Лихие 90-е Гл. 4 1994 г. Часть 2-4 Жемчужная

Дудко 3
ЕКАТЕРИНА  АЛЕКСАНДРОВНА  ЖЕМЧУЖНАЯ

ok.ru


ЛИХИЕ  90-е

ГЛАВА 4  1994 год

ЧАСТЬ 2-4  ЖЕМЧУЖНАЯ


БИОГРАФИЯ
russia.tv

Екатерина Жемчужная
Дата рождения:
28.03.1944
Место рождения:
Тула

Ее называют "жемчужиной цыганской короны". Актриса принадлежит династии Жемчужных – самой знаменитой в театре "Ромэн". Широко известна по ролям в фильмах: "Вечный зов", "Карнавал", "Кармелита".

"Я очень счастливый человек: все, о чем я мечтала, сбылось".

БИОГРАФИЯ

Екатерина Жемчужная (в девичестве Александрович) из актерской семьи оседлых цыган, ее родители выступали на сцене филармонии, а дедушка вообще был придворным скрипачом. О своем детстве Екатерина Андреевна рассказывает:

"Я родилась в Туле. Мои мамочка и папочка были актеры, родили они меня очень поздно: моей маме было 40 лет, а папе - 52. И мне тогда казалось, что они уже старенькие.
У нас была настоящая музыкальная семья, так что я с детства слышала пение. И сама всегда пела. У меня было потрясающее детство - веселое, яркое. Родители работали в ансамбле при Тульской филармонии, гастролировали по всей стране.

Когда я пошла в школу, папа продолжал странствовать, а мама уже оставалась со мной дома. У меня был еще старший брат Володя. Я же с самого детства решила, что обязательно стану актрисой".

По окончании школы родители отправили Катю в Москву к родственникам, погостить. И не догадывались, что девушка рискнет тайком поступать в театральный.
Однако ГИТИС ей не покорился, на первом же туре засыпалась. Зато на вокальное отделение Музыкального училища имени Ипполитова-Иванова ее с удовольствием взяли, так как у Кати были хорошие вокальные данные и навыки хорового пения.

Юная цыганка, живя и учась в столице, не могла обойти стороной знаменитый на всю страну театр "Ромэн". Переступив его порог Екатерина Жемчужная и не подозревала, что очень скоро он станет для нее родным домом. О том, как это произошло, она рассказывает:

"В один из дней попала в театр "Ромэн" на спектакль "Сломанный кнут". Режиссер театра предложил устроить просмотр прямо в фойе. Я читала Паустовского, пела "Московских окон негасимый свет". И мне сказали: "Мы вас берем в театр". Что делать? Бросила я училище, перешла в театральную студию при театре. Все педагоги, конечно, были в ужасе: "Зачем ты уходишь, Катя?! У тебя другое будущее, ты же хотела идти в консерваторию!" Но кровь взяла свое… Так я попала в студию театра "Ромэн". Отучилась в ней четыре года, чуть позже поступила в ГИТИС".

После окончания студии, успешно работала в ансамбле песни и пляски владимирских цыган под руководством своего свекра Николая Жемчужного, а затем снова вернулась в театр.

Театр

Весь творческий путь Екатерины Жемчужной, как драматической актрисы, неразрывно связан с театром "Ромэн".

"Конечно, и я очень благодарна родному театру! Это – мой дом. Закончив в 19 лет студию при театре "Ромэн", я за год сыграла пять главных ролей! А если какую-то роль хотелось сыграть, но мне ее не давали, я за нее не дралась и никому не завидовала. Эта роль рано или поздно все равно приходила ко мне…", - делится артистка.

Самыми яркими театральными работами актрисы можно считать спектакли: "Мы – цыгане" в постановке И. Рома-Лебедева и Н. Сличенко, "Колдовскую любовь" Г. Жемчужного, "Плясунью – дочь шатров" И. Рома-Лебедева.
Также артистка играла в эстрадной постановке Николая Жемчужного "Свадебное путешествие в страну "Цыгания". Спектакль получился удивительно яркий, музыкальный, экспрессивный.

В стенах родного театра актриса удачно дебютировала в качестве продюссера семейного проекта. Ее муж, Георгий Жемчужный, поставил на сцене "Ромэн" новаторский спектакль "Вива, Кармен!" по новелле французского писателя Проспера Мериме. Работа получила огромное количество положительных откликов критиков и зрителей.

Эстрада

Будучи хорошей вокалисткой, Екатерина Андреевна часто выступает в концертах со специальной программой, в основе которой романсы, цыганские песни.
Среди цыганских романсов есть один, "Невечерняя". Его актриса исполнила четверть века назад в спектакле "Мы - цыгане". Романс такой лиричный, грустный, даже трагичный, очень сильный. Без него не обходится ни одно выступление.

Кинематограф

Первая роль

В кино Екатерина Жемчужная дебютировала в середине 70-х. Ей удалось сняться в исторической эпопее "Вечный зов" по одноименному роману Анатолия Иванова. Фильм повествует о семейной истории Савельевых – выходцев из далекого сибирского села. События разворачиваются в России в период с 1902-го по 1960-ый годы. На долю героев выпали три войны, революция, становление нового строя, и жизнь постоянно требует от них выбора между любовью и ненавистью.

Актриса сыграла Зорину - жену главного героя Поликарпа Кружилина, его исполнил Петр Вельяминов. А на проект она попала совершенно случайно. В одном из интервью артистка рассказала об этом курьезном моменте: "Знаете, как меня на первую роль пригласили, в "Вечный зов"? Ночью, из-за кустов. Мы выходим из Дома кино с Георгием (мужем) и тут из темноты - две фигуры: "Как ваша фамилия?" Кричим: "Да в чем дело?!" Чуть не драка завязалась, мы думаем: сейчас эти хулиганы с ножами набросятся... А они говорят: "Мы вас на роль хотим пригласить". Оказалось, что они - режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков - на меня весь вечер в Доме кино смотрели, наблюдали. Потом мне с "Мосфильма" позвонили и без проб утвердили. А через два дня я полетела на "кукурузнике" в Башкирию. В первый съемочный день мне нужно было по роли с мужем моим, Петром Кружилиным, обниматься. А мне 21 год, я недавно замуж вышла, кричу: "Я не могу, я замужем, я же цыганка!" А Вельяминов мне: "Давай-давай, муж еще больше любить будет!"".

"Карнавал"

Следующей заметной работой Екатерины Жемчужной стала цыганка Карма в музыкальной мелодраме "Карнавал" о провинциальной девушке, приехавшей в Москву, чтобы стать актрисой. В картине играют такие мастера, как: Юрий Яковлев, Клара Лучко, Александр Абдулов, Вера Васильева, Александр Михайлов и другие.

Артистка с пиететом вспоминает о создателе этого фильма: "Татьяна Лиознова, величайший режиссер, которого мы с Ирой Муравьевой боялись как огня, выбрала меня из огромного числа актрис, претендовавших на эту роль. И спасибо ей за это огромное. Великолепный фильм сделала эта потрясающая, невероятная женщина".

До сих пор у миллионов кинозрителей актриса ассоциируется с Кармой из "Карнавала" - теплой, светлой, на диво человечной женщиной в пестрых юбках.

О своей работе артистка рассказывает: "Сама роль мне далась очень легко, мне там даже говорить почти ничего не пришлось - все по глазам и так понятно было. Единственным сложным моментом оказалась сцена, где пришлось много курить. Я не курю, а моя героиня курит папиросы "Казбек". Но, несмотря на то, что я нервничала и много курила, я благодарна судьбе за эту роль. Знаете, мне Татьяна Михайловна потом пророческую фразу сказала: это, говорит, твоя роль, твоя Карма".

Позже актриса исполнила Марию в "Цыганском счастье" режиссера Сергея Никоненко, Земфиру в известной комедии Геральда Бежанова "Где находится нофелет?", Стасю в драме Григория Кохана "Цыганка Аза", Папушу в приключенческой мелодраме "Талисман любви".

"Кармелита"

Одним из самых продолжительных проектов в кинематографической биографии Жемчужной стал сериал Елены Цыплаковой "Кармелита. Цыганская страсть" с Юлией Зиминой и Александром Суворовым. Екатерина Андреевна снялась в мелодраме вместе со своей дочерью Лялей, исполнила роль ведьмы Розы Саппоро.

Артистка призналась: "Конечно, это был тяжелый труд, пока снималась, я похудела на 10 килограмм! Вставала в шесть утра, в половине седьмого за мной приходила машина. В машине учила текст. Я старалась не показывать, как мне поначалу было трудно, и благодарна каналу "Россия" и авторам, что взяли эту тему. "Кармелиту" смотрят не только в России, но и в Америке, Франции, Израиле, Германии…"

Затем актрису пригласили на эпизодические роли в сериалах: "Жуков" с Александром Балуевым и Еленой Яковлевой;
"Если ты не со мной" с Владимиром Кореневым, Ларисой Лужиной и Сесиль Свердловой;
"Любимые женщины Казановы" с Кириллом Запорожским, Анной Андрусенко и Тамарой Семиной.

Один из последних проектов, в которых приняла участие актриса, романтическая мелодрама "Тайна кумира" режиссера Александра Баранова. Главные роли в картине исполнили молодые российские актеры - Кристина Асмус и Алексей Воробьев. Основу фильма составляют такие компоненты как любовь, криминал и ретро. Сюжет рассказывает зрителям историю, произошедшую в канун проведения Олимпиады 1980-го года в СССР.

О работе в проекте артистка вспоминает: "Недавно у меня была небольшая роль в сериале "Кумиры". Съемки проходили в Крыму. Встретили нас там очень хорошо, незабываемая творческая атмосфера. Партнером во время съемок был Александр Лазарев-младший, замечательный молодой человек. Хотя снимали всего два дня, я получила большое удовольствие от окружающей красоты, от взаимоотношений на съемочной площадке".

За весь творческий период Екатерина Жемчужная сыграла более 20 ролей в кино и большинство ее персонажей были добрыми и отзывчивыми, под стать самой актрисе. Ее искрометный талант и сегодня востребован кинорежиссерами. Любовь зрителей и звание народной артистки она заслужила по праву.

Телевидение

Супруги Жемчужные приняли участие и одержали победу в ток-шоу Тиграна Кеосаяна и Алены Хмельницкой "Ты и Я".

В передаче рассказывается о семейной жизни известных российских пар. Ведущие приглашают их в свою студию для интервью и предлагают пройти викторину, определяющую, кто за годы супружеской жизни лучше узнал друг друга.
 
Актриса считает, что их с мужем победа в шоу была закономерной: "Специально подготовиться было невозможно! Но мы так долго вместе, что уже практически все знаем друг о друге. Расхождение получилось только по поводу того, в каком наряде муж желал бы видеть меня дома. Я предполагала, что он скажет – в халате, так как место жены – дома. Но он же – король. И он сказал – в вечернем платье…"

Благотворительность

В своем плотном рабочем графике артистке удается выкраивать время и для благотворительности. Она делится: "Довольно часто выступаю с благотворительными концертами – и с сольными, и в сборных. Обычно выступаем перед солдатами в воинских частях, в госпиталях. Помогаем по мере сил".

Личная жизнь

Со своим мужем Георгием Жемчужным актриса служит в одном театре много лет. Здесь же и состоялось их знакомство, о котором она рассказывает:
"Мы познакомились в студии при театре "Ромэн". Мне много рассказывали, что он очень горделивый, противный. И вот я Гогу увидела: он сидел и играл на гитаре. Наши взгляды встретились, и у меня в голове промелькнуло: судьба! Мы стали встречаться, а через некоторое время поженились. И вот до сих пор душа в душу живем. Мы с ним всегда вместе: и дома, и в театре, и в поездках. Конечно, тяжело иногда бывает. Но разлука еще тяжелее. Не можем мы долго друг без друга. Две недели уже кажутся вечностью. Он мне больше чем родной, он - самый дорогой мне человек".

(Примечание от меня: - Мужчины! не жалейте таких ласковых слов для своих любимых")

У супругов взрослая дочь Ляля, ставшая уже заслуженной артисткой России, работает вместе с родителями в театре, часто снимается в одних фильмах с мамой.

Зять Екатерины Андреевны Роман Грохольский тоже известный актер столичного цыганского театра. И внуки актрисы Андрей и Анастасия продолжили знаменитую актерскую династию.

В одном из интервью Екатерина Жемчужная поведала:

"В нашей семье три поколения артистов. Ляля окончила ГИТИС, училась на курсе у Галины Борисовны Волчек. Та ее всегда хвалила, очень тепло относилась. Мне говорила: "Ваша Ляля как будто вся светится изнутри…" Внук Андрей тоже окончил актерский факультет, уже снимается в кино. Настуся – прирожденная актриса. Так что можно быть спокойной за сохранение актерской династии. У нас с Георгием Николаевичем уже растет правнук - Филипп Жемчужный. А по цыганскому поверью это значит, что место в раю мы себе заслужили".

Интервью

Об актерской судьбе

"Моя актерская судьба складывалась удачно. В девятнадцать лет играть с такими актрисами, как Ляля Черная, Ольга Янковская, Ольга Петрова, было просто счастьем. И в дальнейшем и в театре, и в кино меня окружали талантливые актеры и режиссеры. А это очень важно - постоянно видеть ту высоту, которой надо соответствовать".

"Моя судьба сложилась, и это самое главное. Друзей много, поклонников много, в театре играю, в кино снимаюсь. А какой юбилей сделали мне в "России" на 60-летие - сам Путин телеграмму поздравительную прислал, сколько друзей пришло... Да ради этого и стоит жить. Ради этого и становятся актрисами, а не для того, чтобы в тени и темноте сидеть.
Мне есть, что в жизни вспомнить: и режиссеров, и партнеров - с какими людьми меня жизнь сводила! Вельяминов, Копелян, Людмила Гурченко, Ирина Муравьева, Олег Борисов - я ведь более чем в 20 фильмах снялась".

О званиях

"Актерская миссия - дарить людям радость, но звания - это стимул. Все на заграницу равняются, где у актеров нет званий, и их имя приносит им много денег. В России наоборот: нет денег, зато хотя бы звания есть. Актерам нужна узнаваемость и любовь зрителей - иначе для чего мы работаем?"

О себе

"Я очень счастливый человек: все, о чем я мечтала, сбылось. Даже и препятствий особых не было! У меня есть супруг, самый дорогой человек, моя половинка, с которым мы вместе почти полвека, есть замечательная дочь. Мы и в театре работаем вместе. Я считаю, что еще и моя мамочка мне помогает, я всегда ощущаю ее присутствие. Перед смертью она говорила: "Катенька, я так тебя люблю, я там буду о тебе молиться, чтобы, куда бы ты ни повернулась лицом, всегда тебе была улыбка и открытая дверь".

О цыганском счастье

"Счастье, или, как сейчас называют, хорошая аура дома зависит от взаимоотношений родных людей. Мы с мужем вместе и дома и на работе – и до сих пор не надоели друг другу. А ссоримся – и то, это сущие мелочи, скорее споры из-за ролей, из-за того или иного спектакля.

Я счастливая женщина, счастливый человек, потому что у меня есть любимый муж, творческая работа, заботливые дети, прекрасные внуки и мои замечательные зрители. Вот оно, мое цыганское счастье, хотя у счастья не бывает национальности".

По материалам Википедии, сайтов:  katya-zhemchuzhnaya.narod.ru, 7days.ru, peoples.ru, naran.ru, kinokopilka.pro, lifeactor.ru, vokrug.tv, kinofilms.tv, kinopoisk.ru, teatr-romen.ru, ruskino.ru, kino-teatr.ru

Звания и награды:

• Заслуженная артистка РСФСР (1991)
• Народная артистка России (1999)
• Орден Дружбы (2007)
• Лауреат премии "Персона России" (2012)

Фильмография: Актриса

• Тайна кумира (2016), сериал
• Любимые женщины Казановы (2014)
• Если ты не со мной (2014)
• Дедушка моей мечты (2014)
• Простая жизнь (2013)
• Пасечник (2013)
• Вероника. Беглянка (2013), сериал
• Цвет черемухи (2012), сериал
• Жуков (2011), сериал
• Вкус граната (2011), сериал
• Обручальное кольцо (2008-2012), сериал
• Кармелита. Цыганская страсть (2008-2009), сериал
• Кавказ (2007)
• Талисман любви (2005)
• Олигарх (2002)
• Королева Марго (1997), сериал
• Зигзаг (1995)
• Орел и решка (1995)
• Жизнь - женщина (1991)
• Чардаш Монти (1990)
• Очищение (1990)
• Нелюдь или В раю запрещена охота (1990)
• Где находится нофелет? (1987)
• Цыганка Аза (1987)
• Вечный зов (1983)
• Цыганское счастье (1981)
• Карнавал (1981)