Девушка на крылечке

Сергей Сокуров
З а р и с о в к а   п о  п а м я т и

Тому лет эдак… словом, много, очень много.  Маршрут мой пролегал вдоль безымянного ручья в Горганах. Я предпочитал с утра, пока налегке и бодр, подняться удобным путём к истокам горного потока, который, как скальпель, вскрывает под рыхлыми наносами коренные отложения земной коры. И оттуда начинать их исследование. Уставшему  от долгой ходьбы телу, к тому же отягощённому  образцами скальных пород, понятно, легче спускаться с горы, чем одолевать высоту.  Так и в тот раз – не изменил своей привычке.
Примерно на трети пути  крутой склон кряжа выположился, а мой ручей принял справа  большой водный приток.  В его расщелине, в сотне шагов от слияния потоков, открылась бревенчатая застройка за низкой каменной оградой -   жильё и стайни за ним. На моей топокарте это место было закрашено зелёным, никаких значков.
Не заблудился ли? Свернул к одинокой усадьбе, чтобы расспросить хозяев.
Дощатые ворота в  паркане  легко подались. Обойдя дим, обнаружил сидящую на крылечке худенькую девушку. Она не удивилась чужаку с молотком на длинной ручке в руке, с котомкой на спине и штык-ножом на поясе. На моё тутэшнее  приветствие «Слава-cу» ответила милой доверчивой улыбкой и переместилось к перилам, давая мне проход на веранду. Она не стала стыдливо натягивать на колени подол светлого платьица без рукавов, из которого  выросла.  Обнажённые части тела, от стройной шеи  до тонких щиколоток и узких ступней, были сама свежесть, которой  наполнялось в этот летний день всё живое вокруг.
- Як ты ся  называешь, красуня? - спросил я, очарованный этим чистым образом поэзии.
- Беладина, -  тихо, серебряно  раздалось в ответ.
И в это время из хаты на веранду вышла старая женщина, в хустке и сукне, такая же  хрупкая, как её (через  дочь, похоже) юная копия, сидевшая на крыльце. Но взгляд у бабушки был настороженным. Наверное, никого дома, кроме них, старой и малой, не осталось в тот час. Пришлось прервать так приятно начавшуюся беседу. Хозяйка ответила на мои вопросы, и я распрощался с горянками.
Дойдя до слияния потоков, в последний раз  бросил взгляд в сторону усадьбы.  Угол дома скрыл крыльцо, но девушка вышла за ворота, ответила на мой взмах руки таким же жестом.
Беладина. Странное имя в Горганах.

… Сохранилась полевая книжка тех лет. В ней, среди пометок, сделанных рукой молодого геолога,  попадаются записи начинающего литератора.  Есть незаконченное   стихотворение, которое я второпях набросал  карандашом по свежему впечатлению, а потом, как водится, забыл.  Не одна ведь девушка на крылечке осталась за моей спиной. Большинство лиц забылось. А эта  вспомнилась, и голос вспомнился и впечатление от свежести юного тела – естественной части живых, цветущих, зелёных Горган.  Не все строчки стихотворения читались. Время – неумолимый ластик. Пришлось домысливать и  дописать последние строки.

Наша жизнь, будто быстрая речка:
 подхватила, несёт, и – конец…
 Вижу Девушку-Свет на крылечке.
 Как свежа! Хоть веди под венец.

И повёл бы - в дешёвеньком платье,
без колец золотых, без фаты,
только юность мою мне отдайте,
где и мысли и чувства чисты.

Мне палат белостенных не надо,
чека в банке, высоких  чинов;
мне домишко бы тот, за оградой,
горы, лес, перезвоны ручьёв…


Но, глупец, размечтался некстати,
чай, забыл, что в морщинах лицо?
Будь доволен: к тебе на закате
вышла Девушка-Свет на крыльцо.