Фотограф и музыкант

Анжелика Миллер
Интервью

МШ: Нашему читателю нужен образ. Пожалуйста, расскажите о себе.

КАПИТАН: Я родился на «Летучем голландце», так и скитаюсь по свету. Скиталец, по сути, я вечный.

МШ: А если подойти к интервью более серьёзно и не шутить?

КАПИТАН: Кораблём своим «Летучий голландец» я пришвартовался в 1990-ом году в городе Росток, самый крупный немецкий порт на берегу Балтийского моря, вышел на сушу и теперь уже сухопутный капитан.

МШ: Хорошо. Вижу, что «игра в капитана» не оставляет вас ни на минуту, почему именно он?

КАПИТАН: Он вечный. Я ценю вещи, которые не подвергаются старению, их не разрушает время, они не ржавеют.  В искусстве это очень важно.

МШ: Вы – фотограф. Поэтому для вас важно искусство, существующее вне пространства и времени. Как вы справляетесь с этой не лёгкой задачей? Изобрели новый жанр?

КАПИТАН: Да, изобрёл (прим. смеётся). Я работаю в одном и том же жанре всегда: увидеть в неживом – живое, а в живом – неживое. Нужно уметь выделять, вычленять, отсекать ненужное. Например, в моих работах вы увидите много кукол. Некоторые думают, что куклы – живые. Кстати, не обманывайтесь, что я невежда или несведущий человек, я много саморазвивался и пробовал себя в разных жанрах. Что же касается фотографии, то моё направление – искусственная фотография. Извините, каждый дурак (сейчас позволяет время, возможности и деньги) может щёлкнуть кадрик, и вот вам шедевр. Какой же это шедевр? Студийная, постановочная фотография – это сложный вид, мало того, это смелая и точная  реализация своих представлений о предмете, это воплощение мечты и фантазии посредством искусственных техник. К примеру, я никогда не использую намеренно технику старения, мои работы все – натуральные, «фотошопных» работ нет.

МШ: Вы – профессиональный фотограф? Где-то учились?

КАПИТАН: Я – автодидакт. Знаете, кто это?

МШ: Кто?

КАПИТАН: Это человек, самостоятельно получивший образование высокого уровня вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи так называемого учителя.

МШ: Вы также – музыкант. Однако, вы нигде не учились и этой профессии тоже.

КАПИТАН: Можно выучиться любой профессии по интернету. Не нужно ходить ни на какие курсы. У меня есть специальность с так называемой корочкой – Металлургический техникум, я его окончил ещё в Грузии, в городе Рустави, учился 4 года.

МШ: Вы создали свою музыкальную группу «Бинго», исполняли песни в кавер-версии – когда играешь и поёшь известные хиты…

КАПИТАН: Да, мы пели итальянские песни Адриано Челентано, французкие песни Анри Сальвадора, английские песни Тома Уэйтса, Оскара Бентона, Криса Ри. Сначала нас было четверо, затем, через пять лет, группа распалась.

МШ: Почему?

КАПИТАН: Умер клавишник.

МШ: А можно напоследок задать чисто философские вопросы? Например, первый, что такое любовь?

КАПИТАН: Любовь – это чувство раз и навсегда. Естественно, есть разные виды любви – к родственникам, к маме, к женщине, к собаке. Как ни странно, у русских есть только одно определение любви. Во французском же языке – несколько вариантов любви. В других языках это понятие также намного шире.

МШ: Да, если заглянуть в Википедию, действительно можно приятно удивиться.

КАПИТАН: Например, в древнегреческом языке существуют такие типы: эрос (влюблённость), филия (любовь-дружба), сторге (любовь-нежность), агапэ (жертвенная, безусловная любовь, например, матери к детям).

МШ: Я знаю только, что греками выделялось три разновидности, как таковой: «людус» - любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении; «мания» - любовь-одержимость, здесь и страсть, и ревность, и безумие; «прагма» - когда любовь – не сердечная привязанность, а способ для достижения корыстных выгодных целей.

КАПИТАН: Я бы рассмотрел ещё одно деление. Резюме: любовь, которая больше даёт, чем получает, например, родительская любовь; любовь, которая больше получает, чем даёт, например, любовь детей к родителям; и любовь, которая и даёт, и получает в равной степени. Например, это, как правило, любовь супругов.

МШ: Ещё один философский вопрос – что такое жизнь и что такое смерть? Соотношение в рамках бытия.

КАПИТАН: Без жизни нет смерти. И только живя, мы можем умереть. Мы же не знаем, что было до нашего рождения. Так же не будем знать, что будет после нас.

МШ: А как вы относитесь к реиркарнации?

КАПИТАН: Реиркарнация  – это спекуляция. Нам даются какие-то символы, и мы их трактуем в зависимости от того, что мы видим. Человек умирает в одиночку, и никто не может сказать, что там? Никто. Потому что никто оттуда ещё не вернулся. Я умирал два раза. У меня было две клинические смерти. И могу с уверенностью вам сказать, что нет никакого общеизвестного туннеля со светом в конце. Я не люблю фэнтэзи-фильмы. Не люблю выдумку и фантастические излияния. Они примитивны.

МШ: Значит, вы – не романтик?

КАПИТАН: Нет, я – романтик, но реальный. Я не мечтатель. Я за реальные ощущения, например на «висячем мосту» в графстве Конуи. Возьмите писателя Пруста. В его произведениях нет фривольных фраз. Он как скульптор, берёт кусок мрамора и отсекает всё лишнее, как Микеланджело, и остаётся что? Давид.

МШ: Между прочим, если вы упомянули это имя – Марсель Пруст, то хочется вас дополнить. Мало того, что он был гомосексуалистом, мало того, что страдал от бессонницы и астмы, он ещё отдал всю мебель умершей матери в любимый гей-бордель.

КАПИТАН: Да, Пруст финансировал гомосексуальный публичный дом, где сам и развлекался, но я – нормальной ориентации. Я – гетеро. Если вы к этому клоните.

МШ: Да ну что вы? Боже упаси. Просто к слову пришлось. Считается, что сцены, описанные в «Поисках утраченного времени» - самые откровенные сцены гомосексуализма, описанные когда-либо. Я где-то читала, что в этом борделе Пруст иногда достигал оргазма, глядя на мастурбирующих проституток, по внешнему виду напоминающих мальчиков – без грудей, без поп, без бёдер. Ладно, я увлеклась. К вам такой вопрос: почему вы в своих фотографиях часто используете манеру автопортрета, как Сальвадор Дали. И в этих автопортретах стремитесь казаться страшным и агрессивным, не таким как в жизни. На одной фотографии я вижу бешенные красные глаза, как у вампира, на другой – жестокий оскал волка.

КАПИТАН: Потому что лучше фотографией пугать людей, чем жизнью (прим. смеётся). Это же игра. Человек не состоит из одной красоты.

МШ: Что такое счастье?

КАПИТАН: Есть поважнее дела, чем счастье (прим. смеётся). Это Тарковский сказал.

МШ: И если дословно, то Андрей Тарковский сказал так: «Человек создан не для счастья» (Журнал «Огонёк» - Издательский Дом КоммерсантЪ, 2006 год, статью написали в честь 20-летия со дня смерти великого режиссера). Но я с этим абсолютно не согласна.

Мари Шансон, Мюнстер, 26. – 27. 04. 2018 г.
Интервью с Олегом Гедевани (Oleg Gedevani)