Кампания 1943 года. Глава 78

Григорий Макаров 2
                Глава 78.



  15 марта 1943 года вступила в силу номерная система наименования военных флотов США.

Адмирал Хэлси возглавил 3-й флот, действующий в южной части Тихого океана. В центральной части Тихого океана действовал 5-й флот вице-адмирала Спрюэнса. 7-й флот вице-адмирала Карпентера действовал в юго-западной части Тихого океана.

 Командующий подводными силами на Тихом океане контр-адмирал Инглиш погиб в авиакатастрофе. Он вылетел с группой офицеров на совещание в метрополию. При заходе на посадку в Сан-Франциско самолёт попал в густой туман и врезался в гору. Командование принял контр-адмирал Локвуд. Он подчинялся непосредственно командующему флотами на Тихом океане адмиралу Нимицу. В Австралию вылетел занять прежнее место Локвуда контр-адмирал Кристи.

 Весна 1943 года стала переломной в войне на Тихом океане. Впервые с начала войны ВВС США добились полного господства в воздухе. Значительно выросло мастерство пилотов. Качественно улучшилось взаимодействие всех родов войск.

 В марте из Рабаула в Лаэ вышел японский конвой с продовольствием, боеприпасами  и подкреплением в 6900 человек для японских сухопутных сил в северной части Новой Гвинеи. Восемь транспортов шли в сопровождении восьми эсминцев. Американские самолёты взлетели с авиабазы в Папуа и атаковали конвой в Ново-Гвинейском море. Японцы привыкли, что американские бомбардировщики, опасаясь нападения японских истребителей, сбрасывали бомбы с большой высоты. Эффективность такой бомбардировки была невелика.  На этот раз самолёты промчались над верхушками мачт. Разгром был полный. На дно отправились все восемь транспортов и четыре из восьми эсминцев. Бой завершился, едва начавшись.

 С этого дня японские сухопутные войска на Новой Гвинее, на Новой Британии и на Соломоновых островах оказались на голодном пайке. Движение транспортных конвоев прекратилось. А тех грузов, что доставлялись по ночам на эсминцах и подводных лодках, было слишком мало.

 Успех американских пилотов у Новой Гвинеи оставил без работы американских подводников в этом секторе Тихого океана. Зато они отличились в других местах.

 Капитан Мортон вышел в марте на боевое задание  на подводной лодке "Уоху". От атолла Мидуэй он прошёл мимо островов Нансэй в Восточно-Китайское море. Океан был пустынен - ни корабля, ни самолёта. Не обнаружив целей в Восточно-Китайском море, Мортон смело направился в мелководное Жёлтое море и приблизился к волнолому Дайрена. Здесь его ожидал богатый улов. За десять дней Мортон расстрелял все торпеды, отправив на дно семь японских судов. Расстреляв и потопив ещё два судна артиллерийским огнём, Мортон благополучно возвратился на базу.

 Капитан Скотт на подводной лодке "Танни" патрулировал юго-западнее островов Трук. Здесь он потопил два японских транспорта. Между тем американской разведке стало известно, что на базу у островов Трук должно прибыть из Японии крупное авианосное соединение с большой партией самолётов.   Адмирал Ямамото не намерен был более рисковать авианосным флотом в южных морях. С базы ВМФ у островов Трук пилоты должны были самостоятельно перелететь в Рабаул.

 В ночь на 10 апреля радиолокатор на "Танни" обнаружил соединение из нескольких  больших кораблей, следующих в южном направлении с эскортом эсминцев. Соединение шло со скоростью 10 узлов. Капитан Скотт повёл лодку на перехват и развил скорость в 18 узлов. Неожиданно японский флот изменил курс и двинулся прямо на Скотта. Дистанция быстро сокращалась. Скотт, стоя на мостике, отчётливо видел в бинокль три авианосца - тяжёлый авианосец в колонне справа и два эскортных в колонне слева. Обе колонны шли в кильватерном строю в семи с половиной кабельтовых друг от друга. Впереди каждой колонны шёл эсминец. Капитан Скотт принял дерзкое решение проникнуть внутрь строя между двумя колоннами, развернуться и одновременно произвести залп по обеим из носовых и кормовых торпедных аппаратов. Едва капитан успел отдать соответствующий приказ, как радиолокатор зафиксировал слабый всплеск прямо по курсу. Между двух колонн, прикрывая их , была выдвинута вперёд завеса эсминцев и малых кораблей охранения. Расстояние до этой завесы локатор определил в два с половиной кабельтова. Капитан Скотт среагировал сразу. Он изменил свой план, отвернул вправо, погрузился на 12 метров и приказал готовить кормовые аппараты к залпу по тяжёлому авианосцу. Когда до цели осталось четыре кабельтова, был произведён залп.   Скорость торпеды составляет четыре кабельтова в минуту. Не дожидаясь результатов стрельбы, Скотт начал циркуляцию, приказав готовить залп из носовых аппаратов. Тем временем прозвучали четыре взрыва. Старший помощник поднял перископ, но уже было слишком темно, и помощнику долго не удавалось рассмотреть что-нибудь за лёгким волнением океана.  Наконец он увидел в трёх кабельтовых сигнальный фонарь. Очевидно, это шёл вслед за тяжёлым авианосцем ещё один большой корабль. Уточнив пеленг, Скотт выпустил по кораблю шесть торпед одну за другой с небольшим интервалом по времени. Три торпеды поразили цель. В это время на лодку посыпались глубинные бомбы с торпедных катеров. Лодка ушла на глубину, а когда бомбёжка прекратилась, легла на параллельный соединению курс. Вскоре она всплыла и передала коордианаты и курс подбитых кораблей на подводную лодку "Пайк". Через некоторое время "Танни" вышла к островам Трук и заняла позицию у северного прохода. Здесь ей пришлось постоянно уклоняться от рыскающих во всех направлениях малых кораблей и от самолётов, выпускающих осветительные ракеты. Но Скотт твёрдо решил караулить северный проход и стал выбирать удобное место для засады. Дождавшись, когда из прохода вышла японская подводая лодка, Скотт выпустил по ней три торпеды.    Капитан подводной лодки "I - 9" уклонился от выпущенных в него торпед и произвёл ответный залп. Cкотт успел выполнить манёвр на глубину. В результате обмена залпами никто не пострадал. Как вскоре выяснилось, не пострадали и авианосцы. Все американские торпеды взорвались преждевременно в результате нештатного срабатывания магнитных взрывателей. Японские самолёты были доставлены на театр военных действий в Рабаул без потерь. Сбивать их пришлось уже американским пилотам 
в тяжёлых воздушных боях.

  В начале апреля японская штурмовая авиация нанесла несколько чувствительных ударов по американским войскам. Наконец Ямамото решил, что дело сделано, и приказал пилотам вернуться на палубы авианосцев. Ямамото переоценил успехи пилотов. Но не он один.
5-я воздушная армия США несколько раз отчиталась о полном разрушении Рабаула ударами с воздуха. И всякий раз Рабаул воскресал из пепла.

 18 апреля адмирал Ямамото вылетел с инспекцией на остров Бугенвиль. Самолёт Ямамото был сбит американским истребителем-перехватчиком. Ямамото и все сопровождающие его офицеры штаба погибли. Для Японии это было равносильно проигрышу большого сражения.

 Признанный преемник Ямамото, адмирал Ямагуси, уже погиб в сражении у атолла Мидуэй, приказав привязать себя к мостику тонущего авианосца "Хирю". Командование Объединённым флотом Японии принял адмирал Кога.