Притчи, глава 23

Инна Гительман
Глава 23

1. Когда сядешь есть с властьимеющим, то
   внимательно смотри: что перед тобой,

2. И поставь преграду в гортани твоей,
   если ты прожорлив.

3. Не возжаждай лакомства его - это
   лживая пища.

4. Не устремляйся к обогащению, оставь
   такое понимание твоё:

5. Будут порхать глаза твои в нём, - и нет
   его. Потому что оно себе выращивая
   вырастит крылья, как орёл, и улетит в
   небо.

6. Не ешь пищу у завистливого и не
   возжаждай лакомства его;

7. Ибо какова мерка в душе его - таков и
   он. "Ешь и пей", - говорит он тебе, а
   сердце его не с тобою, -

8. Кусок, который ты съел, изблюёшь, и
   приятные слова твои ты потратишь
   напрасно.

9. В уши безрассудного не говори, потому
   что он презрит разумность слов твоих.

10. Не передвигай границы местопребывания
   и на поля сирот не заходи,

11. Потому что Избавитель их си'лен: Он
   защитит их в ссоре их с тобою.

12. Принеси сердце твое к наставлению и
   уши твои - к изречениям познания.

13. Не удерживай для юноши научающего
   наказания: если ты будешь бить его
   розгой, - он не умрёт;

14. Ты побьёшь его розгой, - и избавишь
   душу его от ада.

15. Сын мой! если сердце твоё стало мудрым,
   то буду веселиться сердцем моим и я;

16. И возрадуются почки мои, когда уста
   твои будут говорить прямо.

17. Да не ревнует сердце твоё грешникам,
   но страху Господню во всякий день,

18. Потому что есть будущность, и надежда
   твоя не иссякнет.

19. Слушай, сын мой, - и стань мудрым, и
   утверди на пути сердце твоё.

20. Не будь между упивающимися вином,
   между объедающимися мясом:

21. Потому что пьяница и объедающийся
   обеднеют, и сонливость оденет в
   лохмотья.

22. Слушайся отца твоего - это родивший
   тебя, и не пренебрегай мать твою, когда
   она состарится.

23. Купи истину и не продавай мудрости и
   наставления и разумения.

24. Радостью будет радоваться отец
   праведника, и родивший мудрого будет
   веселиться о нём,-

25. Возвеселится отец твой и возликует мать
   твоя, родившая тебя.

26. Отдай, сын мой, сердце твоё мне, - и
   глаза твои возжелают пу-ти мои.

27. Ибо распутная - глубокая яма, и
   иноверка - тесный колодец;

28. И, как разбойник, она будет сидеть в
   засаде и умножать среди людей изменников.

29. У кого огорчение? У кого боль? У кого
   склоки? У кого ропот? У кого раны без
   причины? У кого багровые глаза? -

30. У тех, которые задерживаются за вином,
   у тех, которые приходят разведать о
   винных смесях.

31. Не присматривайся к вину: как оно
   краснеет, как оно наливается в бокал,
   как поверхность его растекается ровно, -

32. Впоследствии, как змея, оно укусит, и
   бросится, как гадюка;

33. Глаза твои будут смотреть на чужанок,
   и сердце твоё заговорит превратно.

34. И ты будешь, как спящий среди моря и
   как спящий на верху мачты:

35. "Били меня - мне не было больно, 
   толкали меня - а я не знал. Когда
   проснусь, - опять продолжу искать
   того же".