64. Страсти. Зависть, ревность

Ольга Кузнечик
Глупо думать, что высокомерие - это рассматривание чужих картин со словами или мыслями: "А хорошо на этой картине глина в кувшине показана, фактурно! А в этой мне цветовой ряд не нравится, надо бы автору поработать над палитрой!", это - не высокомерие, это спонсирование, потому как Господь, зная каждое движение нашей души, улыбнется такому доброжелателю и скажет: "Да будет тебе по слову твоему!", и научит рисовать, и заставит рожать полотна, в разных фактурах и стилях, и в один прекрасный момент подведет к нему критика, который скажет: "Да! Картины твои хорошие, и фактура, и палитра просто супер, но знаешь ли ты, что холсты, на которых ты пишешь, через год расползутся и картина пропадет? Как?! Не знаешь?! Это из-за того, что они плохо загрунтованы, и масло, впитываясь в волокна, делает его хрупким!".

И в это время на того, кому доброхот оценил (когда-то забыто-давно!) кувшин и палитру, снизойдет облако Господне, потому что абсолютно все, что ты наработал, как новоявленный художник, было "испечено Господом" для передачи первооткритикованному.

Это как бильярд - биток бьет по тебе, а энергия созидания и творческий подъем уходят тому, с кем у тебя связь по "доброжелательной критике".

Именно поэтому весьма неосторожно с моей стороны писать слова типа "глупо думать, бла-бла-бла", потому что это и с писательской точки зрения - оксюморон: либо "думать", либо уж "глупо". Поэтому исправляюсь: весьма неосторожно представлять себе, что зависть - это нечто киношно-драматическое: "А у этой что ни год, то по мерсу, и когда она уже наколлекционируется медалей своих, стерва языкастая?!"

Зависть зачастую настолько же плохо диагностируется, как вирус герпеса в латентной форме, особенно в наши времена - британской сдержанности и хладнокровной бесстрастности.

Как ни странно, но для того, чтобы понять самую суть этого явления, нужно опять же окунуться в мистическую составляющую бытия, каковая описывается весьма детально в Евангелии, и именно в нем: Ветхий Завет приоткрывает завесы над самим фактом существования мистического аспекта бытия Божия, Деяния Апостолов и жития святых показывают его в действии, но именно Евангелие через Господни притчи показывает внутренний механизм действия "невидимого".

Одной из базовых притч в плане понимания "жизнеустройства" мироздания является притча о талантах.
Необходимо отметить, что в каждом из Евангелий она рассказана несколько иначе, но суть одна: Господь дает рабам некий посильный каждому ресурс, и те, кто преумножают ресурсы, отдавая их впоследствии хозяину (Господу), те получают от него вознаграждение еще большее. Те, кто боятся преумножать - остаются в сильных минусах.
Отчего эта притча является одной из базовых? Ну, прежде всего, потому что каждая из Евангельских притч равнозначно важна, а эта - показывает истинную природу Господа: Он сотворил мир и устроил его таким образом, что по плодам Его трудов можно узнать Его Самого - Он выращивает, преумножает, воздает.
"Не умрет зерно - не прорастет" - умирать страшно, но прорастать - правильно, гораздо правильнее, чем храниться на полочке в шкапчике с биркой на пакетике: "Очень ценное зерно! Не сажать, а то вдруг червяки сожрут, или заплесневеет в земле! Для вечного хранения!".

Это - лежащее на поверхности, а немного глубже - слова обрадованного прибылью господина: "войди в радость господина своего".
Очевидно, что коли "первоначальный взнос" принадлежит господину, то он вправе потребовать себе и его, и прибыль с него.
Самоочевидно, что получение и своего, и прибыли - радует господина.

Но далеко не естественно испытывать радость, отдавая господину целиком и полностью все то, чем привык распоряжаться. Поставим себя на место такого управляющего: ему дали ресурс и - исчезли из видимости, предоставив распоряжаться собственностью, не давя на психику ни общими собраниями акционеров, ни советами директоров с угрозой переизбрания, просто - дали и ушли. И он вполне свободно распоряжается собственностью, весьма успешно преумножая ее. И вот приходит собственник и говорит: "Отдай!". А взнос - единственный, это ж не акционерное общество, и не общество с ограниченной ответственностью, это - единственный вкладчик! И он говорит: "Отдай! Мое!".
И нужно - отдать!
Целиком и полностью...
С чем остаться?
С ощущением рабства. И признанием господства и истины: "мне дал - господин! я преумножил и отдал - господину. я - его раб. я - в его власти. работал - для него. поэтому - отдаю".

Господин рад, что ему отдали. Отдали беспрекословно, по первому требованию. Господин рад, что у него - верный раб, не вор, но - истинный! По истине прилеплен к господину. И раб рад, что господин радуется прибыли и принимает ее. И они оба соединяются в радости.

Нам, современным, обремененным многими кредитами, это понять невозможно, потому что мы берем, по поговорке, на самом деле чужое, а отдаем - на самом деле свое, да еще и с процентами, а логическая схема-то одна! Логика - это одна из ступенек к Логосу, и схема обретения радости через рабство у нас, современных, просто-напросто заткнута кредитной системой, с которой мы вынуждены мириться, как попущенной Богом. Но это - отступление, возвращаюсь к теме.

Причем тут зависть?

А что это вообще такое?
Полный Церковно-славянский словарь предполагает это слово общеизвестным и не требующим расшифровки.
Одна из энциклопедий говорит: Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей.

Других людей.

Вспоминаем, что человек - это:
- тело
- плоть
- душа
- дух

У тела "другого человека" налицо преуспевание, то есть - его плоть жирна не пальмовым маслом, вредным для организма, а настоящим коровьим, сладкосливочным. А моя, по бедности - свиным, вонючим и несъедобным.

Но души у нас - как под копирку, то есть и его душе более угодно сладкосливочное, и - моей.

И вот он, как сыр в масле, напоен духом радости, а я, ввиду см.выше - духом горести.

Так один человек второму становится "другим", чужим, не своим, не родным.

И в этом случае зависть - это всего лишь дельта ресурсности, как у тех, из притчи: господин дал одному один талант, второму - два, третьему - пять. По силам.
И проявлением зависти, как правило, являются две крайности:
- либо откровенное ядоплевание, вызванное раздражением от достижений других людей;
- либо раболепное льщение, попытка войти в радость обладателя ресурса через сладкословие, ибо приятно же поиметь славу господина своего, Великого Обладателя Ресурсов. Сказав лестное слово - радуешь успешного человека и радуешься его радости. Ни перстом не пошевелив для того, чтобы...

Чтобы - что?

Варианты:
- если у моего тела нет ресурсов, которые самоочевидно есть у другого, то это значит, что
- надо перенацеливать душу на дельту разниц во плоти: его радует сладкосливочное масло. Меня раздражает свиной жир. Значит, надо просто мне переходить на подсолнечное, оливковое, горчичное, льняное - да мало ли вариантов? И тогда получится хорошо: у него - сладкосливочное, у меня - оливковое, и я в состоянии пребывать в духе радости от оливкового, а он - от сливочного, и мы соединяемся не в плоти (!), а - в духе.
- при этом оба понимаем, что это все - не наше, а дано господином, который по пришествии все заберет себе, потому что он дал и первоначальный взнос, и прибыль вся его, а мы - его рабы, и радуемся его радости, соединяясь с ним в духе радости.

Так взаимодействовали между собой те двое, которым - одному досталось два таланта, второму - пять.

Если кратко: зависть - это не киношно-драматические завывания о несправедливости мироздания, где одним достается все, а другим - ничего, зависть - это разновидность лени душевной и телесной, когда не хочется менять:
- тело (делая его более проворным для восполнения недостатка сладкосливочного)
- душу (делая ее более гибкой для смирения со вкусом оливкового)
- свиной жир - это неимоверная гадость. Варила как-то раз на нем хозяйственное мыло, до сих пор не могу забыть неперебиваемой никакими эфирными маслами вони.

Что же такое "ревность"?
Интересно, что Каин, позавидовав Авелю, не догадался поднять глаза к небу, чтобы "туда" спросить: "Господи, а что сделать, чтобы мои дары были Тебе угодны?".