II  заказывает роспись Сикстинской капеллы 600 метров! Это триста фигур! А затем и "Страшный суд!" Он писал его пять лет! Говорят, что он не слезал с лесов неделями, и даже, месяцами, чтобы не тратить время, довольствуясь малым в пище, и спал прямо под потолком. Он неустанно работает и как архитектор - над ансамблем площади Капитолия, и над куполом собора Святого Петра.
  Джорджо Вазари и Асканио Кондиви, ученик Микеле - два биографа Микеланджело писали о его творчестве. Вазари современники часто обвиняли в том, что сведения его не всегда точны, и называли великим путаником. Он описывал все из жизни живописцев, ваятелей и зодчих. Порой это был единственный  источник, по которому узнавали о ком -либо из творческих личностей того времени.
 Вазари был и неплохим художником, общался с великими людьми того времени и писал их портреты, узнавал многие истории и новости, пользовался разными  источниками, даже такими, которые не вызывали уважения. Он собирал "клубничку" за которую его и поругивали или приукрашивал поступки многих. Хорошо известен его портрет Козимо Медичи, человека, любившего и собиравшего искусство: живопись, скульптуру, интересные вещицы.
Это он стоял у истоков создание знаменитой галереи Уффици. Низкий ему поклон за это. Шесть миллионов человек приходят ежегодно сюда в Сикстинскую капеллу, в город- государство Ватикан.
Не все знают, что за «здоровьем» самых дорогих в мире произведений искусства, фресок Собора Святого Петра, драгоценной живописи Сикстинской капеллы следят эксперты, которых не видят туристы. Они приходят на работу после закрытия музея и остаются до полуночи. Их сто человек.
 Ими проводится диагностика состояния живописи один месяц в году. Потолки и стены простукивают, изучают штукатурку, следят, -не отслоились ли краски, отмывают от соли. Одна из самых больших проблем Сикстинской капеллы — влага и соль с человеческих тел, бактерии, оседающие на росписях XV—XVI веков, человеческие газы- всё разрушает незаметно здание.
Каждый из 25-ти тысяч дневных посетителей нагревает помещение как лампочка мощностью в 80 ватт.  На мойку и чистку капеллы идут килограммы самой тонкой и дорогой в мире рисовой бумаги из Японии и литры дистиллированной воды, её в жизни ещё используют, как самую тонкую и прекрасную пудру.
 У меня была такая книжечка с рисовой бумагой. Такой бумагой пользуются только самые богатые женщины. Эти фрески такая же драгоценность, как лица красавиц, поэтому требуют ухода. Кисточкой наносят слой воды, а потом промокают бумагой. Рис вытягивает воду. Я вспомнила, что в одном из паломнических храмов Азии проходит столько посетителей за день, что оставляют после себя только волос целую тонну ежедневно. Здесь посетителей тоже очень много проходит, так что за "здоровьем" всех храмов надо следить.
   Молоко от специальных папских коров идёт на стены Бельведерского дворца, им красят стены. Молоко дают коровы, которых выращивают в летней резиденции Папы в городке неподалёку от Рима. Его смешивают с гашеной известью и натуральными пигментами, чтобы получить оригинальный кремовый цвет, которым стены были выкрашены ещё в 15 веке.
 Разрушение мраморных статуй от грибов, мхов и различных бактерий предотвращают с помощью тимьяна, чеснока, орегано, очищают эфирными маслами. Эти растения даже высаживают рядом со скульптурой, чтобы уберечь скульптуру от разрушения. В садах Ватикана 570 статуй и других мраморных сооружений. Работы всегда много. Специально эти травы выращивают на Сицилии. Так охраняют произведения искусства в Ватикане и его садах. 
 Семья Микеланджело- отец и пять братьев жили на его деньги. Когда он стал знаменит и получал хорошие деньги, он раздавал их беднякам, бедным девушкам  бесприданницам. Это выяснилось из его писем. Секретно, через племянника, которого он любил, находил бесприданницу и устраивал её счастье. Своему племяннику он оставил всё своё богатство и земли, которые заработал таким тяжким трудом. Свою семью он не завёл.
Источники рассказывают только об одной женщине в его жизни -  вдове Виттории Колонны, маркизе Пескара. Они много проводили времени вместе в беседах и спорах о литературе и искусстве. Это была страстная платоническая любовь. Она тоже писала стихи. Ей было сорок семь лет,- ему шестьдесят один, когда они встретились. Она стала его Музой. Они встречались на острове Иския, где у неё был замок. Она рано покинула этот мир и он очень горевал, провожая её в последний путь. Даже есть картина, запечатлевшая этот трагический эпизод его жизни.
    Сохранилось более трёхсот его сонетов и мадригалов. Многие посвящены ей или  прекрасным скульптурам, украшавших гробницы Лоренцо и Джулиано  Медичи.
    Лоренцо был для него главным и любимым человеком, меценатом, который помог расцвести таланту Микеланджело. Сонеты и стихи дошли до нас в первых переводах Федора Тютчева, который был на дипломатической службе в Италии и делал переводы Микеланджело:
 
     "НОЧЬ"
    "Отрадней спать-
     Отрадней камнем быть.
     О! В этот век преступный и постыдный,
     НЕ жить, не чувствовать - удел завидный...
     Прошу: молчи- не смей меня будить."
          
    Он прожил почти век(88 лет)- работая духовно каждую минуту своей жизни и умер 18 февраля 1564 года. Похоронен во Флоренции, в соборе Санта Кроче. Его сонеты переводили многие поэты - М. Кузмин, А. Эфрос, Вл. Соловьев, М. Алпатов, Ф.Тютчев и другие. Андрей Вознесенский написал прелестный цикл- венок сонетов "Мой Микеланджело".
Однажды, привело меня в восторг удивительное зрелище. Гуляя по холмам Рима,точнее по холму Яникул, я обнаружила потрясающую скульптуру женщины, держащую одной рукой грудного ребенка, другой пистолет в смертельном бою. Она само движение, ураган, несущаяся лошадь того гляди сорвётся с пьедестала,и взовьётся ввысь.Валькирия на коне, да и только!Такое никогда не забудешь! Это памятник Анне Гарибальди, жене прославленного человека не только в Италии, но и в Латинской Америке, и в Европе. Его знали и любили всюду.Этой красивой и отчаянной женщине бразильянке было 28 лет, когда, следуя за своим мужем ,будучи беременной, она приехала в Рим и там погибла от малярии, попав в эпидемию. Они были соратниками, горели идеями свободы и объединения Италии.Она похоронена под постаментом этого памятника. Таких памятников я не встречала никогда, и его уже не забыть.Загляните туда, посмотрите на эту женщину...Она прекрасна, и достойна того,чтобы о ней помнили. Мужу посвящена ниже аллея Гарибальди- одна из достопримечательностей Рима,холм Джаниколо.Сколько прекрасных площадей, улиц названо в разных странах его именем.Я на многих побывала,и ступая по ним всегда вспомнила этого харизматичного человека,горячего, сильного, поменявшего примерно 15 профессий от простого матроса, до адмирала, генерала, садовника, учителя,писателя.Возглавил  в Уругвае масонскую ложу,стал великим магистром Итальянской ложи- объединив три.Дружил  и переписывался с Герценом и Линкольном, объездил весь мир, и остался писать мемуары на острове Капрера.
 На этой лестнице я вспоминаю, конечно, и Испанию... Сколько воспоминаний связано с ней. Первое - море! Сильное, чистое, волнующее! Музеи и Галереи всемирно известные, Прадо - это сказка! Какой там потрясающий Христос Веласкеса! Я часа два стояла около него... не могла двинуться с места. Великие знакомцы, которые жили и творили здесь, один Дали чего стоит! А Федерико Гарсиа Лорка,  которого он ценил, любил, был его другом и написал его лицо в образе Христа в своей "Тайной вечере"...
Много раз бродила я по его дому и саду в размышлениях. Посещение корриды... - это не для меня, не люблю кровавых историй и убийств животных. Фламенко - это другое дело, танец любви, страсти, и смерти...
 Какой интересный мир! Путешествия- это искусство жить...      
После посещения Урбино, удивительного города Италии, я часто вспоминаю ещё одного великого художника - Рафаэля Санти, который родился в Урбино, его дом стоит высоко на горе, брусчатая крутая улица идёт к дому ...  Сын придворного поэта и художника, увлёкся живописью и стал помощником отцу. Отец отдал его в ученики к самому известному тогда художнику Пьетро Перуджино. Вскоре отца не стало и он остался сиротой в 11 лет. Его воспитанием занимались дяди мальчика, а мать умерла ещё раньше. Талантливый ученик так копировал работы учителя, что невозможно было отличить одного от другого. Его мастерство превзошло руку мастера.
   Образы Богоматери и всех святых, Христа, были выше всех похвал. Он едет во Флоренцию и продолжает учиться, осваивая манеру других мастеров Мазаччо, Микеланджело и Леонардо. Кроме того, он был воплощением красоты, благородства и скромности, его с удовольствием принимали в знатных домах, ценили его явный талант и заказывали кроме картин на библейские и мифологические сюжеты, свои портреты, которые он виртуозно исполнял.
Он считался комплиментарным художником, так как в своих портретах немного льстил натуре, женщинам особенно, приукрашивал, обожествлял их. А мне очень нравится его незабываемый автопортрет. Я его всегда долго разглядываю и беседую с ним...
     Разглядывая его автопортрет, я раньше представляла этого красавца с огромными грустными глазами и кудрявыми волосами очень несчастным, всегда жалела о его ранней кончине, думая, что какая - нибудь чахотка забрала его молодую жизнь.
   Всегда рассказывали мало о нём, только, что был бесконечно талантлив и влюблён в дочь булочника, рано умер в тридцать семь лет. На самом деле он "Умер от любви", а не от болезни, хотя любовь - это тоже болезнь,... ещё какая!
 Все было не так целомудренно и невинно в его жизни, как казалось на первый взгляд. И у Вазари в книгах мало сведений о личной жизни Рафаэля, только о создании картин много написано, а может, просто ему не нравилась эта булочница, он даже её не называет по имени. Лишь упоминает, что художник увидел её у реки Рейна, где она купалась обнаженной и сразу влюбился в неё. Он тогда работал над росписью дворца для своего заказчика и писал Галатею и Психею, искал натурщицу, но не мог найти, и вот случилось- ею стала Форнарина. С этого момента она прожила рядом с ним двенадцать лет. 
   Рафаэль прибыл в Рим в двадцать пять лет, это было время расцвета его творчества. В Риме он писал портреты аристократок, знати и мадонн. Папа Юлий II, хоть был и большой развратник, но был и большой любитель живописи, искусства вообще, пригласил его расписывать Ватиканский дворец.
Его работы отличаются величием замысла и глубиной мысли, хотя ему нет и 30 лет!
 В Сикстинской капелле он создал шедевр - фреску «Афинскую школу» - которая воплощает величие философии и науки.
 Философское полотно, где все фигуры узнаваемы: здесь Платон, очень похожий на Леонардо Да Винчи, Микеланджело- на Гераклита Эфесского, Аристотель, Пифагор, Сократ, Диоген, Страбон  и Клавдий Птолемей, Александр Македонский, - ученик  Аристотеля, Парменид, Анаксагор, Зенон, Демокрит, Эпикур, благообразные фигуры  и лики евангелистов, Святой Матфей, читающий со скрижалей, которые держат Ангел и апостолы.
Перуджино - учитель Рафаэля в белом берете- все заняты делом- поиском Истины. Себя он изобразил тоже, глядя в зеркало, в образе древнегреческого художника Апеллеса в тёмной шапочке. А вот и грехопадение Адама, съедающего плод страсти... Аполлон и девять муз....- много прекрасных работ найдём на четырёх стенах и потолке собора.
Диву даёшься, рассматривая его работы и зная несовершенство красок того времени, живописных материалов, как ему удаётся живописное изображение, которое кажется живым, как живые фигуры поэтов, которые по воле художника разбрелись по всему пространству -  и слепой Гомер, распевающий свои стихи, Овидий - думающий над вечными метаморфозами во вселенной, Вергилий, Энний, Катулл, прекрасная Сафо, и божественный Данте, и Петрарка, вечно влюблённый в свою Лауру, и ещё один влюблённый Боккаччо. Все они ищут истину, справедливость, которые должны торжествовать в мире.
 Многим придаёт черты великих современников. Сюда вошли не только философы Афин, это было сообщество учителей и учеников, классиков, аксакалов философии. Цель фрески – достичь гармоническое согласие между всеми учениями философии, астрологии, богословия и науки. Он создаёт шедевр на все времена.
   Ещё пишет портрет папы Юлия II настолько похожий и живой, передавая его энергетику и характер, что люди начинали трепетать от одного взгляда на него, как от живого папы.
Его мадонны - восхитительны! Самой знаменитой стала - «Сикстинская мадонна»- её писал он с Форнарины..., да, та булочница... Та ли это была натура для мадонны? Убеждаешься, что у художника совершенно иное зрение..., если вспоминать её стиль жизни. Он писал её - словно очищая плод от порчи,... убирая неудобоваримое, освобождая её от вульгарности и пошлости, и оставляя ароматные части, дарящие жизнь и наслаждение. Для него красота была рукотворной. Видимо, все влюблённые слепы... Когда хотят сказать, что мужчина до последнего своего мгновения оставался мужчиной, то произносят фразу: "Умер как Рафаэль" т.е в момент, когда занимался любовью.
Рассказывали, что в юности он очень любил женщин и не начинал работы над портретом заказчика, если рядом их не было. Заказчики, покровители устраивали из своих жилищ настоящий римский бордель, пока он писал их портреты. А каждый портрет он мог писать от полугода и более.
 Куртизанки жили рядом, гуляли в садах, купались в фонтанах, пировали, возлежали на бархатных кушетках, развлекались и доставляли ему наслаждение в минуты отдыха. За его красоту и талант его необыкновенно любили женщины и преследовали его, дежуря у порога мастерской, ловя каждую свободную минуту у дверей дома, чтобы "прыгнуть" к нему в постель.
    Это было до тех пор, пока он не встретил свою роковую любовь. Ей было семнадцать лет и она была дочкой булочника - Маргарита Лути. Он прозвал её Форнариной, то есть "юной булочницей". Она была довольно свободных нравов, роковая страсть опаляла их, он терял с ней голову и силы, а она всё искала продолжения развлечений. 
     Он отдал большую сумму денег- 3000 золотых дукатов отцу Форнарины и её жениху 1000 дукатов, чтобы тот скорее её забыл, и привёз её с собой в Рим. Подарил ей всё: роскошную виллу, драгоценности, одежду, карету и оставался её рабом до конца своих дней.
  Она, утопая в роскоши собирала толпы поклонников у себя в доме до ста человек в день. Он боготворил Форнарину, это видно невооружённым  глазом. Взгляните на её портреты! Они всё скажут сами. Это подтверждают лики "Сикстинской Мадонны", "Донны Велаты", "Мадонны в кресле". Рафаэль пишет не только Галатею с Форнарины, но и все свои лучшие картины:   "Мадонна да Фолиньо", "Дама с вуалью", "Фригийская Сивилла", "Психея", "Мадонна делла Седья"," Мадаленна в экстазе".   На полотнах Рафаэля она светится безмятежной небесной красотой. Она божественна... Но, любовь слепа! И чтобы про неё  не говорили,- он ничего не слышит... Он дарит ей красоту и бессмертие - самый дорогой подарок...
  А на полотнах других художников и учеников маэстро – она обычная, тривиальная женщина, хитрая, коварная, алчная и сладострастная, более того -порочная, изменяющая ему со всеми покровителями, с банкиром Агостино Чиги, которому Рафаэль расписывал дворец, с знакомыми, друзьями, даже учениками в режиме «нон стоп», чего не замечал влюблённый Рафаэль.
  Он как- то признался: "В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава". Любовный марафон, который у него с Форнариной мог продолжаться по много часов выматывал художника, отвлекал от работы, уносил силы и здоровье. Всё хорошо в меру,- греки правы, а здесь её не было.
      Из - за этих любовных подвигов его здоровье вконец истощилось, он надорвался... Так что если к кому и применимо выражение "умер от любви", то это к Рафаэлю. У него была  любовная зависимость, комплекс «Адели»- по имени дочери Гюго, которая, преследуя возлюбленного офицера всё прощала ему, не смея ему ни в чём отказать, поставляла даже ему проституток, сама ждала в соседней комнате, когда он освободиться.
     А у Форнарины было другое заболевание,- нимфомания, её трудно было удовлетворить, даже нескольким мужчинам. Этим заболеванием страдали известные в истории женщины – Мессалина, Екатерина Великая, королева Марго и в их ряду Форнарина… Я в жизни наблюдала такую женщину, страдающую от подобной болезни. Она не давала никому прохода из мужчин, буквально «вешалась» на всех подряд и откровенно предлагала себя, уводила мужей у подруг, а потом они не выдерживали марафон с ней и возвращались к своим женам. С ней все знакомые женщины рвали отношения, ни о каких подругах не могло быть и речи.
 В обеденный перерыв на работу приходил её муж и все покидали комнату, зная, чем они займутся. Ей нужен был секс, причём, это было постоянное желание и всегда неудовлетворённость, тащила к себе в постель кого угодно, лишь бы… до последнего бомжа.
Она просто заваливала мужчин сама на стол, лестницу, помойку, сугроб, где угодно готова была заниматься этим, остановиться она не могла. Муж это знал и ничего предпринять не мог, болезнь- процесс неуправляемый. Он тоже скоро ушёл в мир иной, полагаю, не без её помощи.
    Недавно итальянский искусствовед Донато Бергамино, провёл исследования, чтобы объяснить всепоглощающую любовь Рафаэля к Маргарите и пришёл к такому выводу, что это был синдром Адели.
 Скончался Рафаэль в день своего рождения, когда ему исполнилось всего тридцать семь лет. Роковое число для многих мужчин. Ночью в полубредовом состоянии он, как всегда, отправился искать Недавно итальянский искусствовед Донато Бергамино, провёл исследования, чтобы объяснить всепоглощающую любовь Рафаэля, и пришёл к такому выводу, что это был синдром Адели.
 Скончался Рафаэль в день своего рождения, когда ему исполнилось всего тридцать семь лет. Роковое число для многих мужчин. Ночью в полубредовом состоянии он, как всегда, отправился искать Форнарину и нашёл её в объятиях своего ученика. Выгнав того, он тут же сам овладел ею.Она же, в пылу страсти, не сразу заметила, что обожавший её художник умер на ней...
    Отпевали его было в церкви Св. Сикста, под той самой "Сикстинской мадонной", за которую через два века заплатят 100 кг золота и увезут в Германию в Дрезденскую галерею. Но  её на отпевание не пустили - никто не поверил, что она уже давно была тайно венчанной женой гения.
     Рафаэль оставил ей огромное наследство, на которое она могла бы долго и безбедно жить. Но Форнарина избрала иной путь - стала самой дорогой, и, пожалуй, самой развратной римской куртизанкой. Лишь перед смертью ушла в обитель Св. Урсулы, где записалась как "вдова Рафаэля". Мне его безумно жаль, он был очень талантлив. Но, увы... А жизнь его могла бы сложиться иначе, если бы рядом была другая женщина...
Вазари называл его -"смертным богом", отмечая его качества гениального художника и прекрасного человека. О любовных похождениях писал немного, вскользь. Его очень хотел женить на своей племяннице Марии кардинал Бернардо Довицио, кардинал Биббиена. Но Рафаэль всегда находил причины затянуть, отодвинуть эти события. Видимо потому, что был тайно женат на своей булочнице. А его предполагаемая невеста внезапно скончалась.
   Рафаэль втихомолку от святых отцов продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам с Форнариной.
 Вазари пишет:
"И вот однажды после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своём распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками".
   Где правда,- одному Богу известно. Все болезни  в то время лечили пусканием крови. Но явно, что он умер от "любви", а подробности,- это лишь детали.
     Бывая в Лувре, я с удовольствием рассматриваю картины Энгра, в которых угадывается возлюбленная Рафаэля в образе "Большой одалиски" или прекрасного "Портрета Рафаэля и Форнарины". Кстати, одалиска написана на ложе в позе, повернувшись к зрителю своей удивительной длинной спиной... Здесь есть сюрприз: кто - то из учёных подсчитал длину позвоночника и пришёл к выводу, что у этой одалиски на два позвонка больше, чем положено иметь всем нормальным людям. Это было интересное открытие. Но красота её действительно завораживает.  Он изобразил её даже в том же головном уборе, что писал и Рафаэль. Эта деталь будет "гулять" по всем полотнам  художников. Образ Форнарины и любовной парочки стали широко использовать и тиражировать в живописи  и в скульптуре малых форм, даже в ювелирных украшениях. К образу Форнарины обращался не только Энгр, всего на эту тему им написано пять работ, а также Джулио Романо, Себастьяно дель Пьёмбо, Франсуа Эдуар Пико и многие другие художники писали её. Изображение влюбленной пары можно найти в ювелирных украшениях, выпущенных в 1880-х гг. Серию рисунков на эту тему выполнил Пабло Пикассо в 1968 г., сюжет общеизвестный : изображение резвящейся парочки, оргии влюблённых в угаре страсти ничего не замечающих, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело, и т.д и т.п, подсматривающие из - под кровати или из - за занавеси.  А.С.Аренский создал оперу "Рафаэль" с главной героиней- Форнариной.
 По сей день, глядя на надгробие Рафаэля в Пантеоне, мы вспоминаем историю их безумной любви, и даже голуби у саркофага художника напоминают эту пару: один падает вниз, а другой с ним прощается. Любовь всей жизни художника, даже после его смерти, рядом с ним, хоть и в образе Мадонны - он завещал изобразить её с лицом Форнарины.

Смотрю на купол Святого Петра...
      Как он красив! Я тоже там побывала и не раз. Лезть на крышу собора тяжело, ступеней много, а назад нет дороги - только вперёд, если первые триста ступеней прошла нормально, то последующие давались с трудом, особенно под самым куполом, места мало, голову подкруживало и было душно. На крыше походила, посмотрела скульптуры и отправила открытку себе. В конторке наверху ставят штамп Ватикана и есть почта. Чувство интересное, когда отсылаешь себе послание. Мы дотронулись до потолка и тем самым получили гарантию, что с нас сняли по пять смертных грехов, когда спустились вниз, на душе стало легче.
   А я, сидя на Испанской лестнице и раздумывая про собор, вспомнила, как ходила с батюшкой под куполом храма у себя в Самаре на улице Черемшанской. Его только построили и продолжали достраивать другие помещения. Там художник - богомаз, расписывал купол. Как мне хотелось взглянуть, как он пишет! Я как раз получила из Парижа интересную краску, видимо с фосфором, которую переслали мне друзья, я ведь рисую и мне иногда они присылают хорошие краски.
    Я пришла к отцу Фёдору и предложила сделать глаза у Спасителя этой краской, они будут и в темноте светиться. Наверное, это будет очень необычно, эффектно и круто. Мы с ним полезли под купол к художнику. Как я испугалась, когда увидела, что там положены тонкие доски, они от движения ходили ходуном. Я ожидала увидеть крепкие леса, а здесь доски прогибались и мне стало очень страшно. Я засомневалась, сумею ли пройти и не упасть вниз. Батюшка прошёл, доски прогнулись под ним, но он не дрогнул, обернулся и говорит : -" Ольга, давай руку, иди, не бойся" ,- и протянул руку.
 Я поверила, вздохнула глубоко и пошла. Сцена напомнила мне библейский сюжет с хождением по воде. Всё благополучно закончилось, но сердечко билось сильно. В куполе работал богомаз, он был худой и почти прозрачный. 
   Перед тем, как взяться подписывать храм - он постился, жил месяц совершенно жизнью аскета: в тишине, молитве и почти в голоде - на воде и хлебе, как в старину было положено. Иначе благословения не снизойдёт. Под ним доски не прогибались... Он как дух святой был... голубь, да и только. 
   Вот так я побывала, как и Микеланджело, на самом верху храма и видела как работает, пишет художник. Думаю, что мне сам Микеланджело руку протянул тогда… так и вижу его фреску... его рука...
       Божественный  Микеланджело....
       Божественные творения гения....
       Божественная рука...
Прислушиваюсь, мне кажется, что я слышу тихий голос Микеланджело, он с кем - то беседует... и понимаю,- с Создателем.
 
      ...ОН СТОИТ ПЕРЕД НИМ НА ПОРОГЕ...

      Это я, Господи! Твой Микеланджело Буонарроти...
      Я пришёл. Ты звал меня? 
      Прости, что я не торопился, здесь было много дел на земле, у нас...
      они ждали завершения, хотя я трудился день и ночь в поте лица,
      добывая свой хлеб, да ты знаешь это, Господи.
      Прошла почти вечность! Теперь я пришёл.
      Я все понял!
      Ты помогал мне. Это ты одарил меня силой за двоих
      и даже в имени моем два слиты человека: Микеле и Анжело,...Ангел.
      Ты стоял рядом, у меня за спиной и помогал мне, поддерживал,
      когда казалось, что нет сил.
      я понимаю, ты вёл меня по жизни, ты давал мне всё.   
      И эта божественная рука!
      О! Господи! Это же твоя рука! Ты просто дал мне её... на время...?
      Да! Это твоя рука.
      Спасибо тебе! Ты сделал меня счастливым, подарив мне бесценный, царский
     подарок- божественную руку и ещё - душу...
   
     ОН СТОИТ ПЕРЕД НИМ,ЕМУ ЕСТЬ ,ЧТО СКАЗАТЬ ...
    
    Посмотри на меня, Господи! Ты меня узнаЁшь?
    Я изменился за эти годы.
    у меня перебит нос,  тело стало не таким сильным, как в молодости, морщины
    гуляют по лицу, жизнь безжалостно прошлась по мне, оставляя следы.
    Прошёл почти век.
    И это я, перед тобой - Микеланджело, твоя правая рука, ты меня сам выбрал и одарил.
    
     Спасибо, Господи, ты меня осчастливил!
     Я прожил трудную, но счастливую жизнь.   
     Я был счастлив, создавая своих детей.
     Правда, они из ... мрамора,...
     но я любил их ещё сильнее. Да, ещё они и из моей крови,
     ты знаешь это не хуже меня.
     Они плоть от плоти мои и твои тоже!
     И ты, тоже, любил их, Господи! Я знаю...
     Да, я был счастлив! Как дитя, счастлив. Прости !
     Вот ... Это я, Господи.
     твоя правая рука, - Микеланджело Буонарроти.
     Я  пришёл  вернуть тебе кое- что...
     возвращаю тебе то, чем ты так щедро одарил меня на пороге жизни.
     и сделал самым счастливым на земле,
     и заставил любить и трудиться,- эта рука...
     Я твой, Господи!
     Ты пригласил меня на Суд?
     В моей жизни он длится слишком долго, слишком...
     Разве ты забыл - мы его писали вместе, там в Капелле, целых пять лет!
     Суд-  мировая драма нравственного падения и искупление. Мы показали ,
     как может пасть человек и как возвыситься.
     Суд продолжается...Я не боюсь суда.
     Почему?
     Я судил и терзал себя всю жизнь, стремясь к совершенству.
    Страшнее суда нет и он продолжается. Ты знал это...
     Это я, Господи! Перед тобой -  Микеланджело Буонарроти...
     Ты узнал меня? Я выполнил все твои поручения, и служил тебе верой и правдой.
     Я твой навсегда... прости...

    Это мой любимый Микеланджело... и мой любимый Рим, где я бывала много раз.
Вечный город, Рим... Город, куда воистину ведут все дороги! Город, где количество достопримечательностей зашкаливает, превышает все разумные пределы, и куда хочется приезжать не раз и не два, а всегда. Город, где остается навсегда сердце и душа...А испанская лестница?- На ней сегодня не разрешают даже присесть и штрафуют, не только закусывать бутерброды или целоваться, лежа в обнимку... Всё меняется, это факт.
 29.04.18.