Старый сад

Владим Ир Долгих
Старый сад




По голубой сфере небес плывут облака. С земли они кажутся лёгкими и мягкими, как перина.
Облака  совершенно не умеют стоять на месте. Они постоянно двигаются туда, куда дует ветер, при этом они меняют свою форму, в которых человек с фантазией может видеть разные образы зверей и птиц;  а если это нагромождение облаков – это уже королевский замок или целый город.
И всё это  плывущее по небу разнообразие фантастических персонажей  на глазах меняется, и  плавно  образы следуют один за другим.  Величественно плывёт  над землёй каскад облаков, похожих на цветущий сад. Но что это?  Этот небесный сад, как две капли воды похож на сад, что растёт на земле.  Светит солнце, и тонкие стрелы невидимого дождя пронизывают пространство. Над всем этим великолепие  плывут обрывки фраз старой песни:

И мне теперь и грустно и смешно
Среди дождя и солнца.

Но, опустимся с небес на землю и вступим  во владения этого прекрасного, земного цветущего  сада.
  В этом саду сразу видна рука человека, и кажется,  сама природа была ему в помощь.  Сад располагался  недалёко от реки, поэтому его питомцы - деревья, кустарники и цветы, были обеспечены влагой даже в самое засушливое лето. И вырос сад просто загляденье.  Его фруктовые деревья были так велики, что кроны  их переплелись между собой и образовали живой зелёный шатёр. Это был старый сад, и здесь чувствовалась рука садовника. Не просто садовника, а художника.
Кто это не спеша ступает по аллее, заложив руки за спину? Да. Это и есть садовник. Этот, почтенного возраста,  человек  ровесник старого сада, потому что именно он посадил  в этом месте, у реки первое  фруктовое дерево. Сколько прошло лет,  сколько воды утекло в этой реке – не сосчитать. Зато сколько вёдер воды он выливал под каждое дерево ежедневно, он и сейчас помнит. Как и названия этих причудливых кустов, цветов и трав. Если посмотреть внимательней, то вы не увидите в саду ни одной дорожки выложенной  камнем или битым кирпичом, как это модно сейчас. Все дорожки были посыпаны жёлтым песком. Сколько их в саду садовник сам затрудниться ответить, но паутина из этих жёлтых узоров  хорошо видна с высоты птичьего полёта. От того так много в саду разных птиц. Некоторые дорожки уводили посетителя  в глухие уголки сада, куда за всё лето  не ступала нога человека. Именно в таком глухом уголке сада, заросшем лечебными травами, зарослями шиповника и барбариса  любил бывать наш садовник.
Сейчас здесь стоит крохотный  домик,  одна стена  которого была оплетена диким виноградом, а с южной стороны свисал каскад плетистых роз.  Домик был сделан из дерева и весь испещрён узорами, что дивно переплетались между собой  и вместе с живым плетением винограда и роз производил сказочное впечатление. У самого дома стояла яблоня. Под яблоней стол и две скамейки – тоже резные.  Окно в домике распахнуто настежь. Садовник сидел за столом и наблюдал, как его маленькая внучка рассматривает тюльпан. Странное чувство он ощущал всё это утро, как будто кто невидимый напевал ему мелодию песни, которую он слышал в годы своей юности:

Ну, здравствуй сад – друг юности моей,
Как легко в тени твоих ветвей.
Сейчас, когда сезон грибных дождей,
Тихи твои аллеи.

- Да. Хорошо весной в саду, - произнёс вслух садовник. – Именно с этого места начинался  этот сад.  Сколько лет прошло? Не верится.
- Прямо с этого самого места, где я стою? – спросила девочка. – А! Поняла. Вот с того, где стоит  дом.
- Именно, умница моя!  Этому дому столько же лет, сколько  и мне.
- Сто лет?
- Ты мне внучка возраст не завышай,- рассмеялся садовник.  - А это первая яблоня, которую я посадил.
- Она же дикая!
-  Не совсем. Когда-то это был  лучший сорт во всей стране. Яблоки были величиной с твою умную голову.
- Прямо уж с мою умную голову?
- Не меньше. А вкусные!! Сочные!!
- А теперь они маленькие и кислые. Я пробовала.
Садовник улыбнулся. Встал со скамейки и подошёл к яблоне. Ласково провёл по стволу рукой.
- Ведь как бывает в жизни.
- Как?
- Ты посадил дерево  - ухаживаешь за ним, как за малым дитём: подкармливаешь разными удобрениями, убираешь сорняки, обильно поливаешь.  В общем, забот хватает. Зато, какие это заботы! От всей души.
- Ты это о ком говоришь?
- Но тебя же я не поливаю водой, - рассмеялся садовник.  Или может полить?
- Нет, нет. Дедушка. Я уже умывалась. Значит, ты говоришь о яблоне. Это, как мемуары, да?
- Я уже сам становлюсь в ряд мемуаров. Да, деточка. О ней. О яблоне. И не только.
Так вот, если ты заботишься о растении, оно  платит тебе тем же.
- У них же нет денег, дедушка, - в этот раз рассмеялась девочка.
- Да. У них всё иначе устроено. Деньги только человеку нужны. Это он всё пытается купить.
Здесь случай особый. Ведь  я просто дарю дереву свой труд, свою любовь. А чем может отблагодарить меня дерево? Своими плодами. Верно?
- Нет. Сначала своими цветами, а потом уже яблоками.
- Я же говорю – ты у меня умница.
- Она нас одаривает цветами весной, яблоками летом, а зимой чем она будет одаривать.
- Для тебя, сластёна – компоты и варенье из яблок. А для сада зима это отдых.  Если хочешь - сон.  А не хотела бы ты. Умница моя я, узнать один важный секрет?
- Ну, если он важный, тогда хотела бы.
 Садовник взял руку  девочку в свою ладонь, и они медленно  пошли тропинкой, что вела за домик.
- Какой секрет, дедушка?
- Секретный. Если ты его будешь знать, можешь стать волшебницей.
- Прямо настоящей волшебницей? Феей?
- Именно. Слушай. Знаешь ли ты, дитя моё разумное, что в этом саду все деревья, кусты и травы умеют разговаривать?
Девочка остановилась. Внимательно посмотрела на своего деда и поняла, что он ни сколько не шутит. Ей очень не хотелось, чтобы её дедушка считал свою внучку глупой. Она вздохнула,  покачала головой.
- Не знаю.
- Может быть, ты видела во сне, как растения общаются между собой.
- А я сны вообще не запоминаю.
 - Напрасно. Иногда это полезно – помнить свой сон.
- Если растения  умеют разговаривать, значит, они живые, – рассуждала девочка,- А тогда чем же они говорят? У них нет рта, глаз. А раз нет – значит, они просто деревья и кусты.
- Все так думают, - возразил садовник,- Поэтому то люди и не могут быть волшебниками. А скорее не хотят. Им и так хорошо.
- Мне тоже хорошо с тобой.
- Но ты же желаешь стать феей?
- Не хочешь ли ты сказать, дедушка, что именно  деревья в твоём саду особенные,- девочка прищурила глазки и замерла в ожидании ответа.
- Именно. В моём саду все растения особенные, - как ребёнок обрадовался садовник.  – И жизнь у них отлична от нашей человеческой жизни. И общаются они между собой особенным способом.  Я много раз проделывал эти опыты в своём саду с растениями.
- Значит ты – опытный дедушка.
-  Приходится этим заниматься, если хочешь стать в своём деле мастером. Так вот. Оказывается у всего растительного мира  свой особенный язык.
Садовник остановился  и легко присел около стайки белых тюльпанов. Он качнул соцветие тюльпана, и весь тюльпан гордо стал покачиваться из стороны в сторону.
- Как думаешь, деточка. Что сейчас сказал этот тюльпан?
- Ну, откуда же я могу знать, - возмутилась девочка. – Я не изучала ещё иностранные языки. Вот пойду в школу и там займусь этим.
-0 Молодец. Что живёшь с перспективой в будущее. Скажи мне, а какой сегодня месяц?
- Месяц май,-  быстро произнесла девочка.
- Верно. Май месяц этого лета.
- Ты что-то всё перепутал, дедушка. Лето ещё только будет, а сегодня весна.
- Да. Конечно. Так говорили наши предки. Они считали не года, как мы, а  - лета.  Сейчас я тебя спрошу,  сколько тебе лет? А ты мне назовёшь цифру.  Сколько тебе лет?
- Пять лет.
- Видишь. Пять лет. Не годов, а лет!
- Я поняла. Хотя и не совсем усвоила.
- Об этом я тебе расскажу в следующий раз.
- Так вот, деточка, в мае все растения цветут. Смотри, ка обильно цветёт белая сирень и эта яблоня. Их ветви  плотно  соприкасаются между собой. Красиво?
- Очень.
Знаешь ли ты аромат белой сирени или аромат яблоневых соцветий?
Девочка покачала головой. Затем подошла к кусту белой сирени и глубоко вдохнула  воздух напоенный ароматами сада. Затем она сунула свой носик в ветку цветущей яблони. Подбежала к тюльпанам.
- Апчхи, - чихнула девочка, - Они пахнут все по-разному.
- Именно. Каждое растение имеет свой аромат. Особый. Только ему присущий  аромат.
- И что дальше происходит с этими ароматами? – девочка раскачивала ветку вереска, и от этого  раскачивания белое облачко пыльцы взмывало вверх.
- Смотри дедушка, вереск задымился.
- Это пыльца. Она тоже имеет свой запах. Возможно, так  он благодарит тебя, что ты соизволила обратить на него внимание.

- Ты спросила , что происходит с ароматами растений? А вот, что! Именно при помощи своего  аромата общаются все растения между собой. А люди воспринимают это, как запахи.
Так они разговаривают друг с другом: слива с черешней, груша с айвой, розы с георгинами.
Это и есть язык нашего сада. Когда день клонится к закату, и цветы, впитав в себя часть солнечной энергии, начинают источать  симфонию аромата, и кажется, что ты попал в рай. Это признак того, что растения в саду общаются. Разговаривают.
Вот это и есть первый секрет, который нужно усвоить, чтобы стать феей. Надо учиться слышать, как общаются  растения между собой. И тогда…
- Что?
- Ай. Какая хитрая. Секрет узнала?
- Узнала.
-  А сейчас тебе задача. 
- Какая ещё задача. Я ещё в школу не хожу.
- Вот именно, умница моя. Пока в школу не пошла,  должна много узнать, чтобы тебя с пути истинного никто не сбил.
- Пусть только попробуют. Какая у тебя задача?
Они вернулись назад к старому домику. Садовник взял маленький пластмассовый горшок с геранью и протянул внучке.
- Что это?
 Девочка взяла в руки горшочек с растением и стала его рассматривать.
- Пока это растение  молчит.
- Это растение - душистая герань.
- И что я должна делать?
-  Тебе, деточка ставится задача – разговорить  эту молчунью. А мне пора за дело приниматься. Не забоишься одна?
- Что я маленькое дитё? Справлюсь, дедушка.
Садовник не спеша пошёл  по тропинке. Мудрый садовник знал, что доброе слово,  упавшее  в сердце ребёнка  в далёком будущем даст отличный результат. Об этом красноречиво говорил старый сад.
День на редкость выдался тёплый. Девочка взяла горшочек с геранью и аккуратно поставила на стол.
- Ну, красавица моя, давай разговаривать. Ты только не молчи. Я, когда была маленькая, очень много говорила, поэтому я выросла такой любознательной девочкой. 
Ты не торопись. Сначала давай познакомимся.  Тебя как зовут?
Девочка вытянула шею и близко подставила ухо к цветку.
- Да. Сложный экземпляр. Пчёлы жужжат – слышу, птицы поют - тоже слышу, даже шум ветвей старой яблони слышу, а твой голос  герань совсем не слышу.
- С этими малышами столько хлопот. Один говорит не останавливаясь.
Другой - молчат, как партизан. Это слова моего деда.
Жарко как… Ой! Я же забыла - цветы разговаривают  своим ароматом. Это у них вроде нашего языка. А у тебя, красавица цветов нет. Значит, язык у тебя ещё не вырос. Придётся ждать. Я терпеливая. Подожду.
Девочка  устроилась  удобно за столом,  и скоро  сон укачал  её в своей ароматной колыбели.
На стол, где стоял горшочек с душистой геранью, упала цветущая веточка старой яблони.
 - Что это, - сама себя спросила герань, - Это мне?
- Вам,- ответила яблоня,- И радостно зашумели её молодые листочки в кудрявой кроне.
Герань подняла голову и увидела цветущую яблоню.
- Какая вы большая. И вам очень идёт этот  красивый кружевной наряд.  Я даже не могу вас сравнивать с чем-то.…  Но вы – просто прелесть.
- Спасибо,- опять зашелестела листьями старая яблоня.
- Если бы в моей маленькой кроне появились подобные цветы, я  была бы на седьмом небе.
- Наверно это далеко, - спросила яблоня, - Седьмое небо?
- Если между нами, то я и сама не знаю, но так говорят люди, когда достигают чего-то желаемого.
И герань вздохнула.
- Что вы. У вас замечательный наряд. А какие резные листочки. А запах от них исходит просто чудо какое-то!
- Вы находите это приятным запахом?
- Несомненно. Мне ли не знать. Я в этом саду с самого его основания.
- Это так романтично,- сказала герань вслух, но подумала совсем другое: « Я еще  совсем молодая. Можно сказать в колыбели. Она называла так свой пластиковый  горшочек. А этой старой яблоне давно пора на дрова, а она ещё и цветёт, а значит и плоды приносит. Странно всё это».
Но вслух она  ничего подобного  не сказала. Герань  считала себя очень тактичной в этих вопросах, даже  - дипломатом. Ни больше, ни меньше. При этом стоя в своём горшочке она умудрялась принимать горделивый вид. Ей так казалось. Герань совершенно ничего не знала о себе. Она была из семейства гераней душистых. А этот вид гераней никогда не цветёт. К сожалению, невежество распространено не только среди людей. И ждать ей  цветов придётся всю свою жизнь.
Вслух она поблагодарила старую яблоню за презент и тут же пристроила яблоневый цвет у себя на веточке.
- Ах, как палит это весеннее солнце. Можно было бы и поаккуратней,- герань просто задыхалась от жары. Земля в её горшочке почти высохла, и она себя чувствовала просто ужасно.
- Несносное солнце.  Без воды листья герани поблекли, опустились вдоль ствола.
Яблоня старалась прикрыть бедную герань от палящих лучей солнца.
-Мне бы не помешала  капелька воды.
А девочка спит. Ох, уж эти современные дети. Ничего им нельзя поручить.
- Она устала, ожидая, когда вы заговорите.  Кажется  мне, что жара ей тоже может навредить.
Яблоня опустила свои густые ветви и над спящей девочкой, прикрыв её своею тенью.
- Так лучше? – спросила  яблоня.
- Намного лучше.  Дорогая яблоня, откройте тайну вашей молодости. Вы до сих пор так выглядите прекрасно.
Наверно за вами ухаживаю, как за королевой?
- Ой, что вы,- засмущалась яблоня. -Королевой я не была и в свои молодые годы. А сегодня в саду в почёте совершенно новые сорта яблонь. Кажется, подул свежий ветерок. Он  непременно принесёт прохладу.
Ветер  стал раскачивать ветви яблони да так, что одна из ветвей  смахнула горшочек с геранью на землю.  Герань беспомощно распростёрлась на земле. Земля из горшочка высыпалась, обнажив хрупкие корешки.
От сильного порыва ветра  проснулась  девочка. Она увидела лежащую на земле герань.
- Вот ведь какая ты неспокойная.  Девочка взяла другой горшочек. Он оказался просторней прежнего. Набрала под яблоней  земли и посадила туда герань. Затем обильно полила герань чистой водой.
-Вот так. Поставлю я тебя на подоконник и закрою окно, а то опять свалишься, беспокойное хозяйство. Тем более приближается гроза. А для тебя это смерти подобно. Так говорит мой дедушка.
- Теперь я точно знаю, о чём шептались герань и старая яблоня.
Я пойду – дел так много. И все надо успеть сделать  до вечера.
Ты не беспокойся, герань.  Я буду приходить, и поливать тебя каждый день.  Ну, почти каждый день. А ты давай зацветай скорее.
               Прошли весенние денёчки. Лето уже завернуло  к сенокосу. Герань  по-прежнему стояла на окне. В просторном горшке и постоянном поливе она выросла, окрепла, но так и не зацвела.
Яблоня каждый день стучала в окно, приглашая герань выйти на прогулку.  Гордая герань только успевала  глянуть  сквозь приоткрытое окно в сад, и тут же оконная створка с шумом захлопывалась.
- Мне и здесь хорошо.  Чего я там не видела?  Интересно, куда  подевалась пышная красота яблони?  - рассуждала герань, стоя на подоконнике.
Листья на ветвях яблони за лето огрубели и с каждым днём  их становились  всё меньше и меньше.  Уже пожелтевшие листья опадали, постепенно оголяя грубые, корявые ветви. Зато  на каждой ветке висели маленькие, симпатичные  яблочки. Их было так много, что казалось яблоня, просто сменила свой весенний  наряд  на другой - более диковинный. Яблочки были цвета мёда с красными полосками. Ах, как это украшало старую яблоню.
- Вот вырядилась, - удивлялась герань, – Надо бы выйти расспросить яблоню. Где эта несносная девчонка? Третий день её нет. Земля в горшочке пересыхает.
 Легка на помине. Явилась – не запылилась. Сейчас  воспитывать начнёт.
Но к удивлению герани девочка молча вынесла герань и поставила на стол. Полила  высохшую землю из маленькой лейки и тут же убежала, не сказав не единого слова.
- Как я  рада вас видеть, - зашелестела яблоня. - Да, вы стали просто не узнаваемы! Выросли. Похорошели. Пора бы вам подумать о выходе в свет. В саду так много интересного. А сколько друзей.
- Я подумаю над вашим предложением, – расправила листья герань и глубоко вдохнула аромат лета.
Это был чудесный аромат, напоенный  густым облаком созревших фруктов.
- Я подумаю,- ещё раз произнесла эту фразу герань, но про себя  подумала: « Тебе легко говорить – выходи в свет! Вот ведь какая выросла махина. А я маленькая.  Всякое может случиться в этом саду. Собаки или  ещё кто-нибудь наступит на меня. Брр. Страшно подумать»
- Я пока привыкну, а там видно будет,- сказала вслух герань и добавила,- А мне предложили переехать в другое место.
- Куда же?
- За границу этого сада. В оранжерею.
- Слышала об этом от своих подруг, - прошелестела яблоня.
- Какие у тебя красивые яблоки. А к осени они ещё больше станут!
- Нет, голубушка.  Мои яблочки такими и останутся. Раньше яблоки на моих ветвях поддерживали специальные подставки. Такой был обильный урожай. Но, всё течёт, всё меняется. Изменилась и я.   Со временем яблочки мои стали мельчать , вскоре  потеряли свой былой вкус и аромат.
« Одичали», – как говорит старый садовник. - Но меня это совсем не  смущает. Моё угощение по вкусу другим обитателям сада – птицам, белкам.
-  Одичали, говоришь? Так ты дикая яблоня? А я думала ты яблоня культурная. И меня в заблуждение ввела.   Тогда уже наверняка я перееду в оранжерею. А с вами здесь точно одичаешь. 
На землю упали  первые капли дождя. С каждой секундой дождь усиливался.
Вдруг, на стол села большая  серая ворона. Решила спрятаться под яблоней. Она  увидела горшок с геранью, и завертела своей головой в разные стороны. Затем подошла и клюнула герань  прямо в сочную макушку.
- Ой, что вы делаете? Отойдите от меня.  Помогите,  -закричала от возмущения и страха герань. Но ворона её не слышала.
Яблоня пыталась отогнать ворону, но отяжелевшие  от обилия яблок ветви  не позволили ей это сделать.
 Ворона ещё раз клюнула герань в макушку и, взмахнув крыльями, устремились ввысь. От сильного взмаха крыльев  герань не удержалась и упала со стола.  Горшок разбился, и струи дождя быстро размыли землю, обнажив корни герани. Закончился дождь так же неожиданно, как и начался. Жаркое солнце  одиноко пылало в голубом небе. Звенел эфир. Опять в воздухе плыла знакомая мелодия сада:

Наверно жизнь, как этот тёплый дождь,
И ты мой сад меня переживёшь,
Но я завидую тебе, так много грибных дождей
Пройдёт нал листвой твоей.

Прошло два дня, и когда девочка пришла поливать свою воспитанницу, герань уже высохла. Яркое летнее солнце  грело по-летнему щедро.
- Я же говорила тебе,– упрекнула девочка герань,-  Стоять надо было в центре стола, тогда бы не упала.  Эх, ты!  Так и не дождалась я, когда ты зацветёшь.       
Яблоня печально глядела на герань, и ей было очень жаль это маленькое чудо природы.