Боярин

Валерий Стрельцов
«Да что это за страна - Россия,
что за время, что за люди такие!»
Ю.А. Остапенко
 «Мясищев: невидимая дуэль»

Ещё одна история - их много таких историй, но здесь подробно расскажу только об этих двух - ещё одно, пожалуй главное,  деяние Инопланетянина связано с именем известного советского авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева, благороднейшей души человека, гения устремленного в будущее,  уроженца города Ефремова.
К счастью и моей великой радости, не только наш герой Мотлох хлопочет-беспокоится о народной памяти: Рядом с метро «Багратионовская» в Москве есть улица, названная в 2003 году в честь В.М.  Мясищева, в  Жуковском есть улица с таким же названием, на улице Грановского (сейчас Романов переулок)  на знаменитом «маршальском» доме, где жил авиаконструктор висит мемориальная доска, напоминающая об этом - там сейчас его внучка живёт - его имя присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу в Жуковском.
О создателе первых в СССР дальних стратегических бомбардировщиков М-4, 3М и  М-50 Владимире Михайловиче Мясищеве снят прекрасный документальный фильм «Устремленный в будущее (Тайны забытых побед)». Народный артист СССР Василий Лановой там с проникающими в душу интонациями читает авторский текст… М-50 - это тот самый самолет, который стал потом прототипом современного  красавца Ту-160.  Знаменитый А,Н. Туполев, безусловный гений авиастроения, кроме прочего, был большим мастером по копированию и развитию чужих идей и достижений…
Очень важные черты личности и все этапы жизненного пути  Мясищева описаны в понравившейся мне книге  Николая Якубовича «Мясищев.  Неудобный гений. Забытые победы советской авиации». К 110-летию со дня рождения Владимира Михайловича вышел сборник воспоминаний его соратников и сослуживцев: много добрых слов сказано там в его адрес. Имя и деяния этого русского Гения, по свидетельству специалистов на много десятилетий опередившего свое время, до сих пор волнуют и привлекают умы людей...
Здесь в этом очерке меня больше интересует не техническая сторона его достижений - о них достаточно много написано - а черты его личности и сила духа этого человека… Помните как его охарактеризовал один из соратников:  «Прекрасный человеческий дух в прекрасной человеческой оболочке». Жаль только, что эти возвышенные слова были сказаны после смерти Гения. Только после смерти таких Гигантов, да и не только гигантов, у окружающих спадает пелена с глаз и они понимают, кого они потеряли - довольно грустная закономерность…  Не раз наблюдал и слышал такое на поминках...

Род Мясищевых пустил глубокие корни в чернозём этой лесостепной полосы России.   Мясищев родился 28 (15) сентября 1902 года в купеческой семье в сохранившемся до сих пор доме, любовно построенном его дедом Михаилом Григорьевичем Мясищевым. Из  статьи в интернете  узнал, что  в то время в Ефремове проживало 10088 человек, имелось 7 церквей, мужская и женская гимназии, реальное и духовное училище. Фабрик и заводов было 34, с 226 рабочими. К числу достопримечательностей Ефремова относились множество фруктовых садов по окраинам. Жили в Ефремове торговлей, в основном хлебом, мукой, спиртом и фруктами.
Отец -  Михаил Михайлович Мясищев, купец, хорошо образованный человек. Поздний, долгожданный, залюбленный ребенок, которого отец спас от ранней смерти... Учился в Париже,  говорил по-французски, имел хорошие манеры и   прекрасно  танцевал.  Мать - Янина Евгеньевна Мясищева (Дудкевич)  была полячка, очень красивая - писаная красавица со вспыльчивым характером.  Перед венчанием, как и требовалось в те времена перешла в православие, но потом снова вернулась в католичество…  Но женились они в спешке вопреки родительской воле и жениха и невесты…  Может быть потом это и разрушило их брак и семью… Не имейте никаких дел с латинянами -  наставляли свою паству православные священники…  Католическое и православное мироощущения несовместимы...
И мальчиком и юношей Володя был очень красивым и привлекательным. На одной фотографии -  юный Гамлет со скорбью и печалью в глазах: может быть из-за мамы, которая изменила отцу и ушла из семьи, выйдя замуж за какого-то тульского чиновника. Сорок лет после этого сын не виделся со своей матерью…, но к отцу всегда относился с пиететом, всегда обращался к нему на ВЫ и берег его до кончины.  Был он человеком уравновешенным и сдержанным, но одаренная натура искала выхода для эмоций и нашла этот выход на сцене. Он стал участником Ефремовского народного театра, и в спектаклях, которые ставила детская студия драмтеатра, играл главные роли. Любовь к театру, музыке сохранилась у него на всю жизнь.
В советских документах он  по понятным причинам  писал, что родился в семье служащего. Видел в руках Мотлоха  семейный альбом Мясищевых: добропорядочная купеческая семья, красивые обеспеченные люди из «той» жизни, красивый, ухоженный мальчик Володя, воспитанный ещё на тех бунинских представлениях о порядочности и благородстве... С ними он и прошёл по всей своей жизни, притягивая и отталкивая этими чертами уже других советских людей, которых на других примерах воспитывали… Конечно он был крещён в положенное время и воспитывался соответствующим образом, но революция сломала судьбы многих людей, появились другие идеалы, юноше пришлось забыть об этом: и о своем происхождении, и об отношении к православной Церкви. Такое забыть, конечно, невозможно… пришлось скрывать и приспосабливаться к новым реалиям.
В 1918 году закончил в Ефремове реальное училище. Отец после революции потерял жизненные ориентиры и семью содержать не мог. Чтобы помочь семье, юноша очень рано начал работать, за всё брался.  Знавшие его в то время пишут: ему было не лучше и не хуже других, но в его характере уже сформировались развитая не по годам, воля и самодисциплина. На всех его фотографиях просматриваются эти черты.  В 1920 году переехал в Москву и поступил в МВТУ.  Сокурсники так в то время характеризовали его: «Твердый, целеустремленный человек, по сути, завершенный характер, волевая натура. Скромно, но всегда аккуратно одетый, собранный, подтянутый, серьезный. Очень выдержанный, спокойный, довольно замкнутый. Энергичный и хороший работник с инициативой и знанием, добросовестный товарищ». Эти прекрасные человеческие качества, сформировавшиеся в студенческие годы, он сохранил на всю жизнь.
С учетом бедственного положения семьи, ещё учась в МВТУ, уже в Москве начал работать: даже вагоны разгружал.... Начинал свою деятельность в авиации в ЦАГИ в отделе, которым руководил А.Н. Туполев в бригаде крыла под руководством В. М. Петлякова. Вот такие были у него наставники...  С Андреем Николаевичем Туполевым судьба Мясищева всю жизнь было особо и сильно переплетена. Туполев был старше Мясищева на 14 лет, Мясищева называют учеником Андрея Николаевича и сам он это признавал… Туполев видел талант молодого инженера и всегда относился к нему с большим уважением, следил за его успехами, но  похоже с ревностью… С учителем-другом Петляковым ему тоже не удалось расстаться: в самый разгар войны Мясищеву пришлось продолжить дело Петлякова после его трагической гибели...
В 1925 году в ЦАГИ началась трудовая деятельность Мясищева.  Летом 1927 года Мясищев получил свой первый отпуск и отправился на юг, в Судак, где устроился на постой на многолюдной даче известного композитора, классика армянской музыки Александра Афанасьевича Спендиарова. Это была удивительная семья и дача. Она была всегда полна постояльцами из друзей и друзей друзей. Они меняли друг друга бесконечной чередой, и трудно было установить, кто и сколько их обитает. К концу отпуска Владимир Мясищев расписался с одной из дочерей Александра Афанасьевича – Лялей, преподававшей английский язык. Это неординарное событие так молниеносно свершившееся, при котором невеста узнала фамилию мужа только в ЗАГСе, не вызвало ни осуждения, ни противодействия со стороны родителей невесты. Летний отпуск Володи закончился пышной свадьбой и весельем всей честной компании, обитавшей в то время на даче Спендиаровых. Любовь с первого взгляда оказалась любовью на всю жизнь,  брак оказался счастливым, 20 июня  1930 года появилась дочка Маша (Марья Владимировна), а спустя десятилетия и внучка Варвара.

Американцы опережали нас в создании авиационной техники, и в 1936 году Мясищева направляют в командировку в США для ознакомления с их разработками и приобретения лицензии на производство транспортного самолета Дуглас (DC-3), он и был потом ведущим инженером по адаптации DC-3  к нашим условиям, но в 1938 году по ложному обвинению был арестован. Заканчивал эту работу Лисунов, поэтому этому легендарному самолёту и было потом присвоено имя ЛИ-2. Мясищева обвиняли в том, что закупленная ими в Америке документация на самолёт была в дюймовой системе, а не в метрической, что потребовало больших затрат и времени на её переработку.
В деле Мясищева хранится протокол его единственного допроса 11 февраля 1938 года, согласно которому арестованный признал «факт своего участия в антисоветской организации и своей вредительской деятельности». По словам Мотлоха, а он общается с близкими и родными Мясищева, допросы велись с пристрастием, от Владимира Михайловича требовали также разоблачающих показаний на арестованного А.Н. Туполева и при этом били табуреткой по голове… Но Мясищев таких показаний не дал… Этот факт мужества и порядочности произвёл сильное впечатление на Александра Михайловича и ещё более утвердил его на выбранном пути..
Довольно точное представление о глубинных чертах личности Мясищева можно получить по рассказу Туполева. Он вспоминал, как люто вертухаи-надзиратели ненавидели Мясищева в «шарашке». Тот ходил всегда подтянутый , чисто выбритый, с белыми манжетами. Надменный Мясищев шел с чертежами в архив, следуя прямо на охранника, и тот, не желая того, сам уступал ему дорогу, часто даже открывая ему двери… Вертухаи (и не только они) звали его Боярином...
Мясищеву повезло. После ареста его определили в Центральное конструкторское бюро № 29 (ЦКБ-29) – «шарашку», где «враги народа» в условиях изоляции, но находясь на привилегированном положении по сравнению с обычными заключенными, создавали крылья Родины. Жизнь и деятельность этого удивительного учреждения сталинского времени описана в книге  «Туполевская шарага», написанной Леонидом Львовичем Кербером, заместителем Туполева по авиационному оборудованию, с которым автору посчастливилось быть знакомым, и в доме которого  сиживал за семейным столом... Авиация, МАИ, МВТУ, авиаконструкторы, инженеры, работавшие и работающие в этой области - это особенные люди, это  целый мир, к которому тоже чувствую себя причастным. В некотором смысле это даже братство людей объединенных небом и бороздящими его летательными апаратами...
Туполевская «шарашка» ЦКБ-29 находилась в Москве на улице Радио в здании, где и поныне располагается конструкторское бюро А. Н. Туполева. ЦКБ-29 составляли три самостоятельных бюро – Туполева, Петлякова и Мясищева (третье КБ было создано несколько позднее). Каждое занималось своим проектом: первое – созданием пикирующего бомбардировщика, второе – высотным истребителем, третье – дальним высотным бомбардировщиком. Официальными руководителями КБ являлись офицеры НКВД. Технический и инженерный уровень такого «руководства» понятен читателю, но в технические вопросы, понятное дело, энкавэдэшники не вмешивались.
На заводе № 156 по улице Радио в Москве, где находилось ЦКБ, заключенных сначала размещали по спальням, как придется. Позже им разрешили перемещаться по собственному выбору. В итоге в одном зале собрались работники КБ Туполева, этажом ниже в двух смежных – сотрудники Петлякова и Мясищева. «Хотя нас и водили три раза в месяц в душ, все же к утру воздух в спальнях напоминал что-то среднее между казармой и бесплацкартным вагоном». Койка Туполева стояла в углу, по вечерам превращавшемся в технический совет, где обсуждались вопросы конструкции самолетов. На этих ежедневных сборах не бывало никого из «руководителей», поэтому люди чувствовали себя абсолютно свободными. Ходили туда и Петляков с Мясищевым.
В «шарашке» Мясищев начинает разработку своих идей: проекта дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. Летом 1940 года Мясищева освобождают из заключения. ДВБ-102 был разработан построен и начал летать , но в серию не пошёл по ряду объективных причин… С началом войны коллектив Мясищева и его семью эвакуируют в Омск.  Там умирает его отец. В 1943 году его переводят в Казань, где он возглавляет  конструкторское бюро Петлякова, погибшего при перелёте в Москву из Казани на своём самолёте. За создание и совершенствование  боевых самолётов Петлякова в годы войны Мясишеву присваивают звание генерал-майора инженерных войск, награждают орденами. Два последних года войны  в Казани  были очень насыщены для Владимира Михайловича новыми перспективными разработками. Летом 1944 года мясищевцы построили высотный дальний бомбардировщик ДВБ-108, у которого скорость была 700 км/час. Был построен макет бомбардировщика ВБ-109 со скоростью 720 км/час. Понимая значение дальней авиации, Мясищев развернул проектирование четырехмоторных самолетов ДВБ-2 и ДВБ-302, у которых бомбовая загрузка доходила до 16 тонн. Но эти разработки пока не отвечали злобе дня, начальство их рассматривало как задел на будущее… И такое будущее, связанное с возможностями американских бомбардировщиков B-52 было не за горами...
И снова созданное Мясищевым ОКБ закрывают по экономическим соображениям не без участия его старых оппонентов-соперников Туполева и Ильюшина.  Туполев всё время как тень появляется в судьбе Мясищева.   В марте 1946 года Мясищева назначили деканом самолетостроительного факультета Московского авиационного института и по совместительству исполняющим обязанности профессора кафедры «Конструкция и проектирование самолетов», сохранив ему оклад главного конструктора и карточки лимитного и литерного питания.
В МАИ Мясищев проработал около 5 лет. На кафедре он смотрелся очень эффектно, его лекции  собирали толпы студентов и сотрудников института. Студенты в нем души не чаяли.  Но Мясищев параллельно с преподавательской работой вместе со студентами упорно продолжал перспективные разработки, что не нравилось местному начальству и руководству МАП.
Своим видом, поведением, манерой общения, формой преподавания он возмущал, шокировал преподавателей - так же как и вертухаев в «шарашке». Что-то общее было в душе у этих советских преподавателей-интеллигентов и тех надзирателей... Это тот самый постоянный конфликт гения со средой, о котором говорилось ранее. Тут без Фрейда и психиатров, конечно, не разобраться… Он показывает, что таится в тёмных глубинах человеческих душ и что делает и необразованных людей и интеллигентов вертухаями и подонками… Большевистские вожди это хорошо понимали и умело использовали.
Ученые мужи добились даже такого исторического решения Научно-технического совета МАИ: «Запретить В.М. Мясищеву продолжать исследования, признать работу техническим авантюризмом». В конце концов его освободили в институте от всех руководящих должностей, оставили только на преподавательской работе… Фактически, это была самая настоящая травля гениального конструктора стаей ученых шакалов...  Спасала только сила духа, но сосуды головного мозга очень чувствительны к такого рода перенапряжению - у легко ранимой Л. Фетисовой они не выдержали… Владимир Михайлович был покрепче… В конце концов ученые мужи предложили обсудить вызывающее поведение авиаконструктора на партийном собрании, но в последний момент тот ускользнул от них… Бог отвел от него крещеного  руки безбожников, и Сталин в этом поучаствовал...

Англо-саксы, наши извечные «друзья-партнеры» не дремали. Трумэн получил в свои руки атомную бомбу, испытанную в Херосиме и Нагасаки, и возможность с помощью межконтинентального бомбардировщика B-52 доставить две таких бомбы в любую точку Советского Союза… Это потрясающая разработка американских авиаконструкторов - «летающая крепость», которая до сих пор находится на вооружении американских ВВС и будет применяться ими до 2030 года. . Американцы ни в войну, ни после войны денег не считали, разрабатывала его компания Boeing специально для доставки ядерного оружия в любую точку СССР. Такие подарки готовили нам наши заклятые партнёры.  Конструктором этого самолёта был Кларенс Джонсон, которого - как Мясищев однажды неосторожно признался -  он считает своим единственным соперником.… Boeing построила более 700 экземпляров этого самолёта, Много неприятностей и головной боли доставил нам этот Кларенс Джонсон со своим супербомбардировщиком и его рекордами по высоте и дальности полёта… Помните сбитый 1 мая 1960 года под Свердловском высотный самолет-разведчик У-2 и американского летчика Пауэрса - это тоже Кларенс Джонсон: У-2, «чёрная леди» - красивый самолёт с огромным размахом крыльев - был вершиной его творчества.
Появился соблазн покончить с этими русскими-советскими, которые вопреки всему выстояли и победили в страшной войне, да ещё в Западной Европе после войны  насоздавали социалистических государств...  Наших стратегов ситуация с B-52 крайне встревожила: требовался ответ, атомную бомбу спешно создали и испытали - безумный  мир - требовались средства для доставки её на территорию США. Туполев - опять Андрей Николаевич - не смог выполнить поставленную задачу, сказал, что на базе его самолета ТУ-!6 стратегический бомбардировщик с заданными характеристиками сделать  невозможно… На что И.В. Сталин ему ответил: «А другой авиаконструктор берется за создание такого бомбардировщика». Ну как Туполев после этого мог относиться к своему ученику-сопернику мог относиться?...
И вот в 1951 году - как раз в 49 лет - для Мясищева снова создают ОКБ-23 и он становится его Генеральным  конструктором… Началась интеллектуальная дуэль Мясищева с Кларенсом Джонсоном… Это было звездное десятилетие в жизни В.М. Мясищева. Все его способности и черты личности проявили себя в этот период. Ему было дано право набирать сотрудников в любых действовавших тогда авиационных фирмах… ОКБ формировалось по прямому указанию Сталина и под личным кураторством Л.П. Берия… у этих товарищей был опыт решения таких проблем и реализации нереализуемых в нормальных условиях проектов... Все масштабные проекты послереволюционной России  и СССР реализовывались таким образом с привлечением силовых и репрессивных структур и страшным напряжением сил их участников... Такие тогда были методы мотивации людей… И это давало свои результаты. Сталин вручил  Мясищеву «мандат» на практически неограниченные затраты во имя скорейшего достижения поставленной цели. Людей мобилизовывали, как в войну. Костяк ОКБ составили работавшие с ним ранее инженеры и конструкторы. Почти весь выпуск студентов МАИ 1951 года был направлен в ОКБ-23.  В ту пору в полной мере проявился гений Мясищева-конструктора, Мясищева-организатора.
Об уровне ответственности этой работы говорить не приходится. На карту была поставлена вся предыдущая жизнь Гения-авиаконструктора и его будущее, и не только его личная жизнь... Далёкие от этого не могут представить уровень интеллектуального и физического напряжения, с которым работали эти энтузиасты-авиаконструкторы. «Штурмуйте, кончилось ваше счастливое детство! .. побольше эксперимента - фирма не жалеет затрат» - так в то время Главный подбадривал своих подчиненных, отправляя их в мозговые атаки… В результате непрерывных мозговых атак  были разработаны и переданы в производство 55 тыс. чертежей…  Сколько интеллекта было вложено в эти чертежи, сколько новых технических решений они содержали, сколько творческой фантазии, сколько душевных сил лучших представителей ученых, авиационных инженеров и конструкторов! А потом к этой работе подключились заводские специалисты и рабочие, летчики-испытатели. Вся элита авиастроения приняла участие в реализации этого проекта. Работали по 24 часа в сутки в условиях жесточайших графиков и сроков. Многих инфарктов и инсультов такая работа стоила людям, но, думаю, что они чувствовали себя в то время счастливыми. Вот и Владимир Михайлович почувствовал своё сердце именно в то время, когда ему не было ещё и 60 лет, в день свадьбы дочери... Хочется надеяться, что в музеях авиации эти подвиги отражены и увековечены, и что потомки поймут и оценят…
Автор не технократ и все время пытается нырнуть в философские и духовно-душевные глубины описываемых событий… Ю.А. Остапенко в начале своих воспоминаний об этом периоде деятельности Мясищева справедливо задается целым рядом вопросов, которые и меня очень сильно волнуют: «Да что это за страна - Россия, что за время, что за люди такие! В холоде, в голоде, в наготе, как писал поэт, в условиях гонений, фактически геноцида власти против своих граждан они выдвинули из своей среды такое количество талантов, создали такие творения в области науки, искусства, литературы, философии, техники, что только диву приходиться дивиться - неужели всё это было?» Это было, и мы являемся наследниками тех людей и они ждут от нас благодарного понимания их подвигов, понимания из каких душевных глубин и сил они действовали, и эта статья - низкий, земной поклон в их сторону…
Вопросы Ю.А. Остапенко хорошие задал - может быть излишне эмоционально он рассуждал - но ответа не дал…  А это явление, этот небывалый всплеск творческой энергии   в коллективах авиаконструкторов, руководимых гениями научно-технической  мысли, и нереально быстрое решение ими поставленных задач  той же самой природы, что и всплески мужества,  самоотверженности и героизма у солдат, ведомых в бой нашим другим гением непобедимым Александром Васильевичем Суворовым… Помогают нашему русскому народу в критических ситуациях оттуда сверху - силу духа дают необыкновенную. Отсюда и суворовские победы, и подвиги Мясищева.  Суворов своих воинов «чудо-богатырями» называл, а Мясищев своих конструкторов и инженеров - «орлами»… Не надо забывать, что Владимир Михайлович был крещёным Генеральным конструктором...
В результате авральной работы и сверхчеловеческого напряжения сил в рекордные сроки стратегический межконтинентальный бомбардировщик М-4 был разработан. Первый полёт этого самолёта состоялся 20 января 1953 года. Это была огромная радость для генерального конструктора и всех мясищевцев, но к  этой радости примешалась и большая ложка дёгтя. На этот праздник были приглашены все известные тогда авиаконструкторы, но никто из первых лиц на этот испытательный полет не приехал, кроме  А.Н. Туполева, который был уверен, что самолёт не взлетит… По другой версии, все приехали, но после успешного полёта к Мясищеву не подошли, сразу разъехались….Так коллеги мстили своему товарищу за его неожиданный взлет и решение всего за 1 год и 10 месяцев сложнейшей научно-технической задачи.  Низость и благородство несовместимы, но всегда идут-живут рядом.  Только благородство, к величайшему сожалению, становится всё более и более редким качеством.
В мае 1953 года - уже после смерти И. Сталина новый стратегический бомбардировщик М-4 был предъявлен на государственные испытания, эта машина могла быть носителем атомных бомб и ядерных ракет. Он и сбросил в 1951 году первую советскую атомную бомбу на Семипалатинский полигон… Всего в 1954-1956 г.г. было построено 34 бомбардировщика М-4. Ядерный паритет США и СССР был восстановлен...
Но параметры М-4 не обеспечивали требуемой дальности полёта. Поэтому в ОКБ-23 велась  ещё и  разработка бомбардировщика 3М,  которому иностранные специалисты дали прозвище «Бизон», этот самолёт уже  превосходил по своим параметрам и возможностям знаменитый американский самолёт и долго стоял на вооружении ВВС, но венцом стал сверхзвуковой М-50. На М-50 стояли агрегаты и приборы, созданные почти двадцатью ОКБ и НИИ и без малого десятью заводами.  Машина прошла успешно испытания и была готова к серийному производству.
Но началась эра баллистических ракет, появилась новая доктрина обеспечения безопасности страны, и  в 1960 году ОКБ Мясищева - новый поворот судьбы - по решению нового не такого дальновидного вождя было передано ракетному гению Челомею. Создаваемые им ракеты могли более эффективно выполнять задачи, для которых создавались дальние межконтинентальные бомбардировщики.  Так тогда думали... сейчас стратегические бомбардировщики входят в ядерную триаду России. Но этому есть и объективные финансовые причины: разработка и производство навороченных самолётов стоило очень дорого, наша промышленность всё сразу бы не потянула… Опять все силы были брошены на решение другой главной задачи. Сам Мясищев был переведён на почетную должность директора ЦАГИ, где поработал до 1967 года. Заканчивал он свою деятельность, на Экспериментальном машиностроительном заводе в Жуковском, где силами небольшого КБ разрабатывая эскизные проекты перспективных летательных аппаратов.
М-50 уже после закрытия ОКБ для устрашения наших вероятных противников участвовал в майском параде 1961 года и сразу после парада приземлился в Монино в музее авиационной техники, где и находится до сих пор...   Пятидесятка в серию не пошла, но её технические решения были активно использованы в разработках А.Н. Туполева, в том числе, и сегодняшнего стратега Ту-160… Так что, когда видите в небе или на картинках в интернете завораживающего своей красотой и техническим совершенством «Белого лебедя» вспоминайте и Владимира Михайловича Мясищева - это он пролетает над вами…
Все его самолёты отличались не только новизной и техническим совершенством, но и  особой красотой и изяществом, но эта разработка превзошла все… Мясищев говорил: «Скорость, высота, дальность, маневренность, экономичность – все это хорошо. Иным самолет и не должен быть. Надежность – тоже одно из обязательных качеств. Но как бы ни решались эти сложнейшие задачи, конструктор всегда стремится, чтобы его машина была красивой… У каждого свое понятие красоты, но без нее самолета нет».

За создание самолетов М-4 и 3М Мясищеву в 1957 году было присвоено звание Героя Социалистического труда, ему и ряду основных сотрудников были присуждены Ленинские и Государственные премии, ОКБ-23 было награждено орденом Ленина. Страна не была неблагодарной к Мясищеву и  его сподвижникам. Признание своих заслуг еще при жизни Владимир Михайлович, как создатель лучшего в стране стратегического бомбардировщика 3М, получил. После всех взлётов и падений душа его успокоилась. И мы все здесь можем порадоваться… Редко такое с гениями случается: признание обычно запаздывает: только потомки начинают понимать, кто приходил на Землю и  кого они потеряли... 
Вот ещё раз все регалии этого человека: генерал-майор-инженер, Генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, Почетный гражданин города Жуковский, Почетный Гражданин Тульской области. К последнему его званию причастен и А.М. Мотлох…
Не умер, к счастью, этот своенравный гений в нищете и в забвении. Заслуги его были признаны властью. В годы работы в ОКБ-23 и квартиру ему в элитном доме на улице Грановского выделили, дачу он построил по своему проекту на Николиной горе... На последнем этапе жизни В.М. Мясищев много работал в общественных организациях; был делегатом съездов КПСС, много выступал на партийных активах, дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, активно участвовал в совершенствовании социалистического соревнования - полностью адаптировался человек в систему. Да и сам он не был чужд славе… очень хорошо на нём генеральский мундир сидел...

В конце этого рассказа о знаменитом уроженце города Ефремова, которому поклоняется Мотлох - и действительно, эта фигура и у меня вызывает такое же чувство - хочется привести перечень основных черт характера и личности, в различное время отмеченных у Владимира Михайловича Мясищева разными хорошо знавшими его людьми. Но перед этим перечнем, который показывает нам человеческое лицо и проясняет  его  личность,  хочется сказать о моем переживании одного из моментов его  жизни,  показанном на фотографии «Семья» - редкое по выразительности  фото - послание любви … Композиция представляет выразительный любовный треугольник, но не тот разрушительный, о котором так часто говорят, используя это словосочетание, а треугольник на котором всё держится при нравственной жизни людей, треугольник - а он может быть и многоугольником при большем количестве детей в семье - беззаветно любящих и преданных друг другу людей. В основании этого треугольника Мясищев и крепко-крепко изо  всех сил обнимающая его дочка Маша, а в вершине — голова жены Ляли, да, та самая внучка классика армянской музыки Спендиарова, с которой они молниеносно  поженились в Крыму.  Тела мужа, жены и дочери буквально сплетены и представляют собой единое неразрывное целое… Такая любовь - главное украшение и прошлой и настоящей жизни людей, и её главный смысл… Красота и пронзительность этого сюжета очень много стоят, может быть - это  главное послание Мясищева нам сейчас живущим, кроме тех сконструированных им красивых и грозных дальних бомбардировщиков…  Мне почему-то кажется, что эта сцена на фотографии поразила   не только меня, но и героя этого эссе  А.М. Мотлоха.
Сами эти характеристики приводить не буду - их много -  приведу только выдержки - главные ключевые черты характера Владимира Михайловича Мясищева - прекрасный дух, прекрасное тело, человек долга, старше своего времени, новатор, прозорливый, творческий, честолюбивый, стремящийся к гармонии и совершенству, гордый, волевой, порядочный,  требовательный, пунктуальный, сдержанный, немногословный, с достоинством, человек системы, собранный, вспыльчивый, аккуратный, подтянутый, элегантный, любящий… О последнем качестве я у других авторов не нашёл - это мой вывод… думаю в воспоминаниях его жены это есть.  Надеюсь, что  временами это последнее качество авиаконструктора на радость его близких  перевешивало все остальные. Похоже, что это так и было.
Хочется здесь остановиться на гордости и надменности Мясищева, которые отмечают многие знавшие его и работавшие с ним люди. Эта довольно редкая черта характера обычно бывает присуща людям, наделенным большим талантом и ярко выраженной индивидуальностью.  Таким образом одарённые люди защищают  свой внутренний мир и своё дарование от постороннего влияния. Им обычно свойственен ярко выраженный эгоизм и стремление освободиться от всех пут, которыми обычные люди связаны всю свою жизнь. Это является главным условием их самореализации. Особенно сильно эта черта выражена у гениев-гуманитариев.  Они метут всё, что так привычно и дорого рядовым людям  людям-конформистам.   Они не хотят поучать образование   в общих школах, они там изнемогают, они пренебрегают принятыми нормами морали. Они учатся у природы и высших авторитетов, если такие попадаются на их жизненном пути. Ярчайший пример такого гения-гуманитария — Игорь-Северянин (это он себе такой псевдоним придумал). 
Гениям-технократам сложнее: для реализации инженерных талантов нужен огромный багаж базовых знаний - интересно откуда Кулибин такие знания получил - но они и у природы могут этих знаний набраться при наличии определённых способностей, потому что мудрость и изобретательность растений  наводит исследователей на мысль о существовании самого великого изобретателя и придумщика - Бога. При гордости Мясищева каких-либо послаблений в области морали он себе не делал: нигде я не слышал и не читал об этом, да у него и времени на это при такой интеллектуальной и физической нагрузке не было, будучи человеком системы и железной воли, отбрасывал все внешние удовольствия, мешавшие  главной цели его жизни.  Судя по той фотографии, которую я назвал «Семья», он был очень хорошим семьянином, любящим мужем, отцом и дедом...
Гордость - красивая, но нелегкая  черта характера, потому что она ставит талантливых людей в оппозицию  к окружающим их людям. Многих завистников и недоброжелателей самого высокого ранга приобрел из-за своей гордости Владимир Михайлович - не только вертухаи в «шарашке» его ненавидели -  и именно поэтому столько взлётов и падений было в его карьере, и если бы не «помощь» Кларенса Джонсона с его гениальной «летающей крепостью» B-52, вряд ли бы о нём сегодня вспомнили: много гениев затоптали и похоронили под собой мелкие завистливые людишки.
Автор в своё время руководил лабораторией, занимавшейся совершенствованием методов подбора и оценки руководящих кадров промышленных предприятий,  диссертацию защитил по этой тематике - могу сказать, что отмеченные многими людьми черты Мясищева -  это качества идеального руководителя - о компетентности и морально-политической устойчивости Мясищева никто даже и не заикался… Здесь хочется добавить, что он никогда не опускался до ругани и оскорбления подчиненных, что было в большом ходу среди других советских генеральных конструкторов и начальников.   Это было очень неприятное, но логичное явление советской культуры делового общения: начальники и военачальники, в особенности, мотивировали людей самым страшным и унизительным образом, вплоть до страха расстрела...  Самое страшное ругательство, которое слышали подчиненные из  уст Владимира Михайловича, было «Черт паршивый» . Когда он доходил до такого состояния он выглядел довольно нелепым и смешным…. Не его это был образ...
И эти три десятка качеств плюс огромное трудолюбие позволили ему испытать одну из величайших радостей доступную человеку на Земле - радость творчества… Самому испытать и подарить эту радость окружавшим его соратникам и сотрудникам….

Мотлох гордится своей причастностью к авиастроителям, своим инженерным образованием, полученным в стенах Московского авиационного института, но Мясищев привлек его прежде всего своими человеческими качествами, мужеством и благородством своей души - вы уже поняли  почему… Думаю он может быть втайне гордится также и близостью к такой личности, к человеку с такими достоинствами.
Теперь В.М. Мясищев - Почетный Гражданин Тульской области. Александр Михайлович, как великую драгоценность, бережет серебряный знак Почетного гражданина, переданный родными авиаконструктора в ефремовский дом-музей... Но дверь там пока  слабая, и Мотлох этот знак почти всё время с собой носит...
Властями городского округа принято решение о создании при Ефремовском художественно-краеведческом музее в бывшем доме Мясищевых дома-музея авиаконструктора. Первый шаг сделан, но организационные и финансовые вопросы и вопросы функционирования объекта культуры пока не решены.  Неясно, как обеспечить посещаемость музея, чтобы его экспонаты не покрывались пылью.
Дом, построенный дедом Мясищева, сейчас жилой, запущенный и пока под музей на втором этаже здания освобождены две небольшие комнатки… в соседней квартире проживают люди, для их отселения нужны деньги, которых нет… Здание старое из XIX века, ветхое: первый этаж дома кирпичный, второй - деревянный.  Сложенный из местного бутового камня цоколь дома со стороны двора был сильно разрушен. Мотлох своими руками, купив цемент, отреставрировал эту часть здания. Комнатки очистил и отремонтировал. Но это была самая легкая часть его трудов: для музея нужны предметы экспозиции.  Александр  Михайлович в одиночку взялся за трудную и кропотливую работу по изучению биографии и жизненного пути знаменитого земляка и созданию экспозиции музея… С его родными установил контакт, регулярно бывает у внучки Мясищева в том самом доме в Романовом переулке.   Сейчас два зальчика музея переполнены любовно собранными документальными свидетельствами.   
Гордятся ефремовцы своим земляком. В краеведческом музее есть посвященная ему экспозиция, в городе юбилейные  посвященные ему чтения  проводятся, сквер его именем назвали,  в 2012 году торжественно отпраздновали 110 лет со дня его рождения. Мемориальную доску на первой школе, которую закончил авиаконструктор, установили.
Но Александр Михайлович Мотлох хочет ещё одну несправедливость исправить - опять соперник-тяжеловес Туполев - хочет чтобы для восстановления исторической справедливости в память о вкладе Мясищева в эту разработку  в обозначение-индекс  знаменитого самолета Ту-160 - того самого  «Белого  лебедя» - была вставлена буква «М» (М-Ту-160). Этот самолёт сейчас подвергается очень серьёзной модернизации. Письмо президенту РФ В.В. Путину по этому поводу написал, ждёт ответа…
Ещё Мотлох хлопочет о передаче городу Ефремову одного из мясищевских дальних стратегических бомбардировщиков из Музея авиации в Монино. Самолёт там хранится в не очень хороших условиях, но после реставрации мог бы украсить город и стать его лицом. Макет этого монумента я видел в квартире Инопланетянина.  А пока по вечерам с сынишкой они собирают модели самолётов своего земляка…