Ворона воспитатель

Александр Атрошенко
    В 1999 году я со своей женой сменили своё местожительства, продав свою квартиру в городе Гатчина, мы приобрели квартиру в Санкт-Петербурге, расположенную на первом этаже многоквартирного дома. Место здесь для проживания очень удобное: все нужные магазины - рядышком, в 300 метрах - железнодорожная станция "Ульянка", в другую сторону не более полукилометра - лесопарковая  зона "Александрино, где живут белки, гнездятся вороны, по дорожкам бегают чижи, а голубей - просто тьма!И все они ждут, тогда их чем-нибудь угостят люди,которые это постоянно и делают. Голуби и белки берут корм прямо из рук, в лесу на деревьях развешаны кормушки, куда бросают орешки, подсолнечные семечки и простой хлебушек. Условия для обитателей леса не хуже, чем для людей на курорте! Вот и размножились, особенно вороны и голуби, они повсюду - на балконах домов, на крышах, около магазинов и продовольственных ларьков, а воробьи в кустах жасмина организовывают такие свои шумные тусовки, что людям позавидовать!
    В пятидесяти метрах от нашего дома параллельно стоит длиннющая  пятиэтажка, рядом с которой растут тополя и берёзы. Вот здесь-то и облюбовали себе место для гнездования вороны. Наши же окна и лоджия  выходят именно на ту сторону, поэтому, волей-неволей видна вся организация вороньей жизни. И, как же они порой удивляют своим поведением, иногда даже людям неплохо было бы у них поучиться!
    Я и моя жена ожидали приезда в гости сына Дмитрия со своим пятилетним сынишкой и нашим внуком Артёмом. По такому поводу бабушка Рая для своего внучка напекла побольше, чтобы хватило и всем, оладушек, а я сходил в магазин и купил сметанки. Уж мы -то знали, что оладушки со сметаной очень любил наш внучок!
    Вечером сын и внук уехали к себе домой, а на тарелке оставалось несколько не съеденных оладий, которые были задвинуты в холодильник.
    И, если внучок оладьи со сметаной просто обожал, то я и моя жена относились к ним довольно равнодушно. Когда вспомнили и достали их из холодильника, на них уже появились зелёные пятнышки плесени. Поступила команда выбросить их в мусор.
    Но, буквально вчера утром  я наблюдал, что рядом с домом, по только что скошенной дворником траве бродят голодные воронята. Они  уже с неделю, как покинули своё гнездо, которое было на одном из тополей. Воронята уже почти научились летать, размерами уже почти догнали взрослых, а вот найти себе корм не умеют и, с постоянно раскрытыми клювами, всё время преследуют своих родителей, чтобы те  в эти клювы бросили хоть что-нибудь. Взрослая ворона уже устала их кормить, а они всё ещё голодные!
    Я же, как и многие из людей, жалею голодных, особенно детей, сам в пошлой своей жизни проходил через такое, поэтому считаю, что бедным и голодным надо помогать. Вот я и решил оладьи не выбрасывать, а угостить ими этих воронят. Я открыл окно и выбросил оладьи на скошенную траву.
    Когда я оладьи выбрасывал ворона с воронятами была где-то в другом месте, около окна их не было.
    Но вот появилась взрослая ворона. Она подлетела к оладьям. Но что же она утворила!? Она наступила лапой на оладью, клювом оторвала от неё кусочек, подошла к скошенной траве, клювом приподняла её и  поглубже под эту траву задвинула кусочек оладьи, поправила траву, чтобы было всё, как и раньше. Так она по кусочкам запрятала все выброшенные мною оладьи.
    Через некоторое время здесь появились и воронята с раскрытыми от голода клювами. Взрослая ворона, как будто случайно, приподняла траву  рядом с воронятами, где была припрятана еда, сама отошла, притворившись, что сама ничего не видела. Но один из воронят тут же узрел этот кусочек и в момент его проглотил. Ещё несколько раз ворона приподняла траву, а потом отошла в сторону. Однако, её присутствие уже и не требовалось, клочья травы  и без её помощи летели во всё стороны. Воронята уже и сами находили оладушки. И, после того, как было съедено всё спрятанное, воронята под травой продолжали искать и кое-что находили, ведь под травой, особенно в жаркую погоду, всегда прячутся разные жучки и червячки, что для птиц, пожалуй, не менее вкусно и полезно.
    Вот такой замечательный урок провела ворона со своими воронятами, которые оказались весьма способными и прилежными учениками.
    И тут же я вспомнил случай из своей жизни с тем же Артёмом в 1998 году, когда, при его возрасте в четыре года, я с ним ходил по грибы. Тогда Дима и Оксана - родители Артёма были заняты какими-то своими делами, поэтому Тёму на несколько дней оставили на попечение дедушки с бабушкой, предупредив, что он очень плохо кушает, а вечером и спать уложить его трудновато.
    Дачка наша находилась в полутора километрах от квартиры, вблизи села Малые Колпаны в садоводстве "Дружба"
    В летнее время я с женой  больше своего времени проводили именно на даче. Туда нам и привезли внука. Чтобы дать возможность бабушке заняться своими делами, а внука чем-то занять и ради его физического развития, сразу же после обеда я пошёл с ним в ближайший лесок по грибы, это всего лишь с километр с небольшим, куда я пошёл впервые.
    Сначала наш поход был весьма неудачным. Лес оказался совсем не грибным, под ногами сыро, а по бокам - всё крапива да другая высокая и сочная трава, ну, абсолютно не грибной лес! Совсем уж было собрались ни с чем возвращаться домой, но, при самом выходе из леса я приметил местечко повыше, поросшее  молодым березнячком, и направился туда.
    Сразу же я нашёл несколько крепких подберёзовичков, срезал два из них, а потом подумал и позвал к себе Тёму, а сам отошёл в сторонку.Вдруг вижу, под берёзкой растёт подосиновик, да такой красивый и крепкий!  Подошёл Тёма , я же веду с ним такую речь, что в таком лесу обязательно должны расти грибы. А  тут же и сам он увидел подосиновик. Сколько же было радости и гордости! Он этим грибочком любовался пожалуй больше, чем любая дама любуется красивой розой .Он сравнивал свой гриб с моими подберёзовиками, которые и размером были поменьше и по красоте значительно уступали. После этого он очень старательно стал искать, нашёл не только те, которые видел я,  но и ещё один подосиновик и два подберёзовика. И всё это сопровождалось возгласами восторга!
    Домой мы возвращались довольные, с добычей достаточной для хорошей жарки!
Правда, на обратном пути, Артём, очень уж скромно попросил, а не могу ли я поднести его на своих руках? Я же пошёл значительно медленнее и сказал ему, что я бы поднёс, но ведь ему самому потом будет стыдно, ведь он уже большой, что он - будущий солдат, а наш дом уже совсем близко!
    В тот вечер он в один момент проглотил свой ужин, приготовленный бабушкой и, лишь только его голова коснулась подушки - тут же и уснул!
    Сейчас Артём уже большой, закончил университет, но до сих пор он помнит тот наш поход в лес за грибами.
    А я с тех пор к воронам стал относиться ещё более уважительно.и теперь уверен, что они этого вполне заслуживают!