Потомок наместника 2-8

Елистратов
ЛЕШИЙ
ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ.
332й КИЛОМЕТР ТРАССЫ М-54
В полдень я вышел на трассу и взял курс на север.
Перед этим как раз моросил мелкий дождик. Я переждал его под покрытым ржавыми пятнами навесом. Благодаря вот таким постройкам - потемневшим от времени, с рыжими кровлями, все хакасские деревни похожи одна на другую.
Меня не отпускает чувство утраченной реальности. Такое случается, когда в дождливый серый день на мокром асфальте у тебя под ногами отражается во всех деталях бескрайнее серое же небо.
Роберта со мной уже нет. Его решение, признаться, было неожиданным. В нём как будто что-то надломилось. Проснувшись утром, он с пасмурным видом скатал спальник, а затем долго рылся в своём рюкзаке.
Рядом со школьным стадионом, который послужил нам славным приютом на ночь, мы нашли водоразборную колонку. Умылись по очереди, потом вдоволь напились.
И тут Роберт вдруг заявил:
-Дальше я не пойду. Задержусь здесь на денёк-другой.
К тридцати годам я отвык чему-либо удивляться. И уж тем более лезть без спроса в чужие дела. Если решил - пускай остаётся. Поэтому я просто пожал плечами.
Мы расстались в центре деревни, у бревенчатого здания местного магазина и расположенной рядом с ним автобусной остановкой. Пожали друг другу руки на прощание и - разошлись.
Чем закончилась одиссея Роберта, я узнал уже много лет спустя, прочитав статью в одной из абаканских газет. Он действительно добежал до Красноярска, как на то и рассчитывал. Однако никто его там не встречал. Не было обещанных телекамер, ни журналистов, восхищённых мужеством спортсмена - инвалида из Хакасии, не было даже представителей общественности.
Какое-то время Роберт жил на вокзале. Питался, чем придётся, потому как деньги, припасённые в дорогу, быстро закончились. Ряды российских бомжей он не пополнил лишь по счастливой случайности, ему повезло вернуться домой в Абакан. Позже, пересказывая газетчикам свою дорожную эпопею, Роберт внёс в неё некоторые интересные детали. Например, что конечной целью забега был Новосибирск, и бежал он вовсе не для того, чтобы встретиться с Президентом, а с прославленным спортсменом Александром Карелиным. Обо мне, к слову, не упомянул ни разу. И правильно сделал. Ни к чему это...
Так что на федеральную трассу я вышел один.
В этот раз мне повезло. Сразу за Троицким меня подобрала «попутка».
Признаться, я не поверил собственным глазам, когда вишнёвый автомобиль «Жигули» притормозил у обочины дороги. И даже собирался пройти мимо. Но водитель дотянулся со своего места и распахнул дверь с пассажирской стороны.
-Садись. - Но когда я попытался расположиться на заднем сидении, покачал головой. - Нет. Сумку туда бросай. А сам вперёд садись. Разговаривать будем. Я всю дорогу один еду - скучно.
Таков неписанный закон путешествия автостопом. Ты водителю попутной машины интересен, главным образом, как собеседник. Разговор не даёт уснуть за рулём, позволяет скоротать время, скрасить одиночество. Поэтому ты должен уметь рассказывать и иметь в запасе уйму занимательных историй.
Я уже знал, о чём мне нужно будет говорить...
-Куда направляешься? - спросил водитель.
-Отстал от экспедиции. Теперь догоняю.
Ехали мы минут почти полчаса. Всё это время я рассказывал водителю о курганах, которые мне довелось копать за годы, о находках, которые случилось лично увидеть и о людях, с которыми посчастливилось поработать.
Свою поездку я отработал честно. На все сто.
Потому что вторая причина, по которой тебя подбирает в пути водитель - это элементарное желание выговориться, излить душу случайному попутчику. В таком случае нужно просто начать беседу, в нужный момент умолкнуть, а затем слушать внимательно.
Спустя некоторое время я так и поступил.
«Попутка» высадила меня в Знаменке.
У первого же попавшегося сельского жителя я попытался выяснить дорогу до Коровьего перевала. И вновь - удача.
Человек оказался фермером. Его пастбища находились в аккурат в нужном мне месте. «Я тут подрядил мужиков конюшню строить, - сказал он. - Подожди немного. Вот куплю в магазине им продуктов на обед, и тебя заодно доброшу».
На пыльном «УАЗе» мы промчались по правому берегу речки и выбрались на хребтину невысокого горного кряжа. Фермер вынул из багажника бинокль и внимательно осмотрел окрестности.
-Тебе повезло. - сказал он вдруг. - Вон там я вижу палатки. Ещё вчера их не было. Значит, тебе туда...
;
Ну, вот и я шагаю в высоту,
Я променял свой страх на сигареты.
Дойду, я обязательно дойду,
Я передам твои вопросы и ответы.
Какие демоны тебя ведут,
На что они готовы для тебя?
И врут они тебе, или не врут,
Целуя сердце нежно и любя.