Разведка индейцев. Скауты пауни

Игнат Костян
В отличие от большинства подразделений индейских скаутов, основной задачей которых считалась выслеживание врага по следам и ведение разведывательного поиска, подразделение из скаутов пауни стало боевым  разведывательным подразделением, которое помимо следопытских функций осуществляло охрану и патрулирование опасных участков территории.
По словам командира «Батальона пауни» Фрэнка Норта в ходе войны против враждебных сиу и шайеннов на территории штата Небраска в период 1864 – 1877 годы разведчики пауни доблестно защищали фронтир и его белых жителей от произвола враждебных. «Во всех походах разведчики пауни были на передовой, –  указывал Норт. – За долгие годы охоты на бизонов они изучили свою страну, знали способы маскировки своих врагов, а также места нахождения их лагерей. Они были достойны памяти своих отцов и никогда не прощали врагам крови убитых друзей и родных. Вдохновленные этой памятью они уверенно вели нас к победе над враждебными. Ни холод, ни голод, не трудности на пути, ни что не останавливало их. Жители Небраски помнят их, и благодарны им по сей день».
В 1864 году в самый разгар Гражданской войны в США, территория Небраски была охвачена пламенем пожарищ. Мирное население подвергалось многочисленным набегам индейцев арапахо, сиу и шайеннов. Враждебные индейцы чувствовали свою безнаказанность, поскольку у жителей фронтира не было сил и возможностей противостоять им. Враждебные уничтожали, фермы, посевы, угоняли скот и лошадей, нападали на караваны путников, в результате чего за один только 1864 от рук индейцев погибло более сотни поселенцев и эмигрантов. «Индейский террор развернулся с такой силой, – вспоминал Фрэнк Норт, – что противостоять ему, казалось делом бессмысленным и безнадежным». Многие поселенцы покидали свои дома и бежали к реке Миссури  под защиту армии.
Небольшие армейские подразделение патрулировавшие границу не были в состоянии организовать действенную защиту населения от набегов враждебных племен.
В июле 1864 года командующий округом Миссури генерал Сэмюэль Кертис, для ведения разведывательных действий против сил Конфедерации, а также противостояния враждебным индейцам на территории Небраски, решил прибегнуть к помощи индейцев пауни – исторических врагов сиу, шайеннов, арапахо и других равнинных племен. Пауни питали лютую ненависть к свои врагам, и всегда были готовы встать на сторону того, кто испытывал к их врагам такую же ненависть.
 По замыслу Кертиса  первоначально необходимо было использовать пауни в выслеживании лагерей враждебных. К тому же, армии нужны были следопыты, которые хорошо знали бы не только местность, но и противника обитавшего в ней, его привычки, места кочевий. Разведчиков пауни другие индейские племена называли «волками». О способности «волков» пауни  идти по следу, слагали легенды.
Первый отряд скаутов пауни, численностью 75 человек был сформирован в форту Кирни летом 1864 года. Командирами скаутов были назначены переводчик из агентства пауни Макфайден и свободно говоривший на языке пауни Фрэнк Норт. Последний также работал клерком в агентстве пауни, а до этого вместе с братом Лютером долгое время жил среди этого племени.
Макфайден  в отличие от Норта был военным, поэтому командование произвело его в чин капитана и поставило на должность командира роты скаутов пауни. Норт был поставлен на должность заместителя командира роты и произведен в лейтенанты.
Индейцев обмундировали, выдав солдатскую форму и широкополые шляпы. Однако пауни не стали стеснять себя солдатскими форменными панталонами и делали из них ноговицы. На службу пауни набирались с собственными лошадьми, и на вооружении им было позволено иметь традиционные виды оружия: луки, копья, палицы. К тому же каждому скауту выдавался армейский карабин с патронами.
Первая экспедиция, в которой принимали участие скауты пауни, состоялась уже в сентябре 1864 года. Целью экспедиций был поиск лагерей враждебных индейцев в районе рек Рипабликэн, Соломон и Платт. Однако эта экспедиция оказалась провальной, месяц колонна скиталась по прерии, так и не найдя ни одного лагеря враждебных, в результате чего отряд скаутов был расформирован, командир капитан Макфайден снят с должности и заменен Фрэнком Нортом, который на удивление генерала Кертиса  заслужил уважение пауни, и приказы которого, они выполняли беспрекословно.
В связи с обострившейся обстановкой к началу 1865 года, американское командование форта Кирни возобновило набор на службу в армию индейцев пауни. В это время Фрэнк Норт сформировал отряд из ста разведчиков, которых командование, вопреки мнению Норта попыталось поставить в строй в соответствие с уставными нормами. Индейцев заставляли заниматься строевой подготовкой, прививали им навыки несения караульной службы и учили, как различать армейские команды, подаваемые на английском языке. Вскоре данный подход доказал свою несостоятельность, поскольку индейцы не могли воспринять данных требований всем своим естеством, ибо от природы были свободными воинами, и не понимали смысла в каждодневных строевых упражнениях.
Норту в очередной раз приходилось доказывать командованию, что  целью использования воинов пауни в армии является не муштра и служба в пехоте, а ведение поиска противника по следу.
Таким образом, командир форта Кирни полковник Джиллет приказал Норту снабдить 40 скаутов пайками на десять дней и направить их на поиски враждебных индейцев. Лошадей индейцам не выдали и поход они отправились пешими. Стояла зима, и за время похода скаутам пауни  пришлось перенести не малые невзгоды, многие из индейцев возвратились в форт с обмороженными конечностями.
Вскоре скаутам предоставили лошадей и отправили в форт Ранкин, где дислоцировались части армии, намеревавшиеся начать кампанию против сиу и шайеннов.
Летом 1865 года три колонны кавалерии под общим командованием генерала Эдварда Коннора были усилены полутора сотнями скаутов пауни,  для которых данная кампания стала первым крупным успехом на поприще службы в армии США.
22 августа сорок разведчиков пауни под командованием Фрэнка Норта вышли на след враждебного отряда сиу, которые несколькими днями ранее взяли в кольцо, и уничтожили пятнадцать американских солдат. Скауты пауни шли  по следу всю ночь и весь день, и на рассвет следующего дня атаковали сиу, скальпировав каждого воина. При этом скауты захватили у сиу всех лошадей и мулов, которых те украли у военных.
Далее, пауни скрытно подобрались к месту привала враждебного отряда шайеннов и приняли решение атаковать их «в лоб». Шайенны заметив одетых в солдатские кителя и шляпы скаутов, приняли их за кавалеристов и остановились, чтобы  дать бой.  Как только пауни приблизились и сбросили с голов шляпы, издав боевой клич, шайенны обратились бегством. Скауты нагнали их и перебили всех до одного. В этом бою Фрэнк Норт по меркам скаутов пауни проявил себя блестящим командиром и бойцом, и с той поры пауни всегда называли его Пани-Лешар – Вождь Пауни.
Спустя еще два дня, идя по следу, скауты обнаружили лагерь враждебных арапахо вождя Черного Медведя. Нападение было столь стремительным, что арапахо не смогли сразу сориентироваться и потеряли преимущество в бою. Более сотни арапахо полегли от солдатских пуль в первые минуты боя. Также в этой схватке погибли двое скаутов пауни и двое были ранены.
У кампании Коннора есть и другая сторона медали. Наряду с успехами  скаутов пауни, около 1400 солдат под командованием полковников Коуэла и Уокера едва не были уничтожены враждебными индейцами, поскольку заблудились на равнине. Чтобы найти потерявшиеся в прерии колонны, Коннор направил скаутов пауни, которым с риском для жизни пришлось пробираться сквозь земли сиу и шайеннов. Пауни вывели заблудившихся и истощенных солдат из окружения и препроводили колонны к форту Ранкин.
 Эта операция спасения получила высокую оценку командования американской армии, в связи с чем, срок службы скаутов пауни был продлен до апреля 1866 года.
Весной следующего года командование округа Платт дало разрешение на вербовку еще двух сотен скаутов пауни, на базе которых был сформирован так называемый «Батальон пауни», состоящий из четырех рот разведчиков. Роту «А» составляли скауты племенной групп чауи, «В» – пита-хауират, «С» – скиди, «D »– киткехахки. Скаутов  обмундировали, и вооружили револьверами «Кольт» , а также дульнозарядными карабинами «Спрингфилд». Командиром батальона был назначен Фрэнк Норт, которому командование пожаловало погоны майора.
Американские военные единодушно признавали незаменимость скаутов пауни при действиях в условиях прерии. Да и враги всегда отмечали боевые навыки и отвагу скаутов, опасаясь их гораздо больше, чем белых кавалеристов.
 С этого времени скауты пауни стали включаться в состав генеральских эскортов, им поручали патрулирование территорий, охрану строительства ветки железной дороги «Юнион Пасифик», а также выполнение поисковых разведывательных мероприятий.
1 августа 1867 года отряд враждебных шайеннов под предводительством вождя Нога Индейки в четырех милях от Палм-Крик осуществил нападение на товарный поезд. Индейцы убили машиниста, охрану, взломали замки вагонов, похитили содержимое и сожгли весь состав. Преследование налетчиков было поручено скаутам пауни, командовал которыми капитан Мюрэй. В ходе поиска пауни настигли отряд налетчиков, убив пятнадцать шайеннов. Кроме того они пленили племянника Ноги Индейки и его жену. Чтобы освободить родственников Нога Индейки пришел со всей общиной в Норт-Платт и сдался военным.
В августе 1867 года скауты пауни сопровождали  главнокомандующего генерала Шермана, который прибыл в Небраску с инспекцией войск. В ходе путешествия, многие белые солдаты из числа кавалеристов дезертировали,  ибо не перенесли трудностей перехода по прерии. Более того на марше кавалеристы постоянно теряли лошадей, которых по ночам  уводили враждебные индейцы. Удрученный Шерман отдал распоряжение Норту выделить для охраны штабной палатки и армейского табуна скаутов пауни. С тех пор кражи лошадей прекратились.
Также известен случай, когда скаут пауни был готов отдать свою жизнь за спасение генерала Доджа, который едва не погиб на охоте.
 Однажды генерал охотился в сопровождении одного из скаутов пауни и внезапно был атакован полусотней сиу. Пауни не растерялся и принял все меры, чтобы обезопасить генерала, укрыв его в лощине, а сам, сбросив с себя одежду, вскочил на лошадь, и с ружьем и водной руке, и кольтом в другой, был готов броситься на противника.  Когда сиу то и дело приближались метров на двести, генерал Додж, вскидывал ружье, и они отступали.  Скаут пауни каждый раз готов был  броситься за ними в след, но генералу удавалось его сдерживать. Так продолжалось несколько раз, пока сиу не отступили окончательно.
Осенью 1867 года правительство заключило  мир с вождем сиу Красное Облако. Таким образом,  война с враждебными индейцами закончилась, и батальон скаутов пауни расформировали.
Однако в конце следующего 1868 года услуги разведчиков пауни армии понадобились вновь, поскольку в феврале 1869 года командование  собиралось провести очередную экспедицию против враждебных индейцев. Экспедиция майора Генри Нойеса окончилась полным провалом, несмотря на то, что в ней участвовали скауты пауни.
Летом 1869 года вновь активизировались шайенны, которые осуществляли непрерывные и разрушительные набеги на поселения фермеров. С целью обуздания шайеннов генерал Карр приказал снарядить карательную экспедицию силами 5-го кавалерийского полка при участи Батальона пауни.
В июле скауты пауни вывели солдат к лагерю вождя Высокого Бизона – лидера шайеннских «солдат-псов». Лагерь, в котором помимо шайеннов находились также общины сиу и арапахо, располагался у Саммит-Спрингс к западу от границы штата Небраска.
 Завязалось серьезное сражение. Шайеннские «солдаты-псы», воины сиу и арапахо сражались с отчаянием обреченных. Для того чтобы противнику не достались пленники из числа ранее захваченных белых женщин, враждебные их хладнокровно расстреливали. Бой закончился победой солдат и скаутов пауни. Шайенны, сиу и арапахо потеряли убитыми много женщин и детей, а также около 50 воинов. Из числа скаутов пауни серьезно ранен был всего один человек. Карр захватил более  четырех сотен лошадей и мулов враждебных, а также множество пленников из их числа. Кроме того, в лагере враждебных солдаты взяли большое количество драгоценностей – золотых монет на сумму 1500 долларов, а также ювелирных изделий. Все это солдаты и скауты пауни разделили между собой, но когда узнали, что золото принадлежит одной из раненых белых женщин, которую они спасли, то половину золота вернули ей. Солдаты отдали 300 долларов, а скауты пауни 600.
Поражение Высокого Бизона  – одна из величайших вех в истории индейских войн. Заслуги скаутов пауни командование оценило по достоинству, все они были награждены медалями и ценными подарками в виде лошадей и иного имущества.
На протяжении последующих двух лет скауты пауни использовались в охранных мероприятиях, обеспечивая безопасность на участках железной дороги, благодаря чему кампании «Юнион Пасифик» удалось завершить прокладку полотна в соответствие с графиком работ, после чего батальон пауни вновь был распущен.
Очередная необходимость в скаутах пауни возникала в 1876 году, после разгрома индейцами сиу и шайеннами сил 7-го кавалерийского полка подполковника Кастера у Литлл-Бигхорн.
В этой связи Фрэнк Норт посетил резервацию пауни, где провел совет с вождями. Пауни быстро откликнулись на призыв Норта. Каждый воин племени хотел присоединиться к кампании военных против сиу и шайеннов. На то время положение индейцев в резервации было плачевным. Пауни ходили в лохмотьях и голодали. Большинство индейских лошадей подохло. Поэтому каждый пауни желал поправить свое материальное положение, но больше всего пауни желали сражаться, чтобы вновь обрести смысл жизни, почувствовать себя воинами. Норт понимал, что не может удовлетворить желания каждого воина, ибо ему требовалось всего сотня разведчиков.
Операция против враждебных сиу летом 1876 года, которой командовал генерал Джордж Крук, прошла без единого выстрела. На рассвете, разделенные между подразделениями кавалерии отряды разведчиков пауни, захватили табуны враждебных сиу, после чего в их лагеря вошли солдаты. В знак благодарности генерал Крук выделил каждому скауту пауни по лошади из табуна сиу.
В ноябре 1876 года состоялась последняя кампания при участи скаутов пауни. В экспедиции против враждебных сиу и шайеннов наряду с  разведчиками пауни принимали также участие скауты сиу, арапахо и шайеннов, перешедшие на сторону армии, а также 11 эскадронов кавалерии, 15 рот пехотинцев и 4 роты артиллерии, общей численностью 2220 человек.
В этом походе скауты пауни держались обособленно от индейских разведчиков других племен. Между индейцами в стане Крука чувствовалось напряжение, которое Норт и другие офицеры всячески пытались сглаживать. Круку даже пришлось провести совет с индейцами и объяснить им, что в данном случае они не враги, а соратники, которым вскоре предстоит сражаться плечом к плечу с враждебными соплеменниками, и поэтому ему как командующему, хотелось бы, чтобы в отношениях между его разведчиками не было напряжения и ненависти. Индейцы пообещали подумать над словами генерала, к тому же один из разведчиков сиу по имени Три Медведя первым пошел на контакт со скаутами пауни, протянув им руку дружбы. Разведчики пауни оценили его жест и в свою очередь совершили аналогичный.
На реке Крейзи-Вумен Крук определил 70 индейских скаутов к полковнику Маккензи, который с восьмьюстами кавалеристами отправился на поиск крупного лагеря шайеннов в горах Бигхорн.
Силы американцев в четыре раза превосходили силы враждебных шайеннов, лагеря которых вскоре обнаружили разведчики арапахо у притока реки Паудер. Лагеря принадлежали общинам вождей Тупого Ножа и Маленького Волка. Оставалось только скрытно подобраться к ним.
Армада совершила тяжелейший ночной переход и атаковала шайеннов на рассвете. Всю ночь шайенны  праздновали недавнюю победу над шошонами поэтому, уставшие, они не смогли  подготовиться к сражению. Солдаты выбили шайеннов из лагеря, захватив их лошадей, а также их палатки.
 Хотя шайенны и дрались отчаянно весь день, сил у них не хватало, к тому же к ночи повалил снег, и температура упала да -30. Шайенны мерзли, наблюдая, как солдаты греются у костров в их палатках. В ту ночь одиннадцать шайеннских детей умерли от переохлаждения.
 Уходя, Маккензи забрал всех захваченных у шайеннов лошадей, а их палатки, оделяла, и шкуры приказал сжечь, оставив индейцев умирать на морозе.
Обездоленные люди Тупого Ножа переправились через реку Паудер и в итоге отвергнутые даже союзниками сиу, отказавшимися принять их в свои палатки, были вынуждены идти в форт Робинсон и сдаться на милость победителей.
Всю зиму 1877 года скауты пауни не давали враждебным сиу покоя, выслеживая их лагеря и стоянки. У враждебных в это время не было никакой возможности вести охоту на бизонов или лосей, ибо грозная конница пауни и американских солдат неустанно шла последу. Весной голодные и оборванные, некогда могущественные всадники равнин вынуждены были сложить оружие в форту Робинсон.
1 мая 1877 года «Батальон пауни» был расформирован окончательно. Все скауты вернулись в резервацию на Индейскую территорию. Они стали зажиточными по сравнению с соплеменниками, ибо командование американской армии одарило их лошадьми, одеждой, оружием и деньгами. Больше всего они были рады тому, что в своих палатках у вечерних костров могли рассказывать истории о своей доблести, о том, как они смогли победить таких своих врагов сиу как Красное Облако, Сидящий Бык и Бешеный Конь.
Фрэнк Норт после окончания войны совместно с Уильямом Коди (Баффоло Билл) занялся разведением скота в Западной Небраске. В 1882 году, когда Коди открыл сое легендарное шоу «Дикий Запад» работал у него менеджером по связям с индейцами. Последнее время он сильно болел и к тому же в 1884 году во время шоу в Хатфорде (штат Кентукки) упал с лошади и сломал  семь ребер, от чего так и не оправился. Умер Фрэнк Норт 15 марта 1885 года в округе Платт в Небраске в возрасте 45 лет. Все жители Небраски оплакивали его, ибо он был для них образцом мужества и справедливости.
Лишь немногие из разведчиков пауни, которые служили под началом Фрэнка Норта, продолжали службу в армии США. «При одном упоминании имени Норта их глаза загорались, и они начинали говорить о нем с величайшей любовью, время от времени поднимая взор к голубому небу, и повторяя: «вождь пауни, вождь пауни», – писал Эддисон Шелдон в «Рассказах о Небраске».
В 1911 году Шелдон посетил резервацию пауни в Оклахоме и записал имена последних из живших тогда разведчиков пауни:
Капитан Джим, или Кут-тах-вай-кутс-тах-ках (Белый Ястреб).
Джон Баффало, или Рии-тит-ка-ви (Перо в Скальпе).
Джон Бокс,  или Ки-вах-ку-па-хат (Рыжая Лиса).
Высокий Орел – Лай-тах-котс-си-ти-ту-ху-рей-ри-ку-как-ки-ха-кок
Смотрящий Орел – Лай-тах-котс-си-ти-ти-рит.
Билли Осборн, или  Кут-тах-ви-кутс-рах-рах-хи-кутс (Храбрый Ястреб).
Все  перечисленные разведчики  некогда служили с Фрэнком Нортом и хорошо помнили его.
«Я думаю было бы уместно поблагодарить, вас майор за отличное поведение и исполненный долг в период службы под моим началом, – писал генерал Крук Фрэнку Норту позднее, –  и высказать самые лестные свидетельства в адрес разведчиков пауни, доказавших своим мужеством и дисциплиной пригодность для службы в рядах нашей армии».