Еще раз о перераспределении природной ренты

Виктор Черепнин
Луч света в темном царстве. Или реальный способ выполнения наказа Президента РФ о повышении уровня жизни населения с использованием системы персучета Пенсионного Фонда России

Существует авторитетное мнение чиновников о бесперспективности инициатив о перераспределении природной ренты в России. Это мнение понятно, по причине удобности элитам, иметь золотые унитазы и роскошные виллы, которым завидуют арабские шейхи и голливудские звезды, очень приятно. Однако в России большая часть населения, к сожалению, не может позволить себе простой унитаз, и этой части очень неудобно существовать в сложившихся условиях нищеты.
Предлагаемая модель заключается в реализации механизма перераспределения природной ренты путем законодательного закрепления права граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации, и законодательного закрепления правовых норм, определяющих правоотношения в области определения размера и процедуры перераспределения рентного платежа гражданам страны.
Таким образом будет реализован принцип справедливого формирования бюджета страны - домашние хозяйства после уплаты всех налогов, сборов и коммунальных платежей будут иметь в своем распоряжении также средства на накопление и потребление, формируя тем самым инвестиционный потенциал необходимый для осуществления возможности индивидуальной предпринимательской деятельности и на долгосрочные банковские вклады.
Практика реализации правительством в 1990-е гг. курса на неуклонное сокращение уровня жизни россиян, рассматриваемого в качестве способа преодоления кризиса, убедительно доказала (по методу от противного), что низкий уровень доходов становится в этом случае попросту непреодолимым. Если значительная часть граждан, опускается за черту бедности или приближается к ней, то их вынужденные сбережения являются вовсе не ускорителем, а напротив, мощным препятствием инвестиционного прорыва в экономический рост .
Позитивный опыт бурно развивающихся регионов мира, прежде всего Китая, Кореи, Тайваня, Гонконга, Индонезии, Сингапура, Таиланда, убедительно доказывает, что истинный путь к экономическому процветанию находится в принципиально иных теоретических плоскостях. Российскому государству следует искать его в кейнсианской цепочке связей, разворачивающейся от высоких темпов роста реальных доходов населения через наращивание его потребительского спроса и рост ВВП - к увеличению суммарного объема инвестиций в национальную экономику, которое уже закрепляет (а не инициирует) позитивные, сдвиги в динамике совокупного потребления. На долю собственно инвестиционного бума приходилось не более 1/6 того бурного роста «новых индустриальных стран»: остальные слагаемые их успеха были на стороне наращивания потребительского спроса населения. Согласно функции потребления Дж. Кейнса, среди множества факторов, влияющих на потребительскую активность домохозяйств, решающим является располагаемый доход: C = f(Y) . Кейнсианская функция потребления показывает отношение реальных потребительских расходов (С) к реальному располагаемому доходу (Y) в их движении. Если бы отсутствовали сбережения и любой доход использовался исключительно на потребление, тогда функция потребления приняла бы вид прямой ОБ, расположенной под углом 45  градусов (биссектрисы). Однако в действительности потребление может весьма существенно отличаться от дохода, причем как в одну, так и в другую сторону.
 
Рисунок 1. Функция потребления Дж. Кейнса

Реальная функция потребления С = f(Y) представлена на графике (см. рис. 1.) прямой АГ, на которой Б - точка нулевого сбережения. Слева от нее (например, в точке А) расположена зона отрицательного, а справа (в точках В, Г) - зона положительного сбережения. Величина потребления при каждом уровне дохода определяется расстоянием от оси Y до функции потребления, а величина сбережения - расстоянием от функции потребления до биссектрисы. При этом прямая АГ не проходит через начало координат О, поскольку существует так называемое автономное потребление  - часть потребительских расходов, не зависящих от располагаемого дохода. Такой уровень потребления (существенно различающийся в странах мира) правительство гарантирует даже лишенным текущего дохода домохозяйствам через систему трансфертных платежей.
Риск скатывания в инфляционную ловушку полного вовлечения ресурсов под воздействием постоянного потребительского спроса может быть сглажен автоматически, влиянием процентной ставки отчислений с облагаемых доходов от использования природных ресурсов. Чем больше такой доход, тем большая сумма отчисляется в виде рентного платежа получателю. Соответственно, при достижении полной вовлеченности всех ресурсов, наступит равновесие в некоторой точке соприкосновения линии предложения (вертикальной, т.к. вовлечены все ресурсы и изменения касаются только цены) и линии платежеспособного спроса (обеспеченного переменным рентным доходом). Подобное соотношение позволит существовать бескризисной модели экономики – богатые богатеют, насколько им позволяет конкуренция и предпринимательская инициатива, а бедные обеспечены постоянным доходом в виде переменной суммы рентного платежа.
Соотношение предлагаемой бескризисной модели экономики с моделью равновесия товарных рынков (модель Дж. Хикса)  позволяет сделать вывод о том, что предложенная модель будет работать в условиях второго типа неравенства модели Дж. Хикса при S > I (сбережений достаточно для удовлетворения инвестиционного спроса). При этом эффекты низкого текущего спроса и большого притока инвестиций способствующие ситуации кризиса перепроизводства (безработица и дефляция) будут нивелированы наличием постоянного дохода в виде рентного платежа и обеспечения стабильного уровня жизни населения.
Такая зависимость подтолкнет фактор экономического потенциала в виде научно технического развития к росту, по причине, что только от него будет зависит получение конкурентной прибыли. Что позволит России максимально задействовать в экономике все факторы экономического потенциала.

Инструмент перераспределения природной ренты
Инструментом перераспределения может послужить разработанная в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – 27-ФЗ) Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) система персонифицированного учета по организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях. Система индивидуального (персонифицированного) учета включает в себя порядок открытия на каждое застрахованное лицо в системе обязательного пенсионного страхования индивидуального лицевого счета с присвоением уникального номера - страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС). Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) :
 - общая часть СНИЛС содержит сведения о периодах работы для формирования пенсионных прав.
 - специальная часть содержит сведения о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших на накопительную пенсию, а также сведения об инвестировании данных сумм. При этом сумма страховых взносов на накопительную пенсию по каждому застрахованному лицу определяется на основании сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физического лица.
- профессиональная часть содержит сведения о суммах пенсионных взносов, уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, суммах инвестиционного дохода, продолжительности профессионального стажа, суммах произведенных выплат.
При этом согласно п.5. ст. 6 27-ФЗ специальная и профессиональная части индивидуального лицевого счета могут содержать также другие сведения, передаваемые в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такими сведениями может быть информация о поступлении рентных платежей.
 
Рисунок 2. Кругооборот ресурсы - банк - распределение и потребление
Соответственно (как показано на рис. 2.), в первую очередь необходимо законодательно закрепить дополнительный федеральный налог на сверхдоходы, в виде определенного процента с доходов от добычи нефти и газа (это в первую очередь, а в последствии и с других природных ресурсов являющихся общенациональным достоянием). При этом обязать банки, через которые организации (вне зависимости от организационно-правовой формы) реализующие природные ресурсы получают оплату за отгрузку сырья (именно сырья, а не продукта переработки), выступать в качестве налоговых агентов в соответствии со ст. 24 НК РФ по отношению к этим организациям, удерживать этот определенный процент с поступивших платежей за отгруженное сырье, и безакцептно переводить эти суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства открытые для ПФР (специально для аккумулирования ренты).
Поступившие таким образом средства, ПФР с помощью своей системы персонифицированного учета ежегодно автоматически перераспределяет на СНИЛС (специальную или профессиональную его часть) каждого гражданина страны в равном размере. Гражданам предусмотреть право один раз в год распорядиться данной суммой на определенную дату (снять, перевести в кредитную организацию, и т.п.), те же средства, которые не были сняты со счета в ПФР капитализировать на ставку рефинансирования.
При этом для того чтобы этот механизм реально заработал, необходимо внести изменение в налогообложение прибыли доходов от реализации таких организаций , определив как выручку за реализованные товары сумму уменьшенную на уплаченный рентный процент.
Обеспечение прямого получения рентных платежей непосредственно на лицевые счета каждого гражданина открытые ПФР, в установленном размере и определенные сроки, позволит исключить коррупционную составляющую при перераспределении бюджетных средств. Гражданин будет сам непосредственно выбирать - в каком размере и куда ему пустить данные средства, инвестировать в предпринимательскую деятельность либо пустить на личное потребление или накопление.
Решение вопроса о персонифицированном перераспределении рентных платежей будет способствовать стабильному состоянию национальной безопасности путем обеспечения сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации.
Реализация указанной модели на практике, приведет Россию к новому этапу развития - общество частных собственников на базе справедливого перераспределения природной ренты. В условиях прозрачных отношений граждан и государства, есть все перспективы построения нового справедливого общества, общества созидания, в котором каждый гражданин материально заинтересован в экономических достижениях страны в целом. Развитые партнерские отношения гражданин-государство, являются надежным иммунитетом от любых идеологических посягательств со стороны государств конкурентов в мировой экономике и террористических организаций, когда каждый гражданин заинтересован в общем финансовом результате деятельности всей страны, любые внешние угрозы являются угрозами его личного материального достатка, следовательно, такие угрозы заведомо обречены.