Вас подстричь? Побрить?

Николай Сачков
На протяжении всей своей жизни всем нам приходится обращаться по самым разным жизнен-ным вопросам в различные организации, предприятия, учреждения: в поликлиники, на почту, в магазины…. И от того, как нас там примут, как обслужат, во многом зависит и наше настроение; и наше здоровье.
Не вдаваясь в подробности этого вопросы, давайте остановимся только на одной службе – на парикмахерских, и на их работе постараемся понять: что такое – хорошо, а что такое – плохо. Уж эти заведения не минует ни один из нас.
Кажется: ну что такое – парикмахерская? Подумаешь – величина. А, на – мой взгляд, это - ве-личина, да еще и какая: в сфере обслуживания нет мелочей. Свидетельством тому могут служить следующие примеры.
…Хабаровский железнодорожный вокзал. Захожу в парикмахерскую. Небольшая комната. Три кресла. Столько же – зеркал. Чисто. Уютно. В одном из кресел восседает грузный мужчина лет пятидесяти, внушительной внешности. Его обслуживает молодая, симпатичная женщина. По всему видно, что клиент ей хорошо знаком. В свободное кресло, что рядом с ним, сажусь и я.
- Как живете, Валентин Иванович? – спрашивает его парикмахерша.
- Хорошо, Надюша, - отвечает он ей.
- Надя, тебя к телефону, - кричит ей из соседней комнаты кассирша.
- Везет же людям, - говорит парикмахерша, которая обслуживает меня. Здесь одного мужчину завлекает, по телефону – другого.
- Вот так надо жить, девчата: гореть, а не спать на ходу, - гордо, с нескрываемым вызовом го-ворит, возвратившись, Надя. – Правильно я говорю: Валентин Иванович?
- Наденька, ты прелесть, - отвечает он ей.
Всё внимание женщин – парикмахерш обращено только на Валентина Ивановича. А меня как будто в парикмахерской и нет. Парикмахерша, подстригающая меня, тоже была увлечена этим раз-говором, и обслуживала меня как бы по инерции, даже не глядя на мою голову. Это меня тяготит, и хочется только одного: побыстрее уйти из парикмахерской. И, конечно же, от такого обслуживания настроение мне было надолго испорчено.
А в одной из парикмахерских Благовещенска был свидетелем ссоры парикмахерши и кассира. Громогласно оскорбляя друг друга, они выясняли – куда делась ведомость.
Аналогичная картина неоднократно происходила со мной в парикмахерских и моего родного города – Зее.
К сожалению, это типично для многих коллективов: пустые, совершенно посторонние разго-воры при посетителях, и ни какого внимания клиенту.
…Но, а теперь о хорошем. Когда, много лет тому назад, я учился в Благовещенске и Иркутске, то на летние каникулы всегда приезжал к родителям в Зею, делая остановку в Тыгде – в ожидании автобуса. И всегда подгадывал, чтобы и подстричься и побриться в парикмахерской, которая располагалась недалеко от вокзала. Здесь много лет работал полный, пожилой мужчина с выраженным чувством юмора. Он всегда встречал меня радушно, как своего старого знакомого. Подстригал меня, брил, делал мне горячий компресс, после чего обильно брызгал меня из пульверизатора одеколоном. В беседе со мной у него всегда в избытке были шутки, прибаутки, интересные истории. От него я всегда уходил с хорошим настроением.
…Много лет назад работала в поселке Бира, что в ЕАО, парикмахером Нина Петровна Пара-монова. Мне неоднократно приходилось пользоваться её услугами. Помню: парикмахерская ютилась в деревянном ветхом домике. Ни о каком комфорте в этих условиях и речи быть не могло. Но Нина Петровна своим вниманием, душевным отношением всегда располагала к себе, и казалось, что ты находишься в самой лучшей парикмахерской мира.  Каждое посещение этой парикмахерской влияло на меня чудодейственно, и я уходил оттуда всегда радостный, довольный, окрыленный.
…Где бы и кем бы мы ни работали, всегда должны помнить: культура в отношении к людям – прежде всего. И человек должен уходить из магазина, поликлиники, столовой, парикмахерской все-гда в хорошем настроении.