Постсоветистаны
Недавно прочитал книгу норвежского антрополога Эрики Фатланд «Советистан». Книга посвящена бывшим советским союзным республикам Средней Азии, ныне называемой Центральной Азией. Молодая норвежская исследовательница написала, довольно интересную, пусть и не очень ровную по изложению материала книгу. В ней есть и очень точные наблюдения, емкие выводы, и немало слабых и очень слабых мест. Но, в целом, Эрике Фатланд удалось показать основные особенности стран бывшего Советистана. Стран, в жизни которых, причудливо переплелись традиционное «становское», то есть досоветское прошлое и советское влияние. Подтверждаю это, как человек, который не понаслышке знает жизнь этого региона.
Сегодня страны бывшего Советистана испытывают влияние и других идеологических течений и политико-экономических факторов. Но в своей основе они пока остаются советизированными станами. Так, для них характерны все признаки советского пристрастия к сверхдостижениям. По свидетельству Эрики Фотланд, они постоянно стремятся к результатам, которые могли бы их выделить среди соседей, и даже во всем мире. Для этого в Туркменистане добиваются первенства в использовании мрамора на квадратный метр, а в Таджикистане гордятся самым высоким в мире флагштоком, а также самой большой библиотекой в регионе, пусть в ней совсем мало книг и она почти не работает. Не отстают от гонки тщеславия и другие постсоветистаны. Каждая находит или ищет свой повод для самовозвеличения. Но они, к сожалению, не очень способствуют их современному развитию.
На момент, когда установилась советская власть, народы Центральной Азии еще пребывали в традиционном состоянии, с очень небольшими фрагментами промышленности. Последние были связаны с добычей ископаемых и переработкой сельскохозяйственной продукции. С приходом советской власти в Центральную Азию, там произошли изменения, которые можно назвать революционными. И такое определение перемен, произошедших в этом регионе, является самой популярной в среде специалистов. Для такого вывода есть много оснований. Ведь в Средней Азии советская власть, за очень короткое время, сломало вековой традиционный уклад местных народов, а взамен форсировано сформировала систему институтов, которая, если и не была современной, то, по крайней мере, имела много современных черт. В каждой среднеазиатской республике было построено сотни заводов и фабрик, создана развитая инфраструктура и введено всеобщее школьное образование. Все республики имели приличную социальную систему. Среди них в промышленном и научно-техническом отношении дальше других продвинулись Казахстан и Узбекистан. Остальные три были меньше затронуты процессом индустриализации. И сегодня, в период их постсоветской истории, уровень индустриализации, достигнутый в советский период, является основным фактором, определяющим особенности почти всех общественных процессов, происходящих в бывшем Советистане. Эти факты видны и в наблюдениях норвежского антрополога.
Конечно, индустриальное развитие среднеазиатских республик, определяемых Эрикой Фатланд как советистаны, не протекало гладко и счастливо. Вхождение советистанов в промышленный мир ХХ века было очень трудным и даже трагичным процессом. Фатланд отмечает, что за революционный скачок из традиционной жизни в индустриальную цивилизацию, народы Центральной Азии заплатили очень дорогую цену. Они потеряли Аральское море и миллионы людей. Особенно большие человеческие потери понесли казахи.
От советского периода своей истории, бывшие среднеазиатские республики унаследовали не только промышленные достижения, образование и медицину. Им достались границы, которые уже приводят к межэтническим конфликтам, самым крупным из которых были два столкновения между узбеками и киргизами. Первое произошло на излете советской власти в 1990 году в Ошской области Киргизкой ССР. А в 2010 там же произошли еще более масштабные столкновения, которые привели к бегству из Киргизстана десятков тысяч узбеков. Сегодня отношения между киргизами и узбеками, можно определить, как довольно мирные, но проблемы, приведшие к предыдущим столкновениям, никуда не делись.
Далеко не безоблачные отношения между Узбекистаном и Таджикистаном. Да и между другими странами региона тоже нет добрососедских отношений. Одним из факторов, перманентно вызывающим межэтнические конфликты в Центральной Азии, является нарезка границ, проведенная при образовании советистанов. При их образовании многие города и районы, населенные одним этносом, оказались в составе нового образования, именуемого союзной советской республикой. Особенно много этнических чересполосиц образовалось на территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. С учетом постоянной для этих стран водной проблемы, как в будущем будут разрешены эти противоречия – это ведомо только Всевышнему.
Пытаясь найти свой путь в современном мире бывшие советистаны экспериментируют и с новыми формами, и одновременно активно пытаются возрождать свои традиции. Факты, приводимые норвежеской исследовательницой Эрикой Фотланд, да и другими экспертами и очевидцами, больше подтверждают, что основы своей постсоветской идентичности народы бывшего Советистана больше ищут и находят в своем досоветском прошлом. Получается, что в жизни стран бывшего Советистана досоветское начало оказалось более живучим, чем влияние советских институтов, которому они подвергались в течении почти полувека.
© Copyright:
Друг Народа, 2018
Свидетельство о публикации №218042601086