Виртуальные миры

Александр Козак
***
28.04.2018г.

Я ушёл почти от жизни,
В Виртуальные миры...
От рождения до тризны,
Всё! - Иллюзии и сны...

Не оправданы! - Надежды,
Не исполнены! - Мечты!...
Неизвестно! - Кто, ты прежний?
Лидер или неудачник? - **Аутсайдер вечный, Ты?...

Жизнь разложена - на схемы,
Узнаваем всем - типаж...
Это просто - ссылки, ***мемы,
4*Антураж или пассаж?...

Жизнь проходит мимо пальцев,
Как бежит, течёт вода...
Во Вселенной средь скитальцев,
Млечный путь нас ждёт всегда...

Сладко спит - душа, сознанье,
Тело движется легко...
Важны действия и знанья,
Чтобы видеть далеко...

Но, больна! - Земля-планета,
И, далёк! - Отсюда, Рай...
Выбирай! - себе ракету(планету),
В космос сразу - вылетай!...

Я ушёл почти от жизни,
В Виртуальные миры...
От рождения до тризны,
Всё! - Иллюзии и Сны...

А.В. Козак

*Лидер
**Аутсайдер(англ. outsider — посторонний) имеет два основных значения:

- нечто, находящееся вне определенного объекта или категории.
- нечто последнее
Данное слово может быть использовано в следующих профессиональных сферах:

в спорте:
 — участник, занявший последнее место либо находящийся в числе последних.
в социологии:
 — человек, отставший в своей социализации.
в хозяйстве:
 — капиталистические предприятия, которые не входят в монополистические объединения и находятся с ними в жестокой конкурентной борьбе.

В результате конкуренции аутсайдеры часто бывают поглощены монополиями. Встречаются фиктивные аутсайдеры, имеющие тайные соглашения с монополиями выступать как их конкуренты с целью влияния на рыночную конъюнктуру.

Аутсайдерами называют также биржевых спекулянтов, которые не являются биржевиками-профессионалами.

- субъект или объект, находящийся своей формой или своим содержанием вне критерий субъектов или объектов, относящихся к группе / категории инсайдеров в определённом времени и пространстве.

- член социальной группы, занимающий в ней малозначимое место.

***Мем — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».

Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. На основе этой идеи Докинза возникла дисциплина меметика, в настоящее время имеющая спорный научный статус.

По мнению Докинза, подобно генам, мемы — это репликаторы (англ. replicators), то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя.

Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем.

Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован.

Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору.

Мемы понимаются в этой связи как информация, функционирование которой имеет поведенческие проявления.

Считается, что Докинз впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам, хотя биологи Эдвард Осборн Уилсон и Чарльз Ламсден (англ.)русск. в эти же годы предложили концепцию культургена, которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.

Ещё в 1898 году В. М. Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»

Вертикальная передача мемов — это получение человеком тех или иных мемов «в наследство» от предыдущих поколений — от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.

Примеры мемов, приводимые самим Докинзом — это: мелодии, устойчивые языковые выражения, мода, технология постройки арочных сводов.

Идея мемов рассматривается в книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание».

Мемы в книге рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам массовой информации и Интернету, вызывая социально значимые последствия например:
- влиять на выборы политиков,
- изменять общественные убеждения,
- воздействовать на детскую аудиторию, и прочее.

Комплексный мем (мемплекс):

Мемы часто образуют группы — комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex) — это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».

Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины.

Так, можно говорить о том, что христианство является следствием развития христианского мемплекса, в основе своей включающего в себя:
- мемы загробной жизни, греха, молитвы, воскрешения,
- а на более поверхностном уровне включающего в себя мемы:
- различных религиозных ритуалов, праздников, канонов и догматов.

В процессе развития христианского "мемплекса" он вобрал в себя многие отдельные мемы из языческих религий и утратил многие изначально существовавшие в нём мемы иудаизма.

Затем в процессе разделения конфессий (католицизм, православие, протестантизм) верующие изменили, добавили и удалили различные поверхностные мемы, что привело к формированию новых независимых комплексных мемов в пределах основного мемплекса христианства.

Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» (2006) подробно рассмотрел так называемые «религиозные мемы», называя их «психическими вирусами».

Концепция мема в массовой культуре:

В конце концов мемы стали частью массовой культуры. Понятия «мем» и «меметика» в том или ином виде встречаются во многих художественных произведениях.

«Вирусы разума» — ключевой элемент сюжета различных научно-фантастических произведений. Так, в рассказе «Digital to Analogue» Аластера Рейнольдса описывается «меметическая эпидемия», распространяющаяся посредством музыкальных произведений. В романе «Absloution Gap» этого же автора рассказывается о религиозном движении, члены которого используют биологические вирусы в качестве разносчиков мемов.

В научно-фантастическом романе-детективе «В стране слепых» Майкл Флинн называет мемом любую расхожую фразу или идею, могущую стать исторически значимой:

— Понимаете, идеи — это ключи ко всему. Идеи — мы их называем «мемы» — управляют сознательным поведением людей точно так же, как гены управляют их инстинктами.
«Мемы». Что-то щёлкнуло в её памяти. Она вспомнила названия статей в «Указателе».

— Раньше вы их называли «идеонами», верно?
Он удивленно моргнул и посмотрел на неё с уважением.
— Да. Это элементарные идеи. По аналогии с элементарными частицами. Протоны, электроны… и идеоны.
— «В стране слепых». Глава 9

Там же М. Флинн вкладывает в уста своего героя мысль о роли мемов в манипулировании массовым сознанием:

— Они выращивают нацию рабов, — произнес он тихим напряжённым голосом. — Технорабов. Они поддерживают каждый мем, который лишает человека способности к самостоятельному анализу или, наоборот, поощряет послушание, безволие, единообразие мыслей.

Интернет-мем:

С популяризацией общественных компьютерных сетей (сначала Фидонета, затем Интернета) мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов.

Интернет-мемы представляют собой информацию (ссылки, тексты, картинки, даже разговорные конструкции), обычно передаваемую пользователями друг другу прямо через сеть.

Обычно это делается в целях развлечения, но этим же способом может распространяться и другая информация, в том числе провокационного (например, кащенизм) или злонамеренного характера (например, мошенничество через Интернет).

В последнее время, как правило, средой распространения интернет-мемов являются социальные сети, блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью веб-пейджеров, электронной почты и выходить за пределы Интернета, например, становясь материалом для средств массовой коммуникации(в таких случаях также используют понятие «медиавирус»).

Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов вызвал интернет-мем «Превед»

4*Антураж (фр. entourage, от фр. entourer — окружать) — многозначный термин, определяющий в широком спектре следующие понятия — окружение, среда, окружающая обстановка. Обычно используется как понятие в искусстве — в литературе, кино, а также в оформительстве и дизайне.

%*Пассаж (фр. passage — проход):

Пассаж — крытая галерея с рядом магазинов, имеющая выходы на параллельные улицы
Пассаж — странный и неожиданный случай (устар.).
Пассаж — связный отрывок какого-либо текста.
Пассаж — один из основных элементов высшей школы верховой езды.
Пассаж — музыкальный приём.
Пассаж — прививка бактерии от одного животного другому.