Куйбышев

Валерий Напруднов
            (Ушаковы, Гумбины) Люда Новикова.
Тётя Валя и её дочь Юля всегда с любовью относились ко мне и к моей маме, хотя она не жила с отцом уже много лет. Они её с радостью и помпезно принимали у себя в Куйбышеве, это когда у мамы были там гастроли. В детстве я часто отдыхал в “Кубиках” у моей любимой мамы Вали, она во мне ”души не чаяла”. Долгое время я даже не знал, кто моя настоящая мама - это когда я был совсем маленький.
В Куйбышеве я учился в седьмом классе, когда моя мама надолго уехала на гастроли заграницу, то тётя Валя предложила, чтобы я пожил у неё, а вернее у её дочери Юли, которая тогда работала учительницей в школе, преподавала географию.

Там в Куйбышеве у меня появилась первая любовь, Люда Новикова, отличница и красавица, за ней бегали даже старшеклассники, но её предпочтение досталось мне. Мы сидели за одной партой, иногда я у неё списывал и под партой трогал за коленку. У нас была очень хорошая дружба и дальше поцелуйчиков не заходило, но взрослым вдруг взбрендило, что это опасно и аморально и для перестраховки они нас вызвали на учительский совет и там начали говорить всякие глупости и гадасти, типа того, что от такой дружбы можно забеременеть и приводили разные примеры и случаи из своего опыта.
Я стоял и в ужасе хлопал глазами, я думал, что после таких разговоров Люда на меня и смотреть не захочет, сбежит как от чумы, но тогда я впервые узнал, что такое женское сердце и женский характер, когда она любит. Только мы вышли с этого собрания, Люда взяла меня за руку и повела в раздевалку, там она сказала: Пошли они все к чёрту, дураки и стала меня целовать, я чуть не сошёл с ума.
Юля тоже присутствовала на том собрании, через много лет она попросила у меня извинения, она сказала, что ей было очень стыдно за совершённую глупость.

С Куйбышевом у меня связанны самые хорошие и тёплые детские воспоминания, на всю жизнь запомнилось красавица река Волга, запах смолы от катеров и барж, величаво передвигющиеся пароходы, завораживающие ночные огни на реке, и даже жаренные семечки, которые мы с удовольствием щёлкали по вечерам сидя на лестнице нашего дома.
А дом был замечательный, стоял на склоне к Волге, улица Некрасовская, наверное
он и до сих пор стоит, потому что это монументальное здание, таких домов
в Куйбышеве немного.
Там жило много офицеров, муж тёти Вали был военным, его звали Пётр Ушаков, он был очень добродушный и спокойный человек, я его очень любил. Потом, когда дядя Петя умер, тётя Валя и Юля переехали в другое место. Тётя Валя осталась жить в центре города и работала там директором кинотеатра, а потом администратором Волжского народного хора.
Юля вышла замуж за очень хорошего и уважаемого человека, Володю Гумбина, он работал на 4 ГПЗ главным технологом, это шарикоподшибниковый завод. Как раз в то время, когда я учился в Куйбышеве у Юли и Володи родилась дочька, назвали её Галя. Жили они в большой трёхкомнатной квартире на улице Масленникова, была у них государственная дача, жили они дружно и друг друга очень любили.

Когда закончился учебный год мама забрала меня в Москву. Ох, как я не хотел уезжать, ведь нужно было расставаться с Людой, но тётя Валя меня заверила, что скоро снова возьмёт, что я только повидаюсь с мамой и приеду назад, я поверил и уехал. Но в Куйбышев меня больше не пригласили, у Юли появился свой ребёнок и им было уже не до меня.

С Новиковой Людой я переписывался, но недолго, после одного её письма мне не захотелось больше писать. Я даже  до сих пор помню фразу, которая меня резанула, она написала: “Не пиши таких писем по которым можно подумать, что ты мне муж.” Мне это показалось обидным, я подумал, неужели она стесняется нашей любви, раньше я этого за ней не замечал, да собственно, ничего такого особенного я и не писал. На это письмо я ей не ответил и она больше не писала, вот так глупо закончилась моя первая любовь.

Через три года в Куйбышеве я всё-таки побывал, мне было уже семнадцать лет и я учился в цирковом училище. Летом, со своими друзьями я ехал отдыхать на юг, но перед этим решил заглянуть в Куйбышев, у меня давно было такое желание.
С друзьями я договорился, что разыщу их в Сочи и рванул в “Кубики”.

И вот я снова на реке Волге, повидал тётю Валю, двоюрную сестру Юлю, племянницу Галю, Володи к тому времени уже не было, он умер от рака.
Я встретился со школьными друзьями, но вот настал решающий момент, из-за которого я и сделал крюк.
Преодолевая сильное волнение я отправился к Люде, на проспект Масленникова. Подошёл к знакомому дому, по лестнице поднялся на третий этаж, не чувствуя под собой ног, постоял у двери, я не знал дома ли она или нет, всё было экспромтом,
и нажал на звонок. Дверь открыла её мама, я спросил дома ли Люда. Она была дома, лежала на диване в своей комнате и спала.
Мама ей что-то сказала, Люда приподняла голову, на её губах были слюни, и в удивлении уставилась на  меня, в её глазах была растеренность и недоумение, она наверное подумала, что ей снится.
Люда села на диван и стала говорить, что рада меня видеть, но обстаятельства очень изменились и ей надо что-то мне объяснить.
Я даже сначала не понял, что и зачем она говорит, я не ожидал такого оборота, я же приехал просто повидаться, а не отношения выяснять, но у неё были какие-то свои соображения.
Я предложил ей пойти куда-нибудь погулять, ведь не видились же столько лет, мы же не враги и не чужие. Люда согласилась, но попросила, чтобы я её встретил через полчаса на другой улице. Через полчаса мы встретились и поехали на троллейбусе в центр города.
По дороге она начала мне сбивчиво рассказывать, что у неё есть парень с которым она сейчас встречается, он из Ленинграда и она ужасно боится, что если нас увидят вместе, то ему могут рассказать. Начала объяснять, что Куйбышев небольшой город и здесь всё на виду.
Мне было странно и неприятно это всё слушать и я очень пожалел, что приехал сюда. Доехав до центра мы вышли из троллейбуса, а в голове у меня было только одно, быстрее бы с ней расстаться.
И я не стал долго тянуть, тут же на остановке сказал, что не хочу её подводить, что был очень рад повидаться, что желаю ей всего самого хорошего, повернулся и ушёл.

На следующий день я уже купался в Чёрном море. А вообще странно, не видиться столько лет и не найти слов чтобы поговорить, ведь мы могли многое что рассказать, ведь мы же любили друг друга.
Но я её понимаю, она честная девочка и не хотела портить свою репутацию, компроментировать себя, ведь у неё был другой парень, а я сегодня приехал, завтра уехал.
Через много лет Юля мне сказала, что Люда вышла замуж за военного и уехала, вроде бы в город Казань. Правильно говорят, что в одну и ту же воду вступить два раза невозможно, да и не нужно.

Потом, по жизни, на очень многих примерах я понял, что возвращаться к старому, как правило не стоит, это всегда худший вариант. А у меня была своя жизнь, ведь семнадцать лет это прекрасный возраст, в это время уже много понимаешь и можешь, в этом возрасте происходит переоценка жизненных позиций, и уже можно серьёзно определиться или хотя бы задуматься о дальнейшей жизни, кем быть и что для этого нужно сделать.

После поездки в Куйбышев и отдыха на юге я очень изменился, я повзрослел, от меня отлетела детская шелуха и я стал вполне самостоятельным, серьёзным и ответственным человеком. Мама, как мне кажется, этого не замечала, да и не могла заметить, она тогда была слишком занята своими проблемами, ей нужно было устраивать свою личную жизнь.
Какое-то время ей было не до меня, я ей больше мешался, но это я сейчас понимаю, а тогда просто каждый занимался своим делом. И это, по тем условиям в которых мы тогда жили, было правильно. Впоследствии, когда я стал взрослым, мама отдала мне всю свою любовь и заботу, которую не могла дать раньше, она меня обхаживала, обглаживала и просто боготворила, все это замечали и говорили: “Как же тебя любит мама!”
Я её тоже очень любил.