Притчи, глава 30

Инна Гительман
Глава 30

1. Слова Агура ("В запасе"), сына Яке
   ("Дряхлого"). Пророческое слово мужчины
   Итиэлю ("Бог со мной"), Итиэлю и Укалю
   ("Обожжённому"):

2. Ибо я более невежда, чем кто-либо, и нет
   у меня человеческого разумения,

3. И не научился я мудрости, и познания
   святости, чтобы знать:

4. Кто взошёл на небеса и спустился? Кто
   собрал ветер в горсть свою? Кто завязал
   воду в одежду? Кто воздвиг все концы
   земли? Какое имя Ему и какое имя Сыну
   Его? Узнаешь ли?

5. Всякое изречение Бога чисто; Он - щит
   для тех, кто находится под сенью Его.

6. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не
   обличил тебя, и ты не оказался лживым.

7. Двух вещей я просил у Тебя, не удерживай
   их от меня до смерти моей:

8. Фальшивость и лживое слово удали от меня,
   нищету и богатство не давай мне, питай
   меня насущным хлебом,

9. Чтобы, пресытившись, я не отрёкся и не
   сказал: "Кто Господь?" и чтобы, обеднев,
   не стал красть и не усвоил имя Божие,
   как обыденное.

10. Не доноси на раба господину его, чтобы
   он не проклял тебя, - и ты не стал
   виновным.

11. Род проклянет отца своего и не
   благословит матери своей;

12. Род, который чист в глазах своих, когда
   не омыт от нечистот своих;

13. Род: как высоко вознеслись глаза его, и
   как поднялись веки его!

14. Род, у которого зубы - мечи, и коренные
   зубы грызут поедаемое, чтобы пожирать
   нуждающихся земли и нищих между людьми.

15. У ненасытимости две дочери: "Давай,
   Давай!" Вот три, которые не насытятся,
   четыре, которые не сказали: "Достаточно!":

16. Ад и бесплодие, земля, которая не
   насытилась водою, и огонь, который не
   сказал: "Достаточно!".

17. Глаз, насмехающийся над отцом и
   пренебрегающий старостью матери, выклюют
   вороны речные и сожрут птенцы орлиные.

18. Три вещи непостижимы для меня, и четырёх
   я не познал:

19. Пути орла на небесах, пути змея на скале,
   пути корабля среди моря и пути мужчины к
   девице.

20. Таков путь и прелюбодейной женщины:
   поела и вытерла рот свой, и сказала:
   "Я не сделала зла".

21. Под тремя всколебалась земля, под
   четырьмя она не сможет стерпеть:

22. Под рабом, когда он станет царствовать;
   под мерзавцем, когда он насытится хлебом;

23. Под ненавистной женой, когда она снова
   выйдет замуж и под служанкой, когда она
   завладеет госпожой своей.

24. Вот четыре малых на земле, но они мудрее
   ставших мудрыми:

25. Муравьи - народ не сильный, но летом
   заготовляют хлеб свой;

26. Тушканчики - народ не многочисленный, но
   установят на камне дом свой;

27. У саранчи нет царя, но выйдет вся она
   строем;

28. Ящерица лапками цепляется, но она - в
   чертогах царских.

29. Вот трое шагают красиво, и четверо
   красиво двигаются:

30. Лев - храбрец среди скота, не повернёт
   ни перед кем;

31. Борзая собака с козлом и царём, у
   которого нет противостояния со своим
   народом.

32. Если ты превозносясь сделал мерзость и
   помыслил злое, то положи руку на рот:

33. Ибо, как сбивание молока производит
   масло, толчок в нос производит кровь,
   так и возбуждение гнева производит
   ссору.