Об осуждении за отдельные качества психики

Альдер Ан
          С детства мы видим, что люди имеют разные физические особенности. Иногда эти особенности становятся даже объектом насмешек со стороны сверстников. Тем не менее, рано или поздно приходит осознание, что внешность у каждого своя, она во многом обусловлена генетически. Поэтому выражать своё негативное отношение (коротко говоря, осуждение) в сторону человека, имеющего те или иные физические недостатки, в том числе любые проявления непривлекательности, абсолютно недопустимо, и даже более того, недопустимо даже думать о подобном – в соответствии с правилами нравственности. Данное правило сформировалось в том числе потому, что любое осуждение связано с виной как обусловленной волей и разумом связью человека с его внешним видом. Там же, где вины нет, т.е. когда внешность никак не зависит от человеческого сознания, для осуждения нет не только морального, но и логического оправдания. Но с этим соглашается большинство людей ещё в детстве.
          Гораздо более тонким вопросом являются особенности психические. К ним относятся свойства интеллекта, характера, других граней сложного механизма, представляющего собой человеческую психику. Психических характеристик существует бесчисленное множество. Все мы их знаем, но перечислим некоторые для наглядности. К таковым относится память, скорость, глубина, системность мышления, склонности, фобии, чувство юмора, инициативность, сила воли, эмпатия, ответственность, раздражительность, экстраверсия и т.п. Они по-разному проявляются у людей, иногда достигая достаточно заметных форм, при которых то или иное качество психики становится или явным достоинством, или явным недостатком. Но даже обладание недостатками не должно давать повод несоблюдению требований, которые предъявляют человеку социальные регуляторы, такие как право, мораль и т.д. Правила закона и (или) морали уравнивают всех, делая явные исключения лишь для людей с физическими недостатками (пожилым уступают место в автобусе) и с явными психическими отклонениями (оскорбление от недееспособного лица, не понимающего своих поступков, не несёт тех последствий, как оскорбление от дееспособного). Ко всем предъявляются одинаковые требования, что следует признать справедливым: социальный регулятор создаёт некий стандарт, эталон поведения, к которому должны стремиться все, даже преодолевая слабые стороны характера. Вступая во взаимодействие равного с равным (ребёнок – ребёнок, коллеги по работе), мы предъявляем к собеседнику схожие требования, ожидая от него примерно такого же поведения, как и наше. Если же последний их не оправдывает, неминуемо следует осуждение: "он навязчив", "он вспыльчив", "он глуп", "он медлителен" и т.д. Подобное вряд ли будет сказано в лицо, но обязательно отразится в мыслях, а возможно, и в разговоре с третьими лицами.
          Однако многие психические особенности также обусловлены природой. Основа их лежит вне сознания человека, находится в его генетическом коде. Известно, что темперамент является врождённым. Такой же врождённой является интеллектуальная основа, о чём свидетельствует внушительное количество фактов и экспериментов: в одинаковых условиях воспитания в детских домах дети, поступавшие туда после рождения, демонстрировали разные интеллектуальные способности; многие качества психики (послушность, осторожность, агрессивность и т.д.) проявляются с раннего детства, когда ребёнок ещё не может осознанно строить своё поведение; не могли просто так появиться понятия "интерес", "талант". По своим психическим данным люди не равны изначально. Поэтому возникает вопрос: можно ли осудить человека за то, что он не так умён, аккуратен, смел, уравновешен, как хотелось бы?
          Безусловно, не все из психических свойств абсолютно детерминированы генетикой, они могут быть развиты или подавлены в процессе воспитания, обучения, саморазвития. В вопросе обоснованности осуждения человека по признакам психики ключевую роль играет соотношение генетической запрограммированности отрицательных психических качеств и сознательной деятельности человека по их преодолению. Между бестактностью и честностью, наглостью и уверенностью, агрессивностью и экспрессивностью очень часто лежит едва заметная грань, но именно она разделяет простую невоспитанность и врождённые особенности характера, и чтобы её уловить, необходимо получить более-менее достаточное представление об особенностях человека. Когда становится очевидно, что лицо совершенно не желает учитывать социальные нормы, а особенно когда мотивирует это наличием врождённых качеств (вроде "я такой есть, меня не переделать"), как бы снимая таким образом с себя ответственность за поведение, вопрос осуждения не вызывает проблемы. Но встречаются и другие ситуации.
          Слабые качества психики едва ли получится превратить в выдающиеся, а возможно, даже в обычные, среднестатистические. Далеко не всё зависит от простого желания. Можно ли заявить, что если захотел кто-то стать чемпионом мира по шахматам, он им непременно станет, или не станет только потому, что проиграл в полуфинале другому игроку, который тоже захотел стать чемпионом, только хотел в два раза сильнее? Или если кто-то захотел научиться петь как народный артист, он спустя время обязательно попадёт на главные сцены страны, даже если у него совершенно нет музыкального слуха? К сожалению, последний пример не совсем удачный, некоторые современные выдающиеся певцы, имеющие миллионы поклонников, вполне обходятся без неприглядной мелочи в виде отсутствия слуха. Но вместо него можно выдумать другой, сделать это не так затруднительно.
          И всё же заметно, что человек не всегда может сознательно преодолеть свои слабые черты психики, в том числе глупость (или отдельные её проявления), даже если и прилагает к этому видимые усилия. Можно ли в этом случае осуждать человека за это? Особенно привлекает в этом смысле категория "умных" людей, которые всех остальных считают за дураков. Даже если некто действительно выделяется в плане ума и имеет условный уровень интеллекта в 160 баллов IQ, это не повод осуждать других за глупость. Да, этого уровня трудно достичь, не прилагая никаких усилий, но если нет генетической предрасположенности, достичь его вообще невозможно. Поэтому "очень умному" субъекту скорее стоит поблагодарить ту силу, в которую он верит, за то, чем он обладает, чем упрекать других в их недалёкости и других неблагозвучных характеристиках.
          Поэтому не стоит винить (осуждать) человека за то, что он имеет от природы и что не может изменить сознательно, даже если какие-то качества вызывают неприязнь. Осуждение за устойчивые природные психические особенности, как было установлено выше, не имеет логического основания и является, по большому счёту, столь же аморальным, как и осуждение за предрасположенные особенности внешности.