В кадре и за кадром

ММКФ-- 40 В  КАДРЕ  И  ЗА  КАДРОМ

   В этом году Московский кинофестиваль перенесли на весну. Апрельская неделя подарила кинозрителям встречи  с молодыми талантливыми режиссерами и  известными мастерами.  Они представили свои фильмы для всех и каждого.  Я выбрала для просмотра документальное кино.
  Начну с « ПОХВАЛЬНОГО  СЛОВА  НИЧЕМУ « . Такое оригинальное название дал своему фильму сербский режиссер Борис  Митич. Кинокритики  сразу  отметили  его, как Штучное произведение. Эффектные кадры природы . Морские волны похожие
на кружево.   Никаких говорящих голов! « Вы следите за мной, а я – за вами», - утверждает автор. И это действительно так. Главный герой – Господин Никто–  отправляется вокруг  света. В этом путешествии ему предстоит преодолеть 8 горных хребтов и  8 морей.  Ему  помогают коллеги. В фильме использованы материалы 62-х операторов-документалистов, работавших  по всему миру.
    Во время пресс-конференции я задала вопрос Борису Митичу, как он планирует в дальнейшем использовать оставшиеся от 80-ти минутного фильма километры пленки? –Открою живой  музей НИЧТО, - ответил  режиссер и автор сценария  Борис Митич.
Представляю, каким интересным может быть этот музей! Красоты природы. Эффектные кадры. Путевые заметки, собранные за  7 лет съемок фильма.   Отбракованный материал автор собирается использовать и  в   интернете. Продолжить диалог  в  онлайн-сети. Словом, замыслов  много. Борис Митич говорит:
- Создание фильма -  это как взросление ребенка. Вы не успели оглянуться,  а он уже вырос.
    А про что все-таки фильм?  Текст его   звучит, как притча .Это –реп.
  Я сидела в первом  ряду в кинозале и  в темноте   стремилась записать  реп, который за одну ночь придумал Митич. Либретто на английском  мне не досталось, так что за  абсолютную точность текста не ручаюсь, но  отдельные выдержки - лиричные, ироничные и острые записала. Например, автор  вопрошает: « Как мог случиться холокост после поэзии?» Или : « Бой не стихает в мире, какой бы не был пейзаж». « Я – Ничто, или своего имени наймит.  Но в каждом кадре есть Я» .  Текст автора афористичен. Митич приглашает зрителей  к диалогу.  Он выступает по всему миру с лекциями о нетипичном документальном кино. Живет на нескольких  континентах.  Работал в самых престижных СМИ. Хочет посвятить  оставшуюся жизнь творческому воспитанию детей и документалистике. Его фильмы демонстрировались более чем на  200 фестивалях и получили 16 наград.   Борису Митичу  41 год. У него все впереди. Несомненно, он еще откроет свои тайны и поделится поэтическими наблюдениями  со  зрителями .  А  его       «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НИЧЕМУ» будут  смотреть и слушать  люди разных поколений. Уверена.
 
«  ЧИСТИЛЬЩИКИ». Эту документальную ленту представили  немецкие режиссеры  Ганс Блок и Мориц Ризевик, молодые 33-летние  выпускники  Берлинской академии драматического  искусства имени Эрнста Буша.
  Мориц Ризевик –автор эссе « Грязная цифровая работа» , оно опубликовано   в   2017 году. А на  40 ММКФ  документалисты  показали премьеру фильма « Чистильщики». Раскрыли   теневые стороны индустрии « цифровой уборки»,  в результате  которой  Интернет избавляется от  грязи.  Модераторы –  чистильщики грязи, насилия, сексуальных извращений. Смотреть на все это – невыносимо! А представьте себе, что один модератор просматривает за день  25 тысяч кадров! И  за  8 секунд должен  вынести приговор кадру: « Оставить» или «стереть»?! И мы слышим  долгое  «DELIT! DELIT! DELIT…»
  Профессия модератора сродни саперу. Он,  как на минном поле …

Что  оставить ? Смерть или жизнь? Абсолютную свободу  или тотальный контроль?  Владельцы соцсетей платят  филиппинским модераторам деньги за их работу.   И ТОТ,
КТО ПЛАТИТ, ТОТ РЕШАЕТ, ЧТО ХОРОШО,  А ЧТО ПЛОХО.
 Труд модератора требует высокой квалификации. Психической устойчивости. Не все выдерживают такое напряжение. Уходят. Кончают с собой.
   В КАЖДОЙ СТРАНЕ СВОИ ТРЕБОВАНИЯ.
Социальная сеть паутиной  оплела мир. Теневая индустрия « цифровой уборки» во многом не предсказуема, и этим страшна. Что-то еще будет?..А пока ,   пока
Фильм « ЧИСТИЛЬЩИКИ» -   ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСНОЙ  ПРОГРАММЫ
ДОКУМЕНТАЛЬНОГО  КИНО !   И это говорит о важности темы, поднятой  германо-бразильской лентой « Чистильщики». Она стала призёром 40-го ММКФ.  Среди коротко-метражных фильмов  приз получила палестино-ливанская картина « Конфетка».
Перейдем от политики  на
=============== Д Е Л И К А Т Н  Ы Й   Р А З Г О В О Р     П Р О     Э Т О  …   =========================
     С большим интересом я  посмотрела документальный фильм  «СПРОСИТЕ У СЕКСПЕРТА » режиссера Вайшали Синха . Производство – США –Индия, 2018 год.
  Помните, в начале перестройки  на одном из ведущих каналов  нашего телевидения шла передача  « Про это»,  с участием телеведущей Ханги.  Правда,  телепередача просуществовала недолго. Уж больно щепетильная тема!  Говорили же раньше, что  в СССР  секса нет! И все тут… Без возражений. Впрочем, такое отношение к запретной теме  и в  многонаселенной Индии…  Табу.  А тут, в  Мумбае, в одной из газет, появляется колонка на запретную тему. Ее ведет уважаемый доктор  Махендер Ватса.
И что удивительней всего, этому доктору 93 года!  Мужчины в таком возрасте не то. чтобы просвещать по вопросам секса, а просто … боюсь даже произнести,  уже не живут. В прямом и переносном смысле. Мой десятилетний опыт работы в журнале « Здоровье»  может это подтвердить. В 70-80 –е годы я была заместителем заведующей отдела писем этого журнала. И   ежедневно читала по 2 -2,5 тысячи писем  читателей!  Тогда еще не было « чистильщиков»… Читатели доверяли журналу и были откровенны до предела. При 17-ти миллионном тираже журнала  «Здоровье» тяга трудящихся  СССР к  санпросвету была  высока.  А вот просвета  в моей   каждодневной обязанности  -читать и читать письма - не было. Кстати, не просто читать, а делать выводы. Писать министру здравоохранения подробные отчёты, как обстоит дело со здоровьем  населения. На что жалуются наши граждане… К слову сказать, за ответ на одно письмо литсотрудникам платили,  аж по  1 копейке! И  были « многостаночницы»,  зарабатывающие на копеечном деле  по  одному рублю за пару- тройку дней. Но были и ученые-медики, кандидаты и доктора медицинских наук, которые давали консультации читателям из глухой деревни или большого города, как победить болезнь ! На красивых бланках здоровья с красной окантовкой такой ответ поступал лично к адресату  и можно понять, что тот испытывал , понимая, что страна заботится о  советском человеке, уважает его и готова помочь. Как сейчас этого не хватает России !  Но  вернемся к  93-летнему  индусу , бывшему гинекологу, ставшему  газетчиком-колонистом-  Махендеру Ватса .  Каким же подарком был  этот просвещенный по вопросам секса  специалист для  женщин и мужчин многомиллионного города, который  тогда еще назывался Бомбеем. Это был чудо-город!  Знойный. Яркий. Женщины - в свободных сари. Мужчины - в белых одеждах,  с разноцветными головными уборами.  На улицах можно было встретить и обезьянку, агрессивно выпрашивающую еду, и кобру с заклинателем змей. Попадались  редкие больные… проказой.  И йоги. И кого только не встретила я , путешествуя по улицам Бомбея  в 80-м году. Балдеешь на ходу от  людского потока и не меньше- от мотоциклов, приспособленных под экзотические автомобили. И в этот поток вписываются  рикши и  нищие, здоровые и больные. Но все украшает природа.   Пестрые  попугаи и необыкновенной красоты цветы. Резкие контрасты – безбрежного синего океана  и черного песка пляжей. Роскошные отели и бедные хижины . Помойки  и сады. Рай и ад по соседству.
    С тех пор прощло  около 30 лет. Разумеется, многое поменялось, но проблемы секса остались.. А как же без них?
    Режиссер и продюсер  фильма  Вайшали Синха  создала достоверный документальный фильм. Никакой бы старый актер , я убеждена, не сумел бы так  трогательно показать свое отношение  к  пациентам  и  читателям, как  доктор   Ватса.  Интеллигент с умным,  проницательным  и  добрым лицом,  он видит насквозь каждого, пришедшего к нему за советом и помощью. Не обижая людей,  Ватса  говорит им правду, и только правду. Старается помочь, убедить,  отговорить от глупости. Чего только  не приходит в голову людям… Разумеется, не в самую светлую голову. Режиссер не показывает лица женщин и мужчин, пришедших  к доктору Махендеру  Ватса. Но, что их интересует, понятно! Неизвестный мужчина убеждает врача, что если ежедневно оттягивать уши, они станут длиннее. Он пробовал. А что если этот опыт повторить на главном предмете его  заботы? Вдруг поможет? И жена, наконец, будет довольна ! Доктор не торопится отговаривать пациента от глупости. Его глаза за толстыми линзами очков печальны. Нельзя лишать  наивного человека надежды. Но как  помочь советом – не делать глупости? Даже Будда не помогает глупым. А врач должен помочь. Конечно, настоящий врач! А не те, что принимают в  знакомых нам  поликлиниках, используя ходовое клише: « Ну что вы хотите в вашем возрасте, тут молодые уже не могут?»…
   А женщины? Они порой  изобретательней мужчин. Но, если мужчина  полагается на собственные уши, то женщина может придумать такое, отчего  вянут…чужие уши !

   В мумбайскую газету приходят пачками письма от благодарных читателей. Некоторые делятся собственным опытом и хотят его опубликовать в прессе. Доктор не может  спокойно читать письмо, где  женщина пишет, что испытывает сексуальное удовольствие, когда подливает  гостям в чай собственную мочу.  Как ее убедить в обратном?
   Читатели свято верят  доктору. Он говорит с ними на понятном им языке о  важности  секса и здоровья. Любви и секса .  Двери  дома  доктора Ватса  всегда открыты для посетителей. Его уже очень взрослый сын возмущается , что  отец так много времени отдает людям.  Жена умерла. Ватса вынужден вести домашнее хозяйство сам. И при этом  неприхотливый  трудоголик  часами просиживает за компьютером.  Консультирует больных. Отвечает пациентам по телефону и принимает их у себя  дома и в редакции..И  не думает о  своем возрасте, когда до столетия остаются считанные  годы.
  Популярность  93-х летнего ведущего газетной колонки с каждым днем   растет. И на это не влияет даже запрет на половое  воспитание в  школах почти в  трети индийских штатов. Правда, есть  «борцы», готовые  запретить все,  что  им не понятно. Система ценностей у всех разная, как и культура. Доктор проводит  семинары,  читает лекции, пишет книги и статьи на темы, которые одних   привлекают,  других  раздражают. Но нужен диалог. В споре рождается истина. « С вашей правдивой колонкой нам стало легче жить,– пишут  доктору Ватса читатели. Они же подсказывают все новые и новые социальные темы. Например , планирование семьи. Читатели задают совсем не простые вопросы:  «  Почему на «Камасутру» нет запрета, а секс табуирован?»
     Их волнует всё, даже  изображение  женщин в рекламе.. . Доктор  Махендер Ватса  с 1976 года , почти полвека, занимается просвещением населения. Побольше бы таких врачей –просветителей ! И просто культурных и добрых медиков!
  Зрители дали  высокую оценку фильму .  И я присоединяюсь к  мнению большинства. Жаль только, что так мало хороших  фильмов на эту тему у нас. Помню, как  в советское время в Москву привезли интересные экспонаты из  медицинского музея Эстонии, и  показ их сопровождался документальными кадрами. Я брала интервью у одного из  организаторов той выставки и была приятно удивлена, узнав, что  эстонская молодежь перед вступлением в брак, посещает медицинский музей. Ханжество и умолчание  острых  проблем сексуального воспитания молодежи не помогает, а  мешает жить. И об этом надо помнить!
         Успех доктора Ватса  в  документальном фильме Индии, показанном на Московском фестивале, было бы полезно повторить в нашем кино .  В России есть свои мецинские светила , багаж опыта  журнала «Здоровья» , « Медицинской газеты» и другой  прессы.  Не все решают деньги и реклама. В нашей столице выросло число Аптек, но помогают ли они здоровью москвичей?   Жаль, что нет такой статистики…   
В медицинской прессе  разных стран есть много общего, что волнует читателей. Что нарочно не придумаешь… И  об этом  стоит задуматься.  Использовать во благо людей полезный опыт.

               
   И   П  Р  О    Т О….

   В  журнале « Здоровье» в советское время была четко отработанная система  обратной связи с читателями. Главный  редактор Мария Дмитриевна Пирадова, кандидат медицинских наук подобрала очень  профессиональных  сотрудников  с  медицинским и  журналистским  образованием.  Живая и  остроумная Людмила  Кафанова занималась бытовыми вопросами. Стоматолог Портнова Мария  Николаевна  заведовала отделом  писем.  Под ее чутким руководством работали двадцать литсотрудников , которые отвечали  на письма… Помню, пришло анонимное письмо от Нины из Грузии. Без фамилии и адреса. Но с точным  названием лечебного учреждения, где творятся безобразия. Берутся большие деньги за операции. Сегодня это бы  мало кого удивило. А тогда , анонимное письмо ушло в  Министерство здравоохранения , и директор онкоцентра был уволен с работы. И  заметку об этом поместили в нашем журнале.  Читатель  во многом бывает прав и надо к нему прислушаться, учила сотрудников главный редактор.  И  это поддерживали все !  Вот почему миллионные тиражи журнала   «Здоровье» приближались к 20-ти! Сегодня о таком тираже  даже не мечтают наши СМИ.   А мы трудились  на совесть.
         На работу  приходили  минута в минуту, без опоздания . Ровно  в  9.00. Можно было придти  раньше. Позже – нельзя! Нашу редакционную комнату я про себя называла зубоврачебным кабинетом,  начальница наша хорошо владела издательской «бормашиной».  От  ее бдительного взгляда  не ускользала  даже мелочь.  Дисциплина и еще раз дисциплина во всем, что касается писем.  Все  идеально  обрабатывалось и хранилось под ее  неусыпным  вниманием.
   В потоке писем попадались и бандерольки, иногда  с  опасными  вложениями... Волосы с лысеющей головы или  с  нижней части туловища с просьбой помочь и  прописать  лекарство. Хотя на  редакционных  бланках  было чётко отпечатано, что заочно журнал советов  не  дает  и лечиться  заочно нельзя!
    Иногда  присылали, так называемые резиновые изделия, с жалобой на бракованную продукцию  и  с просьбой принять жесткие меры к бракоделам. А  однажды  из плотного конверта  на мой стол выпали  гнилые зубы. С  запиской, мол,  вот  до чего довело лечение….  Письма  психохроников  я сразу выделяла по объему.  Они присылали  толстые тетради с подробным описанием болезни,  с  требованием немедленной помощи.  Период обострения болезней  наступал весной или осенью. И тогда вслед за письмами приезжали  их авторы.
  В  творческом отделе редакции такого экстрима не  было. Все планировалось заранее.
 Вопросы полового  воспитания,  интимные темы  освещала в журнале Д. Орлова. Надо   отдать должное ее «золотому»  перу! Статьи Орловой всегда хвалили на  редакционных летучках.  А сотрудники отдела писем не ленились собирать «перлы» из  читательской почты. Типа – НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ…Вот некоторые из них :
      
 - У меня возник пугливый вопрос: а вдруг волосы под мышкой  не вырастут?
- Боли в позвоночниках – Е-2, Е-3, Е-4 от хвоста. Что делать?
-  Как усыновляются дети – тайно или громогласно?
- Начал делать  гимнастику, сперва лежа, а затем сижа. А как правильно?
  На последнее письмо я ответила книжкой, то есть, выслала свою книжечку «Гимнастика в рабочем строю» читателю. И он был доволен!
- Хотим усыновить  ребеночка . Как развить молочные железы, чтобы кормить малыша
 грудным молоком?
 Хотелось бы  такой  маме дать  резкий ответ. Но мы не обижали ни молодых, ни старых.  Отношение к третьему возрасту было весьма  уважительным.   
    А что происходит сегодня ?  В начале  третьего  тысячелетия …
    Каков главный посыл нового времени?

             Г Л А В Н О Е  --   Н Е    М О Л Ч А  Т  Ь  !

-Мы уверены, что лучшим способом выражения свободной мысли, заставляющей нас думать, сравнивать, анализировать, и, главное, не молчать, является язык документального кино.
                Сергей Мирошниченко, Григорий  Либергал
               
               
                90  МИНУТ   РАДОСТИ !


На  ММКФ  я старалась посмотреть как можно больше документальных фильмов. И хочется  особо  отметить  документальную программу  « СВОБОДНАЯ  МЫСЛЬ» ,
поблагодарить  ее  кураторов  Сергея Мирошниченко и Григория  Либергала за отличный
подбор фильмов для показа на юбилейном  кинофестивале. Документалисты  раньше других  чувствуют перемены.  Глобальные проблемы, затрагивающие все человечество. Актуальные события. Виртуальную реальность  и  социальные сети.  Отдельного  человека  и  людей, достойных восхищения. Показателен в этом отношении остроумный и оптимистичный  испанский фильм « Много детей, обезьяна и замок».
 
     Героиня фильма   81- летняя Хулита,  покоряет всех своим жизнелюбием.
 Кинокритики  высоко оценили  эту  картину:
-  Не все документальные фильмы о семейной истории становятся хитами, но « куча детей, обезьяна и замок» просто обречены на кассовый успех… причиной тому безудержно   эксцентричная и просто уморительная мать семейства, вокруг которой  и закручивается эта история.  Какая именно?
Это история Хулиты,  главы семейства,  чьи три детских желания исполнились: иметь
много детей, обезьянку и замок в  Испании.
  С 2002 года в течение 14 лет Густаво  Сальмерон снимал этот фильм.  И каких только эпизодов не наснимал … В дружной семье шестеро детей  и … обезьянка.  Но дети быстро вырастают. У всех свои семья.  Проказницу –обезьянку  дарят друзьям. По ипотеке Хулита - приобретает не просто квартиру, а замок! Они  с мужем-инженером сделали  замок  поистине королевским !  В нем бережно Хулита собирает и хранит все – от картин и портретов владельцев  замка -  до мощей их предков и молочных зубов детей семейства .
  Привычка старых  людей  ничего не выбрасывать превратила замок в склад нужных и  ненужных вещей. Упросить Хулиту расстаться хотя бы с хламом,  невозможно!  Для нее каждая мелочь – память, почти одушевленный предмет. И происходят курьёзы.
   Любительница вкусно поесть, Хулита страдает тучностью. Муж замечает ,что в жены брал стройную красавицу на 50 кг, а получил со временем жену на все  100 килограммов! Но это не мешает ей устраивать пышные застолья и еще отправляться выпить чашечку кофе в кафе. Она пьет кофе всегда с сахарином, который приносит из дома.  Но вдруг обнаруживает в чашке зуб.  Устраивает скандал официанту, а потом выясняется, что Хулита  перепутала коробочки. Вместо сахарина  взяла коробочку  с  молочными зубами ее малышей, которые  свято хранила  десятилетия. Но это не старческий маразм. Это - непредсказуемость эксцентричной  женщины. Не отказывающей себе в  маленьких  радостях. Вот она мучается от бессонницы.  А на другой кровати крепко спит муж.
Хулита  незаметно достает фонарик , направляет свет на портрет  мужа , украшающий их спальню.  И любуется молодым и красивым  супругом… А потом  длинной палочкой дотягивается до его  постели , проверяя, жив ли старый муж или...  Дышит- значит жив.   Теперь можно и ей спокойно  уснуть. Из таких мелочей складывается счастливая жизнь пожилой пары. Они трогательно  относятся к семье и  детям.  Берегут друг друга. И, если бы не ветры перемен, врывающиеся в Испанию, не было бы более счастливого семейства..  Но одна власть сменяет другую. И приходится  распрощаться с любимым замком и переселиться жить к детям. Однако, никакие бури не страшны семье, где царят любовь и преданность друг другу.
    За 91 минуту  на экране  промелькнули десятилетия жизни одной испанской семьи.
Полтора часа радости подарила зрителям Хулита, доказав, что можно уйти от старости и одиночества, если ты любишь близких и они отвечают тебе  тем же.  Не случайно фильм о
Хулите и ее  большой  семье   победил на фестивале в Карловых Варах, и получил в 2018 году  награду испанской киноакадемии- « Гойю» за лучший документальный фильм года.
  Как хотелось бы увидеть подобные фильмы о  россиянах.  Не брать ДНК у отцов и детей на нашем телевидении, определяя их родство.  Не устраивать там же многосерийных разводов супружеских пар. Не задавать бестактных вопросов пожилым : « Вы чье, Старичье?»  А дарить людям радость. Учить их жить по любви и совести.

    А напоследок вам скажу… Посмотрите « Снежное шоу» и фильм « И снег, и смех Славы Полунина», и вы поймете, в чём суть  русского
 характера, его стойкость и непобедимость.  Хороших вам кинопросмотров!  До следующего ММКФ…



P/S     Обращаюсь к тем, кого заинтересовал  материал.  Расскажите, какие фильмы вас волнуют?  Буду ждать  ваших откликов.   Предлагаю принять участие в создании  кино –клуба при московском кинотеатре  « ЮНОСТЬ». Обращаюсь  к г-ну Долину, главному редактору журнала « Искусство кино» с просьбой помочь  в  этом. Заранее благодарю!
                Эмма Гусева


Рецензии
Эмма!Глаза даны, чтобы смотреть, уши -слышать,а мозг- думать...
У Вас со всеми параметрами - "ок". Успеха Конкурсе-7 и вне его.
Заходите на "часок"- споём и отметим удачу!
С теплом, - Лидия

Лидия Парамонова -Фокина   25.04.2019 21:17     Заявить о нарушении
Лидочка, спасибо за добрые слова! Вы милый и красивый человек. Зашла на вашу страницу и убедилась в этом. Давайте чаще заходить друг к другу в гости.А будете в Москве, звоните 8 903 511 74 51 и приходите на "часок"-споём. Я играю на пианино.
С наступающими праздниками! Будьте всегда молодой и красивой!
С уважением, Эмма Дмитриевна ( без 15-ти сто! "бабушка русской революции")

Эмма Гусева   25.04.2019 21:46   Заявить о нарушении
Эмма Дмитриевна, спасибо за приглашение. Я принимаю его, с удовольствием забегу на часок, прихватив кое-что к "чаю", не подумайте другого, это будут конфеты- марцепан и кое-что ещё, и попью чаёк в Вашей компании.
С теплом, - без пяти минут бабушка семи внуков.)))

Лидия Парамонова -Фокина   26.04.2019 01:08   Заявить о нарушении
Ох, при мысли о рождении седьмого, забыла соглалсовать репертуар.
Я пою соло, обожаю дуэты, но и трио, хор - годятся! Знаю много романсов, песен, частушек. Не заскучаем))) Может нам удастся спеть на День Победы - тематических в моём багаже предостаточно.
С теплом, - Лидия.

Лидия Парамонова -Фокина   26.04.2019 01:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.