Собибор

Дмитрий Ромашевский
                Не знаю, есть ли Рай на небе;
                Но знаю, Ад есть на зеле -
                В заботах о насущном хлебе
                Порою мысль летит ко мне;
                Но до меня не долетает,
                И остаюсь в смущенье я:
                Зачем душа порой страдает,
                Когда весной цветёт земля?
               

  За время Второй Мировой войны только одна попытка побега военнопленных из фашистских концентрационных лагерей увенчалась успехом. Возглавил её Александр  Аронович Печёрский – офицер Советской армии. Она произошла 14 октября 1943 года.
   Давайте совершим недолгую экскурсию в Ад. Люди  иногда устраивают его сами.

   Утро. Вынос мёртвых тел из бараков. Сначала их легко присыпают песком; иногда туда же бросают и ещё живых. Те, кто этим руководит – тоже люди, считающие, что им приходится иметь дело с «подонками человечества». Исполнители - сами пленные, голодные, истощённые, ещё живые… И надо работать хорошо,  иначе будут лежать на земле, лицом вниз, осенью ли, зимой – всё равно.
  Но встав утром, они заставляют себя умыться, иногда бреются,.. потому что надежда умирает последней, она ещё теплится, почти превратившись в мечту… грёзу…
   У многих отёки на ногах, кожа лопается и отмирает… Если пленный ещё в состоянии работать, его могут поместить в лазарет. Это – удача! Лазарет – это единственное место, куда офицеры заглядывают редко: инфекции, и просто неприятно, а опасности побега нет, больные слишком слабы.
   Всюду жизнь, и всюду рядом с нею смерть.
   Пленных стало гораздо меньше. Идёт 1943 год. Иногда их выводят на работу за пределы лагеря, и сердобольные местные жители подкармливают их.

   В этот круг Ада долетела весть о Сталинграде. Появилась даже листовка: «Господь Бог дал немцам три качества – ум, порядочность и национал-социализм; но никто из них не обладает более, чем двумя достоинствами. Если немец умный и националист, то он – непорядочный, если он – умный и порядочный, то – не национал-социалист».*

   Голод. Попытка выжить – делить хлеб на 20-40 частей. Поедалось всё - даже трава, даже кора деревьев, если они ещё были на территории лагеря.  И над этой серой массой медленно погибающих людей – офицер в щегольском мундире и белых перчатках, высокомерный с подчинёнными, чувствующий себя богом над этой серой массой  пленных, в которых он уже не хочет видеть людей.
 
    Но есть и более глубокий круг Ада. В Понарах*,  где расстреливались евреи из Литвы, Чехословакии и Франции. Работа пленных заключалась в  сжигании  трупов (чуть не написалось «их трупов», потому что они все знали свою участь, хоть надежда ещё жила в глубине их сознания).
  Бараков там не было, пленные жили в яме – глубоком котловане, куда спускаться можно было по приставной лестнице, которая  на ночь убиралась. Чистоплотное начальство в крайних случаях, когда возникала необходимость, спускалось туда, пользуясь исключительно своей чистой лестницей.
    Запах на поверхности земли был тяжёлым. Пленные, которые поднимались из-под земли в цепях, раскапывали присыпанные землёй и песком тела. Работа называлась «заготовкой леса». Если попадалась кость, её надо было отбрасывать в определённое место.
  Крючник  подцеплял мёртвое тело, которое, уже разложившись, начинало разваливаться, проверял рот погибшего на предмет золотых зубов. Тригеры (носильщики) укладывали тела на носилки под контролем бдительной охраны так, чтобы тело лежало полностью, часто собирая его по частям. Начальство вело  учёт погибших.
  Кто же автор этого порядка? Где был написан этот устав?
  Носилки сносились на определённое место, тела укладывались штабелями, чередуя каждый слой с еловыми ветками, и специальный рабочий (гофмейстер) следил за разлитием топлива. Гора трупов поднималась до 4-х метров, обкладывалась сухими брёвнами, и поджигалась. Для быстрого распространения огня в штабель тел добавлялась пара термитных бомб.
  Скоро над ней поднимался густой чёрный дым.
   Этот костер сгорал примерно за трое суток. На его месте оставался пепел с частицами костей. Ослабленные, немощные пленные должны были собирать несгоревшие кости, пропуская пепел с ними через сетку, и дробить их.
  Так работало 80 человек, их окружала цепь из шестидесяти охранников.

   
  В яме (жилище пленных) под настилом брёвен было электрическое освещение. Конвой следил за порядком, покрикивая  на пленных по-немецки, по-польски и по-русски. Лестница убиралась. Спустившиеся после работы пленные мыли руки в тазах с марганцовкой.

    Некоторые пленные, работая, натыкались на тела своих родных.

Композитор  Абрам Зингер сочинил песню на немецком языке. Она понравилась одному из офицеров, и он напечатал её под своей фамилией, а автору дал одну сигарету и 100г. повидла. Этот офицер был меломаном,  ему нравилось, как поют евреи, особенно любил он слушать «Сулико» и  арии из оперетт.


   
_____________________________________

*В июле и августе 1943 года в Собиборе* была организована подпольная группа которую возглавил сын польского раввина Леон Фельдхендлер, который ранее был главой юденрата в Золкиеве.
Юденрат — в годы Второй мировой войны административный орган еврейского самоуправления, который по инициативе германских оккупационных властей в принудительном порядке учреждался в каждом гетто.

  Лидером подполья стал еврей из Голландии Йосеф Джейкобс, в прошлом морской офицер, который был депортирован в Собибор 21 мая 1943 года. По доносу он был   арестован; но пытки не сломили Джейкобса, и он упорно утверждал, что план побега составлен им лично, и никто другой к нему не причастен. Были казнены сам Джейкобс и ещё 72 человека.

*В конце сентября 1943 года в концлагерь из Минска прибыли советские военнопленные, в том числе лейтенант Александр Аронович Печерский, который вошёл в подпольную группу и возглавил её,  Леон Фельдхендлер стал его заместителем.

*Листовку составил Ю. Фабер.
 
* Понары -  Верхние Панары (лит. Паняряй) — посёлок и железнодорожная станция в 10 км к юго-западу от Вильнюса, место массовых казней в годы Великой Отечественной войны.