Душа музея

Сергей Анисимов Кыштым
Ценность души раскрывается не в великом, а в повседневном. М.Монтель
Введение
Трудно писать о человеке, когда этой темы уже касался настоящий «мастер пера», но я согласился только потому, что бы мои воспоминания легли в основу нового, ныне не существующего, отдела музея медицинского училища, посвящённого памяти самой создательницы - Эмилии Ивановны Колоссовской. Ведь именно из множества таких мелких мозаичных частичек памяти разных людей и складывается цельный конкретный образ, о котором хочется помнить всю жизнь и рассказывать своим детям и внукам.
Сегодня на просторах всемирной паутины можно найти много сухой протокольной, порой противоречивой информации по данной теме, скрывающей между строк действительно огромную душу настоящего человека с большой буквы. Перечитывая эти краткие справочные материалы, в моей памяти всплывают события давних лет, считающиеся ныне историческими.
Ура! Оказывается я жил в те годы и как многие единомышленники Эмилии Ивановны Колоссовской на протяжении длительного времени оказывал ей всяческую посильную помощь. Вот об этом, что осталось между строк и хотелось бы написать.
Перед тем как приступить к раскрытию трудной для меня, но столь важной для нас всех темы, побывал в стенах родного училища, навестил «детище» Эмилии Ивановны, посетил место, где ныне покоится моя учительница, перелистал ещё раз старый семейный альбом  и лишь тогда взялся за перо. А начну, пожалуй, с первого знакомства, которое буду помнить всю свою жизнь.
Первая встреча
Первая встреча с Эмилией Ивановной Колоссовской произошла при весьма курьёзных для меня обстоятельствах. Было это в далёком 1988 году. Я собирался поступать в Кыштымское медицинское училище и направился на вступительные экзамены. Но в силу своей молодости, определённой доли безответственности и юношеской бесшабашности безнадёжно опоздал на вступительный экзамен по русскому языку. Нервно расхаживая у дверей кабинета, за которыми происходил вступительный экзамен, соображал, куда ещё смогу пойти учиться. По истечении отпущенного времени двери кабинета распахнулись и все абитуриенты степенно разошлись по своим делам, а я, потупив взгляд, стоял перед преподавателем, боясь дышать и шевелиться.
К моему удивлению, Эмилия Ивановна, не раздумывая открыла подсобное помещение, предложила сесть за стол и, не считаясь со своим личным временем, повторила весь только что надиктованный материал вступительного экзамена для меня лично! Вот так, благодаря её доброму порыву я был зачислен в училище, а после его окончания состоялся как дипломированный специалист и, продолжаю работать по выбранной специальности, и по сей день.
Как бы сложилась моя дальнейшая судьба, если бы не душевный порыв Эмилии Ивановны  сейчас можно только догадываться.
Создание музея
Наверняка идея создания музея вынашивалась Эмилией Ивановной долгие годы, но именно в 1988 году, с искреннего одобрения и партнёрской поддержки директора училища тех лет, Виктора Николаевича Классен, начинается активная работа по подготовке к открытию первого выставочного зала. В стенах учебного заведения повсюду видна кипящая физическая работа и бурная интеллектуальная деятельность. В помещении будущего музея уже трудились плотники и художники, а Эмилия Ивановна, окрылённая успехом, ходила по аудиториям и ежедневно, взахлёб рассказывала нам, несмышлёным первокурсникам о перспективах развития своего выпестованного детища.
Именно тогда родилась идея создания отдела, посвящённого интернациональной дружбе, и был брошен клич о сборе кукол в национальных костюмах, символизирующих многоликость нашей студенческой братии советского пространства.
Именно в этот период во всеуслышание была высказана мысль о возможной переписке с выпускниками предыдущих лет, которые волею судьбы были заброшены за пределы нашей необъятной Родины.
Именно в 1988 году была выдвинута идея создания фотоальбомов каждой обучающейся группой и преподносящей в дар музею свой эксклюзивный выпускной шедевр, чтобы спустя много лет увидеть себя юного на редких, порой единственных фотографиях годов своей бурной молодости.
Помимо вышеперечисленного мы охотно поддержали идею создания демонстрационных муляжей на конкурсной основе, которые бы помогали в подготовке выбранной профессии. Знаю, что и по сей день в стенах музея хранится демонстрационный бинт для обучения основам десмургии. Жив и муляж, поясняющий принцип экскурсии грудной клетки и физиологической работы лёгких, а также много других экспонатов, ставших историческими, благодаря энтузиазму и настойчивости нашего педагога Э.И. Колоссовской. Существует ли эта традиция и по сей день мне доподлинно не известно, но «Иваны не помнящие родства» встречаются в нынешнее время очень часто.
Самым первым предметным выставочным экспонатом стала стеклянная голубая чайница доктора Валентины Сергеевой. И Эмилия Ивановна очень дорожила этим подарком, всем посетителям музея при случае демонстрировала хрупкий раритет.
Поскольку площади музея были невелики, то его хранительницей была разработан целый тематический план посещений для каждой из обучающихся групп.
Сегодня музей насчитывает более 10 000 экспонатов.  Профессионально скомпонованные стенды и насыщенные удивительными подробностями экспозиции могли бы сделать честь любому областному историческому хранилищу.


Последняя встреча
Никогда не забуду свою скоротечную последнюю встречу с Эмилией Ивановной, которая состоялась у неё на квартире осенью 2014 года. Передо мной лежал всё прекрасно понимающий человек, измождённый болезнью, но по-прежнему одержимый идеей написания новых музейных материалов. На рабочем столе, в одном только ей известном порядке, располагались краткие наброски от руки, прочитанные письма, старые фотографии. Перехватив мой взгляд, Эмилия Ивановна улыбнулась и многозначительно дала понять, что непременно найдёт в себе силы закончить начатое и воплотить всё задуманное в жизнь. Мне казалось, что её мечтам уже не суждено было сбыться, так как 11 октября 2014 года сердце прекрасного человека перестало биться.
Прощание
Я глубоко заблуждался. Смысл фразы, сказанной Эмилией Ивановной при последней встрече, стал ясен лишь тогда, когда я прибыл в ритуальный зал больничного городка и увидел хорошо режиссированный ею самой и продуманный до мелочей сценарий прощания. Казалось, это не мы прощаемся с ней, а она уходит в мир иной, покидая нас, и демонстрируя всем свою последнюю творческую работу. Безупречный стиль чувствовался в подготовленном фотоальбоме у входа в указанное место, прослеживался на протяжении всей скорбной церемонии, даже прощальная классическая музыка была подобрана в одном лишь ей известном порядке. А само погребение было соблюдено в строгом соответствии с её пожеланиями и последней просьбой…
Послесловие
Не скрою, я не нашёл в себе силы до конца перелистать представленный альбом, надеюсь сделать это в скором будущем, но память о таком душевном человеке я сохраню в своём сердце навсегда. С особым трепетом теперь отношусь к подаркам, сделанным Эмилией Ивановной, членам нашей семьи. Это с любовью подаренный толковый словарь Даля, незатейливая, но такая необходимая в повседневной жизни сахарница, книга рукописных шрифтов, незаменимых при оформительских работах и преподнесённая в дар рубашка, в память о своём безвременно ушедшем сыне Дмитрие.
Можно сказать, что в нашем доме есть свой минимузей Эмилии Ивановны Колоссовской. Да, она не любила афишировать свои добрые дела, никогда не ставила броских автографов на своих преподнесённых подарках, но тем дороже и ценнее для меня её памятные вещи.
При всей своей публичности Эмилия Ивановна до последних дней оставалась человеком скромным, такой и осталась в моей памяти. Посещая её могилу, я вспомнил строки Бориса Пастернака, декламированные ею при жизни:
"Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
а не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
так жить, чтобы в конце концов
привлечь к себе любовь пространства,
услышать будущего зов..."