Мир одного атеиста. Г6. Иерархия во взаимодействии

Логинов Дмитрий
  Формы необходимости в людях


  Отношение человека к другим людям определяется развитием его психики. Существуют различные теории, описывающие этот процесс. На мой взгляд, К. Хорни создала подход с достаточным теоретическим обоснованием, описывающий широкий спектр психических комплексов, необходимый для практического применения. Разбирая его, следует иметь в виду, что в момент рождения когнитивные функции отсутствуют. Поэтому детская психика - это скорее набор смутных ощущений, а не устойчивых представлений. Любовь младенца к маме - это не чувство одного человека к другому, это ощущения покоя, тепла, спокойствия, отсутствие раздражения.


  В процессе взросления базальный конфликт (первичная тревога) развивается в одной из трех модификаций. Как компенсация развивается и соответствующее решение. Это тонкий процесс: на его динамику оказывает влияние множество факторов. Сопровождался ли он в острые стадии страхом или интересом. Как он разрешался: приходила мама, успокаивал кто-то другой, отвлекала игрушка или ребенок просто засыпал.


  Форма решения (вид тревоги) – ключевые позиции психики:

 1) движение к людям (оторванность) - доброта, искренность, любовь;

 2) движение против людей (противопоставление) - сопротивление, борьба, победа;

 3) движение от людей (отчуждение) - уединение, размышление, внутренний мир.


  Эти решения предопределяют форму необходимости человека в людях. Дальнейшее развитие психики, включая основные паттерны, происходит в свете решения базального конфликта. 1 - конформизм (принятие правил), 3 - нонконформизм, 2 - в зависимости от модификации где-то между. Обычно одно активное решение дополняется другим подавленным. В зависимости от комбинации получаются различные типы. Например: 1(2) – фанатик, 1(3) - альтруист, 2(1) - командный игрок, 2(3) – социопат, 3(2) – Ницше, 3(1) – Будда.


  Для гармоничного существования в различных ситуациях очевидно необходимо использование различных решений: укрепление дружбы увеличивает наши физические, психологические и интеллектуальные силы, искренность открывает новый взгляд на себя и на мир; без борьбы и отбора нет прогресса; внутреннее пространство синтезирует новые подходы.


  Барьер во взаимодействии

  Все паттерны образуются и развиваются в едином информационном поле – психике. Структура мозга не имеет иерархии в том смысле, что каналы связи между паттернами и внутри паттернов имеют одинаковую пропускную способность, а важность информации определяется только ее количеством. (для дальнейшего анализа: логическое и творческое полушария соединены через узкое место). Для работы паттерна не важно, откуда в него поступают импульсы: снаружи или изнутри. Он в соответствии со своей активностью производит импульсы вовне.


  Иная ситуация в системе человек – среда. Если ввод данных в психику осуществляется условно мгновенно, со скоростью работы нейронов, то на вывод тратится значительно большее время: в основном мышечная работа (удар, звук, мимика). Существование этого естественного информационного барьера приводит к образованию Я идентичности тела и мыслей. Эта преграда также определяет специфику общения людей: в сочетании с ограниченностью набора символов общения (вербального и невербального, осознанного и нет) и существенной потерей данных это приводит к значительному ограничению скорости обмена информацией. Таким образом в системе человек-человек мы имеем два набора паттернов, разделенных барьером.


  Эффективность деятельности пропорциональна убежденности, т.е. сознательному и бессознательному подавлению всех паттернов, противоречащих руководящему паттерну или же отсутствие таковых вообще. Если в человеке есть противоречие к какому-либо решению, то он, во-первых будет тратить время и усилия на то, чтобы еще раз убедить себя, а во-вторых подавленные мотивы будут негативно влиять на выполнение задачи через сниженную концентрацию и ошибки. Но благодаря большой скорости работы мозга человек все-таки может функционировать в условиях противоречивых мотивов. К сожалению, во многих областях объединение в группу даже не очень слаженную намного эффективнее, а порой просто не заменимо (проклятое половое размножение), по сравнению с действиями отдельного человека.


  В случае взаимодействия двух людей процесс снижения эффективности из-за сомнений приводит к еще большим проблемам вследствие существования информационного барьера. Будет потрачено значительное время на обсуждения, если один из них решит высказать появившиеся вопросы на каком-то этапе работы. При этом только очень небольшой круг задач может быть решен аналитически (однозначно, логически), т.е. так чтобы не осталось сомнений. Большинство проблем являются комплексными, многопараметрическими, затрагивающими разные аспекты жизни каждого из участников, включая личные интересы. Многие мотивы в разговоре даже не могут быть высказаны из-за их бессознательного характера и/или неприятия их обществом. Поэтому чистое разумное обсуждение очень редко встречается на практике.


  Для эффективного взаимодействия люди выстраивают иерархию, т.е. определяется значимость голосов в принятии решения. Этот процесс во многом схож с определением руководящего паттерна в психике человека в конкретной ситуации. По факту мы имеем дело с набором паттернов в обоих случаях, просто при взаимодействии людей он условно больше и еще более структурирован.


  Человек - существо социальное потому, что в нем очень сильно влечение к зависимости и дисциплине. В становлении иерархии не обязательно применение силы, агрессии, насилия, несмотря на то что, это исторически первый способ. Рост культурности общества – это процесс отделения доминирования и подчинения от садизма и мазохизма.


  Иерархия может носить как локальный характер, т.е. существовать только для конкретного круга проблем, так и более глобальный, вплоть до полного подчинения как, например, в случае родитель-ребенок. Механизмы ее построения очень разнообразны, но в первую очередь они зависят от вида деятельности и соответствующих ему исторически сложившихся правил. Именно эти правила и определяют структуру общества.

 a. Наука – простая иерархия т.к. правила спора максимально проработаны. Существует в чистом виде только в школе и на самом острие прогресса.

 b. Производство – Маркс распространял эту иерархию на все другие сферы. Суть производства – взять процесс получения человеком чего-либо ценного и оптимизировать его для дальнейшего надежного применения: стабилизировать, избавиться от флуктуаций, нарастить мощность, минимизировать затраты. Таким образом, сфера производства постоянно расширяется за счет других областей. Наука: спонтанные наблюдения египтян – философские школы Греции – становление институтов в эпоху просвещения –  современные институты с жесткой иерархией и распределением задач. Творчество: практическое первобытное творчество – ритуализация – фольклор – творческие гильдии – институты - дизайн.

 c. Армия – жесткая иерархия - слаженность и быстродействие.

 d. Творчество. Искусство разделено на две взаимозависимые сферы: изучение культурного фона и непосредственно создание структур, в частности символов; умения считывать и создавать. Иерархия искусствоведения аналогична иерархии производства: изучение культурного поля (созданного материала), его всесторонний анализ, выявление новых подходов, идей и создание классиков, путем цитирования. Принятие же новых произведений подчиненно моде – способности привилегированного класса держать дистанцию от ширпотреба, как за счет стоимости материала и работы, так и за счет разницы в образовании - умении считывать коды, которое, кстати, тоже стоит денег. Т.к. на анализ произведения необходимы усилия и время, растущие вместе с его сложностью, то «гениальное» произведение не может быть принято модой.

 e. Общественная организация. Неопределенность - убежденность - фанатизм.