I-5-1. Первый пророческий период

Екатерина Истоомина 2
      
                «Господь Бог ничего не делает, не открыв
                Своей тайны рабам Своим, пророкам».  Ам. 3:7

                Можно выделить четыре пророческих периода — от разрушения организационного единства Израиля до восстановления еврейской нации после возвращения «остатка» избранного народа из вавилонского плена. Нация формировалась на основе Иудейского колена, как и предсказал, умирая, их праотец Иаков:

«Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. …Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». Быт. 49:8,10.

                Первый период связан с десятью коленами, отделившимися от дома Давидова. В это время Господь призвал на пророческое служение Иоиля, Иону, Осию, Амоса, Михея и Исаию.

                ИОИЛЬ считается ранним пророком, он жил в ту пору, когда идолослужение захватило и иудеев. Иоилю первому было дано пророчество на всю историю избранного народа: их ожидают суровые наказания, но поддержка Бога останется неизбежной.

«И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши… И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Иоиль, 2:27-28,32.

                В пророчестве Иоиля говорится и о суде над народами, притеснявшими израильтян:

«Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима (предсказание о пленении в Ассирию и Вавилон), Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата. Там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили.
И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. …Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью — за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их. А Иуда будет жить вечно и Иерусалим — в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе». Иоиль, 3:1-4,16,19-21.

                Эти пророчества не раз придут на память при внимательном чтении Ветхого и Нового Заветов. А о судьбе самого Иоиля в Библии ничего не сказано. Это было время усиления Ассирийской империи, которая постоянно посягала и на территорию земли Обетованной.

«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию (столицу Ассирии), город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Ион. 1:1-2).

                Испугавшись за свою жизнь, ИОНА надеялся спрятаться от Бога в испанском городе Фарсис. Знал ли он 138 псалом царя Давида? «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». Пс. 138:7-10.

                После знамения-наказания от Бога (Ион. 2), Иона все-таки предъявил ассирийцам ультиматум: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4). Он, видимо, так убедительно проповедовал (он был политическим деятелем при царе Иеровоаме II), что ниневитяне покаялись в своих жестокостях к завоеванным народам и получили прощение от Бога. Тем самым Господь отдалил во времени их нападение на Израильское царство, которое и само угрожало своим братьям-иудеям.

                На мой взгляд, книга Ионы пронизана высоким нравственным зарядом для всего человечества. Но в те времена даже родственные царства, Израильское и Иудейское, враждовали между собой.

«И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения». 2Пар. 36:15-16.

                ОСИЯ был призван Богом пророчествовать в последние 40 лет до краха Израильского царства, в пору успешного правления царя Иеровоама II, успешного лично для него. А несчастья и беды израильтян умножались так же, как и греховность их. Жестокость богатых к бедному населению превзошла насилия языческих завоевателей. Книга Осии подробно описывает греховный образ жизни всего народа Израильского царства. Вот некоторые цитаты, которые, на мой взгляд, могли бы быть применимы и к нашему времени:

«Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней». Осия, 4:1-3.

«Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем. Отвратительно пьянство их, …князья их любят постыдное. …А невежественный народ гибнет». Осия, 4:11-14.

«Глубоко погрязли они в распутстве; но Я накажу всех их. … Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали». Осия, 5:2,4.

«Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости». Осия, 6:9.
«Не помышляют они в сердце своем, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их; они пред лицом Моим». Осия, 7:2.

                Бог через Осию предупреждает о наказании отпавшего народа, но и оставляет надежду.

«Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами». Осия, 9:17.

«Ассур — он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их. Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно». Осия, 11:5-7.

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Осия, 13:14.

«Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «Отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших». Осия, 14:3.

«Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них». Осия, 14:10.

                За 30 лет до падения Израильского царства Бог поручил иудейскому пастуху АМОСУ пророчествовать в городе Вефиле, который был некогда отнят израильтянами у колена Вениаминова. В видении Амосу Господь говорил о наказании окружающих народов, врагов народа Божьего. Но тут же Он в равной степени судил и Свой народ (Амос, 1-2). С третьей главы книги Амоса гнев Господа обрушивается на 10 колен Израилевых за их идолопоклонство, высокомерие и преступный образ жизни.

«Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему!». Амос, 5:12-13,27.

                Только Дух Святой способен утолить духовную жажду людей, ищущих Бога — эта идея неоднократно проявляется в Новом Завете.

«Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних». Амос, 8:11.

                МИХЕЙ был младшим современником Осии, Бог поручил ему пророчествовать обоим царствам — и Израильскому, и Иудейскому. В те времена появилось много лжепророков, предсказателей, гадателей.

«Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ… И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога. А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его. Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!». Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом». Михей, 3:5,8-12.

                Михей был свидетелем Божьего правосудия: во время падения Израильского царства, ассирийцами были разрушены и те места в Иудее, куда проникло идолопоклонство.

«Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, — и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны. Все это — за нечестие Иакова, за грех дома Израилева. От кого нечестие Иакова? не от Самарии ли? Кто устроил высоты в Иудее? не Иерусалим ли? За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее. Все истуканы ее будут разбиты и все любодейные дары ее сожжены будут огнем». Михей, 1:3-7.

                Но до полного разрушения Иерусалима и исчезновения Иудейского царства пройдет еще около 140 лет. В те времена уже другие пророки будут предостерегать иудеев от идолопоклонства, ибо наказание Божие и на них обрушится, если они не обратятся к Закону Моисееву. Но через Михея Бог дает обещание, что дом Давида будет сохранен Им, но только в плену у Вавилона, как когда-то еврейская нация сложилась в Египте.

«Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих». Михей, 4:10.

«И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это». Михей, 4:1-4.

                Так и произошло: после возвращения из плена иудеи избавились от идолопоклонства, тщательно соблюдали Закон Моисеев и «сидели под своею виноградною лозою». Но только до Иудейской войны с римлянами и окончательного рассеяния еврейского народа по миру. В пророчестве Михея впервые прозвучало предсказание Бога о месте рождения Иисуса Христа и о Его Вечном царствовании.

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. … И совершу в гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны». Михей, 5:2-4.

                Свою книгу пророк Михей завершает прославлением верности Бога Своему обетованию и неизбывного Его милосердия по отношению ко всем павшим и взывающим о помощи.

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых». Михей, 7:18-20.

                Благодарю Бога, что побудил меня к глубокому изучению пророческих книг Библии. Многое для меня прояснилось, соединилось и выстраивается в систему. Я всегда молюсь перед тем, как отправить свой текст в интернет, чтобы не забросить в сеть вирус заблуждения или ошибки. До сих пор Дух Святой не препятствовал мне.

                «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя
                Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и
                смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Михей, 6:8.

http://proza.ru/2014/03/05/144