Два письма из 1944г

Таня Киселёва
               
     Фронтовые письма сильнее любого иного повествования несут в себе ткань реальности: запах страшного времени, дыхание войны, нежность солдатского сердца, веру в Победу…
      Благодаря договоренности родителей в семье сохранилась фронтовая переписка времен Великой Отечественной Войны. Отец, прочитав письмо из Москвы, отсылал его обратно вместе со своим письмом с фронта.
       Про чувства, заботы, быт простых людей во время ВОВ, в учебниках истории не прочтешь!
Наивные, откровенные, светлые и добрые, с нежной заботой друг о друге..
В нашей современной реальности, такие отношения огромная редкость...
Обидно, родители прожили вместе только 30 лет. Эхо войны не дало отцу дожить до старости, а мама, дожившая до 90, сохранила эту фронтовую переписку.
       Разбирая письма военных лет своих родителей натолкнулась на два письма с незнакомым мне почерком, датированные маем 1944 года, подписанные неким Федей.

                Здравствуйте Тоня!
Только от всего прошлого остались одни воспоминания. Как живете? Как май провели
Несколько слов о нашей встрече. Вы девушка для сего времени исключительная. Ваш образ жизни, нормы поведения вполне правильные, что больше всего мне понравилось.
Я конечно для себя сделал вывод, что быть тебе только другом, но полюбить тебя…
Трудно.
Конечно полюбить Вас я могу лишь сердечно и не больше.  Я далек от Вас. Отстал от Вас, как внешне, так и внутренне.
Быть другом, если Вы не против, я готов.
Все.
Привет Всем вашим и нашим собеседникам.
Мне еще одна звездочка
                Федя 18.5.1944г


                Здравствуйте Тоня
Только что получил Ваше письмо .Прочитав, решил сейчас же написать ответ.
Письмо радостное и предупредительное. Очень сожалею что Вы остались в сомнениях
Я никогда не позволял и никогда не позволяю себе смеяться над человеком хотя бы он и действительно был смешон, а заниматься софизмом не время.
Вы мне делаете упрек, что я не решителен, не смел. Что так не буду иметь успеха.
Думаю, не зря мне повесили на грудь орден Боевого Красного знамени.
В нужную минуту есть и будет.
Хочу быть самым близким и чистосердечным другом, а время покажет остальное.
Мы еще не знаем души. друг друга
Любить хочу, но не все меня понимают.
Привет всем, кто хочет его от меня получить
Жму вашу руку, Федя 
                24.05.1944г

Интересно, кто этот незнакомый Федя?   Федоров среди родственников и знакомых - нет!
 На языке завертелась бабушкина потешка – прибаутка.
 «Федя-Бредя
 Съел медведя,
Упал в яму,
Крикнул маму:
«Ма-а-ма!»

Человеческая память ассоциативна, одно воспоминание напоминает нам о другом, а это другое о третьем….
      От потешки плавно перешла на воспоминания о бабушке.
 Бабушка набожной не была, частенько говорила, что в Бога не верит, но это не мешало ей регулярно, перед посещением церкви, просить меня писать записочки за здравие и о упокоении.
 - «Раз не веришь, зачем церковь посещаешь?»  - спрашивала я.
- «А вдруг на самом деле он есть!»
Однажды, заканчивая писать записочку о упокоении, я услышала, как проходящая мимо мама попросила вписать Федора.
- «Кто это?»
- «Сослуживец, погиб в 1944г» - кратко ответила мама.
     Оказывается , в мае 1944г этот молодой человек, Федор Растопчин, приезжал в Москву, в организацию, где военной переводчицей работала мама.
Ответив на первое письмо, очевидно, написанное после встречи, мама получила второе, последнее из этой непродолжительной переписки.
Днем позже на работе стало известно о гибели Федора.
     Комок застревает в горле, на глаза наворачиваются слезы, читая строки  фронтовых писем, написанных бесхитростным языком…
                БУДЬ ОНА ПРОКЛЯТА ЭТА ВОЙНА!
Сколько молодых жизней загубила….
Не целованные, не успевшие полюбить, недолюбившие, не познавшие радости простого земного бытия, отдавшие свою  жизнь за Родину, за нас, эти люди всегда останутся в нашей памяти.