Просто грабли

Александр Косульников
         Недавно в беседе с двоюродным братом Сергеем на дне рождения его матери и, соответственно моей тетушки, ей исполнился 91 год, Сергей назвал мои рассказы мемуарами. Я не согласился, так как считаю мемуарами повествования типа «детство, юношество» и далее в хронологическом порядке. А у меня в памяти всплывают некоторые эпизоды моей жизни, которые, на мой взгляд, могут быть интересны тем, кто заглянет на мою страничку.
       Итак, начало семидесятых годов прошлого века, месяц май, и я почему-то в отпуске. Наверное, это был год, когда я бросил один институт и еще не поступил в другой. Конечно провожу отпуск, как сейчас говорят, на своей малой Родине. Кстати, терпеть не могу это выражение. Почему «малая»? Пусть площадь Калининградской области всего 13 тысяч квадратных километров вместе с Куршским заливом, это для меня самая настоящая Большая Родина, единственная и неповторимая.
Место действия город Неман, бывший прусский Рагнит, расположенный в одиннадцати километрах от Тильзита, надеюсь помните о так называемом Тильзитском мире, заключенным в 1807 году между Российским царем Александром 1 и императором Франции Наполеоном Буонопартом на плоту посредине реки Неман. Теперь Тильзит -  это город областного подчинения Советск.
     Мы, старые, а в ту пору, конечно, еще очень молодые, школьные друзья собрались на дружескую пирушку. Мы еще не очень остыли друг от друга, и возгласы: «А,помнишь»! легко будили в памяти,в  основном, смешные ситуации, а нынешнее положение в жизни каждого вызывало неподдельный интерес. А еще мы пели, да как! Компания подобралась на редкость музыкальная, гитарой или баяном владел чуть-ли не каждый второй. Даже бурый медведь, пробегая мимо меня, промазал и не наступил мне на ухо. Песни в исполнении соло, дуэтом, хором звучали так, что под окнами собирались зрители, а соседи позволяли нарушать тишину и после одиннадцати вечера.
     Но все когда-нибудь кончается, даже хорошее. Пора и честь  знать. Компания начала расходиться. А я отправился проводить свою соседку по парте до ее квартиры. Не знаю, то-ли бушующие гормоны, тем более подогретые  винными парами, ведь не один же сок мы употребляли за столом, то-ли просто весна подтолкнули меня высказать желание на продолжения банкета в узком составе в широком смысле. Я подспудно понимал, что результат может быть отрицательным, но то, что последовало за окончанием моей фразы, подействовало на меня словно удар обухом по лбу. Уж послала, так послала! Помните мультфильм? Интеллигентно, коротко, но настолько предельно ясно мне был указан адрес, по которому я должен тотчас отправиться. Ни малейшей зацепки тот посыл мне не оставлял, осталось только ретироваться.» Посыпал пеплом я главу» и отправился в указанном направлении.
       Согласно разнарядке на ночевку, для меня уже была готова постель на квартире у приятеля, но столь печальный для меня финиш вечера настолько возбудил меня, что я решил, все, никаких гостей, иду домой! Это решение не было бы чем-то необычным, если только не учитывать тот факт, что до отчего дома, где я проводил свой отпуск, было всего 22 километра.
Пока я бурчал и возмущался про себя, ноги вынесли меня на пустынное в тот ночной час шоссе. Еще можно было бы свернуть и за несколько минут добраться до дома приятеля, но я, родившийся в год огненного быка, а эта скотина, как известно, очень упряма, своих решений в эти молодые годы практически не менял. Я сказал домой, значит домой!
Таким образом, разговаривая сам с собою, я выбрался за пределы города и бодро зашагал в нужном направлении. Так как черемуха в ту пору еще не расцвела, и сопутствующие этому холода еще не наступили, ночь была на удивление теплой. Полыхавшие бело-розовым кипением цветущие яблоневые и вишневые сады придорожных усадеб, словно огромные шапки молочного коктейля, нежно просвечивали сквозь темноту. А соловьи! В каждой рощице, через какие-то сто метров очередной солист выдавал такую чудесную мелодию, что хотелось замереть и слушать до бесконечности. Но надо было идти.
      Постепенно я успокоился, и где шагом, а где и в припрыжку, отсчитывал километр за километром. Где-то на средине маршрута я миновал стоящую справа от шоссе одинокую усадьбу, даже не обратив на нее никакого внимания. Напевая в полголоса детскую песенку про медведя, в которой «Шел он шел к своей берлоге по проселочной дороге», а далее должны были быть слова про мост и отдавленный лисий хвост, я шагал и шагал по асфальту. Вдруг мои уши отчетливо уловили какое-то тревожное изменение в нежной мелодии ночи. Какие-то скребущие, клацающие ритмичные – клац, клац, клац, клац, звуки во все ускоряющемся ритме настигали меня из темноты. Волков или других обладателей мощных когтей в области не было, так что для меня не составило большого труда понять – за мной гонится большая опасная собака. Опасная потому, что хорошо известно, что кусает не та, которая лает, а та, которая молчит.
     По спине побежал холодок. Будь у меня в руках моя старая надежная «Тулка», ситуация была бы совсем другой. Идите, идите, «ищите и обрящете», а тут стою один, как тополь на Плющихе, с пустыми руками, хотя даже наличие увесистой палки при встрече с решительной собакой, весом килограммов под сорок, дает очень мало шансов на успех. Убежать от собаки невозможно. Стремительный бросок мчащегося со скоростью километров под пятьдесят хищника моментально сбивает человека с ног, а там в дело вступают острые клыки. И вот вам результат-десять негритят. Когда служил в Армии, нас, разведчиков, возили на погранзаставу, где травили овчарками, занятие, скажу вам, не для слабонервных.
     Это рассказывать долго, а в той ситуации дело решали доли секунды. Мгновенно разворачиваюсь и, издавая во всю мощь легких воинственный клич индейцев аппачей, бросаюсь навстречу опасности. Мои нервы оказались крепче. Собака развернулась «на пятке», и звуки – клац, клац, клац, постепенно удаляясь, исчезли в темноте. И только тогда я почуствовал, как рвется из груди сердце, как мокра, залитая липким потом, рубашка. Но за то, использованный адреналин наполнил все мышцы силой, а все тело радостью победы и решимостью к новым свершениям.
     Постепенно возбуждение прошло, я успокоился и продолжил свой путь. Вторая часть путешествия прошла без приключений. Следует заметить, что на весь маршрут я затратил три часа десять минут.
     А теперь каждый вправе спросить меня, а причем тут грабли? А притом, стоит произнести слово «грабли», как тотчас следует продолжение – «на одни и те же». Вот и в моем случае пришлось вспомнить об этом коварном свойстве данного сельскохозяйственного орудия.
     Прошло шесть лет. Представляете, целых шесть долгих лет. И ситуация повторилась с точностью почти сто процентов. Та же теплая дружная компания, тот же стол и те же песни, и я снова иду провожать ту же, черт меня побери, женщину. Я, конечно, не забыл результат шестилетней давности, но надежды юношей питают, может за эти шесть лет что-то изменилось в лучшую для меня сторону. Щазз! Еще более решительный отказ, и я снова на том же пустынном шоссе. Правда, немного другое время года, давно отцвели сады, и соловьи, вывев птенцов, дружно замолчали, но та же дорога и та же одинокая усадьба справа от дороги примерно на половине пути. Мозг тут же услужливо подсказал, а помнишь «клац», «клац», «клац»? Конечно, помню, как вчера это было. Да, ладно, век собачий короток, а, если и жив тот зверь, то он давно все забыл. Но, как говорят на Востоке: «На аллаха надейся, а ишака привязывай». На подходе к той усадьбе, я набрал полные руки камней, а два самых увесистых булыжника опустил в карман. Как там у классика, « и думал, угощу я друга». Но вот уже усадьба позади, а тишину ничто не нарушает. Я уже подумывал, не пора-ли выбросить мои заряды, как вдруг сзади послышалось знакомое «клац», «клац», «клац»! Но тут уж я вооружен и очень опасен! Дождавшись, когда старый враг окажется метрах в двадцати, я развернулся, и, издавая, как и прежде, воинственные индейские вопли, закидал агрессора камнями. Победа была полной! Виктория!
Завтра поеду на дачу, поброжу по участку, может наткнусь на те самые грабли, а за сараем найду накрытую старым шиферным листом машину времени, которая хоть на вечер перенесет меня в те годы, к тем друзьям и тем песням, и я снова, несмотря на две неудачи пойду провожать в третий раз ту женщину, вдруг что и получится, ведь бог любит троицу.

                Александр Косульников.                28 04 2018 г.