6. 6. Франция XIX века. Барбизонцы. Руссо, Тройон

Фёдор Флоринский
6.6. Реализм во Франции середины XIX века. Барбизонцы. Реалисты против романтиков

Как могучее художественное движение реализм складывается в середине XIX столетия. Конечно, Гомер и Шекспир, Сервантес и Гёте, Микеланджело, Рембрандт или Рубенс были величайшими реалистами. Говоря о реализме середины XIX века, имеют в виду определенную художественную систему.

Во Франции реализм связывается прежде всего с именем Курбе, который, правда, отказывался от наименования реалиста. Реализм в искусстве, несомненно, связан с победой прагматизма в общественном сознании, преобладанием материалистических взглядов, господствующей ролью науки.

Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой, как провозглашал Эмиль Золя(1840-1902), на точную науку стало основным требованием этого художественного течения. Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену «музыкальному», но зыбкому и смутному языку романтиков.

 Революция 1848 года развеяла все романтические иллюзии французской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в развитии не только Франции, но и всей Европы.
События 1848 года имели прямое воздействие на искусство. Прежде всего искусство стало шире использоваться как средство агитации и пропаганды.

Художники активно втягиваются в бурный ход общественной жизни. Жизнь выдвигает трудового человека как нового героя, которому в скором времени предстоит стать и главным героем искусства. Быт, жизнь, труд этого нового героя станут новой темой в искусстве.
Во французской живописи реализм заявил о себе ранее всего в пейзаже, на первый взгляд наиболее отдаленном от общественных бурь и тенденциозной направленности жанра.
Реализм в пейзаже начинается с так называемой барбизонской школы, с художников, получивших в истории искусства такое название по имени деревушки Барбизон недалеко (75км) от Парижа. Собственно, барбизонцы — это понятие не столько географическое, сколько историко-художественное. Это была группа молодых живописцев, которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры.
Картины они завершали в мастерской на основе этюдов, отсюда законченность и обобщенность в композиции и колорите [8]. Но живое ощущение натуры в них оставалось всегда. Всех их объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность.
 Теодор Руссо (1812—1867) тяготеет к подчеркиванию вечного в природе. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественность мира, материальность, объемность, что роднит произведения Руссо с пейзажами великого голландского мастера Рейсдала.  Но в картинах Руссо «Дубы.1852» есть чрезмерная детализация, несколько однообразный колорит. Однако в его пейзажах так искусно передано солнечное освещение. Лучи солнца проникают сквозь листву, дробятся на траве.
«Пейзаж с пахарем.1860». У Руссо действительно был дом в Барбизоне. Предание о том, что он рисовал этот пейзаж, глядя в окно своей мастерской, многие опровергают, утверждая, что пейзаж нарисован только под впечатлением от барбизонского пейзажа.
Констан Тройон (1810— 1865) в свои изображения природы любил вводить мотив животных, соединяя таким образом пейзажный и анималистической жанры. «Отправление на рынок.1859». Коровы в поле
Из более молодых художников барбизонской школы особого внимания заслуживает Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878). Его картины всегда выдержаны в высветленной палитре, что сближает его с импрессионистами: спокойные долины, тихие реки, высокие травы; его пейзажи наполнены большим лирическим чувством как «Деревня на берегу Уазы.1868».  Всех художников барбизонской школы объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность.