Восточный Кавказ. Первая серия

Влад Тарасов
В 2018 году я дал старт изучению Нальчика (до него как-то руки не доходили) и Восточного Кавказа. 3 солнечных дня, которые должны были там настать - 25, 26 и 27 апреля. А затем данную местность (судя по пророчествам Гисметео) поглотит сезон дождей (впрочем, как и всю Родину)… Итак, вечером 24 апреля я отправился на автобусе в короткое очередное путешествие. Проезд до столицы Кабарды стоит относительно недорого. Борт ежедневно курсирует с Волгоградского автовокзала (отправление в 18.30). Данный транспорт идет в КБР через Элисту, Арзгир, Буденновск и Георгиевск (время в пути 13 часов, а расстояние – 737 км)

В Ставрополье маршрут пролегает через крупные поселки области. Дорога усеяна заездами в сельские населенные пункты. Водители часто сворачивают, высаживая селян.


Кабарда: на горизонте самый высокий отрезок Кавказа

В идеальную погоду Эльбрус виден еще из Георгиевска (провинциального городка на восточной границе Минвод). Но даже в пасмурную погоду горы просматриваются на подъезде к Баксану. Его распаханные поля и яблочные сады – начало КБР на шоссе Е-117. Волнистая темно-коричневая аграрная равнина и окаймляющие ее белоснежные возвышенности – это стоит того, чтобы выйти в Баксане и, наняв таксиста, не спеша двигаться к Нальчику. Наемного водителя можно заставить ехать с открытым окном, останавливаться в любом месте – в общем, всячески способствовать фотосессии. Моим гидом-извозчиком был кабардинец по имени Каншеоби (8 965 4968284). При желании он провезет вас по любым локациям как Баксана (где живет), так и Нальчика.
Говоря об этом городе, замечу: его фотографирование я начал с триумфальной арки «Навеки с Россией» (въезд с Баксанского шоссе). Арка – бренд Нальчика, как и ресторан «Сосруко». Стоит она на острове среди дорожного кольца. Утром проезжие части тут переполнены, и добраться к достопримечательности было нелегко. Но Каншеоби смело провел меня через автопоток, самозабвенно ругаясь с орущими из окна шоферами. Короче, кавказский мужчина.
Канш рассказал про пересадки, с помощью которых вы доберетесь до красивейших уголков мегаполиса. Кстати, Газели стоят 13-15 рублей (смотря какое расстояние на маршруте), а после 20.00 цена уже 20 рублей (вне зависимости от километража).
Вначале поведаю о моем завтраке. Поесть можно в «цокольном» кафе здания на улице Ашурова, известном аборигенам как «теремок». Не помню, каким ветром меня сюда занесло, но тут уютно, недорого и вкусно. Вдохновляющую еду готовят у вас на глазах…
«Визитка» всего 08 региона – «комплекс культуры и отдыха» Нальчика, состоящий из нескольких объектов. Во-первых, речь о городском парке. Заканчивается Сторожевой башней, выходом на живописное озеро и ресторанной зоной «Бочка». Здесь (уже над Курортным озером, рекой Нальчик и двумя дорогами) «канатка» поднимет вас на вершину Большая Кизиловка. На ее пике расположен ресторан «Сосруко», выполненный в виде богатыря-нарта, протягивающего факел. По сути, это - высочайшая «обзорка» города. Сразу за ПКиО идет Атажукинский сад. А за ним - наиболее красивый городской бульвар (со Стеклянным Зонтом и кинотеатром «Победа», на изысканном фронтоне которого пляшут люди в национальных костюмах). Кстати, озер тут целых пять (вокруг Курортного – самые роскошные гостевые комплексы и рестораны). Услуги фуникулера оценены в 200 рублей (причем обратный путь уже включен в стоимость).

Магас: монголы разрушили, а Путин построил…

Следуя плану, из Нальчика я должен был переместиться в новую (хорошо забытую старую) столицу Ингушетии. Разговор пошел о городе Магас (главной твердыне Аланской империи, когда-то превращенной ордынской военной экспедицией в руины). Не так давно, получив средства, ингуши решили не только построить новый Магас, но и сделать его столицей своей республики… Место строительства стало экспериментальной площадкой для ведущих архитекторов, инженеров и дизайнеров не только России, но и зарубежья… 
Однако сначала следует пометить знаковые места на пути сюда из Нальчика. С помощью его жителя Анвара (8 964 0308118) дорогого, но ответственного шофера, мы проехали через западный кордон древней Алании - останки древней крепости. Таксист заметил, что некоторые его пассажиры называли условную полосу первоначальным рубежом «Великой Тартарии». На самом деле, скорее, "Татартупа", "Дядькова", "Эльхотовских ворот"... Говоря конкретнее, это – урочище у реки Терек. Трасса «Кавказ» пересекает ее у дорожного указателя («поворот к селу Эльхотово – до него 400 метров»). Эта земля - участок Северной Осетии. На небольшом увале справа увидите сделанные (не понятно из чего) флаги РСО-А и России. Бывший проектировщик гидросооружений оказался неплохим краеведом. Он подчеркнул, что основной массе населения данная точка известна совсем другим. В конце 70-ых тут находилось придорожное учреждение общественного питания - "София". В этом ресторане печально известная банда Османова завалила кучу народа. Возглавленные Османовым «новые абреки» воровали у местных скот. Мясо они затем сбывали по ресторанам. А в "Софии" просто решили пострелять... Окрестные скотоводы начали против них настоящую войну... «Софию» (как дурное место) потом снесли… Главному милиционеру одной из прилегающих советских автономий пришлось лично выводить Османова из «окружения» - дабы в целости и сохранности доставить мерзавца на суд. Магас отсюда уже недалеко…
Крохотная (новейшая в России) агломерация начинается Аланскими Воротами. К слову, такие есть везде - по трассе Р-217 в Ингушетии и Чечне. Сооружения представляют собой весьма художественную стилизацию сторожевых укреплений аланов. Причем магасовские – самые запоминающиеся… Далее идет не менее живописный мост через Сунжу. На этой реке и стоит ингушский новоград. Мусульманский университет, мэрия, резиденция президента республики (на площади Алания, украшенной фонтанами), отели известнейших в России (и не только) гостиничных сетей, аллея Спортивной Славы, Башня Согласия, даже жилые квартала (для простых и непростых людей) – все это заслуживает вашего объектива. Как было сказано, Магас – экспериментальная площадка архитекторов.
Хорошо, что я был на колесах: после 16.00 из Назрани уже никуда не уехать (а в строящемся Магасе пока нет своего автовокзала). Кстати, о Назрани. Тут (на пути из Магаса) тоже есть своя достопримечательность – мемориальный комплекс с восстановленным паровозом военной эпохи, традиционными башнями, пантеоном с довольно красноречивым барельефом и ФИО погибших в разных войнах ингушей. Есть стелы в виде камней-глыб (такие особо популярны на Восточном Кавказе)…
Заканчивая главу, остается добавить, что Анвар провез меня через придорожную кафешку, где делают «лучшую на Северном Кавказе» шаурму (вкусно…) и очередной «символ» местных вооруженных конфликтов. Но это уже касается Чеченской республики.

Чечня – регион, где половина населения в униформе…

Автомагистраль «Кавказ» проходит через поворот на популярный (благодаря военным событиям 90-ых) Карабулак, а также через село Яндыри. Последнее – родина ингушских кланов, откуда происходят золотодобытчики (на приисках Сибири до сих пор много старателей с ингушскими фамилиями)… Но известно оно и по другим событиям. Они имеют отношение к эпохе чечено-ингушского конфликта, под воздействием которого даже мирное население «по обе стороны» вооружилось «калашами» и ПМ «до зубов». Пристреливались покупатели оружия именно здесь – в примыкающей к селению балке (ныне она заросла деревьями). Это был «рынок». Отсюда до Грозного около 50 км…
В административный центр «Ичкерии» мы ехали через район, где находится самая большая в нашей стране школа. Через дорогу – знаменитое Грозненское море (водохранилище, на котором стоит одноименный гостиничный комплекс и набережная с фонтаном). Интересно, что фонтан находится прямо посреди воды и в плане представляет собой сложный узор. Это популярнейшее место отдыха у жителей южных микрорайонов.
У южной автостанции наши с Анваром пути разошлись. Отсюда я отправился на «вписку» (еще до поездки как всегда созвонился насчет квартиры по номеру, опубликованному в соответствующем разделе «Авито»). Жил я в удобном массиве в 5 мин. от ЖД-вокзала… Город сильно расчленен на районы, каждый из которых – на дворы. У каждого двора свой участковый. Живет он прямо в одном из жилых строений своего участка. На столбах и на всех подъездах висит «стенд-визитка» с его ФИО и фотографией. Так я заочно познакомился с «шерифом» «своего» двора. Знакомство продолжилось воочию, когда он навестил меня в течение ближайшего часа после вселения (видимо, арендодатели обязаны тут же сообщать о приезде гостей)… Я должен был объяснить цель визита в город… Мы обменялись сотовыми телефонами «на всякий пожарный» (тут так принято). После вечерних призывов муэдзина, транслирующихся с помощью динамиков (установленных на минаретах) становится тихо как в гробу. Маленьких детей кричат с балкона родители. Что касается великовозрастных «чад», участковый из окна следит, чтобы по ночам во дворе никто не ошивался… В 4 утра забрехала собака и то только потому, что ее напугала своим «Каррр» ворона. Буквально через 5 минут и она заткнулась. Зачем ей проблемы с ППС-никами или патрулем президентской гвардии! Ведь она нарушала всеобщее спокойствие прямо перед одним из многочисленных портретов Кадырова. Боже, как я хочу, чтобы мой двор после заката превращался в двор Грозного! Тишина делает сон необычайно крепким, что полезно для здоровья. Мне снились еле слышимые песни чеченского мужского хора. А, может, и не снились… Так как 25 апреля в России считается Днем национального языка и культуры. К примеру, еще в Нальчике я заметил бородачей, размахивающих из своего авто флагом всех адыгских народов. На их магнитолах орала национальная музыка. В Чечне праздник выдавал себя больше торжественными стендами. Утро. Возня в квартирах через стенку начинается не раньше 6.00. Как по сигналу. Но все равно это не настолько безобразный шум, которым славятся квартиры православных…      
Маршрутки тут обойдутся в 17 рублей. Должен признаться, что не только с квартирами в наем, но и с хостелами и трактирами в Грозном все в порядке. Ради интереса я зашел в один из мини-отелей. Как всегда на Северном Кавказе после 18.00, на ресепшне уже не было управляющего (хотя дверь открыта и я звонил). Любопытно, что вестибюль был обклеен модными на данный момент стикерами «Оставьте в покое пророка Мухаммеда». В это время закрываются и все вокзалы (в них остаются все те же полицейские-автоматчики).    
Всю красоту Грозного можно изучить за 2,5 часа неторопливой прогулки по проспектам Путина-Кадырова и ближайших к ним параллельных улиц. В первую очередь, это – самая большая в Европе мечеть. Создана она в честь Рамзана Кадырова и называется «Сердце Чечни». Имеет свой ландшафтный парк (также как и по-восточному роскошная резиденция главы субъекта федерации, где выстриженные из кустов медведи поднимаются в гору). С «домом правителя» соседствует ресторан «Глобус», изготовленный в виде шара из синего стекла! Далее по запоминаемости идут мусульманский университет и самые высокие в стране небоскребы (в Грозный-Сити сегодня строится домишко высотой в 453 метра!). Врезается в память и богато орнаментированное, ладно «склеенное» Духовное управление мусульман республики Чечня. Примечательно также, что театрально-концертный зал, национальная экспозиция и музей Воинской Славы Ахмата Кадырова (с конной статуей героя Висаитова) удачно стилизованы под старину. А мемориал в честь погибших сотрудников местного МВД устроен в виде группы камней, на самом огромном из которых выгравированы все пояснения... А еще тут 2 моста через реку и трибуна со сценой. В районе Старого рынка (между ним, бетонным заводиком и ЖД-вокзалом я как раз и проживал) есть религиозный комплекс, который считался главным до постройки «Сердца». Мне было хорошо заметно как красивы особнячки даже самого обыкновенного населения. Да и в плане магазинов-остановок-банкоматов все «в ажуре»… Кстати, в роли супермаркетов в Чечне (как и на всем северном Кавказе) выступают частные («семейные») лавки. Продолжая о торговле, замечу, что "рынок-автостанция" «Беркат» даст фору любому базару Египта. Если в деловом и культурно-религиозном центре тихо и просторно, то в кварталах, подобном беркатовскому, шум, теснота и авто-мото-движение. И они пугают… У этого места древнейший колорит восточного города – с его неповторимыми запахами, звуками и массовыми настроениями. Еды валом. Ее продают даже на автобусных платформах. Мало того, торговцы заглядывают в сами пассажирские салоны… За базарными развалами, павильонами и рекламными стендами не видно самого автовокзала внутренних направлений. Этим обстоятельством он схож с тбилисским «Дидубе»… Судя по объявлениям, кроме продуктов сельского хозяйства и всяких вкусностей жители ЧР чаще продают друг другу нарезанные дрова, доски в ассортименте, мангалы и всякое оборудование для общепита. Укажу, что генеральный спонсор всех СМИ – оптовая база… Профессиональные туроператоры никак не дают о себе знать. Местная журналистка поделилась, что официально экскурсии может устраивать только республиканское министерство образования и культуры. Все они – заказные. Их попросту не рекламируют. А духовное управление организует паломнические поездки для учащихся медресе и университета. Причем надписи на его автобусах сделаны для «своих» – на арабской вязи.   
Но не в этом главная особенность столичного мегаполиса Чечни. Она заключается в непривычно огромном количестве полицейских с автоматами (ДПС и ППС), черномундирных «бойцов» президентской гвардии и разных охранных структур. Люди в форме (мужчины, вчерашние школьники и женщины) стоят за каждым углом (не далее, чем в 100 м. друг от друга). А в 7 утра на улицах вообще нет никого кроме них. С помощью этих нарядно одетых сотрудников правопорядка я уточнял дорогу по городу…
Из чеченского мегаполиса можно уехать поездом Грозный-Волгоград (к слову, он следует через Волжский). Время отправления – 06.24. Но этот состав нужно было ждать полтора дня в то время как я уже осмотрел весь город. Взамен имелись пересадочные маршруты движения… А впереди меня ждали еще два запланированных в турпрограмме города Чечни.

Аргун и Гудермес: «Аллах красив и любит красоту»

С автовокзала «Минутка» стартует восточное направление по региону. Одним из его городов является соседний Аргун (ехать не более 25 минут). Его «визитка» - очередные Аланские Ворота, а еще мечеть в честь матери Рамзана Кадырова (развилка на улице Шоссейной). Она – единственная, не являющаяся типовой. Больше всех украшена золотом. Окружена рано цветущим садом, где имеются и яркие субтропические растения. Остается добавить про аллею с фонтанами, «японский» прудик с рыбой, монумент «Ракушка» и ведущие сюда два подземных перехода. Их порталы повторяют причудливые формы самой мечети. Спускаясь с каждой стороны, пешеход уже видит металлическую табличку с цитатой мусульманского мудреца Муслима: «Аллах красив и любит красоту». Описанная локация расположена через дорогу от многоэтажной застройки Аргун-Сити…
В этой части повествования уместно добавить, что рядом с сооружением можно «стопить» маршрутку на Гудермес (ехать туда на пару-тройку километров больше, чем до Грозного, но по времени выходит столько же – ведь уже не мешают грозненские светофоры). Дело в том, что в этом городе тоже есть религиозный комплекс и квартал небоскребов – Гудермес-Сити. И отсюда можно уехать в Дагестан, через который я и собрался двигать домой. На среднем участке маршрут почти точно повторял путь ЖД-состава Грозный-Волгоград…
 
Дорога домой: экстрим не был запланирован, но обрадовал

Хасавюрт – первый дагестанский город, если двигаться сюда из Чечни по Р-217 (строгий КПП находится на мосту через реку Гирзель). Путь сюда занимает вдвое больше времени. Соответственно и маршрутка стоит почти в 2 раза дороже (80 руб.). Именно из его вокзально-базарной, «оптовобазной» (то есть однообразно грязной и убогой) части начинает свой путь мини-автобус до Астрахани (частный подряд, цена билета – 1000 р.).
Транспорт пересекает перенасыщенную водными каналами аграрную равнину, вдоль которой идут остатки строений советских совхозов и колхозов, а также активно строящиеся аулы. Вдоль дороги неимоверно много мусора! За Кизляром поселков немного. Поля переходят в брошенные нивы. Несмотря на каналы, теперь это – просто Ногайско-Кумыкская степь (как и 200 лет назад). Все описанное в этом абзаце (также как и сама Астрахань) - часть Прикаспийской низменности. За Тарумовкой открывается песчаная полупустыня, а за Кочубеем – вообще пустыня. Причем наиболее аридный ее фрагмент «стартует» у поселка Артезиан, которым начинается Калмыкия (тут как раз КПП). Именно с этой точки нам пришлось ехать по объездной трассе – так как «калмыцкий» фрагмент Е-119 до сих пор на стадии строительства. Что представляет собой объезд? Это слегка утрамбованный спецтехникой, предыдущими авто и дождями путь – то есть грунтовка в экстремальных песках, лишь слабо декорированных растительностью. Во второй половине «пунктирной» дороги есть участок неудачного асфальтирования. Но на нем так трясет и все засыпано песком настолько, что на собрании пассажиров и водителей был выбран «неофициальный» путь, идущий прямо через… солончак. В свете фар обнаружилась ослепительная белизна. Здесь я и встретил ночную тьму. Астраханский пост, знаменитые ильмени Лиманского и Икрянского районов, а также Заречное проезжали уже в ночи, добравшись к астраханскому ЖД-терминалу в 23.24. Кстати, знайте, что в Астраханской области время бежит на час вперед. Перемещение поездов указывают по московскому счету, а вот автобусные агентства почему-то ориентируются по местным часам. Поэтому я сразу исправил показания на хронометре сотового телефона. В Астрахани есть свои небоскребы – комплекс учреждений речного судоходства на границе Трусовского и Ленинского районов. Тут же – отличные виды на старые церкви и драматический театр в стиле «пламенеющего» модерна. В центре города вас ждет знакомство с белокаменным кремлем. Заводь с лотосами зарозовеет в августе…
Теперь про междугородное сообщение. Поезд – главный «хит» бедняков даже в несезонные дни. Дело в том, что левобережная «электричка» до Волгограда – очень ажиотажный транспорт. Уже за 12 часов до отправления места в нее (даже общие) раскуплены. Растянуться на полке не удалось. Автобусов, наоборот, пруд пруди. А самые дешевые всего за 800 рублей следуют по правому берегу - на Москву. Время их отправления – 12 часов по местному времени. От ЖД-вокзала пересечете красивый мост (дагестанский автобус пересекает три). Из окна видны берега Волги (иногда в виде зигзагообразных балок), села и п.г.т. со старинными церквями. По другой стороне пути тянется песчаная полупустыня.


Песок кончается лишь под Светлым Яром, стремительно переходящим в Красноармейский район Волгограда. Ближе к этому месту появляется последний КПП – он проводит к «Юбилейному» в бесконечную дорожную пробку на 2-й Продольной. Правда, в Волгограде не расслабляйтесь – на вокзал такой транспорт не заходит, стараясь как-нибудь хитро выбраться со 2-й Продольной на 3-ю. Это была первая серия путешествий по Восточному Кавказу. Последние две я посвящу Дагестану и Азербайджану.

Да... Кстати, приглашаю к научным уютным беседам https://zen.yandex.ru/id/5e3137c99a0ce75c5658af1b