Реликтовое животное

Василий Петренко
                РЕЛИКТОВОЕ ЖИВОТНОЕ,                .                Кто, из четвероногих, самое шаловливое создание? Су-слик!                Идёшь, бывало, по степи, мозг твой мечтами занят, и… вдруг, свист. Оглядываешься-суслик! Стоит столбиком на бугорке, свежевыброшенной из норки, земли, смотрит на тебя выпуклыми глазками, как будто сказать хочет: «Эй ты! двуногий и большой, попробуй-ка взять меня четвероногого и маленького». Стоит  тебе сделать один шаг в его сторону- он юрк в норку и был таков. Но одинг такой такой озарник мне попался: иду вдоль небольшого овражка, вижу, на дне суслик. Стены овражка отвесные, суслику их не преодолеть. «Ну-ка,-думаю,- давай попробуем, кто из нас быстрее бегает; ты, четвероногий или я, которого ты , презрительно называешь творением двуногим». Суслику деваться не куда, только вперёд бежать. Когда он понял, что от преследующего его чудовища не уйти, остановился, встал столбиком, выставил передние лапки в мою сторону, будто   на ринге, и давай визжать,-мол, подойдёшь, буду драться. Глядя на отчаянную решимость суслика, я рассмеялся  и оставил бойца в покое.

Теперь наши степи пусты: хоть тридцать вёрст пройди просёлком, не встретишь ни суслика, ни ящерки, ни клубочка гадюки, греющийся на укатанной до блеска дороге.  Нет их теперь в степях. Кузнечики и те не неизвестно куда делись.И коршуны теперь не баражируют над степями юго-западной зоны Оренбуржья, и пустельга  явление редкое.   
 В былые годы в наших степях и сурки водились. Но люди их истребили во время безжалостного гладомора 1921го года. Теперь о сурках напоминают только холмики земли выброшенной ими  на поверхность во время обустройства своего жилища-глубоких нор. В годы послевоенного лихолетьямясо суслика входило в рацион нашего питания.

В конце марта ночи ещё морозны, но колючие зимние ветры уже друг за другом по степи не бегают. Там, где лучи весеннего солнца находят себе опору снег тает в первую очередь. Первыми освобождаются от снега архитектурные памятники сурков. Нынешние их владетели, просыпаются от зимней спячки раньше своих собратьев живущих на плоских степных просторах. Теперь уже не вой пурги, а свист сусликов заполняет, ещё покрытые снегом, степи. К этому времени у людей заканчиваются съестные припасы-начинается охота на суслика.Взрослое население занято колхозными делами и работой на своих подворьях, охотятся на суслика дети, подростки  10-15ти лет.
Суслик от своей норки далеко не отходит. Как только увидит приближающуюся опасность, прячется в норке. А нам того и надо. Если он побежит, то догнать его мы  можем, но у суслика очень острые зубки. А если в нору налить воды, обитателю норы  станет там не уютно. Сквозь поток льющейся воды он пробирается с закрытыми глазами. Мы ждём его появления,  поставив на выходе из норки колечко из наших  пальчиков. Как только головка суслика покажется из норки, колечко замыкается вокруг его шейки. Вкуснее мяса суслика , тушёного в молоке, может быть, только тушёнка из мяса молочного, 2х-3х месячного) поросёнка. Но об этом деликатесе знали только члены советского правительства да работники консервной промышленности,  и то за редким исключением. Вкусной бывает и, приготовленная на суслике,  затируха. Но что такое затируха не знают даже мои дети. 

Теперь в Оренбургских степях  суслика нет. Но в городе Оренбурге он есть. Вы увидите его проезжая по улице Терешковой. Только имейте в виду суслик теперь животное реликтовое. Так что затируху варите на поджарке из козлятины.      
  -