Россия, которую потеряли, глазами крестьян

Игорь Семенников
Историк В.А.Бердинских создал ряд работ по  истории крестьянской России, в том числе  книгу «Крестьянская цивилизация в России». Цель этих работ -  исследовать «мир крестьянской России первой половины XX века», выяснить, каково было «ОТНОШЕНИЕ людей друг к другу, природе, одежде, пище, власти»,  «взглянуть на мир крестьянской культуры как на…самостоятельную ценность, а не преддверие нашего дня».
   Хронологически существование крестьянской цивилизации автор определяет до 1920-х и отчасти до 1930-х годов включительно, потому что « двадцатые годы нашего века в этом смысле были тесно связаны с обычаями деревенской жизни России дореволюционной. Эту пуповину перерезал только 1930-й, начавший полное уничтожение всей крестьянской цивилизации России. Двадцатые же годы были еще патриархальные».
   От множества подобной литературы книга В.А.Бердинских выгодно отличается тем, что создана не на документах, не на статистике, которая, как известно «знает всё», в том числе и то, чего не знают те, кого она касается, а «единственным источником для нее послужили рассказы моих земляков-вятчан. Опрос велся по строго определенным и нацеленным на структуру этой книги программам». Рассказов этих в книге собрано много и выводы из них следуют очень неоднозначные.

   Автор постоянно чередует рассказы опрошенных людей с собственными пояснениями и выводами, я же приведу цитаты  в виде пронумерованных абзацев, отдельно выделяя свои пояснения и комментарии.


       Цитаты  приведены по темам:
1. Как жили
2. Как питались.
3. Как одевались.
4. Жилищный комфорт.
5. Отношение между людьми.
6. Трезвость – норма жизни.
7. Религиозность.
8. Взаимоотношения в семье.
9. Взаимоотношения  с другими.
10. Закон и порядок.
11. Образование.
12. Советский период.
13. Коллективизация, отношение к кулакам.
14. Репрессии.
               
               
                1.КАК ЖИЛИ
    Суть, основа крестьянской культуры, по словам автора: «…самая прочная, самая коренная, самая капитальная связь русского крестьянина это связь его с окружающей природой», которая его кормила.

   1.1 Связь с природой, главным образом с землей была теснейшая

   1.2 Раньше землю-матушку очень жалели. Относились к ней бережно. Пахали на быках, а где вспахать было невозможно, то вскапывали вручную лопатами. Вскапывали каждый сантиметр, не оставляли никаких огрехов.
     Пашню удобряли навозом, удобрения не признавали.

   1.3 Многие вспоминают, что и коров-то держали не из-за молока и мяса, а чтобы полосу свою удобрить.

     И ОТДАЧА ОТ ЗЕМЛИ КАК БУДТО БЫЛА ДОСТОЙНОЙ:

   1.4  Сена на лугах снимали в два раза больше, чем сейчас. 90 процентов хозяйств могли содержать лошадь, до двух коров, до десятка овец или коз, свиней. Короче говоря, круглый год обеспечивали себя мясом, маслом, молоком и еще возили продавать в город

    1.5 …урожай картофеля бывал всегда солидный

   ОДНАКО:

   1.6 У отца моего главная забота была сохранить хлеб и накопить денег. Хлеб в то время был мерилом богатства и ценился как золото. В те годы в деревне было всего 14 га озимого клина, то есть малоземелье, и отец после уборки своего поля вынужден был отдавать детей в наем в Слободской район (сыновей), а дочерей в няньки. Как говорили тогда: С хлеба долой.

   1.7 Стога (зароды) сена … стоят до зимы, чтобы потом… привезти его домой и очень-очень экономно скармливать скоту. В чистом виде сено дается только лошадям и овечкам. Коровам готовят тресяницу это солома и немножко сена. Встряхивают и перемешивают перед дачей скотине. В крепком среднем хозяйстве содержали три-четыре, до пяти коров. Они молока давали немного, но навоз в коровниках накапливали очень быстро.

   1.8   Нередко родители, чтобы сэкономить хлеб зимой, сбывали лишний рот на сторону отдавали своих детей в няньки на длительное время...
     В 7 лет отдали меня в няньки, жила в разных деревнях в четырех семьях. Домой из нянек вернулась в 15 лет.
      Жизнь в няньках была очень несладкой. Пожила лет до восьми и отдали меня в няньки в соседнюю деревню за 8 верст. Ну и натерпелась я там! Хозяева злы попались, все ругали, заставили ночью водиться. Сидишь в темноте, да и уснешь. Дитя заплачет, хозяйка проснется ударить может и обидеть. Тяжело было, ведь сама еще ребенок! И поиграть, и поспать хочется. А за стол сядешь и боишься лишнюю крошку взять. Вот так и жила. А если отпустит хозяин домой, бежишь, как праздник какой. Поживешь денек дома и не хочется обратно возвращаться. Ревешь, а мама в спину подталкивает, а сама вся в слезах.

   1.9 …лет с 7-8 детство, в нашем понимании, кончалось. Ребята становились маленькими взрослыми и сетований на тяжелую работу в детстве хватает.

   1.10 Земли у нас было на две души, три узеньких полосочки: урожаи родились плохие. Первые штаны мне сшили в 7 лет, а до этого бегал в длинной рубашке. Во двор зимой и летом бегали босиком. Когда подрос, мне сплели лапотцы и дали портяночки-онучки. Наша деревня была бедная. Только на трех избах крыши тесовые.

   КОММЕНТАРИЙ: это называется - выдать нужду за добродетель. Будешь дрожать над каждым сантиметром и над каждым комком земли, когда земли, во-первых мало, во-вторых она родит немного.

   1.11 Никакого уж раньше детства не было всем работы хватало. …Была раньше работа всем и старым, и малым. Носили воду, так все плечи сшоркали до крови вот оно детство-то.

   КАК РЕЗУЛЬТАТ:
  1.12 Люди к старости тогда физически израбатывались сильно и старели раньше, чем сейчас.
               
                2.КАК ПИТАЛИСЬ
  2.1 Почти все продукты для питания крестьяне производили сами, 

    ПОЭТОМУ КАЧЕСТВО ПРОДУКТОВ И ПРИГОТОВЛЯЕМОЙ ПИЩИ БЫЛО ВЫСОКИМ:

  2.2 Очень многие рассказчики отмечают, что сегодня вкус многих продуктов не такой, как раньше. Раньше хлеб был душистым, пах ароматом поля. Не тот вкус и в овощах, и в молоке. Видимо, это связано с химизацией сельского хозяйства, изменениями в процессе выращивания и уборки.

  2.3 Раньше курицу сварят в печи русской или хлеб испекут, так на всю деревню запах и аппетит был. А сейчас сваришь из курицы бройлеровский суп, так и есть не хочется.

   2.4 Вас теперь вместо молока водой поят, раньше обрат был лучше. Таким молоком поили. У меня кот вашу колбасу не ест с этими добавками. Да она и колбасой-то не пахнет. Гибридами да пестицидами не только поля загадили, но и продукты все.

   2.5 В городе, помню, в магазинах всякая рыба была. Приказчик приглашал и предлагал, чего купить хочешь. А сейчас зайдешь в магазин продавец ждет, скоро ли уйдешь. Да и купить нечего, один силос в банках натыкан, а пакетики суповые срамота прямо!.

   2.6 Безусловно, продукты, хранившиеся в глиняной, берестяной, деревянной посуде, имели лучший вкус, чем продукты, хранящиеся в металлической, стеклянной, пластмассовой посуде.

   КОММЕНТАРИЙ: нельзя сказать, что это неправда, но это уже извечная проблема соотношения качества и количества. Высказывания эти относятся, надо полагать, к 1960-80 гг.  Интересно, что бы этот человек сказал о качестве продуктов нашего времени? 

   2.7  Что растили то и ели! И посмотрите насколько все это было многообразно!

   И ВОТ НАСКОЛЬКО МНОГООБРАЗНО:

   2.8 Из гороха варили гороховицу, из гороховой муки пекли блины, делали гороховый кисель. Из овса делали толокно и ели его во время поста с квасом. Из овсяной муки пекли блины, делали всякие крупы. Сушили на всю зиму грибы, из сухой рыбы варили щи.

  2.9  При такой постной пище, без жиров и мяса, хлеба ели много. В средней и северной России под хлебом понимали только ржаной хлеб. Пшеничный считался лакомством, как бы вроде даже и баловством.

   2.10 Все было свое! Покупали только сахар, чай, конфеты.

   2.11 …праздничный чай после бани в субботу в 20-е годы уже широко вошел в обиход. Сахару ели мало, давали только вприкуску по кусочку.

   2.12 Основная еда наша была хлеб с молоком, его пекли в воскресенье на всю неделю.

   2.13 Мясные блюда ели только по праздникам. То же и с сахаром, а приобрести белую муку никто и не думал. В будни основной пищей была картофельница. Это сваренная в мундире картошка, очищенная и истолченная.

   2.14 Огурцы, ягоды, помидоры не выращивали. Мода на содержание свиней только еще начала появляться. Главное было хлеба досыта наестись.

   2.15 Фруктов в нашей пище никогда не было. Мы о них не имели понятия.

   2.16 Молоко, яйца, масло, мясо ели только мясоедом.

   2.17  Годы юности моей были очень тяжелыми. Со дня рождения и до 1926 года, когда я стал работать уже учителем, я не едал чистого хлеба. Мать пекла хлеб из муки вместе с отрубями. Не знал и не едал мяса. Мать покупала только субпродукты (внутренности, ноги). Совершенно не знал, что такое колбаса, сливочное масло, кондитерские изделия. Сахар нам мать давала только по воскресеньям по одному маленькому кусочку к чаю.
 
   2.18 Пельмени стряпали раз в год.

   2.19 Яйца ели один раз в неделю.

   2.20  А что раньше ели? Больно плохо ели. Скотины держали много всякой, а все чего-то не хватало. Вот вроде накопишь масла, яиц, молока, а нет. Не больно мама с тятей есть разрешали. Половину раньше государству отдавали, а остальное на базар продавать ездили, на хлеб и сахар меняли.

  2.21 Масло шло на уплату налога государству, для себя почти ничего не оставалось.

    ПУНКТЫ 2.20 -2.21  ЯВНО ОТНОСЯТСЯ К СОВЕТСКОМУ ВРЕМЕНИ, КОГДА НАЛОГИ ПЛАТИЛИСЬ НАТУРОЙ, НО И

   2.22   Впрочем, во многих местах и до революции рацион крестьян был очень скудным.

   И ОТСЮДА ВЫВОД:

  2.23  Умеренность, крестьянский аскетизм, самоограничение в пище было порой невероятным. Это шло, конечно, от бедности, вечного страха перед голодом, врожденной привычки к самоограничению, сведению к минимуму всех своих потребностей.
 
   2.24 У детей от употребления большого количества хлеба, картошки, капусты, грибов животы были вздутыми, натянутыми, с посиневшими пупками.

   ЕСТЬ  И СРАВНЕНИЕ С ЖИЗНЬЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА:

  2.25 Сейчас так не едят, как раньше, едрено раньше ели.

  2.26 Жизнь была какая-то разнообразная. Работа, потом праздник. А сейчас не отличишь, когда праздник, когда простой день. Вино пьют, когда вздумают. Едят всегда одинаково. Мясо каждый день. Нынче очень плохо питаемся, неправильно.

  2.27 …считаю посты и режимы очень правильными, так как не припомню, чтобы у нас в деревне кто-нибудь жаловался на желудок.

   КОММЕНТАРИЙ: ещё бы! При такой жизни будешь есть «едрено», иначе просто не выживешь.  Надо полагать, никто также никогда не жаловался на отсутствие аппетита или на то, что еда «невкусная». Главным тогда считалось – чтобы еда была! Хоть какая-нибудь! 
   Между прочим, сейчас мало кто знает, что пожелание  человеку  во время еды «Приятного аппетита»  вошло в широкий обиход  сравнительно недавно – каких-то  полвека назад. Раньше такого пожелания просто бы не поняли -  тогда аппетит в принципе не мог быть «неприятным», и уж тем более его просто не могло «не быть». Тогда говорили: «Хлеб -(да) соль!» Расхожий ответ был: «Едим, да свой, а ты не смотри, да рядом не стой». Считалось, если на столе есть хлеб и соль, то человек уже живет небедно. Если человек пил чай, ему желали: «Чай да сахар! /Чай  с сахаром!». И не случайно:  питье чая даже 1-2 раза в неделю – по субботам после бани и по воскресеньям, и по большим праздникам вроде Пасхи, да еще с сахаром было показателем немалой зажиточности!  Хотя сахар употребляли (см.пп.2.11 ) исключительно «вприкуску» - маленький кусочек на несколько стаканов  чая. Питье «внакладку» считалось непозволительной расточительностью.   
   А что касается «постов и режимов» - правильность их  неоднозначна: о проблемах с желудком у русских людей вследствие таких режимов, вплоть до смертельных исходов писал еще М.В.Ломоносов.

                ЭТО ИНТЕРЕСНО (курсив мой – И.С.):

   2.28 Многие хорошо помнят голод начала 20-х годов, 1933 года, 1936 года, страшный военный голод, мор и неурожай 1946 года. По сути своей все 40-е годы и начало 50-х крестьяне жили впроголодь, а то и по-настоящему голодали.
    О пережитом голоде старики рассказывают с нескрываемым ужасом. Питались, помню, очень плохо. МЯСО ЕЛИ РАЗ В НЕДЕЛЮ. А больше все дак хлеб, молоко, яйца, картошку. Особо не искались, в голодный год так и травину всю приели.

    2.29 За свою жизнь я два раза сильно голодовала: в 1921 году и в войну. Так голодовали, что негде было ничего купить. Ели траву, хлеба не было. С ранней весны и до поздней осени собирали на зиму траву. Ели лебеду, клевер, листья липы.

   КОММЕНТАРИЙ: то есть «голодоморы» 1920-1940-хх годов по сути равны обычной  жизни  в начале века?

                3.КАК ОДЕВАЛИСЬ

   3.1 Серьезная забота в повседневном крестьянском обиходе одежда. В условиях натурального хозяйства во многих деревнях еще в 20-е годы нашего века крестьяне изготовляли ее сами.

   3.2 Одевать было трудно большую семью, а купить на базаре было трудно из-за высоких цен. Денег было в хозяйстве мало, прежде надо было что-то продать, чтобы купить одежду. Вплоть до самой Октябрьской революции, да и после нее, сами плели лапти, и эта обувь была самой главной для всех крестьян.

   3.3 Носить приходилось в основном самотканину. Не увидишь сейчас этой грубой рубашки и штанов, которые от соприкосновения с телом натирали его до корост, волдырей и превращались нередко в чирьи, чесотку.

   3.4 Изготовление лаптей дело довольно длительное. Ведь лыко надо с липы надрать, высушить, вымочить. Вывозили на базар для продажи сразу много сотен пар лаптей, кои были очень дешевы.

   3.5 Пожалуй, второй такой колоссальной по трудоемкости работы по выращиванию льна и по превращению его в одежду у русской крестьянки не было. Работа эта длилась с небольшими перерывами круглый год.

   ТЕМ НЕ МЕНЕЕ:

   3.6 Несмотря на то, что семьи трудились круглый год не покладая рук, выращивая и обрабатывая лен, одежды в семье все равно не хватало. Множество детей не посещали школу, потому что им не в чем было туда ходить. Потому-то любая одежда и ценилась невероятно высоко это плод тяжелого труда всей семьи.

   3.7 …главное в отношении крестьянина к одежде это бережливость, бережливость и еще раз бережливость. Будничная одежда, как правило, неоднократно чинилась. Донашивали порой до того, что заплат было больше, чем целой ткани.

   3.8 Беречь, пасти одежду, обувь это ведь не только их редко надевать, это и хорошо ее хранить, тщательно следить за ней во время ношения. Нередко старики в праздник шли в церковь в лаптях, а сапоги несли до села на палке за спиной. Переобувались, входя в село. И снова снимали сапоги на выходе из села шли в родную деревню снова в лаптях.

  3.9 Одежду жалели. Шла я как-то из школы весной, лога разлились, жалко стало сапоги…, сняла и пошла босиком, ноги ледяной водой так и ожгло. Еще не раз так переходила, с тех пор, поди, ноги-то и болят. 

  3.10 …сапоги это, безусловно, праздничная обувь. Нередко люди вспоминают, что отец за всю жизнь одних сапогов не износил. Одевал их только по праздникам. Берег.

  3.11 Я как-то на исповедь в церковь шла в узле чулки, а иду босиком. И вся обморозилась. …домой дак насилу пришла. Жалко чулок-то, бумажные, больше не купят, а я пойду и изорву. Долго потом пузыри с ног обрезала…

  3.12 На ярмарку тоже все босиком туфли несешь и платье. Хорошо жилось: и ткали, и все делали, и весело было на сердце!

  3.13 Даже в 20-е годы нашего века калоши в отдаленных деревнях производили фурор. А галоши сосед привез, вся деревня сбежалась смотреть. Чудо ведь блестящие, одевали на хромовые сапоги. Говорили самый богатый парень.

                4.ЖИЛИЩНЫЙ КОМФОРТ

  4.1 А между тем крестьянский дом был отлично приспособлен для жизни человека.

   А ИМЕННО:

   4.2 …где печь была по-черному, то есть дым выходил в дверь. Такую избу там называли дымницей. Деревянного пола в ней не было (пол был земляной). Окна были маленькие, и их было немного: затягивались они пучиной. Скотину зарежем, пучинные окошки сделаем, вспоминает жительница такой избы. В окольницах у нас вместо стекла была овечья брюшина вставлена.

   4.3 Дома в нашей деревне в 20-е годы были в основном с двумя окнами на улицу, 3-е окно выходило на двор. В 30-е годы некоторые построили новые дома, более высокие, большего размера.

                5.УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ

   5.1 Во всяком случае во многих крестьянских семьях в живых оставалось меньше детей, чем умирало.

   5.2 Мы совершенно забыли, что еще совсем недавно в деревнях свирепствовала оспа, смертность от которой была велика. До моего рождения пять детей умерло от черной оспы, и родители очень боялись, что я тоже умру. Страшная была оспа, дети сильно мерли. Лицо становилось корявое, дети оставались слепыми.

   5.3 Раньше всех рожали, но умирало много, ведь их не лечили: выживет так выживет. Нас у мамы девять было, осталось лишь трое

   5.4 …я постоянно мокрая, грязная, голодная лежала. Из люльки часто выпадывала. В тряпицах, что подо мной, и мухи ползали и черви белые да ничего, выжила

   5.5…с 3-х лет без родителей у чужих людей. ..В воскресенье никогда не гуляла, потому что
скот нужно было пасти, заставляли работать. Я была как раб.

 АВТОР НА ОСНОВАНИИ МНОГОЧИСЛЕННЫХ КРЕСТЬЯНСКИХ РАССКАЗОВ СДЕЛАЛ ВЫВОД:

   5.6 «В годовом круге жизни многие крестьяне частенько были на грани голода. Хлеба в бедных деревнях в иной год хватало только до Рождества. И главная, точащая мужика и днем и ночью забота как прокормить свою семью, не умереть с голоду, не пойти по миру с котомками»

   5.7« Смерть была ближе к крестьянину, чем к нынешнему горожанину. Она постоянно маячила на горизонте, приближалась порой на расстояние вытянутой руки, была осязаемой. Никто не был гарантирован от голода, внезапного разорения, падежа скота, войны»

   5.8 «в конечном счете большинству крестьян удавалось свести концы с концами выжить. Но мы должны отчетливо представлять, что это стоило огромных трудов, постоянного напряжения всей семьи».

   КОММЕНТАРИЙ: согласно СОВРЕМЕННЫМ исследованиям «средний уровень жизни крестьян 1913 г. так и не был никогда достигнут в СССР».(http://maxpark.com/community/4765/content/2222813).

  ЕЩЁ МОМЕНТ:

   5.9 Наши городские представления о том, что зимой крестьянин день и ночь сидит на теплой печке очень убоги. Зимой, как и летом, зачастую вставали в четыре часа утра по петушиному крику. Рано топили печь надо было стряпать для скота, готовить завтрак и обед семье. Женщины, кто варил, кто прял, кто ткал, кто вязал.

    КОММЕНТАРИЙ: согласно  тем же исследованиям  крестьяне имели 140 выходных дней в году, т.е. 38% времени. По другим данным – порядка 176-178 дней (48%).

   И ЕЩЁ:

   5.10 Многие горожане помнят изобилие городских рынков 30-40-х годов. Всего было много и все было очень дешево. Налоговое давление заставляло крестьян продавать все продукты, чтобы рассчитаться с государством. Пропасть в уровне жизни городского и сельского населения значительно расширилась тогда.

   КОММЕНТАРИЙ: удивительное дело:  обстоятельство п.5.10  многими  ставится в вину Советской власти: «разоряла крестьян».  Но такие обвинители умалчивают о том, что в СССР до поры сохранялась тенденция царской России – развитие экономики происходило за счёт крестьянства. И именно это обстоятельство ухитряются ставить в заслугу дореволюционной России! Любят подчеркивать, какие были «тогда» дешевые продукты  или промтовары, но при этом, как правило,  они избегают уточнять, каким образом получалась эта дешевизна. В Российской империи абсолютное большинство населения составляли крестьяне, ведущие примитивное хозяйство, при колоссальных трудозатратах  получающие мизерную отдачу. Трудозатраты были чисто физические, а физический труд в тех условиях в сущности  ничего не стоил. А «налоговое давление»  при царях было таким, что сбор налогов современники метко охарактеризовали как «выколачивание».
    Тем не менее, была и разница: в колхозах, что не говори, была выше производительность труда, крестьянам хоть что-то, но платили за их работу, а главное -  то, что крестьяне сдавали государству, шло на благо всего народа, т.е и самих крестьян,  а не в карман отдельных «мироедов».
   Говорят, социалистическая экономика оказалась неэффективной. А как охарактеризовать досоциалистическую? 


                6.ТРЕЗВОСТЬ –НОРМА ЖИЗНИ
   6.1 Не столь простой вопрос и отношение крестьян к вину. Ответы очень противоречивы, хотя большинство опрошенных считает, что массовое пьянство началось лишь с 40-х годов.

   6.2 Кто-то из крестьян приедет, купит сороковку, неделю будет ее пить. (Сороковка, она же косушка, четушка – 0,3 литра – И.С.)

   6.3 По праздникам, конечно, немного выпивали, по рюмочке, и потом веселились, пели, плясали. Знали меру. А сейчас и по праздникам пьют, и в рабочее время нередко тоже можно пьяных встретить.
 
   6.4 Многие помнят, что их отцы (женщинам вообще пить вино не полагалось) употребляли спиртное воистину в гомеопатических дозах.

   НО ЗДЕСЬ АВТОР УТОЧНИЛ:

   6.5 Одной из важных причин бережного отношения к вину крестьяне называют отсутствие денег в хозяйстве (причем не просто свободных денег, а денег вообще ведь хозяйство-то почти натуральное.

   И КРОМЕ ТОГО:

   6.6 …имеются и другие свидетельства.

   6.7 Правда, пили много мужики. Да какой тогда праздник без выпивки был! Однако все опрошенные сходятся на том, что вне праздника крестьяне вина почти не употребляли.
   
   6.8 Нельзя, конечно, сказать, что в наше время водку не пили. Пили и на свадьбах, и на праздниках, но как-то уж так было заведено, что если ты сегодня выпил, то завтра не опохмеляйся. Когда я работала в колхозе, то не было такого случая, чтоб какой-либо колхозник после праздника не вышел на работу. А ведь сейчас что, не только трактористы, а и доярки иногда по нескольку дней на работу не выходят, и как-то это все им с рук сходит.

   6.9 Бывали, конечно, и пьяные драки, особенно когда выпивали молодые парни и приходили с Тюмени (деревня) там драчуны были.

   6.10 Правда, по праздникам пьяный разгул мог быть совершенно бесшабашным. Да, пили раньше. У нас …соберутся втроем, выпьют три четверти пили четвертями. Гнали самогон, ставили брагу. На почве этой пьянки было драк каждый праздник. Как соберутся и давай драться!

   6.11 Самогон в 1920-е годы гнали крепкий, но часто для угощения всей деревни после помочи. Вино в деревне сами делали. Самогон, значит. Он был очень крепкий. Стакан, полтора и человек уже хорош. А если хорошо угадаешь, так до 90 градусов. Вот какой самогон был. Все это из хлеба.

   6.12 Совсем иная картина предстает перед нами в рассказах о жизни рабочих поселков, заводов, городских низов начала века. Вот типичное воспоминание о жизни небольшого рабочего поселка при заводе …до революции: Очень сильно распространено было среди рабочих и подростков пьянство и драки. Население пьянствовало, можно сказать, шла сплошная пьянка. Пропивали все, оставляя часто семью без куска хлеба. А драки были такие, что страшно вспоминать. Убийство, грабеж, насилие. Еще какие убийства. Особенно часто, когда знали, что едут купцы.

                7.РЕЛИГИОЗНОСТЬ

   7.1…верить в Бога верили. Как же без Бога жить-то?! Он и начало всему. Главный он в мире-то. И в церковь ходили.

   7.2 Благодаря Господу Богу и жили тогда. А Бога забыли, все прахом пошло. В церкви послушанию учили, смирению. Девки замуж целыми выходили, парни молодые вино не пили, старших слушали. Праздники церковные какие были загляденье. Забыли все.

   7.3 В нашем селе, которое стоит на небольшой возвышенности, в центре стоит белокаменная церковь. Так эта церковь до начала Великой Отечественной войны 1941 года была главным очагом культуры и воспитания всего населения в округе.

   КОММЕНТАРИЙ: Это интересно! То есть не какой-нибудь глухой деревне, а в СЕЛЕ, не было ни клуба, ни избы-читальни, а церковь простояла (и функционировала!) до 1941 года! Надо полагать, и после!

   7.4 Вера в Бога и помогала во всем. Люди добрее были, не было хамства грубого, доверяли друг другу.

   ПРАВДА, У ВЕРЫ В БОГА БЫЛА И ОБРАТНАЯ СТОРОНА:
   
   7.5 Грешно было и любое уклонение от данной тебе судьбой крестьянской доли крестьянского труда.
 
  КОММЕНТАРИЙ: как тут не вспомнить о «эксплуатации масс с помощью религии»…потому что «всякая власть от бога».

   7.6 Многие новации считались не делом рук Бога (у него все стабильно и постоянно), а дьявольским наущением…Грешно было фотографироваться. Фотографии и кино считались "бесовщиной", "бесовскими выдумками". Мы никогда не фотографировались, и у меня от родителей даже фотографии не осталось.

   КОММЕНТАРИЙ: мало того – грехом могла считаться такая новация, как устройство печи «по белому»: «грех свет божий коптить» (прокопчение света божьего через двери и окна, а также самой избы от топки по «черному» грехом почему-то не считалось).  Не говоря уже о прививках против той же оспы: «печать дьявола» или употребление в пищу  картофеля («чёртова яблока»), чая («от бога отчаивает»), кофе («против бога ковы куёт»)  и т.п.
   В свете этого пикантно звучат современные высказывания, что «религиозность вовсе не препятствует прогрессу».

    ВООБЩЕ:
 
  7.7  Ведь русское крестьянство было не просто сословием религиозным, религия была неотъемлемой частью быта и повседневного обихода крестьянина, глубоко укоренилась в его сознании и была до того привычна в его жизни, что просто не осознавалась как нечто отдельное от нее.
   
   НО

   7.8 И тем не менее религиозность в поведении была нормой жизни, отклонения от нее (как чрезмерная религиозность, так и неверие) осуждались обществом.

   7.9 Нельзя преуменьшать, но и не следует преувеличивать религиозность русского крестьянства. Отчаявшаяся беднота, одержимая одной мыслью досыта поесть, была часто совершенно равнодушна (а порой и враждебна) ко всем отвлеченным, абстрактным вопросам духовной жизни, завидовала более обеспеченным священнослужителям. Е.Г. Теренкова (1918) простосердечно признается: А насчет церкви, так я в церковь не ходила. Не до нее было. Да я уже с детства в Бога не верила. С гражданской войны церковь у нас не работала частенько. Да и что мы от церкви хорошего видели. попов не люблю. Хотя маленькая была, а помню, попы в голодное время по деревням ездили, собирали у кого яйца, у кого молоко, у кого хлеб, у кого крупу. Пузо, как говорят, наедали, обжирались, а мы голодовали.

   7.10 В молодости, конечно, тоже и из церкви бегали и "ржали" там по-лошадиному.

  МОЛОДОСТЬ ЕСТЬ МОЛОДОСТЬ, НО БЫЛО И ТАК:

   7.11 Но почти в каждой деревне было по одному-два вольнодумца, чей жизненный опыт, как правило, выходил за пределы родной деревни. Крестьянский здравый смысл этих людей напрочь отвергал все, что нельзя увидеть и пощупать рукой. Многие старики в деревне считали, что мир сотворен Богом, что все события, происходящие на Земле, зависят именно от воли Божьей. Но мой дед в это не верил. Он говорил, что прожил очень долгую жизнь и если бы Бог действительно существовал, то он бы обязательно его увидел.

   7.12   Бедные люди были особенно против религии, так как что беднякам есть Бог или нет, все равно он с неба не сойдет и досыта не накормит. Сильно верили в Бога богатые семьи

   7.13 В полной немыслимых тягот и лишений жизни старые крестьянки горько сетуют на отсутствие Бога. Свое отношение к нему, как к большому и маленькому начальству, они характеризуют одним словом страх. Для них Бог не защитник слабых и униженных, а карающий за любую земную провинность небесный контролер их дел и чувств. Анна Ивановна Петрова (1916), оставшаяся неграмотной до сего дня, размышляет о своей жизни: Бога все боялись. Верили. Каждое воскресенье ходили в церковь вместе с родителями. Но сейчас я в Бога не верю. Он мне ничем не помог.

   КОММЕНТАРИЙ: есть немало свидетельств людей, родившихся в 1920-30 годах (ученые-публицисты И.В.Бестужев-Лада, А.А.Зиновьев, С.Г.Кара-Мурза и др.) о том, что «мой дед был неверующим». Не отец (об отцах и речи нет!), а ещё дед, т.е. человек, родившийся в 1860-80 гг., наверняка даже не к 1917 г., а к началу 20-го века бывший уже зрелым человеком! Современник этих дедов  писатель И.Е. Вольнов в автобиографии описал, как в начале 1890-х годов его отец, доведенный до отчаянья «той» жизнью,  демонстративно богохульствовал.

   7.14  И все же, хотя жизнь была каторжной, большинство крестьянок обиды ни на кого не держат. Они остались верующими

   7.15 К священникам отношение было, в основном, вполне доброжелательное

   И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ:

   7.16 Отношение к монахам, священникам, церкви тоже было неоднозначным. Существовали какие-то минимальные приличия, которые стремились соблюдать. Забвение церкви, как и чрезмерная набожность вызывали насмешки соседей. Семья наша была работящая, и считалось, что времени не хватает посещать церковь. Ходили молиться в храм больше по привычке. В доме висели иконы, но лампадка там никогда не горела. Отец, когда ездил в Пустоши, в церковь заходил, считал, что не зайти неудобно от людей, скажут в магазинах бывал, а в церкви не видели.

   КОММЕНТАРИЙ: В наше время принято говорить, что, дескать, безбожная власть так и не смогла искоренить веру в русском народе – многие люди продолжали считать себя верующими. С этим можно согласиться, но необходимо уточнить – КАКИЕ  это были верующие! Сейчас звучит как анекдот, но вот описание реальных сцен  нашего не столь далёкого прошлого:
   1.У крестьянского парня спрашивают:
    -  Почему ты говоришь, что раньше верил в бога, а сейчас не веришь?»
   -У нас в семье и в деревне все верят, там и я верил. А здесь в армии (или в городе) никто не верит и я не верю.
    - А если вернешься в деревню?
    - Вернусь – опять буду верить.

   2. -Примите меня в комсомол!
    -  А ты знаешь, что комсомольцы в бога не верят?
    - Ну, примете – я не буду верить.
    - А сейчас же ты веришь?
    - Так я же ещё не в комсомоле…

   3.- Кто знает, то ли он, бог, есть, то ли нет. Но на всякий случай надо верить – вдруг есть!

   4. – У вас дети крещеные?
      - Погруженные. Знакомую бабушку приглашали, она дома крестила.
      - А почему дома, у вас же церковь недалеко была?
      - ТАК ВЕДЬ ТУДА ИДТИ НАДО, ДА ЕЩЁ ПОПУ ДЕНЬГИ ПЛАТИТЬ !

  5. – Ты крещеный?
      - Фиг знает, надо у родителей спросить!
       Примечание: этот молодой человек, по словам родителей, оказался крещёным. А был случай, когда человек не смог узнать от родителей, крещен он или нет, поскольку родители этого не знали сами! «Покойная бабушка вроде хотела покрестить», а покрестила или нет, они, родители как-то не поинтересовались…

   СтОит ли удивляться тому что произошло в 20- веке? А произошло следующее:

   7.17 С октября 1917 года в России создавалось теократическое государство, основанное на слепой вере, тотальном насилии и беспрекословном послушании миллионов своих подданных. Новой официальной религией, активно внедряемой сверхмощной советской пропагандистской машиной, стала вера в социализм.

   7.18 Программа религиозного социализма, богоискательства и богостроительства, разработанная русскими социал-демократами еще до революции и жестоко раскритикованная Лениным, в 1920-е годы начала активно претворяться в жизнь. Но, чтобы водрузить своего кумира, большевикам вначале потребовалось свергнуть своего соперника по влиянию на души людей и уничтожить его земные дома церкви и храмы, а также духовных пастырей, религиозную литературу, полностью подчинить себе подрастающие поколения, изолировав их от влияния семьи и старых традиций.
 
    И ХОТЯ

    7.19 Не везде закрытия церквей проходили спокойно или с женским плачем. Во многих местах местные жители пытались оказать властям сопротивление.

   В ЦЕЛОМ БОЛЬШЕВИКАМ ИХ ЗАТЕЯ УДАЛАСЬ, ПОТОМУ ЧТО:
   
   7.20 Власти действовали через преданную и всецело зависимую молодежь, объединенную в кружки союза воинствующих безбожников.

   7.21 Чрезвычайная грубость, малограмотность, отсутствие каких-либо зачатков культуры, примитивность сознания этих людей и умело используемый властями стандартный коллективизм позволяли вести огромную антицерковную (а не антирелигиозную вообще) кампанию повсеместно

   7.22 Жил у нас мужик, был он верующий, ходил в церковь, молился Богу. Потом большевики-безбожники проводить стали свою пропаганду, и он перестал верить в Бога. Перед тем как умереть, он наказал сыновьям, чтобы его хоронили по-новому, без попа.

   7.23 Но все-таки главным объектом борьбы для МЕСТНЫХ (выделено мной –И.С.)  властей и активистов в 1920-30-е годы оставалась местная церковь. Иконопочитатели превратились в яростных иконоборцев

   7.24 Первое, что решили местные атеисты, необходимо было сбросить колокола… Наиболее активным в этом деле оказался житель Верхошижемья Илья Андреевич Охлопков…Он вызвался взорвать верх колокольни и войти таким образом в анналы местной истории.
…сорвался с 3-метровой высоты на каменные плиты пола церкви и то ли в результате падения, то ли по какой другой причине у него на теле появились три опухоли, которые верхошижемцы называют килами. Они были расположены с боков и сзади. Килы, по-видимому, не причиняли Илье боли или неудобства, прожил он с ними еще лет тридцать и, похоже, даже гордился тем, что нажил их при свершении столь нестандартного подвига. В общественной бане он, польщенный вниманием, охотно рассказывал об их происхождении и даже позволял желающим потрогать.

   7.25 Когда церковь в Сезенево прикрыли, тогда особенно спал интерес к религии. Родители наши верили власти, не думали, что религия народная ценность, народная культура, и не выступали против разрушения церкви. Церковь пытались разрушить, увозили иконы, утварь, но люди считали, что так и должно быть.

   7.26 Лишь в период Великой Отечественной войны власть сделала некоторое послабление народу открылось небольшое количество закрытых церквей, не так рьяно преследовали верующих. В годы войны все верующие в Бога втайне молились как могли за своих сыновей, мужей, за их скорое возвращение, победу! В годы войны уже никто не преследовал верующих. Иногда просачивались слухи, когда немец уже подошел к Москве, что  Сталин уже сам стал призывать к вере народ, будто открыл несколько церквей, и усиленно стали молить Бога о помощи, только тогда наши войска победили, благодаря Божьей помощи, ведь Бог воодушевил и благословил голодного солдата на победу

    7.27 Есть, впрочем, и совершенно противоположные примеры, хотя  их значительно меньше. В годы войны верующих стали притеснять еще больше. Оставшиеся церкви и то прикрывали временно. Да и нам в войну было не до веры. Мы ждали домой мужей и Победу. Не до церкви было, лишь бы поесть да не свалиться.

                ЭТО ИНТЕРЕСНО:
   7.28 Из Библии, люди узнавали обо всем, там и написано было, что революция будет и что война, а потом и конец света.
   7.29 Нас тятя все заставлял слушать Библию. Там было написано, что во стене будет кнопочка, нажмешь и будет свет. Нам было смешно. Там же было написано, что на земле будут стоять столбы и все будет опутано проволокой.

   КОММЕНТАРИЙ: также из Библии люди узнавали, что Адам и Ева сперва были волосатые как обезьяны и только потом стали «как люди». Божественные законы вовсе не противоречат теории происхождения видов!
   В конце 1980-начале 1990-х годов в Библии были «найдены» предсказания о Михайле Меченом и Борисе Властолюбце.

                8. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.

   8.1 Отношение с женщиной было самое простое. Муж говорил своей жене "ты", а она ему "вы". Он называл ее "баба", а она его по имени-отчеству. Когда он с ней заговаривал, она отвечала, когда он молчал, она не смела спрашивать. Жена своего мужа боялась, считала, что поставлен он над нею законом божеским.

   8.2 Сватать меня начали с 16 лет….Из нашей деревни и из других деревень приезжали. Иногда по 2 по 3 жениха зараз. Тяте надоело, говорит: Ночи не дают спать. Пропью я тебя. Замуж я вышла на восемнадцатом году. Тятя отдал меня силом, я не хотела идти, а деваца было мне некуда, была бы жива мама, она бы не отдала бы. Так всю жизнь прожила, промучалась.

   8.3 Хвостали мужики баб своих. Нахвощет отец мать, вытолкнет на мороз, а мне ее жалко…. А отец отойдет немного погодя "Зови!" А мать на печь залезет и не гукнет. Напротив нас дядя Сергей, как начнет, выгонит всю семью на улицу.

   8.4 Женщины в семье, конечно, были бесправны, полностью покорялись мужу. У всех куча ребенков. У меня был дядя, так он, прямо сказать, издевался над своей женой.

   8.5 Закона на женщину не было, была рабыня, и все. Боялась мужа со взгляда.

   8.6 …был у нас сосед такой, Иваном звали, так он как пьяным напьется, так и избивал свою жену, а потом за ноги ее привязывал вниз головой. Как она бедная терпела все это? И ведь ребятишек у них было восемь человек.

   8.7 У меня тетка выходила замуж у Зубиных в деревню. Муж ее бил, запихал в печку и заложил дровами. Она как-то выкарабкалась оттуда. Пошла доить корову. Он с сарая сбросил сутунок ей в голову. Она у коровы и умерла. Никто не искался.

   8.8 Из Прокопья взяли молодушку тоже в нашу деревню, убили. Она и полгода у них не прожила, вот не полюбили, и все. А мастерица какая была, на всю деревню славилась.

   8.9 …убежала молодая жена от мужа от невыносимой жизни в новой семье к своим родителям... За ней приехали муж и свекор. Катерина в слезы просит отца и мать не отдавать ее на муки, а отец сказал: "Отдана замуж отрезанный ломоть, и теперь муж твой хозяин, я уже ничего не могу сделать". Привязали Катю за заплетай (косы) к телеге, сами сели на телегу и погнали лошадь. Как она бежала, как волоклась по дороге да как-то оторвалась… и спряталась в овине. А они на деревню выехали, спохватились: Кати нет, заорали, забегали, нашли ее в овине, привели, снова хотели привязать. …Так и жили. Умерла Катя молодая.

   8.10 Я услыхала как-то за дверью, что свекровка говорила мужу: "Пошел в лес за дровами и заруби ее". Вот пошли мы с им в лес. …Я и говорю: "Гриш, а я знаю, что ты меня зарубить хочешь". Он отказываться стал, а я из лесу к матери своей убежала. …С тех пор я одна без мужика и живу.

   8.11 Отношение к женщине в некоторых семьях было прямо варварское. Ругали жен, дочерей, выгоняли на мороз, били чем попало. ..Женщина без разрешения мужа пятака не могла использовать. Если она пойдет в магазин, муж точно подсчитает, сколько фунтов ей того-то, того-то купить и денег даст в обрез. Прав у нее никаких не было, а работать заставляли больше. Если муж или сын пьяный вернется, прячется по чуланам да подвалам. Это больше было до 30-х годов. Приведу один пример. При строительстве дома, подымая бревно на сруб, женщина нечаянно упала на землю, ее придавило бревном. И муж, даже будучи в трезвом виде, начал ее, лежащую под бревном, избивать: пинать ногами и бить попавшей под руку палкой.

    8.12 Считаться с мнением женщины в семье стали лишь с 30-х годов.

    8.13 В 30-е годы женщины стали ходить на собрания, учиться грамоте, стали более самостоятельные. С ними уже стали больше считаться.

    КОММЕНТАРИЙ: как тут не вспомнить хрестоматийное: «Что дала женщине Советская власть?»

   8.14 Коренным образом изменилось к 40-м годам и отношение к старикам. Старики и старухи, полные хозяева своем доме, хранители традиций, вершители дел на деревенском сходе, совершенно исчезли в 30-е годы, они не вписывались в новую систему хозяйствования, нравственных ценностей, обучения молодежи.

   НО, ХОТЯ ДО ЭТОГО

   8.15 Стариков раньше почитали, все их спрашивали.

   8.16 …раньше ведь старики командовали. Чего делать, говорил старик. Все соберутся, отец и говорил, где работать. Старики командовали и старухи.

   8.17 Уважительное отношение культивировалось не только к своим старикам (старшим в своей семье), но и вообще ко всем старым людям. Стариков раньше почитали, все их спрашивали.

   В ЦЕЛОМ ОТНОШЕНИЕ К СТАРИКАМ ОПРЕДЕЛЯЛОСЬ ГЛУБОКОСМЫСЛЕННОЙ ПОГОВОРКОЙ:

   8.18 Есть старик так бы и убил, нет старика так бы и купил.

                9.ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ
   9.1 В деревне тогда были все неграмотные, не могли сами расписаться. …Но вот запомнилось, люди необразованные, а какие вежливые! Культура от природы, видимо. Всегда ужо поздороваются друг с другом, поклонятся, шапку снимут. И не ругались матом, как сейчас. Это был и грех большой, и осуждалось ведь на деревне.

   9.2 …утверждают, что крестьяне раньше в деревнях ругались меньше, Бога боялись.

   9.3 Уважали друг друга, обидеть боялись. Ругались-то в кулачок, да и то шепотком, чтоб не услышал никто.

   9.4 ….стеснялись зачастую соседей гораздо больше, чем сейчас. Общественное мнение было очень действенным. Неписаный кодекс поведения, крестьянской морали соблюдался скрупулезно. Не дай Бог в чем-нибудь его нарушить! …Раньше, конечно, очень боялись соседей и всех, кто жил в деревне. Не боялись, а как-то на глазах у соседей ничего страмного не делали.

   9.5 Вообще народ был дружелюбен.

    И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ:

   9.6 Сложны и многогранны были отношения внутри деревни между разными слоями крестьян. Иерархия и субординация были очень заметны.

   9.7 Родством в богатой деревне гордились, родства в нищей деревне стыдились

   9.8 На другие улицы в большой деревне родители детей играть не отпускали. Коренилась издавна непонятная вражда между мальчишками с соседних улиц, не редкими были драки.

   9.9 Даже взрослые без дела, просто так на соседние улицы не заглядывали.

   9.10 Впрочем, при ссоре, споре, драке, когда гнев затуманивал голову, выплескивались эмоции ругательства летели напропалую.

   9.11 Да, раньше поспорить мужики любили. У нас в деревне частенько собирались сходы. И на них основной вопрос это дележка земли. Кому похуже участок достался, орут во все горло, руками размахивают, готовы в драку ринуться. А те, у кого получше, стоят помалкивают, да изредка обороняются сочным матом.

   9.12 Ругались больше все матом. Ругаться да матом не сказать, тогда есть не интересно будет.

   9.13  Однако и культуры у народа никакой не было. Пили водки много и ругались матом, бывало, через слово. Особенно, когда в мастерской сапожной работал. Там только и слышно мат на мате. Изъясняться с помощью матерщины легче было.

   АВТОР СПЕЦИАЛЬНО УТОЧНИЛ:
   9.14 Речь здесь не идет о городе, заводе, мастерской, поговорка ругается как сапожник сложена не зря.

   НЕРЕДКО ДЕЛО НЕ ОГРАНИЧИВАЛОСЬ ТОЛЬКО БРАНЬЮ:
 
   9.15 Исподтишка корову портили, тоже ругались. Камни бросали на сенокос и из-за этого вызубривали косу.

   9.16 Выпьют, напьются вина, и не знаю, что там они не поделят, и возникает у них конфликт и начинается драка. Да такие драки бывали, что человек по сто.

   9.17 Всяко бывало, иногда из-за всяких мелочей дрались.

   9.18 Правила (во время драк –И.С.) соблюдались слабо (лежачего не бить, ничего в руки не брать)….

   9.19 Мужики между собой дрались часто, если кто раздерется, вся деревня сбежится. Бывало и до смерти забивали. Дрались еще деревня на деревню, но это уже страшнее было.

    А ИМЕННО:

   9.20 Впрочем, до самой войны (1941 г.) остались в обычае массовые драки. Чаще всего жители разных деревень дрались из-за сенокосов, межей на полях, порубки леса или же молодежь делила сферы влияния. Между деревнями, конечно, чего говорить, драки бывали частенько и бывали такие, что волосы на голове встают. Бывали, конечно, жестокие драки. Мужики здоровые раньше были. Дело доходило, что даже палками дрались. Бывало и то, что кого-то забивали до полусмерти, даже было, что умирали люди.

   9.21 Неизбежные споры с соседними деревнями из-за земель порой заканчивались массовыми драками, в которых бывали убитые и раненые. Такая вражда между соседними деревнями помнилась долго.

   9.22 Один раз мне пришлось видеть страшную мужицкую драку в одном большом селе, где две деревни что-то не поделили. Были убитые и раненые.

   9.23   Иногда мужики из одной деревни полностью другую сожгут. …

    ЗДЕСЬ АВТОР СПЕЦИАЛЬНО ОГОВОРИЛ:
   9.24 Я оставляю без внимания кулачные бои в праздники, стенка на стенку, которые совершались из спортивного азарта.

   9.25  Выяснение отношений с помощью кулака было делом естественным, а не противоправным, как сейчас. Тогда это было нормой в рамках крестьянского права.
    
   И ПРИ ЭТОМ
   9.26 Как ни странно, все-таки крестьянское право не было правом сильного. Побеждал чаще всего тот, кто считал себя правым перед Богом и людьми, за кем была традиция и решимость идти до конца в сознании своей правоты.

                10. ЗАКОН И ПОРЯДОК.

   10.1 Презирали воров, доходило вплоть до убийства миром

   10.2 Раньше кто украдет, то его по деревне водили и били до крови. Никто за него не приставал. Били порой до полусмерти, но до смерти никогда. Били все кто руками, кто палкой. Кто просто плевал.  Поэтому воров было мало. Раньше боялись Бога.

  ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

   10.3 …нищие не чуждались порой и воровства. Кражи холстов были, пожалуй, самыми распространенными

   10.4 Иногда в округе склонными к воровству считали жителей одной определенной деревни. Виноваты они или нет в случае больших грабежей на них валились все шишки…

   10.5 Свои же люди собрались будто бы отомстить за кражи. Придрались друг к другу, жили очень между собой плохо. Малашковские вообще-то часто воровали. Однажды хотели ограбить церкву.

    10.6 Малашковских тут не было, а к ним все равно придрались и их убили. Вилами, ножами прикололи двух баб и пять мужиков.

    10.7 Уплата налогов, натуральные повинности, разбор драк и любых чрезвычайных происшествий все это входило в компетенцию схода. До революции сельский сход зачастую собирался по инициативе волостного старшины, а позднее председателя сельсовета.
      Кстати, на сходе же решали вопросы о совместной работе в помощь вдовам, сиротам или просто однодеревенцам, ставящим, например, новую избу. Такой вид коллективной помощи во многих губерниях России назывался помочь. Для молодежи это был хороший повод повеселиться после работы.

    10.8 Много пишут о том, что крестьянский мир, община давили, усредняли человека, не давали проявиться яркой индивидуальности. В чем-то, видимо, это так. Но они же служили и мощным регулятором взаимоотношений. На Вятке, где община и другие крестьянские традиции сохранялись дольше, чем в других областях центральной России, это отчетливо видно.

   КОММЕНТАРИЙ: любая медаль о двух сторонах: то, что крестьянская община не оставляла в беде, не давала пропасть слабому, была очень эффективным средством профилактики и наказания правонарушений, защищала своих («один за всех и все за одного») – правда. Но в то же время слепое, косное следование обычаям, предрассудки, доходящие до абсурда, сильно усложняли жизнь человеку. «Мужик умён, а мир - дурак».
   В наше время много ёрничали над плановой экономикой, когда колхоз должен был отсеяться, закончить покос или собрать урожай к сроку, назначенному сверху, независимо от конкретных природных условий, но уже не вспоминали, что примерно то же могло происходить и в крестьянских общинах. В определенный, исконно установленный день все должны были начать или закончить пахоту, посеять, сжать, обмолотить хлеб, собрать сено и т.п. Если кто выбивался из графика, тому в лучшем случае «перемывали кости» в сплетнях.
   Человек рисковал прослыть лентяем, если на ЗАРАБОТАННЫЕ деньги покупал материю для одежды, а не изготовлял её сам.

   НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О ТАКИХ МОМЕНТАХ:

   10.9 Созовут богатеи сход деревенский, а ты норовишь упрятаться куда-нибудь в самый дальний угол, слово боишься вымолвить баба, кто с тобой разговаривать будет? Решат кулаки по-своему, для своей пользы твое дело молчок. Попробуй противиться со света сживут. Вот ведь какие невзгоды приходилось переносить бедному люду тогда!

   КОММЕНТАРИЙ: действительно, власть кучки кулаков – «справных хозяев», у которых вся деревня в должниках, да еще подогрев двумя - тремя ведрами водки, выставленными «миру», могла сделать власть общины чисто фиктивной и  давать простор самому разнообразному произволу.
   Началось это, по крайней мере, в последней трети 19 века, резко усилилось в результате реформ Столыпина и закончилось с «ликвидацией кулачества как класса».

                11. ОБРАЗОВАНИЕ

  11.1 Школьное учение, по мнению крестьянина, было делом не очень нужным.

  11.2 Многие отцы смотрели на учебу своих детей как на баловство. Дети будут крестьянствовать, считали они, грамота им не пригодится, мы век прожили неграмотные. Правда, мальчиков учили охотнее.

   11.3 Семи лет отдали в школу в Цыганах. Училася без ноля десять классов. Мама сказала, что фамилию расписать может, ну и ладно. Чё, говорит, их дома-то учить, письма писать парням, што ли?

   11.4 Меня заставляли делать всю крестьянскую работу: жал серпом, косил горбушей. Подошли года, надо идти в школу на учебу. А в семье сказали: "Для чего учить? Пусть будет работник по хозяйству". Но брат настоял: "Как так? Он мальчик, должен уметь читать, писать". …и я закончил три класса сельской школы в 1916 году. На этом мое образование закончилось, стал работать крестьянскую работу.

   11.5 В школу не ходила. Пошла в ликбез, когда уже вышла замуж.

   11.6 В нашей семье не читали: газет не было, книжек не читали. В 30-х-то годах мать уже умела читать.

   11.7 В сельсоветах грамотных в 20-е годы были единицы. Самым высшим образованием считалось четыре класса. Я кончил семь классов работал учителем. Председатель колхоза приходил к нам, ученикам третьего класса, в 30-м году и спрашивал, как вычислить площадь в гектарах. Россия в 20-е годы была лапотной страной.
  Грамотеи были наперечет в деревнях, нередкими были случаи, когда крестьяне написать письмо приходили в соседнюю деревню, где был грамотный человек. Человек, окончивший 4 класса, уже назначался правлением колхоза, сельсоветом повсюду на различные низшие выборные должности.

  11.8  В деревне сплошь были неграмотные. Комсомольцы и коммунисты организовывали ликбезы, учили неграмотных взрослых. Днем все работали, а вечером учились в каком-нибудь доме. Люди старались учиться. У меня были неприятности со свекровью. Надо было прясть и ходить за скотом, а заставляли учиться. Это было по зимам. В деревне была изба-читальня. Заведовали ей избачи. Там была художественная литература, а книги религиозные были все уничтожены. Привозили из города патефон и говорили, что в доме поселилась сатана. Позднее появилось радио.

  КОММЕНТАРИЙ: согласно современной статистике перед 1917 г. в России грамотных было порядка 75-80 %. И не просто грамотных, а хорошо начитанных.

   ЭТО МЕРОПРИЯТИЕ АВТОР ОЦЕНИЛ ТАК:
   11.9  …о легендарном учреждении 20-30-х годов избе-читальне. Это, конечно, было средство идеологического контроля за населением.

                12. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
    Отдельный раздел в книге называется «НАРОД И ВЛАСТЬ» и посвящен отношениям народа только с той властью, которая установилась в 1917 г.  Как относились  люди к прежней власти, в книге не говорится.
   Новая же власть, как можно понять из книги, занималась главным образом насилием, по сути войной с собственным народом, в первую очередь с основной его частью – крестьянством. В этой войне, по мнению автора, власть одержала полную победу, потому что

   12.1 Недоедание на протяжении многих лет, страшный голод начала 1920-х годов, постоянное балансирование на грани жизни и смерти лишили возможности сопротивления миллионы крестьян.
   
   12.2 … к концу 1920-х годов немного оправившееся крестьянство тем не менее морально еще не оправилось от колоссальных испытаний предыдущих лет и было не способно к массовому отпору режиму, решившему уничтожить основы крестьянской жизни. Сопротивление было невозможно и по другой причине. Колоссальная машина государственной власти обрушилась в период коллективизации на крестьянина. Такого в истории еще не было. Каждый крестьянин в одиночку встретил этот невиданный по мощи употребленных средств, комплексности и избирательности властей удар.

   А ТАКЖЕ ПОТОМУ ЧТО

   12.3 Мы часто забываем, что после Октябрьской революции в сознании миллионов крестьян сразу же началось обожествление нового правителя России Ленина. После смерти Ленина обожествление автоматически было перенесено на личность Сталина.

   12.4 Власть отчетливо понимала, что вера должна быть слепой и хорошо заученной. На это работала колоссальная пропагандистская машина.

   НО КРОМЕ ЭТОГО:
   12.5 Острая потребность людей 1920-1930-х годов в величественном объекте их веры привела к тому, что вождь стал, в некотором роде, их собственным творением.

   В РЕЗУЛЬТАТЕ:
  12.6  Судя по всему, определенная часть крестьянства слепо верила новой власти.

   12.7 Целиком преданы идеям нового режима были дети.

   СООТВЕТСТВЕННО ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К НОВОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ВОЖДЯМ БЫЛО, РАЗУМЕЕТСЯ, НЕОДНОЗНАЧНЫМ:

  12.8 Когда Ленин умер, в деревне никто не плакал.
 
  12.9 В те годы была большая вера в Ленина. Верили в советскую власть, в партию. Когда в 1924 году Ленин умер, то все очень сильно переживали, плакали, все были потрясены.

   12.10 Ленина крестьяне уважали, любили его. За Ленина молились. С детства мать приучала нас молиться за Ленина перед едой.

   12.11 Когда землю после революции отдали, народ начал хорошо жить.

   С ЛИЧНОСТЬЮ СТАЛИНА СИТУАЦИЯ  ЕЩЁ СЛОЖНЕЕ:

   12.12 Отношение русских крестьян к Сталину интереснейший вопрос не только истории, но и исторической психологии. Массовое народное сознание мифологизировало это имя, превратило его в одну из святынь!

    12.13 Феномен обожествления Сталина, мифологизация его личности в народном сознании 30-х годов нельзя понять вне связи его с прочными монархическими настроениями в крестьянской среде, особенностями религиозных воззрений русского народа. В условиях того времени фигура харизматического лидера впитала в себя не только царистские, религиозные, патриархальные воззрения крестьянских масс. Власть переплавила все это в горниле революции, войн, террора в совершенно иное качество в личность национального вождя, вождя единственно возможного и абсолютно бесспорного.

   ХОТЯ

  12.14 Очень многие подтверждают, что пиетет в отношении вождя поддерживался постоянным страхом и всеобщим молчанием. Сталина боялись. Спроси что тогда про него. Сказать страшно. Вышлют! Мне кажется, почему-то и он был не за народ. И сейчас мне нисколько его не жалко. Ничего хорошего от него не видела. В 20-е годы жизнь была на селе спокойнее, чем в 30-е.

    НО

   12.15 Раньше Сталин для всего народа был просто Богом. Помню, пришли мы как-то с матерью в сельсовет. В красном углу висел портрет Сталина, мать перекрестилась и меня заставила поклониться. Все жили в страхе, все боялись, но и уважали Сталина. Мы не могли себе представить, как жить без Сталина

   12.16 Сталин был для нас Бог и царь. Когда он умер, мы всей деревней ревели по нему. Мы даже думали благодаря Сталину. А и сейчас у меня нет на него зла. Нас он не обидел

  12.17 Сталин для нас был вождь и учитель, всезнающий человек, в общем, был Богом. Так нас учили в школе, так писала пресса, так учила партия до самой его смерти, так думал народ. Считалось, что благодаря мудрости Сталина наш народ выиграл и такую войну. Как плакали люди, когда умер Сталин! Ну, думали, конец света. Прекратится советская власть, загубят нас другие!

  12.18 Относились к Сталину прекрасно: как в кино, где покажут так весь зал вставал и аплодировал. Верили ему очень и любили. Знали, что Сталин все правильно делает, и верили, что "враги народа" есть и их ненавидели.

  12.19 Сталин самый дорогой человек. И сейчас так думаю. В 30-е годы мы жили лучше, чем сейчас, свободные мы были, не боялись, хулиганов не было, это уж потом, после войны, хуже да хуже. Читаешь сейчас газеты ужас, что творится в городах. То убили, то потерялся. А раньше и не слыхали, чтоб кто-то потерялся, да и ходили мало куда. Счас сложнее жить.

  12.20 Я как относился к нему, так и буду относиться. Сейчас бы его к власти все бы изменилось: никаких бы ворюг не было, ни бюрократов.

  12.21 Сейчас я отношусь к Сталину так, как все. Таких бы паразитов не было бы больше над русским народом!

   НА ОСНОВАНИИ УСЛЫШАННОГО АВТОР СДЕЛАЛ ВЫВОД:
  12.22  « 1. Вера народа была настолько сильна, что в Сталина не могли не верить; 2. Он выступал, и его речи совпадали с верой народа (подлинный национальный вождь и учитель); 3. Сталина любили. После Сталина никого не любили»

                13. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

  ИССЛЕДУЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ТЕХ ЛЕТ: КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ И РЕПРЕССИИ, АВТОР, УКАЗАВ ЧТО

   13.1 В народном сознании сегодня так или иначе оценивается весь путь русской деревни, начиная с НЭПа. Есть защитники колхозов и коллективизации (их меньшинство), есть противники.

   13.2 Рассказы о коллективизации многолики, мы услышим здесь голоса и тех, кого раскулачивали, и тех, кто раскулачивал, агитаторов-активистов, ссыльных, тех, у кого описывали имущество, и тех, кто описывал.

  13.3 Надвинувшаяся коллективизация смешала все прежние ценности, перевернула существовавшие отношения. Престижно стало быть бедняком, а не крепким хозяином. В одночасье вершителями деревенских дел стали зачастую самые неуважаемые прежде люди лодыри и пьяницы. Их не уважали, но боялись.

  13.4 Сельская молодежь, прежде всего комсомольцы, были ударным отрядом партии в проведении коллективизации.

  13.5 Право казнить и право миловать кружило головы молодым парням. Преданность власти стала важнее деревенских связей, подчинения родителям.

 ДЕЛАЕТ ВЫВОД, С КОТОРЫМ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ:

  13.6  Мне кажется, что величайшая трагедия народной жизни той поры еще и в этом: ВСЁ, ЧТО ДЕЛАЛОСЬ ПРОТИВ НАРОДА, ДЕЛАЛОСЬ РУКАМИ НАРОДА (курсив мой- И.С.).
   Но если в первом случае люди просто говорят об отстранении от людей, стоящих выше их по общественному признанию в деревне, то во втором случае речь идет об открытой неприязни и зависти к богатым.

  13.7 Зависть, недоброжелательство соседей были мощным стимулом к раскулачиванию. Достаточно было чуть-чуть чем-то выделиться из общего ряда и могли раскулачить.   …Жили мы средне: …Когда у нас началось раскулачивание, люди все говорили, что нас надо раскулачивать. Это потому, что дом у нас очень красивый был, с верандой. Ну отец мой сломал веранду, так и все кончилось.

   13.8 Люди раньше были очень дружные. Но почему-то в коллективизацию все озверели. Мы сами раньше были образцом для всех, а в коллективизацию стали всем негодны. Все наше хозяйство разгромили.

   13.9 Зачастую для выполнения спущенного сверху плана по раскулачиванию разоряли людей, уже вступивших в колхоз. Многое делалось вопреки здравому смыслу.

   13.10 Раскулачивание было реальной угрозой, заставлявшей крестьян вступать в колхозы. Правда, и здесь вариантов было очень много: от сел, где большинство хозяйств раскулачивали, до сел, где вовсе не было раскулачивания.

                ОТНОШЕНИЕ К КУЛАКАМ
   13.11 К богатым относились с почтением. Но не столь волновало богатство, сколь относились с уважением и к умению работать.
Богатых и уважали за их труд.

   КОММЕНТАРИЙ: за труд, может быть, и уважали. А вот за другое и отношение было другим:

   13.12 К богатым относились не очень хорошо. Не любили. Если пойдешь хлеба занимать, заставит наперед два дня отработать. Гордиться у нас было нечем

   13.13 «И стала я ходить по богатым дворам в ноги кланяюсь, слезами обливаюсь. Кулаки, что звери лютые, милосердия на полушку нет. Посмеиваются, бывало, над бедностью твоей, ехидствуют. "Что, солдатка, пригорюнилась? Или в разводе не больно сладко живется-то?" Всю-то душеньку тебе выломают, слезами твоими досыта упьются, пока лошадь дадут. И условия сущая кабала: день поработаешь у себя, две недели спину не разгибая, на чужой пашне. Помню, как сейчас, заберу ребятишек ив поле. Зной ли палит беспощадный, дождь ли хлещет, что есть силы, деваться некуда. Взглянешь на детей как они там, живы ли и опять за работу принимаешься. Краюху разломишь, кваску испить дашь вот тебе и завтрак, и обед, и ужин.
   Так и маялись. За день-то, может, сотни раз обольется кровью материнское сердце, да кому что скажешь, у кого найдешь бескорыстную помощь?»

   13.14 В нашей деревне был кулак Репин С.Е., имел отдельный большой участок земли, сам с семьей на нем работал, а когда заготавливали корм для скота и собирали урожай с полей, он ходил по деревне и заходил в каждый дом или стучал в окно, требовал: Завтра хозяин этого дома должен со своей семьей выйти ко мне на работу (на сенокос или уборку хлеба). Так в 1910 году было. Однажды этот Репин заявился к нашему дому и сказал, чтобы все, то есть хозяин и его семья, вышли на работу. Отец категорически отказался. Тогда кулак схватил его за грудь, хотел вытащить в окно, но отец вырвался и ударил его. Урядник Панков (его друг) вел следствие, и на отца возбудили уголовное дело. У Репина родной дядя работал в волости в должности волостного старшины. Отцу дали год тюремного заключения. Кулак поджег наш домишко, а рядом стоял амбар с собранным урожаем, пожаром было все уничтожено. Сгорела у нас и последняя коровенка. Я отлично помню, как мать сидела с нами, троими детьми, под изгородью и смотрела, как все уничтожается пожаром. Затем мы увидели, что плетется наша кобыленка, а на санях лежит весь в крови отец (после суда его отпустили на день домой). Полумертвого мы его внесли в дом соседа, затем он был направлен в больницу, а по выздоровлению в Сычевскую тюрьму. А мать взяла нас троих маленьких, и ровно два года мы ходили по миру и собирали куски на пропитание. Меня взяла старшая сестра, она работала в швейной мастерской купца по фамилии Лайтус. После XVI съезда партии я немножко проработал в Подовраженском сельсовете и вот тут-то я и расправился с кулаком Репиным (имущество конфисковали, а его сослали на Соловки).

   13.15 Это только сейчас говорят, что они бедные, высланные. Это все меня бесит.

   13.16 Сельская молодежь, прежде всего комсомольцы, были ударным отрядом партии в проведении коллективизации.
   
   13.17  Вот говорят, до нитки их обирали, дескать. Ничего подобного. С обыском приходили, так ведь он, кулак, зерно закопал под пол. Оно гниет там, крыс множество, крысы даже под ногами бегают. Мы тогда с уполномоченным ГПУ ходили по домам излишки забирали. И к таким вот применяли твердые меры. Лишали их только экономически. Не помню, чтобы у нас кого-то расстреливали. А те, которые к нам высланы были, хотели работать работали и получали такую же зарплату, как мы.

   13.18 Забрали его, отправили на Беломорский канал. Так что ты думаешь? Он через несколько лет, когда канал-то построили, с орденом Ленина оттуда вернулся в деревню.
   
   В ЦЕЛОМ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ ОЦЕНИВАЕТСЯ БОЛЬШЕ НЕГАТИВНО,ЧЕМ ПОЗИТИВНО, КАК ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ:

    13.19 Чтобы заставить крестьян вступить в колхоз, нужно было разорить для примера несколько более состоятельных односельчан. По всей России широко использовали наложение непосильного налога твердое задание.

   13.20 Наиболее трудолюбивую и работящую часть русского крестьянства уничтожали сознательно, целенаправленно и с бессмысленной жестокостью.

   13.21 Тогда ведь коллективизацию сплошную гнали. Из укома посылали в село и говорили: "Пока 100% не дашь, не возвращайся в уком, нечего тебе тут делать!" А потом как Сталин-то ловко вывернулся, все преступления на нас свалил. "Головокружение, дескать, от успехов". У моих же друзей в укоме головы полетели назвали их перегибщиками. А мы же сами ничего не придумывали, нам все с центра спускали.

   ТАК И ПО РЕЗУЛЬТАТАМ:

   13.22 Главный вред коллективизации нынешние старики видят в том, что крестьянин был отлучен от земли, лишен радости свободного труда. До 1930 года русский человек, пока колхозы не стали делать, да НЭП была, был предприимчивый. Люди умели работать, не хуже англичан бы жили, если бы вот так не дали по рукам и ногам. А тут отучили работать-то всех эти колхозы.

   13.23 Если бы крестьянство не разорили, то Россия была бы сейчас самая богатая. Ведь народ был работящий. Всю деревню разорили, дворы пообломали. Самых тружеников сослали в Сибирь. Те, кто похуже работал, остались. Земля была пустая целыми пашнями, а сеять запрещалось.

   КОММЕНТАРИЙ: см. пп. 5.6-5.8

   13.24 Во-первых, отношение к обобществленной собственности оказалось неважным: не мое, колхозное, беречь нечего; во-вторых, организация труда не поощряла усердия: господствовало уравнительное распределение дохода, независимо от количества и качества труда; в-третьих, после перехода на трудодни обнаружилось, что государство обирает тружеников земли.
    КОММЕНТАРИЙ: вопреки современным мифам ( как не выглядит теперь это парадоксальным), многие крестьяне в заслугу колхозам, помимо прочего, ставили именно это обстоятельство: «не мое, колхозное» и вовсе не жаждали роспуска колхозов и возврата к единоличному хозяйствованию. «Раньше, при единоличном хозяйстве, ночи не спишь, всё боишься – как бы не засуха, да не мороз, да градом бы не побило, а в колхозе – отработали, что задано, а дальше пусть у председателя голова болит».   

   13.25 Почти все накопленное поколениями добро (живность, сельхозинвентарь) крестьянин обязан был сдать в колхоз, а также всю землю, кроме маленького приусадебного участка в 40-50 соток (полгектара). Мало этого, в конце концов оказалось, что крестьянин в колхозе трудится почти бесплатно на государство, а кормиться должен со своего маленького участка.

  13.26 Величайшей трагедией коллективизации был голод начала 30-х годов, от которого обезлюдели целые регионы Поволжья, юга России, Украины. Тяжело перенесла его вся страна. Конечно же, голод был вызван коллективизацией.

    КОММЕНТАРИЙ: то есть, если бы не было коллективизации, не было бы и голода? Доводилось слышать мнение очевидца: голода не случилось бы, успей окрепнуть колхозы, т.е. начнись коллективизация пораньше.

   НО СОЗДАВАЛИСЬ КОЛХОЗЫ ДАЛЕКО НЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НАСИЛИЕМ:

  13.27 Методы местных властей о том, как заставить крестьян вступить в колхоз, были совершенно разными.

  13.28 Вначале уполномоченный рассказывал о колхозе, задавалось ему много вопросов, а если все поняли, спрашивает он, то пусть желающие подойдут к столу и распишутся о согласии вступления в колхоз. Но часто в первый день целую ночь сидят, а ждут первого смельчака, кто распишется. Несколько дней уходило на агитацию, но колхоз создавался.

   13.29 Студенты, сельские учителя, медработники волей-неволей стали агитаторами. Грамотных в деревнях было немного, поэтому все мало-мальски грамотные люди обязаны были участвовать в организации колхоза.

   13.30 Между тем энтузиазм первых лет колхозов, задор совместного труда это не выдумки, а реальность. Коллективный труд однодеревенцев и впрямь был весел и радостен. Умело поощрялось соревнование.

   13.31 Дух надежды, веры в светлое будущее, питал в 1930-е годы многих и не только в городе, но и в деревне. Вот эту атмосферу радостного ожидания, несмотря на все лишения, запомнили многие. Тот мир был богат во всех отношениях. Тогда все было новое, все открывалось, все надеялись, ждали хорошей жизни. Все представляли, что когда-нибудь будет свободно лежать белый хлеб и все будет. А самое главное, чтобы войны не было.
    
   13.32 Особенно нас, подростков, радовала коллективизация. Мы-то радовались, а большинство населения было против. Лишь небольшая часть населения, которая жила очень бедно, не имела тяговой силы, только она и приветствовала коллективизацию.

   13.33 Пусть редко, но встречались и благополучные колхозы. Как правило, они существовали в 30-е годы в дальних маленьких деревнях, где все были родственниками. Колхоз там был чем-то вроде патриархальной большой семьи. Коллективизацию в нашей деревне встретили хорошо. …Может, где плохо было, но нам коллективизация понравилась. …На трудодень давали в хороший год 3кг хлеба и 22,5 рубля. Колхоз наш делал кирпич и вырученные деньги давал на трудодни. В конце года от деревни по 1 или 2 человека посылали в Москву, за одеждой. Хорошо жили вплоть до войны. Никто у нас не преследовался.

   13.34 Да, видно, есть на земле правда! Блеснуло народу солнышко, на всей России советская власть установилась, и пошла наша жизнь другим ходом. Стали заботиться, чтобы облегчить бедноте работу. Нам, женщинам, помощь наладили. …И такое мы сообща пламя раздули душа не нарадуется. Урожаи год от году все больше и больше снимали, фермы заводили, машины покупали богатеет колхоз! Много ран было в моем сердце от прежней жизни: несправедливости и обиды до срока состарили меня. И тут ровно помолодела я никак не могу досыта наработаться. Вот, думаю, счастье где.

   ЭТОТ РАССКАЗ (13.34) КРЕСТЬЯНКИ АВТОР ПРОКОММЕНТИРОВАЛ:
   13.35  Думается, что в угоду времени рассказ сильно идеализирует колхозную жизнь и чересчур чернит доколхозную. Вместе с тем искренность автора в момент рассказа сомнений не вызывает. Хотя вполне возможно, что через какое-то время она могла вспомнить эти же события и под другим углом зрения (впрочем, также искренне).

   ПО ПОВОДУ РАССКАЗОВ ЛЮДЕЙ В «УГОДУ ВРЕМЕНИ» АВТОР СДЕЛАЛ ОБОБЩЕНИЕ:
   13.36 Все приводимые рассказы крестьян записаны во второй половине 80-х годов. Между тем имеющиеся у меня записи конца 60-х годов любопытны тем, что рисуют доколхозную жизнь только черными красками, а колхозную только в розовых тонах. Очевидно, это следствие идеологических установок того времени, цензуры. Нельзя все же отрицать влияние массовой пропаганды и на СОВРЕМЕННЫЕ (курсив мой- И.С.) рассказы о прошлом.

   КОММЕНТАРИЙ: что правда, то правда -  многие люди «думают»  «как все» - так, как принято думать в настоящее время. И совершенно искренне верят в то, что «думают»!
 
                14. РЕПРЕССИИ

 ТЕМА РЕПРЕССИЙ (ГЛАВА «ОБ АРЕСТАХ») ПРЕДСТАВЛЕНА В ТАКОМ ВИДЕ:

  14.1 Атмосфера 30-40-х годов непредставима без ночных страхов, полночных арестов и обысков, шушуканий по углам, опасливых разговоров в надежном месте с надежными людьми полушепотом.
  Дело ведь даже не в том сколько миллионов было арестовано: дело было в том, что каждый человек мог быть арестован, независимо от заслуг и должностей. Дело было и в том, что каждый знал, что может быть арестован. Страх уравнял всех. Ощущение, что ты все время на крючке, под колпаком, острее было, конечно в городах. Но и в деревнях бывали случаи, когда машина подъезжала прямо в поле и забирала кого-то из работающих крестьян. Поводом к аресту чаще всего служило слово. Слово неосторожное, неправильно понятое или не так истолкованное. Надо было следить за своими мыслями. В годы репрессий боялись обронить какое-то слово, боялись друг друга на работе, боялись соседей.
   14.2 В этой атмосфере всеобщего доносительства люди, хоть немного возвышающиеся над средним уровнем по уму, таланту, знаниям, трудолюбию, были обречены. Это была трагедия цвета нации.

   В ТАКОМ КЛЮЧЕ ПРИВЕДЕНО И БОЛЬШИНСТВО РАССКАЗОВ.

   ЕСТЬ И ТАКОЕ:
   14.3 Знали мы об арестах, но думали, что и вправду есть что-то.

   14.4 В 50-е годы при Сталине продолжались репрессии, особенно против интеллигенции. А чего мне бояться, ведь я не был евреем. Тогда в основном уже против евреев, а с другой стороны коснулись политической интеллигенции это секретари обкомов, райкомов. А простых не трогали.

   ПРИЧИНЫ ВСЕМУ ЭТОМУ В ТОМ ЧИСЛЕ И ТАКИЕ:

   14.5 Люди, получившие хотя бы незначительную власть, в условиях всеобщего произвола получили возможность свести личные счеты. Человек даже на маленькой должности в сельсовете мог обречь своего недруга на изгнание и смерть.

   14.6 Количество секретных сотрудников (добровольных помощников) было огромным. Они были, судя по рассказам, на каждом предприятии.

   14.7 При Берии ведь разговаривать двум-трем человекам между собой было опасно, так как каждый пятый или третий был завербован службами госбезопасности агентом-доносчиком.

   14.8 С трибуны говорили: "Ищите врагов среди себя! Пишите все про всех!" Писали! А как же?

   В ИТОГЕ:

    14.9 Но, несмотря на все это, а в какой-то мере и благодаря всему этому, отношение простого народа к правительству, партии, Сталину было положительным.


                15.ЭТО ИНТЕРЕСНО:

  ПРИЗНАЮСЬ, МНЕ ТАКОГО СЛЫШАТЬ ЕЩЁ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ:

   15.1 Власть отчетливо понимала, что вера должна быть слепой и хорошо заученной. На это работала колоссальная пропагандистская машина. Даже на фронте важно было правильно заучить малейшие нюансы в титуловании вождей….Воевал за Родину, за Сталина. Ночью поднимут должен назвать все ордена Сталина, его должность и про других тоже: Молотова, Калинина. Заставляли верить в них, а не в Бога.

   15.2 Было и второе требование иметь в каждом доме портрет В.И. Ленина, И. В. Сталина и других руководителей партии и правительства.
   КОММЕНТАРИЙ: что портреты Ленина и Сталина нередко держали в домах -  правда. Зачастую одновременно с иконами. Но чтобы было требование держать их в домах, да ещё и «других руководителей партии и правительства» - это что-то новенькое.

   15.3 И помню такое указание каждый рабочий должен подписаться на облигации на 120% от среднего месячного заработка. Не меньше, и никаких гвоздей! Иначе вооруженная охрана не выпускала рабочих с территории цеха домой.

   15.4  Репрессировали зачастую тех, кто больше боролся за правое дело и высказывал свое мнение, как лучше организовать то или иное дело.
   КОММЕНТАРИЙ: то есть таких как Стаханов или Изотов, Ангелина или Виноградовы, Хамгоков или Нахангова?

   15.5 …в загсе заполнялась анкета, где стоял вопрос: есть ли в родне осужденные (а у меня брат и таких не расписывали).
    КОММЕНТАРИЙ: родственники осужденных, в т.ч. по политическим статьям, могли вступать в комсомол или в партию или оставаться в них, занимать высокие должности, делать карьеру, а жениться, выходит, было нельзя?

   15.6 Когда в Кирове работал на заводе, мальчик детдомовский сказал, что все равно Германия нападет. А начальник наш говорит: "Молись Богу, что ты из детдома, а то бы посадил".
   КОММЕНТАРИЙ: на детдомовских закон не распространялся?

   15.7 Огромное количество молодежи выкачивалось из деревни в город (на заводы, стройки) в 40-е годы через систему ФЗО. Судьба многих подростков, вырванных из привычного течения жизни, не сумевших перестроиться, приспособиться в новых условиях, сложилась трагично. Вот рассказ одной из тех, кому еще повезло: В 14 лет из колхоза нас забрали учиться в ФЗО. Мы не хотели учиться на слесарей, токарей. Делали все это насильно.
   КОММЕНТАРИЙ: а нам рассказывают, что «Сталин отобрал у колхозников паспорта» (которых у них никогда не было), разумеется, для того, чтобы они не убежали в город, а с другой – крестьянскую молодежь, оказывается, НАСИЛЬНО «выкачивали» из деревни в город в «огромном количестве».

   А ВОТ ПРО ЭТО СЛЫШАЛ:
   15.8 Были особые части, которые гнали на передовую, отступавших на месте прямо расстреливали. Идет наступающее подразделение, а сзади та часть, значит готов, прикончат. Писали только про немцев, что у них такое есть. У нас тоже были особые части, которые наводили порядок.
  КОММЕНТАРИЙ: про эти части рассказывают немало, но все говорят, что слышали о них, но сами никогда не видели.

   ЭПИЛОГ: не знаю, кто как, а я не вижу оснований верить, что в 1913 г. жизнь была лучше, чем при социализме. Во всех отношениях!