Мотивация персонажа. Двигатель внутреннего сгорани

Валерия Дёмкина
Начнём с того, что определим главного героя. ГГ – персонаж, обладающий сильной волей в достижении цели. Да, воля к победе – главное качество персонажа качественного произведения; пусть вас не смущает, что часто ГГ в начале фильма/книги предстает, как кажется, слабым или неумёхой, неудачником или отверженным (вспомните «Брюс всемогущий»). Всё меняется, когда у персонажа появляется мотивация (цель). Именно в её достижении он начинает проявлять себя так, что иначе как главным героем мы назвать его не можем, и рождается весь спектр второстепенных элементов, обеспечивающих появление истории.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию героя. У второстепенного персонажа необходимо прописывать хотя бы внешнюю мотивацию, у главного (если вы хотите воздействовать на читателя по-настоящему) – и ту, и другую.
Внешняя мотивация отвечает на вопрос «Чего он хочет?» и проявляется в поступках. Прометей хочет, чтобы люди остались живы, и дарит им огонь, Герда хочет спасти брата и отправляется на север в чертоги Зимы.

Внешняя мотивация в целом соответствует фундаменту вашего рассказа – его идее. Идея выражается формулой «Это история о __ , который хочет __». Воля и стремление к чему-то видны уже в этой формулировке, так что каким бы мямлей не был персонаж до начала истории, с появлением мотива он начинает действовать сообразно настоящей истории. Это история о невинно осуждённом банкире, который получил пожизненное и хочет выйти на свободу. Это история о математике, который хочет найти код для расшифровки самой сложной шифровальной машины в истории. Это история о сыне шахтёра, который хочет заниматься балетом.

Обозначив идею, вы видите общие очертания истории, характер конфликтов и вектор движения повествования. Вы же не думаете, что мальчику из рабочей семьи будет просто, когда он решит заняться танцами? Нет, вы отлично знаете, какие препятствия ему придётся преодолеть. А если не знаете, посмотрите фильм «Билли Эллиот».

Каждую сцену планируемого произведения нужно сверять именно с внешним мотивом персонажа (или идеей). Каждый эпизод должен так или иначе двигать вас и читателя к цели (свободе, секрету кода «Энигмы» или балетной школе). Если эпизод оставляет историю статичной, ничего не объясняет – выбрасывайте. Перечитайте отрывок истории без него. Если роман ничего не потерял или потерял минимально без этой сцены – отлично. Незначительные корректировки смежных эпизодов – и история идёт дальше.

Внутренняя мотивация отвечает на вопрос «Почему он этого хочет?» и проявляется, как правило, в диалогах. Это фактор, роднящий читателя с героем. Только в персонажа, обладающего внутренней мотивацией, можно поверить. В глубине его сознания таятся те же вещи, которые толкают обычных людей, в том числе и тех, что читают вашу книгу, на неожиданные поступки, или заставляют вдруг проявить железную волю, или чудеса находчивости и смелости. Это страх, гордость, зависть, страсть, любовь, месть, сострадание, совесть. Это те чувства, которые помогают не отступить от цели, когда препятствия становятся особенно опасными и страшными. Внутренняя мотивация – истинный стержень вашего героя, это доминирующее чувство, пылающее очень глубоко в его душе. Герда не перенесла бы жуткий холод и ужасы плена у разбойников, если бы она не любила брата Кая. Энди Дюфрейн не смог бы противостоять власти начальника тюрьмы, жестокости охранников и заключенных, если бы не надеялся на то, что справедливость восторжествует в том или ином виде, и добро победит зло.

Недостаточное внимание к внутреннему мотиву главного героя отдаляет от него читателя, снижает интерес и градус драматичности произведения. Если вы не можете разобраться с глубинной мотивацией, остановитесь подробнее на образе вашего персонажа, не слишком ли он «картонный», «неживой», есть ли у него слабости, недостатки, вписываются ли они в общий образ, учли ли вы его странности. Также посмотрите на антагониста – из прошлой статьи мы знаем, что у него бывает идентичная с ГГ цель, но способы достижения отличаются. Чем? Могут ли эти способы подстегнуть внутреннюю мотивацию ГГ? Система протагонист-антагонист должна быть гармоничной, чтобы герои взаимно мотивировали друг друга. Анализируйте зацепки отстранённо, словно ГГ ваш одноклассник или коллега по работе. Почему он мог так поступить? Какая скрытая причина привела к цепи «странных» на первый взгляд действий?

Трудно сказать наверняка, какие мотивы вкладывал в героев писатель н этапе планирования романа или сценария, но полезно всё же проанализировать любимые фильмы и книги, чтобы понять, что могло обеспечить им успех. Или нелюбимые, чтоб подумать о неуспехе и не повторять чужих ошибок. Затем вам станет легче разбирать ваши рассказы.

«Над кукушкиным гнездом». Это история о бывшем заключенном Макмёрфи, который попадает в психиатрическую клинику и хочет скрыться там от тюремного заключения, легко провести срок и скоро освободиться, попутно доведя главную медсестру до состояния белого каления. Он этого хочет, потому что сам свободолюбив и оптимистичен. Сестра Рэтчед – тиран, погружающий пациентов в уныние. Макмёрфи так любит свободу, что вступает в идейный конфликт в медсестрой, и подстёгивает пациентов на совершение таких же жизнеутверждающих и свободолюбивых поступков, к каким склонен сам.

«Закон о детях». Это история об адвокате, которая хочет выиграть дело у религиозной семьи, запрещающей переливание крови своему больному ребенку. Она этого хочет, потому что у неё проблемы в личной жизни и добиться правды и справедливости для детей становится доминирующей идеей, в том числе, чтобы подтвердить себе собственную значимость в кризисном возрасте. В наиболее трудный момент добавляется любовный мотив – она хочет спасти этого юношу, потому что видит в нём любовь к себе, и жажду жизни.

«Чудо на Гудзоне» (фильм по реальным событиям). История о пилоте, который хотел доказать свою невиновность в деле об авиакатастрофе. Он хотел этого, потому что после учинённой им аварийной посадки спаслись все пассажиры, и он верил в себя и в своё решение, несмотря на опасность, лучшее из возможных.

Let`s write! Ваша Ва.Дё.

Ещё больше статей и контента для писателей в группе ВКонтакте
https://vk.com/right_hemisphere