Ошибка Шеремета

Галина Айзенштадт
  В минувшее воскресение на Северном кладбище под Минском открыли памятник Павлу Шеремету.
  В церемонии приняли участие мать Павла, белорусские журналисты и правозащитники. С Украины не  было никого.
  Сообщение об открытии памятника появилось на сайте "Немецкой волны", но его нет на сайте "Украинской правды", владелицей которой является гражданская жена Шеремета Алена Притула, и где Шеремет работал в последние годы.
  20 июля  исполнится два года со дня его гибели. Никаких подвижек в расследовании убийства нет до сих пор. Хотя Порошенко с пафосом заявлял, что Шеремет был его личным другом, и преступники будут найдены и наказаны.
  Промелькнуло сообщение, что Притула обратилась к Генеральному прокурору Украины с просьбой - признать её потерпевшей стороной, чтобы она могла ознакомиться с материалами дела, а также признать убийство Шеремета терактом.
  Как не квалифицируй произошедшее,  вряд ли это что-то изменит, ведь у власти явно нет никакого желания заниматься "делом Шеремета", иначе давно оно было бы расследовано.
  Шеремет был в Украине чужим, а отчаянно хотел быть своим, и, похоже, даже поверил в это, и в свою значимость для Украины. И в право "своего" человека не только хвалить власть, что делал неоднократно, но постепенно - и критиковать, пытаясь указать ей, как надо "правильно" поступать в том или ином случае.
  И даже иногда позволял себе довольно умеренно в чем-то упрекнуть националистов. А уж это было слишком:чужак, москаль, поучает нас как жить, что нам следует делать и как поступать?!
  Уж не агент ли он ФСБ? И не мешало бы проследить, чем он занимается и с кем встречается в Москве, куда часто наведывается, чтобы, по его словам, встретиться со своей семьёй.
  Под его статьями в "Украинской правде" всегда были негативные комментарии, с одним и тем же мотивом:не учи нас жить, вали в свою Россию.
  Однако Шеремет продолжал настаивать, что он - свой, и, похоже, действительно верил в это, и в то, что он как известный журналист, очень важен и значим для Украины.
  Взлёт Павла Шеремета и его известность начался в ельцинскую эпоху, когда он попал под кураторство Бориса Березовского. Об этом мало кто помнит, да и сам Павел в последние годы старался не вспоминать о "кураторе", признав однажды, что это было ошибкой.
  Была какая-то странная история с незаконным переходом белорусской границы, небольшая отсидка в белорусской тюрьме, заступничество Ельцина и освобождение из тюрьмы, после чего Березовский взял Шеремета на первый телеканал, владельцам которого тогда был.
  Говорят, вся история с "переходом" была какой-то многоходовкой, в которой Березовский выстраивал свои отношения с Лукашенко, имея определенный бизнес-интерес в Минске.
  Так это было или нет, доподлинно неизвестно, но Шеремет стал известным не только на просторах бывшего СССР, но и в мире.
  А на канале Березовского "мочил" всех, на кого ему указывал шеф.
  Правда, у Шеремета это получалось не столь блестяще, как у Доренко.
  После вынужденного отъезда за границу Березовский продолжал лелеять планы свержения Путина, и искал ему конкурента, который бы на выборах победил его.
  Затея, разумеется, была обречена на провал, и с каждым годом становилась всё безнадежнее, но Березовский не сдавался. В очередной - и в последний - раз он остановился на кандидатуре Владимира Яковлева, бывшего мэра Санкт-Петербурга.
  И Павел Шеремет написал о нём книгу, стараясь вылепить из него нечто более значимое, чем тот был на самом деле.
  Эту книжку я случайно обнаружила в израильской библиотеке, где есть и "русский" раздел, и даже сначала не поверила своим глазам. Неужели её действительно написал Шеремет?
  Если бы тогда, когда я прочла этот опус, Шеремет попался мне на глаза(мы были с ним знакомы), я бы  спросила его:"Как ты мог решиться на такое - из откровенной серости лепить "конфетку"?".
  Вероятно, здесь свою роль сыграли деньги, в которых Шеремет нуждался в последние годы, о чем он сам говорил, поскольку перед отъездом на Украину в основном работал в журнале "Огонек".
  В событиях на Украине Шеремет увидел возможность начать новую страницу в своей жизни, и безоговорочно принял сторону тех, кто свергнул прежнюю власть.
  И находил оправдание любым решениям, которые принимала новая власть. Это было в русле западной политики по отношению к Украине.
  Верноподданичество Шеремета снисходительно принималось, но не более:никто не предложил ему работу на каком-либо телеканале, о чём всегда мечтал Шеремет, даже "друг" Порошенко - на своём.
  И тем не менее, Шеремет постепенно начал вести себя так, как будто и в самом деле стал в Украине своим. Видимо, он не мог поверить, что имидж известного журналиста никак не влияет на его восприятие украинским обществом, и что он имеет право советовать и поучать.
  И от него избавились...
  Шеремета похоронили в родной Беларуси, где началась его журналистская карьера:её он начинал ведением программы по экономике на одном из белорусских телеканалов, которая была в ту пору весьма популярной.
  На похороны тогда приехали и Притула, и депутаты от блока Порошенко в Раде - Сергей Лещенко и Светлана Залищук.
  Резонанс от убийства Шеремета тогда разнесся по всему миру, а сегодня о нём вспоминают редко. А если вспоминают, то лишь для того, чтобы напомнить:преступление до сих пор не раскрыто.
  Кто-нибудь верит, что оно будет раскрыто?