Загадочная история

Геннадий Захаров
 
               

   Просматривая очередную мистическую телепередачу по РенТВ, мне припомнилась подобная, довольно загадочная история, произошедшая лично со мной в незабываемом далеком голодном, но веселом, наполненном всевозможными приключениями детстве.

   Последние дни того далекого, быстро пролетевшего лета были на редкость тоскливыми. Несколько последних дней небо, закрытое плотными тяжелыми тучами, сбрасывало на землю нескончаемую завесу мелких дождинок. Порывистый ветер ударял водяной пылью в лицо, загонял за воротник мерзкую холодную сырость. Тоска!

   Утром мать, придя с колхозной фермы, приготовила немудреный завтрак, сообщила, что пошли грибы. Якобы, вчера Васька-пастух набрал целую корзину подберезовиков и подосиновиков. Брату Коле и мне было предложено брать по корзинке и отправляться за грибами.
   – В такую смурную погоду в глухом лесу не мудрено и заблудиться, поэтому сходите на Долгий Бугор. Туда пойдете по левой стороне, обратно – по правой. – Наставляла мать.

   С неимоверной радостью мы восприняли предложение матери. В такую погоду уж лучше по лесу болтаться, чем на огороде ковыряться в грязи!
 
   Поросший лесом Долгий Бугор начинался невдалеке от деревни и простирался далеко в южную сторону. По обе стороны его то и дело появлялись заболоченные участки. На бугре всегда сухо, сапоги не промочишь. В дождливую, сырую погоду грибов на нем – видимо-невидимо! Если год сухой, то мы старались обследовать заболоченные участки у подножья Бугра. Короче – пустыми никогда не возвращались. Неоднократно доводилось мне вместе с другими ребятишками на этом Бугре забираться на высокую елку, чтобы посмотреть на окрестности и полюбоваться этим чудом природы с высоты. Перед глазами раскрывалась картина, на которой среди зеленого моря крон и острых вершин нескончаемого леса, чуть изогнутой полосой гордо возвышается и устремляется вдаль наш Долгий Бугор, как могучий крепостной вал сказочного королевства.

   На этот раз грибов оказалось не так уж и много. Внимательно обследуя сам Бугор и его склоны, спускаясь и в сырые заболоченные лощины, мы все дальше и дальше удалялись от деревни. Отмечу, что мне в то время было лет девять-десять, брат – на три года старше. По тогдашним деревенским меркам – почти взрослые, однако! У меня была корзина вместимостью полтора ведра, с ручкой, у брата – вдвое больше, заплечница.

   К нашей радости, грибы попадались все чаще, стали встречаться и белые, и боровики. Наиболее крупные и красивые боровики я старался класть в корзину брата. У него корзина больше. И по своей массе они более увесистые, брат сильнее, снесет.
   Так, переходя с одного склона на другой, нередко возвращаясь за пропущенным грибом, корзины у нас наполнились более чем наполовину. Коля решил поворачивать назад, а я был уверен, что мы уже повернули в сторону деревни. Но пришлось подчиниться старшему. Прошли около километра. Корзины наполнились доверху. Настроение – высший пик!
 
   Свою уверенность, что мы идем в противоположную сторону я, не ругаясь, стал все чаще выражать вслух. Мотивировал тем, что наиболее причудливые деревья в лесу я запоминаю и позднее по ним ориентируюсь. Доказывал, что до этого места я еще никогда не доходил, хотя за последние две сотни метров нам встретились причудливая кривая береза и расщепленная грозой старая елка, которых я никогда не видел. Решили определиться со сторонами горизонта. Испробовали все известные нам методы ориентирования. О компасе тогда мы только мечтали. Солнца не видно, всё небо одинаково серое. Мох на стволах деревьев растет то с одной, то с другой стороны. Кроны на деревьях тоже явного южного направления не показывали, как на открытой местности. Муравейников не встретили. Так и не придя к единому мнению, пошли дальше, как указывал старший брат.

   Пройдя незначительное расстояние, решили отдохнуть. Поставили корзины, присели на валежину. Молчали. Неожиданно Коля воскликнул:
   – Ты только взгляни, прямо на меня вон из-под той елочки белый гриб смотрит, в корзину просится! Пойду, срежу.

   Только брат направился в сторону елочки, как я увидел вышедших из кустиков нарядно одетую пожилую старушку с лукошком и паренька лет пятнадцати с корзиной за плечами. Несказанно обрадовавшись, я обратился к ним:
   – Здравствуйте! Как здорово, что мы вас встретили! Подскажите, деревня Соинское в каком направлении отсюда. Мы, похоже, заплутали чуток.
   – Так вы из Соинского? А чьи будете? – поинтересовалась старушка.
   – Мы, бабушка, Нюрки Захаровой сыновья.
   – А я и не знаю такую. А батьку вашего как зовут?
   – Батька наш – Ларион. Но его уже нет, похоронен еще в пятьдесят втором.
   – Батьку вашего знала. Вас двое ребятишек осталось?
   – Нет, бабушка, нас четверо. Мы двое средних – здесь грибы собираем, старший – работает далеко отсюда, еще младшая сестренка дома осталась.
   – Ой, ой, ой! – запричитала старушка, – в колхозе с четырьмя ребятишками! Грибов-то хоть набрали?
   – Набрали, бабушка. Целые корзины!

   – Ну и хорошо! А Соинское вон в том направлении, – бабулька рукой указала совсем в противоположную сторону от нашего маршрута, – но с полными корзинами вам лучше по дороге идти. Пройдете по этой тропинке немного, выйдете на большое поле, за полем увидите деревню Новинка. За Новинкой – Козлово. Из Козлова прямая дорога на Соинское. Но в Козлово вы не заходите. В Новинке у первого дома будет тропинка направо, вдоль огородов. Она вас и выведет на Соинскую дорогу. От Козлова до Соинского пять километров и по этой тропинке – тоже пять получится.
   – А до Новинки далеко отсюда будет? – уточняю.
   – Здесь рядом, около километра, – подсказал парнишка, – там, на поле увидите еще большое сухое дерево. Пойдете по тропинке, оно с левой стороны от вас будет.

   Услышав радостный Колин голос, обернулся к нему.
   – Ты только посмотри, какие два красавца! – восхищался он, – ты посмотри!
   Взглянув на отменных боровиков, сообщил:
   – А мне сказали, что мы неправильно идем. Нас даже за Козлово занесло. Соинское в обратном направлении…
   – Кто сказал?
   – Проходившие мимо бабушка с парнем мне говорили.
   – Какая бабушка? Какой парень? Никого тут не было!

   Я обернулся. Действительно, нет ни бабушки, ни парня с корзиной. Посмотрел в одну, другую сторону – их нет. Был уверен, что не могли они за несколько секунд от нас удалиться. Лес просматривался не менее, как на полсотни метров. Куда подевались?
   В полном замешательстве брат Коля утверждал, что не было никакой старушки, что в четырех-пяти метрах от меня он не мог не слышать наших разговоров, что за какие-то двадцать-тридцать секунд, пока он срезал два гриба, я физически не мог успеть что-либо спросить у бабули и получить подробные ответы. Я утверждал, что разговаривал с бабулей минут пять, а может быть и больше. Что делать? Как поступить? Оба мы оказались в полнейшем ступоре…

   Поразмыслив, решили идти по тропинке, ибо каждая тропинка из леса выведет в какую-то деревню. Я, как инициатор предложения, шел впереди. Заметив, что кустики становятся все реже, подсказал:
   – Вот сейчас мы выйдем на большое поле.
   Через пару минут перед нашими глазами уже простиралось огромное поле.
   – Ну, поля около любой деревни есть. Что еще примечательного сможешь показать?
   – Отсюда не видно, но скоро на середине поля увидим большущее сухое дерево, а там и до деревни «рукой подать». Пройдем мимо дерева, которое слева от нас будет.

   Вышли на поле с огромным сухим деревом.
   – А что это за деревня? Козлово? – увидев невдалеке деревенские постройки, интересовался старший брат.
   – Нет, это Новинка. Козлово за ней. – Гордо пояснял я.
   – Откуда ты все это знаешь? Ты, наверное, раньше бывал здесь, а мне голову морочишь! А, от греха подальше, Новинку нам надо обойти. Там бабка – злая колдунья живет. Если ей на глаза попадешься – несдобровать!
   – Мы в Новинку не пойдем, – отвечаю, – там перед первым домом тропинка направо есть. Пройдем по ней мимо огородов и выйдем на нашу дорогу. Пять километров – и дома!

   С тяжелой поклажей, не чувствуя рук и ног, домой мы добрались только к вечеру. Мать была на ферме, на вечерней дойке. Наша корова оказалась на месте, во дворе. Это соседские ребятишки помогли младшей сестренке загнать коровушку. Наскоро перекусив, расположились на крыльце чистить грибы. Неимоверно уставшие, но гордые и довольные удачным походом мы с братом до наступления сумерек успели подготовить собранный урожай для жаркого и сушки на зиму. Закончив дела, я забрался на русскую печку и проспал до самого утра.

   Утром проснувшись, рассказал матери о наших похождениях. Не поверила мне. Оказывается, Коля ей всю эту историю рассказал еще вечером, но произошедшие события изложил со своей стороны. Кому верить? Конечно старшему! Да и не мудрено: я любил сочинять всевозможные небылицы. Дескать, эта не первая и не последняя.

   Уже днем произошедшую в лесу историю меня просили рассказать несколько женщин. Рассказывал. Многие были убеждены, что мои рассказы – это выдумки чистейшей воды. Только одна деревенская старушка-соседка внимательно выслушала меня, несколько тонкостей моего разговора со встретившейся бабулькой просила повторить дословно, уточняла всякие мелочи. Просила описать одежду той старушки. Подумав, заключила:
   – Если заблудившемуся в лесу человеку повстречается старичок, или старушка, необходимо обязательно обратить внимание на его одежду и вещи. Повстречается бабушка с корзиночкой, одетая нарядно, чистенько, опрятно – поздоровайся с ней, можешь и спросить что нужно. Она зла не принесет. Подскажет, как выбраться из глухого леса. Бывали и другие случаи. Повстречаешь бабулю в черных лохмотьях, с клюкой – не слушай ее, перекрестись и уматывай от нее подальше. Особенно, если звать с собой будет, чтобы вывести из леса – не ходи, заведет в чащу, откуда век не выберешься. А тебе в лесу повстречалась добрая старушка. Она специально пришла к тебе, чтобы помощь оказать. Тебе повезло! Худых историй в лесу много происходит, а вот хорошую историю за всю свою жизнь я узнала только вторую.

   – А первая подобная история с кем произошла?
   – Со мной! С кем же еще! Мне тоже тогда лет десять было. Одна заблудилась в лесу. Малину собирала. Старшие ушли дальше ягоды искать, а я у кустика задержалась, за ним второй кустик, третий. Сколько тогда малины было! Я набрала свою корзиночку, а кругом никого нет. Кричала – не слышали. Такая же бабушка мне дорогу в деревню показала. Вышла она так же из кустиков, пояснила, как выйти на дорогу и пропала потом так же, как у тебя. Я первая тогда домой пришла с ягодами, а старшие меня обыскались. Брат прибежал в деревню, кричит, что младшая сестренка потерялась в лесу, надо людей собирать. Ему пояснили, что сестренка с ягодами уже дома. Эту историю я взрослым рассказала. Не поверили мне. Для того чтобы удостовериться, решили отыскать тогда мою бабушку-спасительницу. Во всех соседних деревнях опросили, но никаких бабушек в лесу в тот день не было.

   – А как же у нас получилось, что я со встретившейся бабушкой разговаривал минут пять, или больше, а брату показалось, что он отвернулся всего на несколько секунд? И куда та бабушка потерялась?
   – Говорят, что подобные бабушки и появляются ниоткуда, и исчезают в никуда. Видимо она специально сделала, чтобы брат отвернулся на несколько секунд, а время для него остановилось. Ты с той бабушкой мог говорить хоть целый час, а для других это время секундой покажется.
   – Это как?
   – Знает подобное только один Господь Бог! Мы этого не знаем, и знать не должны.
   – А узнать-то и нам хочется. Не верят мне!
   – Не расстраивайся, что не верят. Главное – ты об этом знаешь! – заключила соседка.