Личное историко-художественное исследование

Сергей Анисимов Кыштым
Виртуальный музей
«Времён связующая нить»

"Ах, война, что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым…»
(Булат Окуджава)

Так случилось, что в нашем семейном альбоме, присутствует ничтожное количество старых фотографий военного времени. Да и те имеющиеся немногочисленные снимки были любезно переданы бабушкой Галей, во время нашего последнего приезда в г. Шиханы.
Наряду с пожелтевшими фотоснимками, ею была подарена книга памяти Саратовской области, где на странице № 259 имеется информация о нашем деде и прадеде Анисимовом Иване Фёдоровиче 1918 года рождения, уроженца села Барнуковка Саратовской области.
Эти данные так же подтверждаются и другими имеющимися документами. Например, запись в удостоверении № 07587 гласит: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года старший сержант Анисимов Иван Фёдорович награждён медалью «За оборону Ленинграда».
Теперь нам доподлинно известно о награждении нашего родственника за участие в героической обороне Ленинграда, за проявленные отвагу и мужество. Боевая награда нашла своего героя и была вручена ему лишь спустя шесть месяцев, точнее, 4 июля 1943 года. Интересен факт - сама медаль «За оборону Ленинграда» была учреждена в декабре 1942 года. Ею было награждено приблизительно 1 470 000 бойцов!
Остаётся только догадываться о тяготах и лишениях, выпавших на долю солдат, защищавших северную столицу нашей Родины, так как к великому сожалению, не владеем личной перепиской военных лет. Но, на мой взгляд, очень точно и кратко невыдуманные переживания описал Борис Лихарев в этих двух четверостишьях своего стихотворения «Булка»:

И шли мы завтракать в землянку,
Стряхнув с колен окопный снег.
Там хлеба чёрного буханка
На восемнадцать человек,

За нами были горе, голод…
О, как нам ярость сердце жгла!
За нами был наш гордый город,
За нами жизнь его была.

Для срыва замыслов противника войска правого крыла Волховского фронта провели две крупные наступательные операции, одна из них Мгинская в июле — августе 1943 года, во время которой и погиб наш дед.
Мгинская операция (22.7-22.8) имела цель сорвать планы противника по организации нового наступления на Ленинград и сковать его силы в этом районе. В результате Мгинской операции советские войска вклинились в оборону 18 армии противника. Главная цель операции была достигнута. Противник понес большие потери, особенно от огня артиллерии и ударов авиации, перебросив в район мгинского выступа все резервы 18 армии и значительные силы с других участков фронта.
Да, не всем воинам, участвовавшим в этой операции, суждено было дожить до судьбоносного дня. Вот и наш боец пал смертью храбрых, защищая страну от фашистских захватчиков. Скорбный документ, бережно хранящийся в личном архиве, гласит: «Ваш муж старший сержант Анисимов Иван Фёдорович в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 15 августа 1943 года и похоронен на кладбище в деревне Килози Мгинского района Ленинградской области».
Так звучат сухие официальные строки. А как смерть артиллеристов описывает очевидец тех событий, полковник, автор мемуаров о войне Дмитрий Алексеевич Морозов? Ответ не заставляет себя долго ждать. В его книге «О них не упоминалось в сводках» изданной издательством министерства обороны в 1965 году, да и то в сокращении на две трети от рукописи, читаем нижеследующее описание:«Когда рассеялся дым, местность было трудно узнать. Земля вспахана воронками, от леса остались обгорелые пни. Вместо ровного зеленого фона — огромные темно-коричневые и черные пятна. Там, где разрывались снаряды, долго клубился дым: огонь пожирал все, что могло гореть… Деревья вокруг исковерканы, расщеплены осколками, одно из них упало на ствол пушки. Наводчик сидел на своем месте, склонив голову. Он был мертв. Заряжающий как держал снаряд в руках, так и застыл с ним, прислонившись к станине. Красноармеец  лежал на боку, поджав колени к окровавленному лицу. Два других орудийных номера распластались ничком. Рядом лежал до неузнаваемости изуродованный старший сержант — командир орудия. Взяв документы убитых, мы покинули место жестокой дуэли. О бесстрашных артиллеристах я потом докладывал полковнику, но сейчас уже не могу вспомнить их фамилии…»
Возможно, это и есть описание гибели нашего деда, а может быть другого защитника Родины павшего ради Победы.
Действительно, в этих местах трудно было отыскать квадратный метр, на котором за два года боев не оборвалась бы чья-то жизнь. Как раз к моменту окончания боевых действий стало известно, что Ставка положительно оценила результаты Мгинской операции, но командир орудия старший сержант Анисимов об этом знать уже не мог.
Да, к большому прискорбию, главе семьи никогда не суждено вернуться с фронта, как  и не увидеть своего первенца Алексея Ивановича Анисимова. Но фотография сына, которую жена послала на фронт, достигла своего адресата. Это стало ясно, когда маленький снимок вернулся вместе с похоронкой в семью…
Страшно представить, сколько мужества потребовалось родственникам, держащим в руках скупой официальный документ, сколько пережито горя и сколько пролито слёз после осознания безвозвратной утраты. Несомненно ситуация усугублялась тем, что до конца своих дней у бабушки Гали не было реальной возможности поклониться в пояс братской могиле, в которой покоится прах её супруга.
Поэтому мы считаем своим долгом разыскать место захоронения, низко поклониться бойцам, ценой своей жизни отстоявшим город Ленинград,  и привезти на могилу бабушки в Саратовскую область горсть святой земли…
Поиски осложняются тем, что на сегодняшний день в Ленинградской области нет населённого пункта с названием «Килози» или «Килозия», как указано в официальных документах того времени. Есть «Келози». Можно было бы сослаться на досадную орфографическую ошибку, но деревня с таким названием находится совсем в другом районе.
Недавно на странице сайта http://gorchakov-story.ru/16-tanks/148-valya.html посвящённой Великой Отечественной Войне прочли информацию о том, что недалеко от населённого пункта Назия, по рассказам старожилов, действительно располагалась деревня Килози, которая к настоящему времени прекратила своё существование. Теперь на этом месте осталось только поле, и нет никаких признаков былого жилища.
Да и сам Мгинский район, кстати, на сегодняшний день как административная единица упразднён Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1960 года. Вся территория Мгинского района была разделена между Волховским и Тосненским районами. Начиная с 1977 года территория бывшего Мгинского района теперь полностью входит в состав Кировского района.
Самостоятельные дистанционные поиски, посредством интернета, с просмотром братских могил и памятных плит результата не дали. Так как на территории нынешнего Кировского района на местах былых сражений Великой Отечественной войны установлено свыше 60ти памятников и находится 38 братских воинских захоронений. И это только официальных захоронений!
В одном из интервью с руководителем студенческого поискового отряда «Ингрия» и Центра по изучению военной истории, доцентом Санкт¬Петербургского госуниверситета Евгением Ильиным читаем: «Ветераны войны, поисковики своими силами и на собственные средства изготавливают и устанавливают скромные памятные знаки и указатели».
Поэтому, мы с официальным письмом, обратились в Кировский ОВК Ленинградской области, и попросили помочь в поисках могилы, в которой захоронен, или перезахоронен, наш дед и прадед. Подобный запрос был отправлен в центральный архив г. Подольска.
Ответ из военкомата пришёл неожиданно быстро. В частности в письме указано: «На основании представленных Вами документов фамилия воина внесена в картотеку безвозвратных потерь в отделе военного комиссариата Ленинградской области по г. Кировск и Кировскому району». 
А так же в присланном документе чётко указано: «В послевоенное время перезахоронение останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной Войны в районе д. Килози Мгинского (ныне Кировского) района Ленинградской области, производилось на БВЗ (большое воинское захоронение) станции Назия».
Помимо этой, важной для нас информации, сотрудники военкомата любезно предоставили подробную схему проезда к братской могиле и пообещали увековечить фамилию нашего родственника на надгробной плите. Низкий поклон вам, добрые люди!
Ответа из центрально архива пока не поступало, но теперь в наших руках будут бережно храниться уже имеющиеся ветхие документы и редкие фотоснимки военных лет, а так же результаты настоящего исследования, чтобы в дальнейшем весь накопленный материал о героических подвигах предков передать на память своим детям и внукам.
Сейчас можно смело заявить – связь времён не потеряна, ведь память о военных подвигах советских солдат будет вечно храниться в наших сердцах. Поэтому считаем 9 мая нашим главным семейным праздником.
Вначале мы традиционно идём на городской митинг, далее в составе колонны следуем к могиле неизвестного солдата, где под оружейные залпы возлагаем венки, а по возвращению домой собираемся всей роднёй за круглым семейным столом, чествуя наших победителей.
Так было, так есть и так будет всегда, ведь эта традиция свята!
Когда материал уже был практически готов, на электронный адрес пришло письмо из Америки, от родственницы, которая тоже бережно хранила крупицы памяти о нашем деде и прадеде и с радостью поделилась имеющейся у неё информацией.
Согласно присланного документа за №3453 «Старший сержант Анисимов Иван Фёдорович, командир орудия, член ВКПБ, уроженец села Еленовка 1916 года, призванный РВК Саратовской области, убит в боях под местечком Мга, Ленинградской области, 14 августа 1943 года и захоронен в Братском кладбище деревни Килозия, Мгинский район, Ленинградской области». В конце документа имеется адрес родителей, на который впоследствии, вероятно, и высылалась похоронка: « Саратовская область, Балтайский район, село Еленовка. Отец – Краснов Владимир Петрович».
Ещё из письма мы узнали несколько неизвестных ранее фактов.                Оказывается наш дед и прадед писал стихи и статьи в армейскую газету! Как нам стало известно, большой патриотический подъём бойцов обусловлен именно выходящей дивизионной газетой. Такая газета поднимала наступательный дух бойцов, печатая статьи  о фашистских зверствах, и вызывая тем самым у воинов жуткую ненависть к врагу. Газета систематически печатала статьи воинов-фронтовиков. И эти воины-фронтовики, в том числе и наш дед, через газету ярко и доходчиво рассказывали о своём боевом пути.   
Один из авторов, печатающихся на страницах фронтовой газеты Сергей Сергеевич Орлов, который сам был ранен у деревни Карбусель в 1942 году. Его стихи просты, но всё в них было правдой. Вот отрывок из его одноимённого стихотворения, в нём соседствуют скорбь, боль, отчаяние  и вера в победу над врагом:

Болота, болота, болота,
За каждую кочку бои,
И молча в отчаянных ротах
Друзья умирают мои.
 

Ползут по кровавому следу
По черному снегу полки,
Лишь веруя сердцем в победу
Рассудку уже вопреки...               

Ещё благодаря родственнице мы узнали, что наш дед и прадед реально родился в Хватовке (станция Высотная), а не в Еленовке и не в Барнуковке, как указано в имеющихся бумагах.  А всё дело в том, что документы для книги памяти, например, подавались из колхоза имени Карла Маркса, правление которого на тот период находилось именно в Барнуковке.
Администрацией данного населённого пункта был установлен памятник погибшим бойцам, ушедшим на фронт из колхоза имени Карла Маркса. Здесь увековечена фамилия и нашего деда! А село с названием Еленовка в настоящее время прекратило своё существование и исчезло со всех карт Саратовской области.
Глядя на памятник воинам хочется прочесть ещё одно известное стихотворение, написанное в 1944 году Сергеем Орловым, которое стало своеобразным поэтическим венком на могилах всех павших:

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

Закончить своё личное исследование хочется словами автора Дмитрия Алексеевича Морозова: «Все мы свято чтим память наших братьев по оружию, погибших в огне минувшей войны. Им не удалось увидеть победные салюты, не удалось вернуться в родные дома. Их нет среди нас. Но их подвиги, их славные дела живы и всегда будут жить в наших сердцах».
PS: На глаза попала газетная заметка «Запишите деда в полк», где предлагалось поместить биографию родственников, учавствовавших в Великой Отечественной Войне. Все опубликованные биографические данные и фотографии войдут в фотофонд и будут использоваться для сохранения памяти о потомках. По окончании данного исследования непременно хотим принять участие и таким образом оставить память о нашем деде и прадеде. www.moypolk.ru