Татарские Мерген - 20

Альтаф Гюльахмедов
Татарские Мерген – 20





Шакиров Рафаил Мавлеевич

***

Родился в 1924 году в рабочем поселке Бондюжский ТАССР.

Окончил семь классов. трудовую деятельность начал учеником формовщика на Бондюжском химзаводе в 1939 году.

Мобилизован Бондюжским РВК в августе 1942 года.

Сержант, 26 снайперский полк, 19 стрелковая дивизия; 1188 стрелковый полк, 357 стрелковая дивизия, Калининский, Первый Прибалтийский фронт.

Демобилизовался в 1946 году.
Работал литейщиком на химзаводе имени Карпова.

Награжден медалями «За отвагу» (1944 г.), "За победу над Германией", орденом Отечественной войны второй степени (1985 г.).

Умер в 1998 году.
Похоронен в Менделеевске.

http://tatfrontu.ru/person/shakirov-rafail-mavleevich






Шарафитдинов Хисамит

***

Шарафитдинов Хисамит 1899 г.р.
Рядовой.
Снайпер 1065 стрелкового полка.
Награжден медалью За отвагу. За бои на территории Польши, Германии, был тяжело ранен.

http://www.proza.ru/2017/10/17/1505

***

Боевой путь
Участник Гражданской войны, последующих боевых действиях по защите СССР в Великой Отечественной Войне с 10.06.1942 года по 004.04.1945 года . Учавствовал в боях в районе г. Кольберг, г. Гдыни, г. Данциг на территории Германии в составе 272 стрелковой дивизии 1065 стрелкового полка 7 армии в должности снайпера.. Во время выполнения боевого задания командования был тяжело ранен - сквозное пулевое ранение левой 1/3 грудной клетки. За пролитую кровь по защите Родины награждён орденом "Отечественной войны" 2-ой степени.








Шарипов

***

Число уничтоженных
врагов
Более 30
210-й ГвСП, 71-я ГвСД.

***

Письмо Героя Советского Союза Я. М. Сметнёва

"Дорогая мать героини Наташи!   Вернувшись с удачной охоты на фрицев, я получил ваше письмо. Благодарю вас за материнское благословение. Оно влило в меня новые силы. Хочу порадовать вас. Мой счёт мести за Наташу я увеличил до 234 фрицев. Я обучил снайперскому делу многих товарищей, которые сейчас успешно уничтожают немчуру. Мои ученики красноармейцы Шарипов и Рахманов имеют на своём счету более чем по 30 фрицев каждый, а бывший мой воспитанник, ныне знатный снайпер Румянцев, истребил 98 немцев...

Благодарю вас, моя родная, за фотографию Наташи. Уходя на охоту, я смотрю на карточку, и образ вашей дочери придаёт мне бодрость в самые трудные минуты боя".

http://airaces.narod.ru/snipers/m3/smetnyv.htm








Юсупов Зуфар Романович

***

Уничтожено врагов
(в т.ч. снайперов).
119
172-й СП (13-я СД), Ленин. фр.
К 1.10.1942 г.

***

По всему Ленинградскому фронту гремела слава снайпера Назиба Хакимова. Только за первый год войны он истребил 123 вражеских солдата и офицера.

Снайпер 5-й Выборгской дивизии народного ополчения Зуфар Юсупов уничтожил 119 нацистских солдат и офицеров.

Командующий войсками Ленинградского фронта Леонид Александрович Говоров одним из искусных снайперов фронта называл уроженца деревни Бит Наргат Дубъязского района ТАССР красноармейца Габдуллу Яруллина.

Лучшим снайпером 1158-го полка сформированной в Бугульме 352-й стрелковой дивизии был старшина Ильмуратов - 106 уничтоженных гитлеровцев.


***

Комсомолец рядовой Зуфар Юсупов - один из активных последователей снайпера Героя Советского Союза Феодосия Смолячкова - в "землянке" военкома получил сразу две награды: орден Красного Знамени и именные серебряные часы.

http://airaces.narod.ru/snipers/m1/smolych1.htm






Юсупов Мубаракзян Мухаметзянович

***

ЮСУПОВ Мубаракзян Мухаметзянович родился 29 ноября 1923 года в с. Исергапово Бавлинского района Татарии.
Образование - 7 классов.

Участник великой Отечественной войны.

Призван в ряды красной Армии Бавлинским РВК ТатАССР в марте 1942 года.

В боевых действиях принимал участвовал снайпером в составе 82 стрелкового полка 33 стрелковой дивизии 2-го Прибалтийского Фронта на Северо-Западном направлении.

В 1944 году был ранен, получил контузию.

Воинское звание - сержант.

Боевые заслуги отмечены орденом Отечественной войны I степени (1985г.), медалью "За отвагу" (1944г.), юбилейными медалями и знаками.

После войны долгие годы служил старшим пожарным в пожарной части № 14.

Награжден знаками "За безупречную службу" I, II, III степеней, медалью "Ветеран труда».