11. адмиральский уровень проблемы

Моисей Харитонов
Национальный проект, связанный со строительством искусственных островов вдоль побережья Израиля с целью размещения объектов инфраструктуры, был принят в 1992 году. Потребность в искусственных островах тогда осознавалась как средство решения проблемы опасной близости военных объектов к населенным пунктам и развития объектов военной инфраструктуры на окраинах городов и сельских районов за счет сельскохозяйственных районов или зеленых зон. Израиль относили к странам с самой высокой плотностью населения – население концентрировалось на редких освоенных клочках территории и в этих местах скученности населения располагались и объекты инфраструктуры.

Тогда, в 1992 г., Шауль Хорев (о нем – глава 5. Как закалялись завкафедрой), «после долгих дискуссий о стратегических целях Израиля в области инфраструктуры с видным представителем хай-тека, в прошлом военным моряком», пришли к выводу о необходимости инициировать проработку вопроса об искусственных островах. В 1994 г. на международной конференции в Герцлии, Израиль с участием специалистов из Японии и Нидерландов уже докладывались первые наработки. 

Совместно с правительством Нидерландов к 2000 году было разработано технико-экономическое обоснование, а в 2007 году был подготовлен программный документ. Выводы заключались в том, что строительство небольших островов в районе нескольких десятков гектаров для групп инфраструктурных объектов (электростанции; СПГ-терминал, то есть, регазификационный терминал сжиженного природного газа; опреснительные установки), и таких как аэропорты и морские порты, является весьма целесообразным. Затраты на создание инфраструктуры на каждом острове оценивались примерно в 1,5 миллиарда долларов.

В 2010-2014 годах была предпринята попытка популяризации этого вопроса, в которой активную роль исполнял адмирал Гидеон Раз. По просьбе Шауля Хорева адмирал координировал работу персонала и созывал совещания с техническими должностными лицами, которые занимались этим вопросом в прошлом. Адмирал Раз выполнял эту работу добровольно, признавая важность этого вопроса для государства Израиль. При определении общей потребности он рекомендовал установить приоритет между потребностями трех групп, которые включают: терминал приема добытого газа с хранилищем сжиженного природного газа, военный экспериментальный объект и электростанцию для сжигания отходов.

Рекомендации адмирала Раза были представлены Шаулем Хоревым премьер-министру Биньямину Нетаньяху 10 марта 2011 года – с целью:

* содействие проведению технико-экономического обоснования создания на острове промышленной и национальной инфраструктуры.
* получение данных от ведущих компаний мира для создания небольшого острова с целью изучения важности осуществления.

В июне 2012 года правительство приняло решение (№ 4776) создать Комитет для изучения возможности строительства искусственных островов для инфраструктурных кластеров. Руководителем Комитета назначен генеральный директор Министерства науки.

В Комитет входили представители большинства соответствующих министерств. Генеральный директор Министерства науки назначил адмирала Раза исполнительным директором проекта, и на реализацию проекта был выделен определенный бюджет. Через год работа была завершена и представлена премьер-министру, но указания на практическую реализацию не было получено. Документ Комиссии был доработан к 2014 году и передан министру науки.

После завершения своих обязанностей в качестве главнокомандующего Военно-Морского Флота, адмирал Раз был назначен заместителем контролера Министерства обороны – руководителем надзорного ведомства, контролирующего деятельность учреждений обороны, включая Армию обороны Израиля, секретные и особые подразделения безопасности Министерства обороны, правительственные корпорации, находящиеся в ведении министра обороны. На этом посту он соприкасался с самыми сложными системами оборонного характера.

Для продолжения технико-экономических обоснований была выделен новый бюджет. Комитет включил испытания на прибрежном участке между Хадерой и Пальмахимом (место южнее города Ришон-ле-Цион, устье самой бурной реки страны). В обосновании появились доводы к экологической, технологической и юридической осуществимости идеи островов у береговой линию Израиля; экологическая целесообразность была обусловлена проведением текущих операций по техническому обслуживанию для предотвращения ущерба пляжам и континентальному шельфу.

В 2017 году, в данной области произошло два знаменательных события в Израиле: министр транспорта Израиля был ориентирован премьер-министром к работе с представителем президента Трампа по Ближнему Востоку и начал продвигать в США программу строительства искусственного острова с морским портом и аэропортом у побережья на расстоянии около 8 км в море от сектора Газа. Вслед за этим был объявлен тендер «на консалтинговые услуги, планирование и изучение возможности создания искусственного острова и аэропорта».

Эффективному исполнению менеджерских функций адмиралом Разом способствовало своевременное обретение соответствующего образования. В 1981-1983 гг. учился на кафедре экономики, социологии и политологии университета Бар-Илан и в 1984 г. получил степень бакалавра в области социальных наук. Я просмотрел его статью «Фланговые действия военно-морских сил при наземной войне» В построении оценки ситуации и определении плана действий заметна «западная»  методологическая школа «делового администрирования».

В 2016 году министр обороны Израиля Авигдор Либерман одобрил назначение в качестве следующего главы израильского военно-морского флота адмирала Эли Шарвита (вставка справа на рисунке над текстом). В напутственных словах звучало - у Вас есть знания, чтобы продолжать то, что мы делаем для расширения функциональных возможностей военно-морского флота в период изобилующий проблемами для государства… Искусственные острова должны стать существенным элементом морской части оборонной стратегии Израиля.

Подготовленность Эли Шарвита заключается, в частности, в опыте командования военно-морской базой Хайфы, служба начальником штаба ВМС. Окончил Колледж национальной безопасности со степенью магистра, курсы командиров дивизий. Имеет степень бакалавра экономики и делового администрирования и степень магистра в области политических наук от Хайфского университета.

На фото над текстом – адмирал Эли Шарвит на форуме по системному рассмотрению возможностей использования средиземноморской акватории Израиля излагает видение морской стратегии обеспечения безопасности государства. Вставка в нижней части - с "деловым" визитом к израильскому адмиралу - равноуровневый китайский коллега.

Выводы

1. Попытки выхода, с изобретениями или иными предложениями, на людей с таким уровнем подготовленности должны предваряться отработкой предложений в методологии «западных» школ делового поведения.

2. Самоуверенность, свойственная или наигранная, у людей советской обученности не обеспечивает надежную имитацию деловой состоятельности. Важный вид, мудрая тональность речи, заимствованная терминология и фрагментарные сведения взамен целостных системных представлений – все это замечается аудиториями носителей «западной» деловой культуры. И вызывает отпорную реакцию.