12. верным шелковым путем

Моисей Харитонов
 
Еще факторы, влияющие на «островную» компоненту в Морской стратегии Израиля.
Это – помимо нарастающего портивоборства «западный мир» - исламизм, нынешнее соперничество Америка-Китай, а в возможной перспективе Китай-исламизм потеснивший «запад».

ЛИЛИПУТЫ ДВУХ (ТРЕХ?) ГОСПОД, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

А. Взаимное методологическое консультирование с Сингапуром.

В январе 2018 г. в   Центре морских исследований при Хайфском университете ученые-политические консультанты Израиля и Сингапура уточняли свои представления о морских стратегиях своих стран. Руководил работой исследователь из Центра - Ротем Ковнер.
Сингапур, маленький, как и Израиль, в среде соседей-гигантов – тоже озабочен стратегией выживания за счет маневров среди конфликтующих гигантов.

Ротем Ковнер – в прошлом офицер флота, выпускник школы комсостава. Занимается политическими исследованиями морских стратегий, в частности – китайской стратегии морского Шелкового пути.

Получил юридическое образование уровня бакалавра на отделениях восточно-азиатских исследований и психологии в иерусалимском Еврейском университете. Диплом с отличием дал возможность получить стипендию студента по обмену в Свободный университет в Берлине. Затем по стипендии Министерства образования Японии – шестилетнее обучение психологии в университете Цукуба с  получением докторской степени. Пост-докторскиая стажировка в Центре восточно-азиатских исследований при Стэнфордском университете и защита второй докторской диссертации на факультете психологии в Еврейском университете. Участвовал в создании Департамента исследований Азии в 2002 году, которым руководил до 2008 года. Приглашенный профессор в университете Васэда в Токио и университете Женевы, член редколлегии и автор в ряде международных журналов.

Сингапур представлял Тан Си Сэнг (Tan See Seng), профессор отделения международных отношений и заместитель директора Института оборонных и стратегических исследований при Школе международных исследований RSIS. Задачи Школы – исследованиями, обучением и созданием сетей связи оказывать помощь директивным органам в разработке системных подходов к стратегическим проработкам в областях, связанных с интересами Сингапура.

Школа, в свою очередь, входит в структуру Наньянгского (Nanyang) технологического университета – независимого исследовательского университета в Сингапуре. NTU непрерывно входит в число лучших университетов мира во всех основных рейтингах колледжей и университетов и считается одним из лучших. В 2018 г., по оценке QS World University Rankings, NTU занимает 11-е место в мире и 1-е место в Азии.

Тан Си Сэнг - член Сената НТУ. Школой политики и глобальных исследований Аризонского университета, где Тан Си Сэнг получил степень PhD, в 2018 г. он был назван одним из выдающихся выпускников. В 2016 г. он получил премию RSIS «Лучшему преподавателю».
Автор или редактор 15 книг и монографий, более 70 научных статей и глав книг. Последние книги включают в себя «Многостороннюю архитектуру азиатской безопасности: Заинтересованные стороны, не являющиеся членами АСЕАН»  и  «Создание Азиатско-Тихоокеанского региона: обладатели знаний и политикой состоятельности».
Проф. Тан - постоянный консультант международных организаций и национальных правительств, в том числе Сингапура.

В международных отношениях, многосторонность относится к союзу нескольких стран, преследующих общую цель. Основное назначение - противодействие двусторонним дискриминационным механизмам, в которых могущественные державы доминируют над относительно слабыми с увеличением опасности возникновения международных конфликтов. 

Наработки Центра исследований многосторонности (CMS) в Школе RSIS показывают следующее - Формируется ответ Азиатско-Тихоокеанского региона на нарастающий протекционизм в США.

1.Страны Азиатско-Тихоокеанского региона не могут влиять на решения в США, но они могут проводить трехсторонний ответ, который должен повысить их устойчивость к возможным глобальным потрясениям, вызванным протекционистской политикой Трампа.
Президент Дональд Трамп принял принципиально иной подход к торговле, чем его предшественники, что привело к росту американского протекционизма. Трамп запустил серию односторонних шагов, самые последние из которых повышают тарифы на импорт стали и алюминия.

Неопределенности в отношении дальнейшего доступа к рынку США вынудили страны Азиатско-Тихоокеанского региона, для которых торговля является основой экономической жизнеспособности, принять трехсторонний ответ: ускорить подписание мегасоглашений о свободной торговле (мега-ССТ), расширить региональную связь и углублять межрегиональное экономическое сотрудничество.
Япония и Австралия взяли на себя инициативу по продвижению всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транс-Тихоокеанского партнерства (CPTPP или TPP11) без Америки. Это соглашение было подписано 8 марта 2018 года и ожидается, что оно вступит в силу в начале следующего года после его достаточного объема ратификации.

2.Восточная Азия - RCEP

Азиатские страны также ускорили переговоры по Региональному всеобъемлющему экономическому партнерству (RCEP). Успех CPTPP должен дать толчок RCEP, и стороны переговоров настроены оптимистично, что он может быть заключен позднее в этом году под председательством Сингапура в ASEAN. Для ускорения RCEP идея формулы «RCEP минус X» набирает силу.

Есть и два альтернативных предложения. Индия сотрудничает с Японией в рамках предложения Азиатско-Африканского экономического коридора по развитию морских связей в Африке, Индии и Юго-Восточной Азии. Австралия, Индия, Япония и США участвуют в другом партнерстве, известном как Индо-Тихоокеанское партнерство. Азиатско-африканский коридор роста и предложения Индо-японского партнерства находятся на стадии консультаций.

Третьим звеном азиатско-тихоокеанского реагирования на рост протекционизма в США является содействие межрегиональному экономическому сотрудничеству. Филиппины ратифицировали соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ). Австралия и Новая Зеландия надеются начать свои торговые переговоры с Европейским союзом (ЕС) в этом году, АСЕАН надеется возобновить застопорившиеся переговоры между странами региона в регионе с ЕС в ближайшие несколько месяцев. Южная Корея подписала соглашения с рядом стран Центральной Америки. Сингапур ведет переговоры с Тихоокеанским альянсом.

3.Развивающаяся региональная торговая архитектура
По модели Центра Школы RSIS предполагается, что вместо того, чтобы присоединиться к одному мега-соглашению, странам будет выгодно присоединиться к обоим. Это приведет к созданию блока в 20 стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе.  Преимуществом двойного членства будет доступ к китайским и индийским рынкам для всех членов соглашений.

Б. К определению роли Израиля в политике китайского гиганта.

Ведущий специалист Израильско-Азиатского Центра Гилад Кабило в сентябре 2017 – «Главная проблема Китая в регионе связана с его флагманским планом *Один пояс, один путь*. Инициатива направлена на создание торговых путей, основанных на маршруте Шелкового пути и Морского Шелкового пути, и, таким образом, более эффективный экспорт для китайского производства, одновременно увеличивая участие страны в глобальных делах» - http://www.jpost.com/Opinion/One-Belt-One-Road-504129.

В декабре проявились практические действия израильской части китайского проекта - китайцы предложили план палестино-израильского мирного урегулирования. "Пекинская инициатива" была составлена министром иностранных дел Китая в сотрудничестве с представителями Палестинской автономии и группы израильтян - депутата кнессета Хилика Бара, общественных и академических деятелей, https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5060990,00.html.

=== примечание 1. Не будучи подготовленным к пониманию проблемной ситуации во всей её системной сложности, я в обсуждениях выступал с позиции «озабоченного обывателя»:

Хилик Бар, видимо, дальновидный отец и дедушка - как руководитель китайского лобби в кнессете он, возможно, имеет ясную перспективу пристроить своих потомков в Китае, когда Китай закрепится на территории Израиля. Вчера-позавчера мелькнуло сообщение об аренде Китаем большого участка в Негеве, были разговоры о большом отряде китайских строителей, отели все время полнятся китайскими туристами... Когда Палестинское "государство" даст последний бой израильтянам и Израиль "израсходует" своих бойцов, "палестинцы" дорежут остальное население, - Китай полностью утвердится на юденфрай территории и подавит палестинского "агрессора". С этой позиции Китай будет окружать исламистский серп, а не исламисты Китай. Ну, а Израиля тогда уже не будет; дети Хилика Бара и Абу Мазена будут пристроены где-то в Китае. ===
 
Пока же обсуждается деталь китайской программы «Один пояс, одна дорога» - экспорт из Китая на запад, в основном на европейские рынки. Позиция Израиля между Средиземным морем и Индийским океаном позволяет Китаю обходить нестабильный Ближний Восток, а также Иран и Афганистан. Порт Ашдод, который вскоре будет расширен вторым портом, эксплуатируемым китайской фирмой China Harbor, должен быть срочно подключен к порту Эйлат грузовым железнодорожным транспортом. Форсированное развитие соответствующей инфраструктуры, за счет объемных китайских инвестиций, позволит обеспечить безопасную и быструю связь между Индийским океаном (через Красное море) и Средиземным морем и в то же время служить альтернативой Суэцкому каналу.

От Израиля ожидается, что он использует эти подарки для создания логистических центров для фирм, перемещающих товары вдоль Шелкового пути, которые вместе с улучшенной инфраструктурой создадут новые возможности для жителей южного Израиля. Хорошая позиция на Шелковом пути с доступом к Средиземному морю и к Индийскому океану позволит производить и транспортировать газ, эту новую составляющую возможного израильского экспорта, значительно дешевле, чем считалось ранее.

Как обладатель значительной региональной логистики, Израиль станет значительной альтернативой Египту и Турции, что усилит антиизраильское раздражение этих соседей. Но, партнерство с Китаем будет весомым политическим прикрытием, сдерживающим военные угрозы. Естественно, подыгрывая китайцам, Израилю нельзя терять американскую заинтересованность в себе. В этих политико-экономических играх гигантов возможности израильского лилипута в определенной степени будут зависеть от объема и качества инфраструктурного участия в «Морском Шелковом пути»; система израильских искусственных островов – может оказаться существенной компонентой этих объема и качества.

=== примечание 2. Рассматривая проблему прорыва группы новых немолодых русскоязычных израильтян в проект Системы искусственных островов и имея в виду, например, деловое общение с «прочными» израильтянами, учтем фигуру Гилада Кабило. http://israelasiacenter.org/fellow/gilad-kabilo/:

Шесть лет армейской службы, в воздушно-десантной бригаде и в разведывательном корпусе - офицером в Сайерет Цанчаним, тесно сотрудничая с 8200, внутренней израильской разведкой Шабак и с израильской полицией.
Sayeret - разведывательные подразделения в номенклатуре Армии обороны Израиля (АОН - IDF), специализируются на сборе разведывательных данных и наблюдении.
Подразделение 8200 — подразделение  радиоэлектронной разведки, входящее в Управление военной разведки («АМАН») Армии обороны Израиля, занимающееся, в том числе, сбором и декодированием радиоэлектронной информации и другими операциями. Согласно некоторым источникам, является одним из самых крупных таких подразделений в мире. В военных публикациях известно как «Central Collection Unit of the Intelligence Corps».

Степень бакалавра в области исследований и менеджмента в Восточной Азии – от Еврейского университета в Иерусалиме. Активное участие в университетском форуме «Азиатская экономика». В настоящее время выстраивает программу интернатуры для израильских студентов в Азии. В качестве израильского координатора японской консалтинговой фирмы Гилад активно участвует в укреплении деловых связей со странами Азии, содействуя миллионным долларовым инвестициям в Израиль азиатскими транснациональными корпорациями. Эту работу он проводил до недавнего времени в качестве директора Asia StandWithUs и продолжает сейчас. Эта организация - Израильско-Азиатский Центр, независимая некоммерческая организация с декларируемой целью построения совместного будущего между Израилем и Азией. Организация, в частности, предоставляет стипендии возможным будущим лидерам создания новых парадигм сотрудничества Израиля и Азии. https://www.linkedin.com/in/gilad-kabilo В этом направлении он осуществляет просмотр израильских предприятий для надежного выбора и последующей координации  делового общения; то есть, организует работу этапа Due Diligence, дью-ди;лидженс (англ. due diligence — должная добросовестность). Это  — процедура составления объективного представления об объекте денежного или иного инвестирования, включающая в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её финансового состояния и положения на рынке. Состоит из сбора и анализа информации, принятия решения и формы его подачи относительно целесообразности вступления в те или иные взаимоотношения с контрагентами. При сборе информации учитывается любая информация, независимо от источников её происхождения. Изучение полученной информации делается различными специалистами по отдельности, затем делается сводный анализ. Решение принимается экспертами Due Diligence отдельно от заказчика. Форма подачи бывает развёрнутой (с приложением отдельных промежуточных выводов специалистов, источников информации), или в виде краткой рекомендации о дальнейших действиях. Типовая задача - создание израильского научно-исследовательского и/или проектного, индустриального центра с инвестиционным капиталом более 10 миллионов долларов США. ===

Израиль интересен для Китая и других восточно-азиатских игроков 1) своей устойчивостью в турбулентном регионе возможного прохождения Морского Шелкового пути и 2) востребованными технологическими умениями. Эти реалии констатирует в текущий период времени и русскоязычный компетентный участник круга профессионалов в проблемной области израильско-азиатского сотрудничества - Александр Б. Певзнер, старший советник группы «Шелковый путь», Колледж управления академическими исследованиями, Ришон ле-Цион, Израиль,
Еще раньше, в этот же период времени, было высказано мнение Кевина Лима (Kevjn Lim), старшего аналитика Open Briefing.

=== примечание 3. Open Briefing — британская  некоммерческая  организация, занимающаяся сбором и анализом информации в  интересах правозащитных групп, гуманитарных  организаций и сознательных граждан. Называет себя «первой в  мире разведслужбой гражданского общества». Образована  в 2015 году по инициативе К. Абботта — эксперта по вопросам  безопасности, в прошлом вице-директора исследовательского центра Oxford Research Group

Кевин Лим - независимый исследователь, уже почти десятилетие занимающийся вопросами внешней политики и политики безопасности на Ближнем Востоке. Эксперт, так называемого, Вашингтонского института – организации, созданной в 1985 году небольшой группой дальновидных американцев для содействия продвижению интересов США на Ближнем Востоке. Признан крупнейшим научно-исследовательским институтом, занятым исключительно изучением Ближнего Востока. ===

Этот эксперт констатирует: Китайские подрядчики, не задерживаясь на обеспечении себя полным пакетом ордеров от международных договоров и иных инстанций, уже начали планировать, строить или связывать инфраструктурные элементы вдоль "нового евразийского сухопутного моста» и его морского сопроекта; уже создают терминальные городские пары. Инфраструктурная компонента Китая в Израиле началась с туннелей Кармель под Хайфой в 2007 г., в будущем железная дорога Эйлат-Ашдод может превратить Израиль в сухопутный мост вдоль морского шелкового пути.

Китай ведет переговоры о контроле над рядом портов, простирающихся от Индокитая до Западной Европы и Африки. Еще в 2015 г. правительство Китая, объявляя свою военную стратегию, обозначило задачу обеспечения эффективности стратегических морских линий.
 
Китайские лидеры выдвинули свои собственные предварительные идеи о мире между израильтянами и палестинцами. Здесь и влияние на Иран и Пакистан, которые особенно зависят от экономического патроната Китая. Китай способен одновременно обмениваться с Израилем, Ираном и суннитскими державами на Ближнем Востоке, а Израиль, опосредованно через китайского партнера, подсоединяется к тому же дипломатическому пространству, что и ряд стран, с которыми у него нет официальных дипломатических отношений.

Но при этом присутствует ревнивое отношение Соединенных Штатов. На базе развивающегося экономического и научно-технического сотрудничества Китая с Израилем все более перспективным видится потенциал Израиля в качестве посредника между двумя ведущими державами мира. Посредника, лавирующего в поисках своей выгоды. А выгода, по большому счету, - дление существования государства Израиль через нынешний исторический период.

Выводы

1. В работе израильских институций, как и в деятельности представленных в этом Сборнике – Китая и Сингапура, отчетливо просматривается ЦЕЛОСТНОЕ, СИСТЕМНОЕ видение проблемных ситуаций. Актуализация способности к такому видению и владение техниками системно-целостных представлений – обыденный элемент компетентности институций такого уровня. На американо-европейском «западе», при немалом участии «лиц еврейской национальности» давно разработаны и освоены обиходной практикой активация такой способности и владение такими техниками. В середине прошлого века коммунистический Китай провел множество своих студентов через американские университеты, соединил «западную» науку со своими философско-практическими накоплениями, обошел в этом поле погибающий Советский Союз и его наследницу – Россию. Израильские элиты тоже «прошли» западные, чаще всего – американские, университетские школы этого направления.

2. Я намеренно приводил даты конференций и публикаций. По ним видно, что попытки русскоязычных ученых и специалистов найти себя в израильской «островной» работе – весьма актуальны и должны развиваться в быстром темпе.

=== рисунок над текстом взят с http://100kino.info/sluga-dvuh-gospod-1953/ ===