Наши тёрки

Оксана Виват
Добрый день! Давненько я ничего не писала из своей личной жизни. Вчера я оказалась не в очень приятной ситуации, и мне  хотелось бы узнать Ваше мнение. Понимаю, что у каждой медали две стороны, и истина где-то посередине. Именно поэтому прошу Вас высказать свое отношение к прочитанному, для меня это очень важно.
Уже более 10 лет я работаю доцентом на кафедре, институт у нас технический, кафедра мужская из женщин я и две девушки, сопровождающие учебный процесс. Обе младше меня, Светлана на 10 лет, Юля на 17. Светлана работает давным-давно, закончила наш вуз с красным дипломом, находится на хорошем счету у руководства и она реально специалист высокого уровня. Юля абсолютный новичок (работает с сентября 2017), её к нам взяли по личной просьбе её свекрови из основных рекомендаций были слова, - Юлечка очень хорошая девочка!
Некоторое время назад я начала замечать, что отношение девушек ко мне изменилось, оно стало напрягать меня, и с каждым днём всё больше и больше. Поначалу я не придавала этому особого значения, всё списывала на загруженность, усталость, нервозность… Сами понимаете вуз, студенты, сессия…

Но время шло, а напряг никуда не девался. Совместные чаепития и посиделки стали более молчаливыми, появились смешки в спину, косые взгляды за спиной. Терпеть не могу, когда люди себя так ведут!!! Если есть какие-то проблемы, вопросы, то скажите, что не так… И будем решать проблему. На все мои вопросы,  Что случилось? У Светы один ответ,  Устала!!! Юлю спрашивать бесполезно, она всегда говорит по телефону и даже не смотрит в сторону, задающего вопрос.
Так прошли январские каникулы, начался новый семестр и наше сотрудничество с девушками должно было стать более активным. В апреле «нарисовался» Всеукраинский конкурс студенческих научных работ и зав.кафедрой выделил мне наших девочек в помощницы. Перспектива их явно не обрадовала, они сдерживались, как могли, но недовольство данным фактом скрывать получалось плохо. С каждым днём конкурсных работ становилось больше, волокиты с оформлением сопровождающих документов соответственно тоже больше…

За две недели до проведения конкурса все подготовительные работы должны быть закончены, рецензии отсканированы, рейтинги опубликованы и представлены на сайте вуза. И что Вы думаете делают мои секретари?!
Они ДРУЖНО уходят на больничный! ОБЕ!!! На целых две недели до начала конкурса… А это значит, что я всё должна сделать САМА!!!
На конкурс поступило 40 работ – СОРОК!!!
На каждую работу  четыре сопроводительных документа:
- рейтинговые списки;
- информация об участниках (фио, шифр работы, название института);
- индивидуальное приглашение каждому участнику конкурса;
- реестр отправленной корреспонденции;
- список, приглашенных студентов…
И как Вы понимаете, всю эту работу я должна сделать самостоятельно.
Я не беру во внимание работу со сканером и с электронными версиями, её делал мой коллега Серёжа, спасибо ему ОГРОМНОЕ!!! Без его помощи я в сроки, оговоренные Министерством образования, не вложилась бы.
Даже вспоминать не хочется, какими были мои рабочие дни, накладка за накладкой, учебный процесс, лекции, практические, лабораторные. На четвёртом курсе закончился 8-недельный семестр, начались консультации и экзамены. Такого аншлага я давненько не припомню. Две недели как папа Карло… Меня даже умудрились закрыть на кафедре, вуз работает до 16.30, а так как я не успевала с документами, то приходилось задерживаться, а охрана не проверяет, есть кто живой или нет… Потом я стала умнее, знала кого предупреждать, чтобы не закрывали. Но в тот день меня спас Серёжа, он тоже задержался на работе, у него в отличие от меня был свой ключ.
Так вот, когда все работы по проведению конкурса были выполнены в срок и до проведения конкурса оставалось две недели ожидания участников и условного затишья, на работу вышли наши барышни, удачно вылечившие групповое «воспаление» хитрости… Прошу прощения, никого не хочу обидеть, но за 12 лет моей работы на кафедре, я не припомню ни одного случая организованного выхода на больничный. Спрашивала своих коллег, надеясь, что у них с памятью получше. Думали, вспоминали… а кафедра у нас самая большая на факультете, так никто из опрошенных и не вспомнил.
Так вот мои ожидания не оправдались((
Две недели ожидаемого затишья превратились в две недели тотального игнора со стороны девушек. Я уговаривала себя, что мне всё кажется, что это перегруз и я сама себя накручиваю. Света стала вести себя очень вызывающе, всем своим видом демонстрируя недовольство, переходила на повышенные тона и в присутствии других преподавателей кричала, как её всё задолбало, и что она уволится не 1июня, а 1 мая. Юля при этом ехидно улыбалась и занималась самолюбованием. Я старалась не попадать под плохое настроение и сама носила экзаменационные ведомости в деканат, хотя это непосредственная обязанность Светы.
До сих пор не могу понять – до какой степени нужно не уважать людей, которые выше тебя по статусу, в подчинении, которых ты находишься, чтобы так прилюдно демонстрировать своё плохое настроение.
Вот примерно в таком режиме просуществовала наша кафедра.
11 апреля (конкурс).

 День у меня выдался суматошным. Вторая пара 9.45-11.20 лекция, 11.40 – экзамен (группа 30 человек), в 15 часов визит к врачу (двухнедельный перегруз сказался сосудистыми нарушениями, меня стало швырять из стороны в сторону). Экзамен приняла, у зав.кафедрой отпросилась и уехала к врачу. По дороге в больницу звонит незнакомый номер, беру трубку, - Это Юля, а Вы где? Тут Света набрала протокол заседания, Вы даже не посмотрели.
Скажу сразу это был первый и единственный звонок от Юли, до этого она ни разу за полгода мне не звонила. Звонок был вынужденным, потому что Света посчитала ниже своего достоинства со мной общаться. Перед тем как уехать я подходила к ней с ведомостями, получила очередной выбрык… развернулась, отпросилась, уехала… Меня отпустил начальник.

Как я потом выдыхала этот свой отъезд…
Каждый трудовой день с 12 апреля по 26 апреля…
Хорошо хоть были свободные дни для отдыха, а то ежедневный прессинг для меня был неизбежен. Врач выписала направление на обследование и по результатам мне назначили кучу лекарств и предложили госпитализацию. В больницу мне никак нельзя, в больнице лежал мой супруг, его госпитализировали с гипертоническим кризом, у нас трое детей и кто-то из родителей обязательно должен быть дома. Я рассказала всю ситуацию врачу, на что она пообещала мне, что я в скором времени составлю мужу компанию, лягу рядом. Решение предложила я, мы живём  в одном районе с больничным комплексом и у меня есть знакомая, которая работает в кардиологическом отделении, и я могу на дневном стационаре пройти всё лечение, которое она мне назначит. Каждое утро перед работой я ходила в больницу на капельницы, занимало это не более часа. Всё зависело от того есть занятия или нет, поскольку 4 курс сдает сессию, лекционная нагрузка значительно уменьшилась, осталась всего одна лекция в неделю - вторая пара в среду. Все консультации и экзамены по моей просьбе поставили на 11.40. Таким образом, я получила поддерживающую терапию, госпитализация мне предстоит после майских праздников.
Несмотря на сложность семейной ситуации и своё недомогание, я никому не трепала нервы, как это делали девочки, а они прекрасно знали, что положение у меня сложное. Супруг тоже сотрудник вуза. Все попытки наладить общение с дамами были отвергнуты. Я как  могла, анализировала своё поведение, обстоятельства, но каждый раз терпела фиаско. Только один раз Света проговорилась, что она не рассчитывала так долго задерживаться. Я  поняла, что она имела ввиду - день конкурса.  У меня встречный вопрос, - А ничего, что я две недели задерживалась так, как не планировала?????

Сколько времени я провела в раздумьях над тем, как разрулить ситуацию? Ощущение не из приятных, девочки делали всё, чтобы я перестала ходить к ним в кабинет, если раньше они меня приглашали к столу, на чай или кофе, то теперь перестали открывать дверь… Ситуация накалилась до предела. Другая бы давным- давно плюнула  на этих невоспитанных хамок и забыла бы знать, как звали…
Но я же не невежда, я же не звездила никогда и вряд ли уже когда-нибудь буду, продолжаю налаживать мосты. В таком стрессе я продержалась неделю до 18 апреля. 18 апреля день рождения моего покойного папы, у меня есть стихо оно так и называется «18 апреля», вы многие его читали, знаете. Сейчас оно находится вверху сборника, а в остальное время в рубрике «Моя боль». Так вот 18 числа я пришла к девочкам, дала деньги и попросила купить что-нибудь к чаю. Выкаблучиваться не стали, Слава Богу хоть что –то человеческое осталось. Посидели недолго и на том спасибо, мне больше и не надо. Света своего папу похоронила и как все девочки сильно за ним скучает.
В таком режиме мы просуществовали до 26 апреля, пока я не постучала к ним в навсегда закрытую для меня дверь, с подписанными документами на отпуск. Открывать не хотели, через дверь послышалась возня и смешки. Пришлось сказать, что их сосиски на весь коридор пахнут. В кабинете соображали на троих, моему приходу были не рады! Третьим был наш коллега, недавно перенёсший операцию по удалению желчного пузыря. Увидев в его тарелке поджаренные копченые сосиски, я спросила, - что ты делаешь? Тебе же нельзя!!!
И тут возмутилась Юля, она разразилась таАакой бранью, что я не успевала её слушать…Мне высказали всё, о чём молчали долгое время: - Я не люблю, когда заглядывают в тарелки! Вы же видели, что вам не хотели открывать!
Чуть не сказала , - зачем приперлась!!!

Остановить было невозможно, положив ногу на ногу, закутавшись в свой шарф, Юля продолжала меня оскорблять, - хотели кофе? Берите свой кофе и идите отсюда!

Юля, я не к тебе домой пришла! – пыталась возразить я.
Это наш кабинет, - орала Юля.
Юля, ты  работаешь без году неделя, прав находится здесь у меня больше, чем ты думаешь!
Ничего скоро нас здесь не будет! …
- Может быть и не будет,  - говорила я. Но это не даёт права тебе так со мной разговаривать. Я, помешивая свой кофе, начала понимать, что изрядно разнервничалась и меня в буквальном смысле слова трясёт. Я не помню, чтобы когда-нибудь, кто-нибудь на меня так орал и указывал мне на дверь.
Собой гордилась не только Юля, сияла от счастья и Света. В очередной раз она мне сделала пакость чужими руками. Юля у нас человек новый и она ещё не знает, как плетёт интриги Света, и какие сплетни она распускает. Юля свято верит, что Света её самый лучший друг и не подозревает, что Света её сдала со всеми потрохами и уже ни один раз. Благодаря Свете вся кафедра знает, что Юля работать не собирается, что на работу она ходит, только для общения. А общение, как оказалось, сводится к распитию спиртных напитков на кафедре в рабочее время. Подтянулись туда преподаватели и с других кафедр. Одним словом, нарушение трудовой дисциплины приобрело системный характер. Юля ещё не знает, что размахивая листиком с расписанием работы приёмной комиссии, Света игривым тоном оповестила, что Юле ни один из сроков не подходит, а это значит, что у Юли заготовлен очередной больничный или отпуск. Не царское это дело  - работать!!!

Вот интересная мысль меня посетила пока писала о своих недоразумениях с этими барышнями, - может сбросить кому- нибудь из них ссылочку на этот опус???
Пусть теперь они понервничают, может найдется желающий и даст руководству почитать, чем они занимаются в рабочее время и как потом преподавательский состав кошмарят своим подпитым настроением…

Очень хочется, чтобы прочитала Юля и поняла, что с такой подругой, как  Света - никаких врагов  не надо!!!

Это только потом я поняла, почему Юля такая борзая и храбрая, очередная бутылка вина дожидалась под столом, а тут я со своим отпуском и замечаниями про сосиски, которые есть нельзя.
Юля, перестань!!! Ты что не понимаешь с кем и как разговариваешь?!...
Юля ушла в неуправляемый полёт! Её космос затмил её подвыпивший разум.

Королева нашлась… иди мужу на меня пожалуйся!!!... продолжала Юля.

Кто ты такая, чтобы я о тебе мужу рассказывала….
Дальше больше…
Мне вспомнили и про штаны в горошек (у Юли новые штаны то ли в крапинку, то ли в горошек)… очевидно ей не понравилось, что я крапинку горошком назвала, то ли дело принципа – лишь бы прицепится…

Вы меня обозвали гусеницей… потом я вспомнила, что был момент, когда Юля аппетитно ела салат из капусты, но что её могло обидеть я не понимаю я свою дочь всегда называю гусеницей, когда она уплетает очередной листик чего-либо… и это больше ласкательное высказывание…

… пока я рассуждала,   Юля продолжала выговариваться – может я хочу, чтобы у меня сиськи побольше выросли…

Света ликовала!!!
Когда я обратилась к Свете с просьбой высказать свои претензии, Света гордо молчала, сопела и молчала – практика, выработанная годами.

Впервые с её методами работы я познакомилась, когда моей средней дочери было три года. Утренник к 8 Марта назначили накануне, и я не успела отпроситься или договориться о замене. Я позвонила Свете, чтобы она спустилась в лабораторию и попросила преподавателей забрать мою подгруппу. Тогда группа делилась на три подгруппы и в лаборатории работали три преподавателя. В случае форс-мажора, а у меня был именно такой случай, студенты без присмотра не оставались. Света выполнила мою просьбу, она спустилась в лабораторию, но не одна, а с зав. кафедрой и показала, что меня нет на рабочем месте. Ох, досталось мне тогда здорово. Помню, только, что на все вычеты у меня был единственный аргумент и когда мне дали возможность что-нибудь сказать в своё оправдание, я выпалила в сердцах,  - Даже, если бы я была президентом, то я всё равно пошла бы на утренник к дочке, потому что я – МАМА!
Заведующий по-доброму улыбнулся,   - Иди, работай, Мама!
К моему огромному сожалению, подобный опыт далеко не единственный. Уходя в декретный отпуск, Света настроила против меня сотрудницу, которая пришла на её место. Не представляю, что нужно наговорить человеку, что за три года работы отношения наши так и не наладились.

Самое обидное в ситуации то, что её создаёт и обостряет человек, которому я оказывала многолетнюю поддержку. Может и не в том виде, в котором ей хотелось бы, но как говорится, - Помогу, чем могу!
Света – мать-одиночка, практически все вещи, которые оставались у меня от средней дочери, я передавала Свете. Что-то отдавала бесплатно, что-то за сколько-нибудь. Если есть какие-либо книжки, аксессуары, костюмы к утреннику, платки, юбки для танцев  - всегда, пожалуйста, не вопрос!!!
Откуда берутся такие люди, которые плюют в колодец, из которого пили годами?! Очень обидно именно за Свету, мы с ней по гороскопу – львицы. И я очень радовалась, что дни рождения у нас рядом. Сначала её потом мой. Я даже не обижалась на неё, когда, поздравив её с днем рождения, не было поздравления мне с днем рождения на следующий день. Для меня было важно поздравить самой. Я очень жалела, что у неё не сложилась жизнь, что дочь растет без отца, она без мужа. Но видно личные качества - источник личных проблем. Я возвела Свету в ранг Царственной Львицы, а она живет и ведет себя, как драная кошка…

Вы наверное думаете, зачем было всё это слушать?! Что надо было встать и уйти… Да, наверное… Вы правы. Но я понимала, что эти девочки именно этого и добиваются, и я не хотела, чтобы они чувствовали себя победительницами. Также знаю, что виновник конфликта чаще всего покидает место конфликта первым, но не я начинала этот конфликт, не мне его и разруливать! Пусть теперь они думают, что они натворили и как им теперь со мной общаться. Самое удивительное для меня обидчивой – я на них не обижаюсь! Такие люди меня не могут обидеть! Где они и где я?! Они настолько глупы, что не понимают разницы! Их работу я выполню это только вопрос объёма работы и времени, а они мою – ни при каких обстоятельствах выполнить не смогут!!!
Даже в такой непростой для меня ситуации я не потеряла человеческий вид и не опустилась до Юлиного уровня, как сказал коллега, который стал невольным свидетелем данного разбирательства – до уровня подзаборной сявки…
Я не все претензии и высказывания Юли привела, уже светает, скоро вставать, а я ещё не ложилась. Да, оно и лишние… ничего хорошего там сказано не было…

Бедный наш коллега, поедая вредные сосиски, бубнил под нос…. Ну и страсти у вас такие, ну и страсти, вы так ругаетесь…


Света под конец беседы, предложила мне вина, я отказалась…
Мне и кофе «выше крыши» хватило…

Спасибо, девочки, за кофе!!!

Вот такие «НАШИ ТЁРКИ»