Мой дед герой

Владимир Булич
Смоленка, небольшая деревня в глухой тайге Красноярского края. Сейчас деревни нет, даже Даурского района нет. При строительстве Красноярской ГЭС эту территорию затопили. Может быть, так и осталась бы неизвестной, никем не изученной, измученной, изувеченной, да столько солдат полегло на полях нашей большой Родины, выходцев из этой деревни.

Во второй половине 19-го века приехали туда мои предки: Иван, Яков, Григорий, Кузьма, Мартын, Ефим, Митрофан. Каждому построили добротный рубленый дом. Стали жить поживать да добро наживать. Ан нет, не тут-то было. Видимо слишком разбогатели.

В 30-е годы 20-го века их раскулачили. Иван  и его жена Дарья, с грудным ребёнком (моей мамой Александрой) были сосланы в Туруханск. К тому времени у них было трое детей. Старшие дети остались в деревне с родственниками. Через два года вернулись – всё нужно было начинать сызнова. Колхоз забрал всё.

Я не буду анализировать материальные достижения нашей семьи, но знаю точно, что они были настоящими крестьянами, которые надеялись только на самих себя. Горбатились день и ночь. Дарья в колхозе, Иван сам по себе. Дети подрастали – помогали. Дарья родила ещё троих. Шестеро – нужно кормить.
Чуть оклемались – война. Иван ушёл на фронт.

В августе 1941 года бои под Ленинградом развернулись одновременно на всех направлениях. Первыми были брошены финские войска. В течение всего августа 7-я армия успешно сдерживала натиск противника. Однако, имея тройное превосходство в силах, финны 10 сентября вышли к реке Свирь. Им удалось перерезать Кировскую железную дорогу, но выполнить свою задачу до конца они не смогли.

Войска 7-й отдельной армии, которой 24 сентября принял командование генерал армии К.А. Мерецков, остановили продвижение противника на рубеже реки Свирь. 7-я отдельная армия держала рубеж до июня 1944 года. Южнее Подпорожья враг не прошёл, но Иван Иванович уже не видел успехов однополчан. Получив ранение, он попал в госпиталь, который располагался в школе № 4 Подпорожья. От тяжёлых ран 23 января 1942 года он скончался. Сейчас его имя высечено на мемориальных плитах Братского кладбища Подпорожья.

Много Смоленских парней полегло на полях необъятной России и Европы. А иначе и не могло быть. Сибиряки не прятались за спины друг друга, а шли, защищая свои семьи, свою землю.

Моей целью было желание узнать об участниках ВОВ из нашей деревни Смоленки. Удивлению не было конца. Нужно только вдуматься и представить масштабы потерь, что только из нашей семьи «Слабко» погибло более десяти человек. Их не считают героями, но я уверен, что они все были героями.