13. Море не шутит

Моисей Харитонов
В главке 12.Верным Шелковым путем обозначены:

• Учет нынешнего и перспективного влияния «китайского дракона» на суше и на море,
• Учет друга по «размерному» несчастью – маленького Сингапура в окружении гигантов, в том числе не на шутку угрожающих.

Израиль присматривается к опыту построения морских стратегий другими странами. На рисунке над текстом приведены слайды, отражающие серьезный сопоставительный анализ этого опыта и его практических потенциальных проявлений, способных затрагивать интересы Израиля.

Потребность в учете опыта других «морских» государств обсуждает  (левый слайд в нижнем ряду) Шауль Хорев, завкафедрой геостратегии Хайфского университета /напомню компетентностные квалификаторы - бывший командир Отдела спецопераций ВМФ Израиля, командир базы ВМФ в Хайфе и заместитель командующего ВМФ, дважды занимал должность командующего флотом; на гражданской службе - заместитель Генерального директора Комиссии по атомной энергии, помощник министра обороны по особым операциям и начальник Отдела специальных сил Министерства обороны. Докторская степень за исследование «Передача технологий и применение гражданских наработок в национальных лабораториях и Центрах знаний Системы безопасности Израиля»/. На слайде показаны региональные воды Израиля – международно признанная его Особая экономическая зона; с морскими и наземными соседями.

Израилю, как прибрежному государству, естественно соучаствовать в том, что делают и будут делать морские державы 21 века (средний слайд). Показательный пример – островная Британия, для которой закрепленная за ней морская экономическая зона является существенным территориальным дополнением (правый слайд).
Морская идентичность лежит в основе ментальности португальцев; многовековая морская культура предопределяет возможную мудрость морской политики и стратегии этого государства. Поэтому изучение и учет опыта Португалии, как и Англии, важны для формирования Израилем собственных морских политики и стратегии, в частности, к участию в проекте 21 века – «морской шелковый путь».

Эти соображения учтены в смысловой модели формирования политики национальной безопасности и комплекса стратегий – слайд справа вверху.
Национальные интересы Израиля предопределяют Цели национальной безопасности – в соответствии с угрожающими и благоприятными условиями глобального окружения при соотнесении с сильными сторонами и ограничениями в собственной, внутренней среде.
Цели обуславливают политику государственной и общественной деятельности в обеспечение национальной безопасности. Для реализации политики формируются метастратегии, в которые входит комплекс военных стратегий – морской, наземной, воздушной.

В этом контексте, изобретателям и пропагандистам островных проектов для отдельных прибрежных участков Израиля (например, у городов Ашдод, Нетания) имеет смысл ясно соотносить свои локальные проработки с концептуальной схемой Системы национального острова Израиля. А в концептуальной схеме Системы должны быть проработаны узлы сопряжения соседних островов. Такое под силу только большому коллективу сотрудничающих разработчиков из разных городов – в сотруднических отношениях, исключающих нездоровую конкуренцию и разобщающую игру амбиций. Здесь надо учитывать ментальные особенности новых израильтян – русскоязычных ученых и специалистов.
 
(предполагаю главку дополнить еще фактами и соображениями)