I-3-4. Что есть совесть?

Екатерина Истоомина 2
                Совесть — дар Бога или элемент культуры?

                Больше 45 лет я профессионально занималась вовлечением подростков в сферу духовной культуры общества. И только в середине своей педагогической деятельности поняла, что надо не вовлекать, а содействовать возрождению Божественного начала, заложенного в духе каждого человека при рождении.

                Часто смотрю передачи цикла «Тем временем» на канале культура. Один выпуск был посвящен теме: «Совесть: категория культуры». Несколько раз просмотрела это видео в интернете: выловила для себя несколько интересных мыслей и фактов. Но у меня в этом вопросе есть собственная позиция, основанная на Слове Божьем и личном опыте (делании, — как было сказано в передаче). Договоримся о терминах.

                КУЛЬТУРА — это плод духовной и материальной деятельности человечества для улучшения качества жизни. У каждого народа культура имеет свои особенности.

                СОВЕСТЬ же не человеком создается и не обществом формируется, а даруется Богом как основа развития нравственности личности. Она может противостоять морали общества как внешнего ограничителя свободы действия и мнения человека.

                Поэтому хорошо бы поставить знак вопроса в названии темы передачи. Но и в обсуждении её — вопрос не появился. Даже протоиерей Павел Великанов его не обозначил. То есть по-прежнему проблему совести решаем в сфере культуры (пусть и названной — духовной), а не в духовной сущности самого человека, сотворенного Богом «по образу Своему».

                Да, в Ветхом Завете понятие совести не упоминается, потому что народ, избранный Богом, знал только Заповеди, написанные на каменных скрижалях как внешнее ограждение от языческого влияния. Но, без преображения духовной ипостаси личности, внешние запреты не защищают от искушений греховного мира.

«И дам вам сердце новое, возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Иез. 36:26-28.

                Это Божье обетование, часто повторяемое в Ветхом Завете, сможет исполниться только в результате рождения человека от Духа Божьего, о чем говорится в Новом Завете. Впервые слово СОВЕСТЬ появляется в Евангелии от Иоанна. Только Иисус силой Духа Божьего мог пробудить погубленную грехом совесть человека.

«Они же, услышав [то] и будучи обличаемы СОВЕСТЬЮ, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Ин. 8:9,11.

                В посланиях Апостолов раскрывается смысл понятия СОВЕСТЬ. Она есть плод действия духа Божьего в сердце (духе) человеческом.

«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне СОВЕСТЬ моя в Духе Святом». Рим. 9:1.

«Надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по СОВЕСТИ». Рим. 13:5.

«Имейте добрую СОВЕСТЬ, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». 1Пет. 3:16.

«Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует СОВЕСТЬ их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, — в день, … когда Бог будет судить тайные дела человеков». Рим. 2:13-16.

«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй СОВЕСТИ, спасает воскресением Иисуса Христа». 1Пет. 3:21.

«Ибо похвала наша сия есть свидетельство СОВЕСТИ нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас».       2Кор. 1:12.

«Посему, имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные [дела], не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя СОВЕСТИ всякого человека пред Богом». 2Кор. 4:2.

«Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим СОВЕСТЯМ». 2Кор. 5:11.

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй СОВЕСТИ и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие». 1Тим. 1:5-6.

«Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую СОВЕСТЬ, потому что во всем желаем вести себя честно». Евр. 13:18.

«Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую СОВЕСТЬ, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере». 1Тим. 1:18-19.

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в СОВЕСТИ своей». 1Тим. 4:2.

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и СОВЕСТЬ. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу». Тит. 1:15-16.

«Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать приносящего совершенным в СОВЕСТИ». Евр. 9:14.

«Только «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит СОВЕСТЬ нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному». Евр. 9:8-9.

                СОВЕСТЬ (со + весть) — это дар Бога, нравственный ориентир, внутренний судья, не позволяющий человеку смешивать добро и зло. Голос совести — это «голос Бога», — говорил Л.Н. Толстой. Если совесть — это элемент нравственной культуры человека или общества, то это понятие расплывчато и субъективно. «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста», - часто цитируется это высказывание А.С.Пушкина. Я сейчас так мыслю: "Да, жалок тот, в ком совести нет".
               
                Совесть - понятие не оценочное, она либо есть, либо ее нет в человеке. Я полностью разделяю мнение Л.Н.Толстого: голос совести - это голос Бога.               

http://proza.ru/2014/06/04/2065