Спасение и конец времени

Врачъ
Что такое спасение?
Каким образом можно избавиться от смерти?
Что говорят религии?
Есть ли, кроме христианства, религия, в которой Бог умирает за человека?
Как спасались люди разных эпох?
Зачем нужна жертва, если человек уже назван праведником?
Как восстановить справедливость, сохранив жизнь нарушителя закона?
Как получилось, что сегодня, спустя 2000 лет в мире несколько миллиардов христиан?
Что можно сказать о любви Бога к человеку?
Что сказать о Духе Святом?
Когда можно сказать, что человек окончательно спасен?
Как спастись?
Можно ли повлиять на судьбу человека после смерти?



Что такое спасение?
Спасение - это избавление от опасности.
Мы говорим о духовном спасении, а значит, спасение - есть избавление от смерти.
Каким образом можно избавиться от смерти?
На сегодняшний день медики могут вернуть к жизни человека в течение 5-6 минут после прекращения сердцебиения и дыхания. Дальше наступают необратимые изменения в организме. И, если удастся реанимировать такого человека, велик шанс, что он будет инвалидом.

Есть компании, которые дают надежду на возвращение к жизни после смерти. Они берут голову своего пациента и замораживают ее, чтобы в будущем, благодаря достижениям науки и техники можно было бы вернуть человеку сознание.

В Библии много говорится о спасении, например,
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
(Иоан.3:36)

В отличие от христианства  другие религии говорят, что спасение человека от смерти или от страданий зависит от его собственных усилий - покаянием в исламе и в иудаизме; в делах любви к Богу и к ближним - в индуизме, в самосовершенствовании - в буддизме.

Есть ли другая религия, в которой Бог спасает человека ценой собственной жизни?

Нет, потому что Бог не может умереть.
Но про Христа мы читаем:
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
(Евр.2:14,15)

Итак Христос - наш Спаситель принял плоть и кровь, чтобы умереть ради нашего спасения.

Но спасение человека по Библии - не только жертва Бога.
Давайте поразмышляем над тем, как спасались люди разных эпох?

В самом начале Библии про Еноха написано:
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
(Быт.5:24)

Чтобы не было никаких сомнений относительно судьбы Еноха, в послании к евреям добавляется:

5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
(Евр.11:5)

Про Авраама читаем:
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
(Быт.15:6)

Итак, еще до Христа люди спасались верой.

Во времена Христа читаем:
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Иоан.5:24)

Опять видим, что спасение происходит по вере.
Вера - не только уверенность в невидимом.
Вера - вектор сердца человека, направленный к Богу.
Вера меняется со временем, может даже угаснуть:
38 Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.
(Евр.10:38,39)

Мне близко сравнение веры с близкими отношениями - например, между родителями и детьми, между друзьями, между супругами.

Если эти отношения есть, то будут и дела веры - проявление любви к Богу и к ближним.

Итак для спасения необходимо иметь близкие отношения с Богом.
Как мы видели, до жертвы Христа спасение происходило через праведность от веры. Праведность - проявление веры - те самые дела любви к Богу и к ближнему.
Но Енох, Илия - праведники, еще при жизни достигшие Царствия Божия ожидали жертвы Христа. Они были спасены 'авансом', можно сказать. Окончательно их судьба и всех умерших в Господе должна была решиться в схватке Христа с дьяволом при Его земном воплощении.

Зачем нужна жертва, если Бог уже назвал человека праведником?
Когда забивают гвоздь, а потом вытаскивают, на том месте остается отверстие. Так и грех, даже, если он прощен, оставляет последствия.

Грех - нарушение Божьего закона.
Закон требует справедливости - наказание виновного.
Наказание за малейший грех - смерть.Рим0623
Но с другой стороны, Бог - милостив и Ему хочется сохранить жизнь раскаявшемуся грешнику.
Как же восстановить справедливость, сохранив при этом жизнь нарушителя закона?
Отец и Сын нашли единственный выход - принести жертву.
Кровь Христа восстановит справедливость и спасет от смерти грешника.

Спустя 2000 лет после смерти Христа - Его последователи насчитывают несколько миллиардов. Как такое возможно?

Не может быть близких отношений без любви.
Бог делом явил, что любит каждого человека:
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
(Иоан.13:1)

Удивительный факт. Когда искал количество христиан на сегодняшний день, то сначала не обратил внимания, что количество мусульман также приближается к двум миллиардам. И, что есть еще один миллиард исповедующих индуизм. Выходит, жертвенная любовь Бога к человеку не привлекает к себе значительно большего количества людей.
Но бесспорно, не может быть близких отношений без любви!

Мы говорим о любви Бога Отца и Сына к человеку и Их жертве ради него.
В Библии есть подобный пример, когда Авраам решился принести в жертву Богу своего любимого сына, а тот покорился.
Исааку уже было достаточно лет, чтобы попытаться убежать, оказать сопротивление. Но Авраам и Исаак сознательно шли на эту жертву с великим смирением, ради любви к Богу.

Что же сказать о Духе Святом?
Дух Святой тоже личность Бога.
Из следующих стихов видно, что Его можно оскорбить. Что Дух учит людей.
10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
(Лук.12:10-12)

И еще одно место - говорящее, что тело человека - храм Духа Святого.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
(1Кор.6:19)

Еще Дух Святой ходатайствует за нас перед Богом:
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией.
(Рим.8:26,27)

Итак, Бог Отец, Сын, Дух Святой - любят каждого человека и участвуют в его спасении.

Христос обещал ученикам, что вместо Себя пошлет Духа Святого, который будет Утешителем верующих:
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:26)

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
(Иоан.15:26)

Когда же можно сказать, что человек спасен?
Для ответа на этот вопрос поразмышляем над выражением - Первенец из мертвых:

1. 1Кор.15:20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

2. Кол.1:18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из
мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

3. Откр.1:5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный,
первенец из мертвых и владыка царей земных...

До Христа умерло множество людей.
Если имеется в виду воскрешение, то на горе преображения мы встречаем Моисея - умершего и воскресшего. Но, когда он был воскрешен - неизвестно.
Так же есть свидетельство, что пророки Илия и Елисей воскрешали детей.
(3Цар.17:22), (4Цар.4:35)

Но только Христос почему - то назван Первенцем из мертвых.
Если имеется в виду человек, перешедший в Царствие Божие, то первым надо считать Еноха.

Итак, эти примеры не позволяют дать удовлетворительного объяснения.
Тогда будем рассуждать о смерти.
Смерть, к которой нельзя привыкнуть и, которая причиняет так много страданий любящим - есть прекращение жизни.
Библия учит, что после смерти должен быть суд. Евр0927
После суда - воскресение.
Воскресение - возвращение человека к жизни.
Христос говорит о двух видах воскресения -
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
(Иоан.5:28,29)

Итак, весь путь человека может быть нескольких видов:
1. Рождение - смерть - суд - воскресение жизни - вечная жизнь.
2. Рождение - смерть - суд - воскресение осуждения - вечная смерть.
3. Рождение - суд - второе пришествие - вечная жизнь/вечная смерть.

Для подкрепления этих мыслей:
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
(Откр.20:6)

Есть жизнь первая и жизнь вторая.
Первая жизнь - наша с вами временная жизнь на земле.
Вторая жизнь праведника - вечная жизнь с Богом в Его царстве после воскресения.
Вторая жизнь грешника - краткий миг между воскрешением и второй смертью.

Есть смерть - первая и вторая.
Первая смерть - та, о которой мы хорошо знаем, она присуща, как грешникам, так и праведникам.
Вторая смерть касается только осужденных грешников, которые будут воскрешены на малое время и затем погибнут в огне. Откр2006,14,15

Разобравшись с жизнью, воскресением и смертью мы приходим к пониманию выражения "Первенец из мертвых".
Как уже было сказано - Енох и Илия, живыми попавшие в Царствие Божие, получили спасение "авансом".
Сегодня обвиняемого могут отпустить до суда под залог. Залогом пребывания праведников в Царствии Божьим до суда было намерение Бога принести жертву за них.

Возможно, их переселение на небо послужило Христу на земле сильнейшей поддержкой. Ведь они - первые плоды праведников, ради вот таких людей, Бог и шел на жертву. Он уже приблизил их к Себе и вкусил радость общения лицом к Лицу со Своим "новым" творением, познавшем грех, но возлюбившем правду до смерти. Он не может не принести Себя в жертву...

Христос умер. Но Он не нарушил Божий закон ни в чем. Евр0415 А значит, Он праведник. Поэтому Бог Духом воскресил Его. И Христос восшел на небо и воссел одесную престола Божия Евр1202. Понятно, что вторая смерть Ему больше не угрожает. Таким образом, Он первым из людей перешел от смерти к жизни. Остальные умершие до Него праведники, а также Енох, Илия только теперь, благодаря ходатайству Христа перед Богом, также получают окончательное спасение.
 
Вернемся опять к вопросу -  когда же можно сказать, что человек спасен?
Когда человеку не угрожает вечная смерть?
Когда человек окажется в Царствии Божьем.

Раньше этого можно только предполагать.
Например, Анания и Сапфира совершили благое дело - продали дом и разделили деньги с братией. Но на самом деле - солгали Богу, утаив часть суммы. Деян0503 Только Бог видит сердце человека. Деян0124
Кто бы из нас подумал, что разбойник на кресте окажется спасенным? Лук2343

Однако, есть интересные примеры.
Павел пишет:
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
(2Тим.4:8)
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
(Фил.1:23,24)

Иов пишет:
25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
26 и я во плоти моей узрю Бога.
27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!
(Иов.19:25-27)

Эти праведники говорят с великой уверенностью, что Господь уже ожидает их в Своем Царстве.

Отсюда следующий вопрос - как спастись?

Спасение складывается из:
1. Жертвы Христа.
2. Близких отношений с Богом.

Веровать - поддерживать близкие отношения с Богом.

Господь приблизился к нам посредством Своей жертвы.
И мы к Нему можем приблизиться только через жертву:
люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. (Втор.6:5)
а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее Лук0924.
Любовь к Богу побуждает к совершенству, замене земных ценностей духовными.

Искренние глубокие отношения с Богом приводят к служению ближним.

Но поскольку наша жизнь имеет пределом смерть, спасение человека определяется его близостью с Богом на момент кончины:
12 И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность.
13 Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, - то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал.
14 А когда скажу беззаконнику: "ты смертью умрешь", и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду,
15 [если] этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, - то он будет жив, не умрет.
(Иез.33:12-15)

Поскольку это личные отношения человека с Богом, только Всевышнему известна судьба умершего.

Отсюда возникает следующий вопрос - можно ли повлиять на судьбу человека после смерти?

Опираясь на размышления выше можно сказать, что нельзя.
Если спасение складывается из жертвы Христа и близких отношений человека с Богом, то каким образом наши молитвы могут приблизить его к Богу? Ведь после смерти плоть распадается, а дух возвращается к Богу, так что у человека нет сознания, а значит нет мыслей и выбора:

7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
(Еккл.12:7)

4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
(Пс.145:4)

Поэтому вместо молитв за мертвых, лучше молиться за живых и словом, делом с мудростью Божией направлять их к Спасителю:

60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
(Лук.9:60)